Культура и цивилизация. Российская цивилизация

Содержание и закономерности развития культуры

Культура, как уже отмечалось, является сложным и многогранным общественным явлением. В отличие от многих социальных явлений и сфер общественной жизнедеятельности, она не рядоположена с ними, а наличествует в каждом из них как мера оценки качественного уровня их развития, зрелости, совершенства. Это культурологическое измерение всей системы общественных отношений может быть выражено в трех основных уровнях:высоком, сверхдостаточном; среднем, достаточном; и низком, недостаточном.

Содержание и структуру культуры в зависимости от различных оснований можно представить следующим образом.

а) По способу создания и удовлетворения потребностей человека и общества различают две основных группы культурных ценностей: ценности материальной культуры и ценности духовнойкультуры.

Материальная культура содержит те ценности, которые являются чувственно-предметными, удовлетворяют материальные потребности человека и общества и создаются преимущественно физическим трудом. Таковы, например, промышленные товары, одежда, продовольствие, жилье и т.п.

Духовная культура содержит ценности невещественного, духовного порядка, которые призваны удовлетворять духовные потребности человека и общества и создаются преимущественно умственным трудом. К ним можно отнести нормы морали, религию, произведения искусства, научные открытия и т.п.

Нетрудно заметить, что ценности материальной культуры всегда одухотворены сознательной деятельностью человека, а ценности духовной культуры всегда существуют и нуждаются в соответствующей материализации. Материальная культура тем ценнее, чем она одухотвореннее, а духовная культура тем выше, чем более она материализована в обществе и доступна человеку. Поэтому в принципе все культурные ценности являются духовно-материальными, хотя различие между ними в указанном отношении всегда имеет место.

б) По общественной широте проявления, масштабам распространения и социальным носителям в содержании культуры выделяются такие интегративные группы культурных ценностей, которые называются субкультурами. К ним относятся:

· Глобальная, планетарная, общечеловеческая субкультура, ценности которой являются всеобщими для мирового сообщества. Таковы, например, нравственно-гуманистические ценности, не знающие национальных границ (гуманизм, честь, достоинство, долг, справедливость, свобода и т.п.).

· Континентальная, региональная субкультура, ценности которой рождены и распространены на американском, африканском, европейском, азиатском и других континентах. Носителями таких субкультур являются представители стран соответствующих континентов.

· Общественная субкультура, ценности которой утвердились и господствуют в каждом обществе, государстве. Таковы культурные ценности, характерные для каждой страны мира, в том числе и России. Отсюда идет выделение американской, германской, итальянской, французской, китайской и т.п., в том числе и российской субкультур.

· Социально-групповая культура содержит ценности, господствующие и распространенные в масштабе социальных групп – родов, племен, народностей, наций, кланов, сословий, конфессий и т.п. Так, культура России многонациональна и разноконфессиональна, поскольку в ее составе живут представители многих национальностей и религиозных конфессий. Она содержит такие субкультуры, как народная, национальная, городская, деревенская, молодежная и т.п.

· Личностная,индивидуальная культура каждого человека, которая содержит в себе ценности общечеловеческой, региональной, общественной, социально-групповой субкультур, а также и личной, неповторимо индивидуальной культуры.

в) По проявлению в различных сферах жизнедеятельности общества выделяют: экономическую, социальную, политическую и духовную культуру. Каждая из перечисленных видов культуры, в свою очередь, содержит более конкретные ее разновидности. Например, экономическая культура общества включает: культуру промышленного производства, культуру сельскохозяйственного производства, культуру предпринимательской деятельности, культуру управления экономикой, культуру торговли, обмена и распределения материальных благ. Политическая культура общества содержит культуру политического устройства и режима власти, правовую культуру, культуру политического участия, культуру политического лидерства, культуру правоохранительной деятельности и т.п. Социальная культура включает культуру межличностных, семейно-бытовых, социально-групповых, межнациональных и иных отношений. В содержание духовной культуры общества входят познавательная, нравственная, религиозная, научная, эстетическая и другие виды духовной деятельности.

