Классическая эпоха Египта.

 

Около 2100-го года в Египте снова устанавливается стабильное государство, Египет опять воссоединяется после долгого периода смуты. И период с 2100 до 1785 года именуется Средним Царством, он охватывает вторую половину 11-той и всю 12-тою династии. Среднее царство считается временем величайшего культурного рассвета Египта, в это время уже искусство, литература, поэзия перестают быть чисто религиозными, общество становится менее серьёзным. Но это не значит, что оно становится несерьёзным, в нём всё равно очень глубоки религиозные основания, ориентация на вечность, ориентация на победу над смертью. В это время впервые Египет раздвигает свои границы и становится империей, Египет покоряет Чёрную Нубию (Судан), то есть Египет продвигается вверх по Нилу. И покоряет Переднюю Азию, то что позже станет Израилем, а в то время было заселено ханонейскими племенами, все царства вплоть до Ливана платят дань Египту. В этот период тексты в пирамидах продолжают писаться, но доминирующим, главным, кроме художественных, для нас являются религиозные гимны и молитвы.

 

В 1785 году Египет подвергается гесскому завоеванию, это люди пришедшие из Синая. Второй Переходный период продолжается с 1785 по 1580 год. В этот период Египет распадается на много провинций. Это период 13-той – 17-той династий. Борьбу за воссоединение и возрождение Египта начинает Яхнес, эта борьба увенчивается успехом. И с 1580-го года по 1085-го год начинается новое царство и оно охватывает 18-тую – 20-тую династии. После освобождения начинается очень мощный культурный, национальный и религиозный подъём. При Рамзесе II Египет становится самой крупной империей за всю свою историю, войска Рамзеса стоят на Евфрате, в глубине Чёрной Нубии, дань ему платят Крит и острова греческого архипелага, вся Палестина, Ливан. Рамзес разделяет сферы влияния с Хеттским царством, мирный договор с хеттским царём говорит, что Малая Азия принадлежит хеттам и часть северной Сирии, а всё что южнее принадлежит Египту. В это время время достигает максимального подъёма широкая, общегражданская религиозная традиция, каждого египтянина хоронят так, как раньше хоронили только очень богатых людей, то есть вырастает уровень богатства и уровень равенства людей. Главным религиозным текстом этого времени является «Книга Мёртвых», это европейское название, египтяне же всегда называли её «Книга выхода в день», то есть выхода из смерти, из ночи – книга воскресения. Сейчас собрано 185 речений из Книги мёртвых, большая часть собрана Баджем. Все они более или менее одинаковые, они писались или все, или только самые значимые на папирусах где так же были картинки (это нововведение Нового Царства, так как ни в Древнем, ни в Среднем царствах картинки заупокойного мира не рисовали). Эти тексты с картинками вкладывались в погребальные пелены мумии, искусственная мумификация в этот период достигает величайшего совершенства и тела из Нового царства до сих пор сохраняются в очень хорошем состоянии. Искусство достигает монументальных форм, страна исключительно богата, кроме того Египет становится интеллектуальным центром мира, египетских врачей приглашают ко дворам вплоть до Индии, египетские инженеры и математики ценятся по всему миру. В самом Египте строятся сооружения колоссальной сложности. Знания астрономии, светил тоже достигаю высочайшего рассвета. Воинское искусство тоже блистательное, египтяне воюют уже используя строй и тактику, сохранились даже трактаты по военному искусству.

 

После Рамзеса II, в 1200-том году происходит очень мощное переселение народов на Переднем Востоке и Восточной Европе. Вторгаются индоарии, дарийские дикие племена в Грецию и фактически вытесняют жившие там до этого цивилизованные ахайские племена. В Египте это называют «Движение народов моря», так как ахайцы были хорошими мореплавателями и корабелами. Это приводит к гибели хеттского государства, которое больше никогда не восстановится. Но это движение останавливает фараон Мернептах. По всей видимости именно ему принадлежит Стела Израиля, первое историческое упоминание о евреях в монументальных письменных источниках. Но постепенно в Новом царстве Египта начинается внутренняя деградация, большое богатство очень пагубно. Империи такого масштаба редко гибнут из-за внешних ударов, они, как правило, гибнут всегда внутренне. Цари становятся всё более и более слабыми, власть переходит к священнослужителям фиванских храмов. Египет постепенно из монархии становится теократией. Если в Древнем царстве царь и был главным священным лицом, а все священники лишь действовали от его имени, то теперь уже ситуация иная. Западные кочевники, ливийцы, захватывают большую часть Египта. И с 1085-того по 950-тый год происходит Третий Переходный период. Египетская государственность сохраняется в Фивах, но там происходит мирное соединение египтян и чёрных нубийцев.

