Начало египетской цивилизации.

 

Чтобы почувствовать религиозную канву более глубже необходимо рассмотреть и историю Египта. Египетская цивилизация зримо на глазах археологов проходит путь от доисторического к историческому. Сама письменная история Египта занимает огромный промежуток времени. Первые датированные письмена принадлежат к 3150 году до Р. Х., но они появляются видимо ещё раньше. А египетская иероглифическая письменность кончается в четвёртом веке после Р. Х. В этот период Египет переходит к христианству и греческому алфавиту и коптский язык, с особым начертанием греческих букв и добавлением своих букв, сохраняется в Египте как живой письменный язык до XII века, а литургический язык до XVII века, когда происходит переход на арабский язык богослужения. Но в XX-том веке происходит коптское возрождение, а вмести с ним восстанавливается и язык. Таким образом можно сказать, что египетская цивилизация не прекратилась до сего дня. То есть письменной египетской цивилизации более пяти тысяч лет.

 

Египетская цивилизация древнее своей письменной составляющей. В эпоху палеолита нильская долина не была населена вообще, потому что она представляла из себя заболоченную местность, где практически не было животных, поэтому существовать с помощью охоты там было практически невозможно. Примерно в восьмом тысячелетии до Р.Х. происходит переход от палеолита к неолиту в Египте, это первая культуру, уже земледельческая культура, так называемая Тибитская культура. Памятник Комомбо – это раннепалеолитическое поселение в 150-ти км. к северо-западу от современного Каира, на границе с саванной, то есть люди боялись ещё селиться в долине. Здесь присутствуют все признаки неолитической культуры, с захоронениями рядом и под домами. Эта культура вторична, неолит Египта был воспринят из Передней Азии, так как здесь нет ни диких злаков, ни животных, которые бы потом были привиты и одомашнены. Но этнически это были египтяне, судя по костным останкам.

 

Но египетский этнический тип неоднороден, это соединение трёх этнических типов и даже разных рас. Как раз в Комомбо это Западный тип, Ливийский тип, который имеют современные берберы. Кроме того Восточная дельта – это семитический тип, южно-европеоидный, а верхне-египетский – это негроидный.

 

Седьмое тысячелетие – это культура Силуана. Это уже развитая ранненеолитическая культура, земледелие происходит уже в долине Нила.

 

Шестое тысячелетие – это Ниринда и Фаюм.

 

Пятое и четвёртое тысячелетие, когда появляется металл, эпоха Халкорита – это культуры Эль-Амра, Герза и Бадари (это названия современных деревень). В это время памятники искусства уже вполне египетские, они более примитивны, ещё не вполне выработаны. Вообще культурный взрыв происходит в Египте в четвёртом тысячелетии до Р. Х., видимо он знаменуется появлением государства и письменности, когда вдруг появляются абсолютно совершенные образцы египетского искусства. При чём они были настолько совершенны, что потом египтяне их просто копируют, выше подняться они уже просто не могли. Религиозные элементы появляются уже в этот период.

 

В четвёртом тысячелетии возникают уже огромные некрополи, то есть огромные кладбища. Они возникают там же, где и в более поздний период были особые точки связанные с почитанием умерших. Это, всем известные точки, Мемфис и Обидо, которые уже становятся огромными кладбищами. Вообще Египет - это страна где не забывают умерших. Под кладбища используют неплодородные земли, а пустыню. Во-первых, в плодородной земле нельзя хоронить, так как она размывается Нилом. Во-вторых, плодородную землю просто жалко. Поэтому в пустыне возникают гигантские кладбища, где хоронятся и естественно мумифицируются останки египтян. В Раннем Египте не умели ещё мумифицировать, но раннеегипетские останки часто сохраняются лучше, чем более поздние из-за сухости климата и из-за того, что никакими искусственными средствами не касались тел. Таким образом сама природа распорядилась чтобы тела египтян были нетленными, а это было их мечта после смерти. Поэтому культ умерших в пятое-четвёртое тысячелетие очевиден, и захоронения по ориентации (лицом к югу), с зёрнами пшеницы во рту, более поздние символы, присутствуют уже в этот период.

 

С 3500-го года наступает протодинастический период, то есть период, который предшествует египетским династиям. Что такое династия? Уже в поздний период, когда Египет был под властью греков, тогда один из египетских священников, Менефон, написал историю Египта, которая до нас целиком не дошла, но в ней он предложил деление на 30 династий, по династиям царей. И этот принцип сохранился до настоящего времени. Додинастический период – это время до первой династии. Менефон писал в первом веке до Р. Х., поэтому то было за 3000 лет до него он не знал. И совершенно очевидно, что цари были уже до первой династии. Так что додинастический период это уже государственный период. В это время гробницы царские и вельмож копируют гробницы Месопотамии. Период до династии – это период влияния Шумера, который религиозно превалировал в регионе и очень много в Египте это аналоги шумерского, но уже с египетским смыслом.

 

Династический период это примерно 3000-ный год до Р. Х. Сэр Алан Гарденер датирует начало династии 3100-тым годом.