г) По характеру и многообразию видов человеческой деятельности человека различают обыденную и профессиональную культуру, а в составе последней выделяют: культуру управления, правовую культуру, педагогическую культуру, медицинскую культуру, военную культуру и т.п. В данном аспекте каждый вид профессиональной деятельности подвержен культурологическому измерению. При этом профессиональная культура по своему содержанию включает три основных слоя: общая культура личности, которой овладевает человек по мере своего становления; специальная культура, которая преимущественно связана с профессией человека; и специфическая культура, содержащая элементы индивидуального, собственного опыта в жизни каждого человека.

д) С точки зрения оценки индивидуального культурного облика каждого человека выделяются такие элементы культуры личности, как культура мышления, культура поведения, культура общения, культура взаимоотношений, семейная культура, культура досуга и быта и т.п. Понятно, что применительно к каждой разновидности культурного облика человека здесь речь идет о качественной оценке уровня зрелости, богатства и глубины мышления, поведения, общения, взаимоотношений и деятельности.

е) В аспекте взаимодействия общества и религии принято также различать культуру светскую, общественную, мирскую и культуру религиозную, сакральную, конфессиональную. Данное различение культур в значительной мере зависит от взаимодействия двух тенденций общественной жизни: сакрализации, усиления роли религии в обществе, и секуляризации, ослабления религиозности и повышения роли светских начал в общественной жизни. Чем выше роль религии в данном обществе, тем четче и яснее в нем имеет место различение между светской и религиозной культурами.

ж) В содержании художественной культуры общества по признаку социальных основ ее происхождения, широты распространения и уровню доступности для населения различают элитарную культуру, массовую культуру и народную культуру. Последняя, подразумевающая народное художественное творчество, нередко включается авторами в массовую культуру [27].

Элитарная культура производится и потребляется высшим привилегированным слоем общества – элитой. В общем смысле элита – часть общества, наиболее способная к творческой духовной деятельности и одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Элитарная культура призвана удовлетворять духовные запросы высших и наиболее развитых, просвещенных слоев общества. Это, например, опера в музыкальном творчестве, балет в танцевальном искусстве, театр и т.п.

Массовая культура выступает своеобразным антиподом элитарной культуры. К ней относится совокупность таких культурных ценностей, которые каждодневно производятся в больших объемах для массового распространения и потребления. Это культура повседневной жизни людей, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации. Таковы эстрадное творчество, песни и танцы, цирковое искусство, реклама, шоу-бизнес и т.д. Сюда же чаще всего относят и народную культуру – народные промыслы, сказки, предания, сказания и т.п.

Наконец, культура каждого народа и государства имеет свое онтологическое содержание, которое включает такие необходимые элементы, как экономический уклад и политический строй общества, язык, мораль, искусство, образование и просвещение, наука и техника, религия, господствующая идеология и общественная психология. Это важно подчеркнуть, чтобы не сводить содержание культуры лишь к искусству, ценностям эстетического творчества. В данном аспекте культура как бы наполняет своим ценностным содержанием общественную жизнь.

Следует иметь в виду, что в содержании указанных элементов культуры имеют место такие проявления, которые не соответствуют ее существенным признакам, а потому не могут быть признаны как культурные. Так, например, язык сам по себе выступает необходимым элементом культуры каждого народа, средством ее развития, распространения и потребления. Но в функционировании и использовании языка нередко допускаются такие формы, которые в культурном плане недопустимы (грубость, искажение смысла, матерщина и т.п.).

В процессе развития культуры действуют и проявляются закономерности – необходимые, устойчивые, существенные и повторяющиеся связи, которые определяют характер ее содержания, основные тенденции ее развития и функционирования. Нередко они проявляются как устойчивые и существенные факторы, под влиянием которых постоянно развивается культура.

В общей совокупности закономерностей развития культуры можно выделить две их группы: группа общих закономерностей внешнего порядка и группа специфических закономерностей внутреннего порядка. Рассмотрим более подробно закономерности каждой группы.