 

В Новое царство происходит попытка религиозного переворота, который принято называть «Переворот Эхнатона». Эхнатон (Слава Атона), или Аменхотеп IV, египетский царь, который провёл очень крупную религиозную реформу. Многие считают, что это начало египетского монотеизма, некоторые говорят, что это произошло под влиянием евреев, но это не соответствует истине. Эхнатон правил в 1367 – 1350 годах действительно в период пребывания евреев в Египте. Переворот Эхнатона имел совершенно иной характер. Смысл этого переворота заключался в том, что если до этого царь считался сыном Бога Творца и образом Бога Творца и должен был соответствовать божественным принципам маат, то Эхнатон объявляет всё наоборот, что Солнце – это икона царя, царь и есть абсолютное божество, он спасает и он приводит к вечной гибели. Царь – вечное, абсолютное и совершенное существо которому надо повиноваться как Богу, и никакого Бога помимо самого Эхнатона нет, а его небесным образом является Атон, то есть солнечный диск. Этим эпитетом иногда до этого награждали Бога Творца, теперь же это икона самого царя. Все имена богов, все божественные сущности вымарываются, уничтожаются. Поэтому Эхнатон строит себе новую столицу, никак не связанную с прошлыми божественными представлениями – Яхт-Атон (Заря Атона) (сейчас называется Эль-Амарна). И только его сын, Тутанхамон, которого при нём звали Тутанатон (Вечно живой Атон), отказался от реформ своего отца и вернулся к привычной форме богослужения. Это был страшный, тоталитарный период, было запрещено белить какие-либо изображения кроме изображений царя. Если в гробнице вблизи Яхт-Атона обнаруживали старые изображения богов, то её разрушали, а её владельца казнили, обычно сжигали, так как для египтян самое страшное это уничтожение тела. Поэтому эта казнь применяла до этого очень редко. По этой причине имени Аменхотепа IV нет практически ни в одном царском списке, его именовали не иначе как «Враг из Яхт-Атона».

 

В искусстве Эль-Амерны есть одна очень интересная деталь, оно исключительно натуралистично, всё изображается так как оно есть на самом дела. Эхнатон был по все видимости династическим вырожденцем, ясно видно, что у него деформированный череп, тяжёлая нижняя челюсть, несоразмерно большая голова, отвисший живот. Это обычно не изображалось, сохраняя портретность изображался совершенный тип человека, как икона. В чём же причина этого изменения? Пока идеалом был совершенный Бог, то естественно человеческий образ идеализировался в отношении совершенного Творца, но если идеалом является реальный царь Аменхотеп IV, то с чего брать идеал? Идеала нет, то есть идеал он сам, то есть надо изображать то, что он есть максимально тщательно, максимально соответственно его внешности, а все подданные будут изображать себя не под идеальный божественный тип, а под него.

 

Поэтому период Эхнатона это не попытка перехода к монотеизму, а максимальное обожествление царя, попытка построения тоталитарного государства. Видимо эти реформы очень сильно расшатали Египетское государство и после этого оно стало слабеть, наступает Третий Переходный период. Ливанцы захватывают Египет, фиванцы начинают просить помощи у суданских царей, в конечном счёте происходит освобождение и объединение Египта в 950-том году при 22-той династии. И Поздний Египет это 950-тый – 525-тый годы, 22-ая – 26-ая династии. Это время воспоминаний и рефлексий, Египет уже практически не выступает за пределы своих границ. На какое-то время в 7-6 веке, Ассирия завоёвывает Египет, но всё это быстро заканчивается, так как вскоре сама Ассирия завоёвывается Ново-Вавилонским царством. В 525-том году происходит новое завоевание, персидский царь Компис завоёвывает Египет и это завоевание продолжается до 404-того года, это 27-ая династия, в Персии это с Комписа до Дария II. В 404-том году Египет восстанавливает свою независимость, египетский полководец Псенметих устраивает освободительную войну и прогоняет персов и восстанавливает египетскую государственность, это так называемая Мендесская Сибинитская династия 404-тый – 343-тий годы, последняя 28-ая – 30-ая династии. В этот период Египет посещает Геродот и даёт первое подробное описание Египта (2-ая книга «Истории»), в то время ещё традиционного Египта.