 

Ранне-династический период – Раннее Царство – 1 и 2 династия. 3000 – 2778 гг. Это ещё доминирование месопотамских традиций. Храмов ещё не строят, поэтому всю информацию мы узнаём из гробниц. В то время строят мастабные гробницы (от араб. мастаба – скамья), которые по своей форме напоминают скамью. Они уходят глубоко под землю, но в то же время они похожи на крепости. Это как жилой дом, в нём много комнат и даже есть туалет. Вообще в текстах очень часто говорится, что умерший есть, пьёт и т.д. Это знак того, что человек жив после смерти. Это образы жизни, дом смерти предназначен для жизни. Это может быть наивное представление о том, что человек будет жить полноценной жизнью.

 

Первого царя зовут Менес, царь Мина. Менефон говорит, что он основал город Мемфис, как новую столицу Египта. Город Мемфис, который находится рядом с Каиром, расположен в точке где кончается Нил и начинается Дельта, то есть он находится на границе Верхнего и Нижнего Египта. Имя этого царя в латинской транскрипции читается как MS. Мен – это видимый, явный, то есть он проявитель чего-то. Историки говорят, что Менес объединил два царства - Верхний и Нижний Египет. Но уже до Менеса, так называемая, корона Верхнего и Нижнего Египта (нижняя часть короны была белого цвета, а верхняя – красного, так же на ней были изображения кобры и коршуна) носилась многими царями. В этой короне верхняя часть изображает небесный мир, а нижняя – земной мир, и царь – объединитель двух миров. Но топография Верхнего и Нижнего Египта это икона объединения небесного и земного миров. По всей видимости до Менеса был период политического хаоса, страна распалась на несколько частей. Но объединение страны Менесом был не политический факт, а духовный факт, таким образом восстанавливалась целостность бытия, сердцем которого был царь.

 

Древнее Царство 2778 – 2263 гг. 3 – 6 династии. В этот период принципиально меняется архитектура гробницы. Первый же царь третей династии, Джосер, строит пирамиды. Это ещё ступенчатая пирамида, не идеальная правильная пирамида как позже. Возникает новая религиозная логика. В заупокойных храмах и гробницах начинает использоваться гранит, твёрдый и тяжёлый камень, в отличие от алебастра. Начинают строится грандиозные заупокойные сооружения. Ряд учёных предполагают, что мегалитическая религиозная идея достигает Египта. Её смысл в том, что для Бога надо много трудиться, что человек должен жертвовать свою силу для Царствия Небесного. Расцвет пирамид это уже четвёртая династия (пирамиды Хеопса). С одной стороны эти пирамиды строятся как символ соединения царя после смерти с миром богов, и скорее через царя всего народа, но для этого царь должен быть божественным уже в этой жизни. Но Хеопс таковым не был, он был деспотом. Поэтому в пятой династии власть принадлежит уже жрецам и священникам из Гелиополя. Последний царь пятой династии, Унас, был первым царём, который повелел в своей гробнице высечь заупокойные тексты, которые никогда до этого не писались нигде. Это и есть первые Тексты Пирамид. Уже цари шестой династии все фиксируют эти тексты в своих гробницах. Причём что-то старое в них исчезает, а новое добавляется, то есть это ни какой-то мёртвый канон, хотя основные идеи и речения дословно совпадают, но достаточно много и нового, и тексты всё увеличиваются в объёме. Но это не единственные заупокойные тексты, это тексты мистериальные, то что должно читаться в святая святых. А тексты, которые можно было читать живым, это тексты заупокойного храма, они писались уже со 2 – 3 династии. А текстов подобных по своему уровню священности Текстам Пирамид нет нигде в мире. Их записывали только в Египте в наглухо замурованной камере. Примерно одновременно с Текстами Пирамид, при шестой династии, появляются Тексты Саркофагов. Их уже пишут не цари, а богатые люди, которые могут себе позволить покупать кедровый гроб. Гроб связан с культом Древа Жизни, тело положенное в гроб растёт вверх, подобно дереву. В этих гробах тоже писали заупокойные тексты, близкие к текстам пирамид, во многом совпадавшие. Но Тексты Саркофагов это неверное название, так как саркофаг обозначает поедатель плоти, а в Египте саркофаг это хранитель плоти, которая должна будет воскреснуть.

 

После конца шестой династии начинается смута и первый переходный период. 2263 – 2100 гг. Происходит страшная социальная катастрофа, разграблены гробницы, мёртвые не хоронятся, а просто сбрасываются в реку. Неслучайно уже начинали писаться Тексты пирамид и Саркофагов, скорее всего уже были предпосылки к этому хаосу. Богатые люди уже не верили, что, как и раньше, придут священники и будут читать заупокойные молитвы и приносить жертвы. Скорее всего царь перестаёт быть для народа, а народ становится для царя. Но на этом не кончается история Египта, Египет смог сделать выводы из произошедшего.

 

В 2100-том году, при 11-ой династии Египет снова становится единой страной, и возникает эпоха Среднего Царства.

 

Лекция III








Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 633;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.