Общие закономерности развития культуры являются проявлением и конкретизацией действия всеобщих философских, а также общесоциологических законов. Важнейшая среди закономерностей этой группы - устойчивая и существенная зависимость содержания культуры от характера и особенностей исторической эпохи.Подобно тому, как философия, по меткому замечанию Г.Гегеля, есть эпоха, схваченная в мысли, культура также есть эпоха, схваченная в символах и архетипах.

Названная закономерность проявляется прежде всего в том, что каждому периоду мировой истории и историческому этапу ее развития соответствует определенный исторический тип культуры. И потому историческая типология культур применительно к европейской истории включает в себя культуру эпох Древности, Средневековья, Возрождения, Нового и новейшего времени. Культура как бы наполняет своим содержанием историю, олицетворяет собой каждый исторический период. Это лицо каждой исторической эпохи культурно выражается в ее экономической и политической жизни, языке, морали, науке, искусстве, образовании и просвещении, религии.

В каждом обществе и на всех исторических этапах характер и уровень развития культуры существенно зависит от состояния экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. Эта общая закономерность развития культуры может быть конкретизирована и рассмотрена применительно к каждой сфере жизнедеятельности общества как устойчивому и существенному фактору ее развития.

Зависимость развития культуры от уровня экономической жизни общества является прямой: чем выше уровень развития экономики, тем более благоприятные условия она создает для развития культуры. Уже сама по себе развитая и эффективная экономика свидетельствует о высоком уровне экономической культуры данного общества, т.е. культуры промышленного и сельскохозяйственного производства, культуры предпринимательства и управления экономикой, а также торговли и других элементов экономической жизни общества. Развитая экономика позволяет выделять больше средств на развитие культуры и соответственно получать высокую культурную отдачу на производстве в виде квалифицированных работников и т.п. В то же время нельзя не учитывать, что зависимость развития культуры от экономики не является прямолинейной, поскольку здесь одновременно сказывается влияние конкретной политики, состояния социальной сферы и характера духовной жизни общества.

Развитие культуры устойчиво зависит и от характера политической жизни общества. Эта зависимость также не является прямолинейной. Известно, что демократическая политика создает более благоприятные условия для развития культуры. Яркий тому пример – демократические Афины и военизированная Спарта в Древней Греции. Каждое государство вырабатывает и реализует культурную политику, которая может быть эффективной или неэффективной. В то же время воздействие политики на развитие культуры также зависит от уровня развития экономики, социальной сферы и духовной жизни данного общества.

Социальная сфераобщественной жизни также оказывает существенное влияние на развитие культуры. Такие состояния общества, как социальная напряженность, социальная стабильность, социальное согласие и т.п. оказывают соответствующее влияние на культурный процесс. На характер культуры оказывает свое воздействие и социальная структура общества. Так, например, современная культура России по своему характеру и содержанию является многонациональной, разнорегиональной и светской. В целом более развитая социальная сфера жизни общества создает благоприятные условия для развития культурного процесса, но и здесь также одновременно сказывается влияние уровня экономической жизни, конкретной политики государства и традиций духовной жизни общества.

Более непосредственное и прямое влияние на развитие культуры оказывает духовная жизнь общества. – национально-исторические традиции, образование и просвещение, идеология и общественная психология, наука и техника, мораль и искусство, язык и религия. Именно эти элементы духовной жизни определяют основное содержание культуры каждого государства, в том числе и России. И нередко богатые традиции и высокие ценности духовной жизни в значительной мере покрывают издержки экономики, политики и социальной сферы. Так, например, невероятный взлет российской культуры в XIX веке трудно объяснить экономическими, политическими и социальными причинами. Он был подготовлен и обусловлен преимущественно духовными предпосылками.

В развитии культуры имеет место устойчивая и закономерная тенденция исторической преемственности и взаимодействия между различными типами культур. Эта тенденция выступает проявлением действия всеобщих философских законов – закона взаимодействия противоположностей и закона отрицания отрицания. В культурном процессе исключительно важна роль исторических достижений и традиций прошлого, сохранения и поступательного развития их в настоящем времени. И наоборот, прерывность исторического процесса, социальные революции, войны и т.п. негативно сказываются на развитии культуры.