 

В 343 году персы вновь захватывают Египет. Это 31-ая династия. Но в 332-том году Александр Македонский, разгромив персидские войска в Малой Азии, триумфально входит в Египет. И он входит в Египет не как новый завоеватель, а как освободитель, он себя провозглашает наследником египетских царей. В оазисе Сива оракул Амона объявляет, что Александр пришёл освободить египтян. Александр венчается двойной египетский короной, короной Верхнего и Нижнего Египта, которой никогда не венчались персидские цари, то есть он объявляет себя владыкой, сыном Божьим и принимает на себя все остальные титулы египетских царей. С этого времени Египет находится в системе греческой, эллинистической власти, сначала в империи Александра до 305-того года, а после весь Египет переходит под управление одного из полководцев Александра Птолемея Лага, и создаётся династия Лагидов, правившая с 305-того до 31-то года до Р. Х. В эпоху Лагидов происходит синтез греческой и египетской традиций, греческой и египетской культуры. Египет, всегда очень замкнутый культурно и религиозно, открывается через Грецию. Это период продолжения египетской религиозной традиции, но уже с некоторой греческой примесью. В это время строятся огромные храмы, продолжается традиция египетских захоронений, греки, переселившиеся в Египет, перенимают всё эти традиции.

 

В 31-ом году Египет завоёвывается Юлием Цезарем и становится римской провинцией, и остаётся таковой до 642-го года. За это время апостолом Марком в Египте проповедано христианство, и Египет, как пишет Евсевий Кисарийский, становится первой страной мира, которая всецело принимает христианство. Если в остальных местах во времена Константина Великого христианское население достигало не более 10% населения, то в Египте практически всё коренное население уже христианское. Как такая мощная религиозная культура так легко приняла христианство? Возможно это происходит от того, что христианство продолжает привычку глубокого метафизического умозрения. Это знак того, что египетская цивилизация не отвратила, подготовила к Благой Вести население этой древней страны.

 

В 642-ром году Египет завоёвывается мусульманами во главе с халифом Омаром, но при этом сохраняются коптские церкви. 642-1517 Египет под властью мусульман, а в 1517 году входит в состав государства Османов. И уже в XIX веке с приходом Наполеона Египет становится практически независимым и попадает под власть Англии. И сейчас Египет выбирает в основном домусульманскую символику. Например на гербе страны присутствует изображение сокола, тогда как в исламе изображение всего живого запрещено, а сокол это символ царской власти Египта, начиная с Додинастического периода.

 

Это удивительная страна, которая живёт как единый культурный поток, по крайней мере, с пятого тысячелетия до Р. Х. уже 7000 лет, и равной ей по преемству традиций и этническому единству страны в мире нет, ни Китай, ни Индия такими странами не являются. Это страна где сменилась религиозная матрица, но не изменилась культура и новая христианская религиозная культура как бы была раскрытием и завершением древней египетской религиозной идеи. Во Христе египтяне узнали Того, Кого они ждали тысячелетия, поэтому так легко произошла христианизация. Ещё Геродот пишет: «Египтяне самые богобоязненные люди из всех». Эта богобоязненность во многом и обеспечила прочность и сохранность культуры. Когда нет Бога теряются и внешние формы культуры. Платон передаёт слова, которые Салону сказали египетские священники: «Ах, Салон, Салон! Вы эллины вечно остаётесь детьми и нет среди эллинов старца. Все вы юны умом, ибо умы ваши не сохраняют себе никакого предания, искренне переходившего из рода в род и никакого учения поседевшего от времени». И наконец мы помним удивительные слова, которые сохраняет для нас Новый Завет (Деяние Апостолов 7 глава): «И научен был Моисей все мудрости египетской и был силён в словах, делах». Что же это за «мудрость египетская»? Безусловно она многогранна, но здесь конечно говорится о мудрости религиозной, мудрости духовной.

 

Итак, в Египте было взято нравственное, философия, логика, всё то религиозное культурное начало, которое понадобилось потом Ветхому Завету и христианству, чтобы украсить, чтобы облечь в полноту культурную, богословскую наше словесное убранство. Долгое время мы не знали этого, так как не знали египетского языка. Но благодаря открытию Жана Франсуа Шампьона, сделанному в 1819 – 1822 годах, мы научились читать египетские тексты. И прочтя египетские тексты мы видим сколь многое было заимствовано и в идеях, и в формах, и в литературных образах, и в художественных приёмах из Египта. При этом нужно помнить, что в Египте два пласта культуры. Для простецов внешне это сказки, но есть внутренний класс, который понять не так легко.

 

 

Лекция IV








Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 560;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.