Культура по своему содержанию преимущественно ретроспективна. В ней наличествуют в основном ценности прошлого, которые выдержали испытание временем. И чем древнее культурная ценность, тем она ценнее. В то же время культурным ценностям настоящего времени еще предстоит выдержать это испытание, и далеко не каждая из них будет ревностно оберегаться обществом. Одновременно культура каждого народа развивается во взаимодействии с другими, соседствующими культурами. Так, например, культура России исторически и постоянно развивается в диалоге с западной и восточной культурами.

Культура подчиняется также действию закономерной тенденции расширения качественного многообразия по мере исторического развития. Здесь находит свое проявление философский закон взаимоперехода количественных и качественных изменений. В развитии культуры наблюдаются как постепенные, количественные изменения, так и крупные, качественно новые достижения, открытия, направления. Так, например, во второй половине XIX века в России вместе с традиционными направлениями художественного творчества (классицизм, реализм, романтизм) возникло и сложилось модернистское направление (футуризм, сюрреализм, имажинизм, акмеизм и др.). Тенденция расширения качественного многообразия в развитии культуры всегда будет иметь место по мере усложнения и существенных изменений общественной жизни.

Наконец, одной из общих закономерностей развития культуры является ее относительная самостоятельность и активное воздействие на общество. Конечно, культура рождается, формируется и развивается обществом. Она как бы неотделима от системы общественных отношений. И в то же время культура всегда автономна как особая и специфическая сфера высших проявлений человеческого духа. Особенно это касается культуры в ее наиболее узком понимании, т.е. художественной культуры. Возникнув и сформировавшись, культура оказывает активное благотворное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Это воздействие выражается в ее социальных функциях.

Культура - это многофункциональная система. Коротко охарактеризуем основные функции культуры. Главной, родовой функцией культуры является человеко-творческая или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее. В целом культура выполняет функцию социализации человека, превращая его из объекта воздействия социальной среды в активного субъекта общественной деятельности. Ради этого культура существует и развивается обществом.

О высокой роли культуры в развитии общества и человека замечательно написал наш выдающийся писатель В.С.Пикуль в романе «Псы господни»: «Мне кажется, никогда не устареет блистательный вольтеровский афоризм о том, что «пышные бедра тициановской Венеры нанесли папе римскому вреда гораздо больше, чем все тезисы Лютера»…, ибо человек прежде всего остается человеком, и никто не смеет отнимать у него человеческое – дьявольскую красоту божественного тела» [28].

Родовая функция культуры конкретизируется в ее видовых функциях. Важнейшая из них - функция трансляция (передачи) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.

Познавательная (гносеологическая)функция. Она тесно связана с первой. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия, в том числе и выбор тех или иных материальных или духовных ценностей.

Семиотическая, или знаковаяфункция - важнейшая в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание ее, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Знаковым средством общения людей выступает язык. Он же есть и культурная ценность и важнейшее средство овладения национальной культурой.

Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное или интеллектуальное содержание, как правило, выступает критериям соответствующей оценки уровня культуры человека.

Процесс функционирования культуры включает в себя такие элементы, как создание, накопление и хранение, распространение и потребление культурных ценностей. И чем совершеннее, богаче и выше культурные ценности, тем более они достойны сохранения и передачи новым поколениям людей. Вот почему до нас дошли из древних времен культурные достижения Древней Греции и Рима, египетские пирамиды, Вавилонская башня, Великая китайская стена, Софийский собор, Московский Кремль, собор Василия Блаженного и многие другие величайшие культурные ценности.

Вторую группу закономерностей развития культуры составляют существенные и необходимые связи и отношения внутреннего, специфического порядка. Они являются наиболее характерными именно для развития культуры как относительно самостоятельного и специфического общественного явления. К внутренним закономерностям развития культуры можно прежде всего отнести следующие.

Взаимодействие содержания и формы в развитии культуры. Эта закономерность выражается в том, правдивость и глубина содержания каждой культурной ценности гармонически сочетается с совершенством ее формы. Вообще, взаимосвязь формы и содержания является диалектической закономерностью, обоснованной в рамках философии. Согласно этой закономерности, содержание всегда определяет форму, а форма выражает характер содержания и активно воздействует на него. Однако в развитии культуры эта общая закономерность проявляется специфически.

Главное в культуре – достижение гармоническогосоотношения содержания и формы. Если этой гармонии нет, то нет и культурной ценности. Поэтому ценности культуры обладают культовой символикой и способностью привлекать к себе внимание человека. Более того, они становятся предметом обожания, поклонения, подражания, а потому способствуют формированию и возвышению человека. Именно это имел в виду французский социалист Лессинг, когда выразил мнение о том, что древнее общество, благодаря красивым статуям, имело красивых людей.

Развитие культуры осуществляется под влиянием закономерного взаимодействия в ее содержании элементов общечеловеческой, региональной, общественной и социально-групповой культуры. Так, например, культура России, с одной стороны, развивается под воздействием соседствующих с ней западной и восточной культур, а с другой, - под влиянием взаимодействия в ее содержании различных элементов региональной, национальной, конфессиональной и социально-групповой субкультур. В результате такого взаимодействия она получает качественное многообразие и такие специфические черты, как евразийство, единство западничества и славянофильства, духовная созерцательность, общинность, коллективизм и соборность, противоречивость и прерывность развития.

Одной из внутренних закономерностей развития культуры является взаимодействие в ее содержании нравственно-гуманистических и художественно-эстетических элементов. Речь идет о том, что культурные ценности всегда содержат в себе положительное нравственное начало и высокую эстетическую привлекательность, красоту. Эти два компонента в культуре составляют органическое единство, взаимно обусловливая и дополняя друг друга. Отсутствие одного из них дезавуирует присутствие другого. Так, произведение культуры не может быть признано высокохудожественным, если в нем отсутствует положительная нравственная идея. И наоборот, высокие нравственные порывы героев трудовых будней или военного лихолетья малопривлекательны при отсутствии элементарного умения людей хорошо трудиться и грамотно воевать.

Наконец, специфической закономерностью развития культуры выступает взаимодействие в ее содержании элитарного и массового компонентов. Чем более развито общество во всех аспектах его жизнедеятельности и соответственно развита его культура, тем глубже и шире взаимопроникновение в ней элитарного и массового искусства. Более того, в развитом обществе элитарная культура расширяет свою социальную базу и все более становится массовой, а ценности и разновидности массовой культуры становятся все более привлекательными, художественно утонченными и интеллектуально возвышенными.

Взаимодействие элитарного и массового в культуре общества и каждого человека должно быть гармоничным, без перекосов и крайностей. Культурные потребности и вкусы человека многообразны, а потому он нуждается как в общедоступных и развлекательных ценностях массовой культуры, так и в приобщении к высокой эстетической нагрузке ценностей элитарной культуры. Что касается общества в целом, то в нем не должно иметь место явное преобладание массовой или элитарной культуры, свидетельствующее о несовершенстве всей системы общественных отношений.

В культурном процессе действуют не только закономерности, но и многие другие факторы – исторические традиции, природный ландшафт и климат, географическое положение и геополитические предпосылки, территориальные и демографические условия, этнонациональные и конфессиональные факторы, социальные потрясения и природные катаклизмы. И потому культура, как чаще всего выражаются социологи, социодинамична.

Социодинамика культуры выражается не только в ее поступательном, восходящем, прогрессивном историческом развитии, но и в элементах повторяемости и цикличности, деградации и регресса, культурного застоя и кризиса, а также культурных взрывов и катастроф. Так, например, можно назвать культурным взрывом бурное развитие православной культуры на Руси после принятия христианства. С другой стороны, после революционных событий 1917 г. в России целые культурные пространства оказались в состоянии кризиса или катастрофы. В частности, культурная катастрофа постигла такие культуры, как купеческая, дворянская и мещанская. В состоянии кризиса оказались православная культура и культуры других конфессий, а также отдельные элементы элитарной культуры.

Культура и цивилизация. Российская цивилизация








Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 1003;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.