Общие сведения из истории почитания Богородицы.
В апостольские времена и последующие два века почитание Девы Марии имело, подчеркнуто молчаливый характер. Её роль прослеживается лишь в контексте всей Евангельской ретроспективы спасения. В Священном Писании нигде не говорится о чудесах и заступничестве Божией Матери. Помимо Евангелий, о Ней лишь кратко упомянуто в книге Деяний (1:14) и у апостола Павла в послании к Галатом (4:4) : «…когда пришла полнота времен, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы и нам получить усыновление». Также предстают нашему вниманию аллегорические образы, связанные с Женой в Откровении Иоанна Богослова. Достаточно сдержанное отношение к Деве Марии было с успехом дополнено свидетельствами апокрифов. В апокрифической апокалиптике Божия Матерь предстаёт в роли особой заступницы и Ходатаице о грешниках. Недостающие свидетельства о земной жизни Богородицы и её Успении были восприняты Преданием Церкви из Евангелия Иакова, Деяний ап. Фомы и других апокрифических источников.
Особый толчок к почитанию Божией Матери дали Несторианские споры. III Вселенский собор 431г. закрепил за Марией титул «Богородица». Под влиянием течений, направленных на аскетический образ жизни и девственность, очертилось ко времени V Вселенского собора 553г. понимание Приснодевства Марии. Так, что даже в песнопениях, восхваляющих Деву Марию, к VIII веку появляются гиперболические формулировки типа: «Христос пройде из боку чисту», - подчеркивающие физиологическое Девство Марии. Хотя буквальное понимание таких слов сродни докетизму.79-е правило Трулльского собора (690-691г.) «Божественное от Девы рождение, яко без семенно бывшее, исповедует безболезненным», и осуждает бывшую тогда на Востоке традицию готовить на следующий после Рождества Христова день хлебные печенья, передающиеся друг другу в воспоминание болезней рождения.
В итоге, в Предании Церкви сформировался ореол особого почитания Богородицы, уже в пост апостольское время. Место Девы Марии в Предании Церкви, и особо теплое отношение к ней верующих во многом обусловлено «Её женственной природой, материнством и человечностью. <…> Именно эти качества женственности трогают человека и способны физиологически воздействовать на него до такой степени, что заменяют им образ Бога, который кажется им далеким <…> Материнский тип близок человеческому сердцу по природе…».[76]
В Богослужебной практике Церкви, воспоминания отдельных событий, связанных с Богородицей имело место, скорее всего, не ранее IVв. Епифаний Кипрский(+403) упоминает о некой секте «коллеридиан» в Аравии, которые приносят в честь Божией Матери какие-то хлебцы. Практика принесения просфоры в честь Богородицы закрепилась и в Православной Церкви, но несколько позже. Сначала, как полагают, был единый день воспоминания Божией Матери, подобный нынешнему «Собору Богородицы», празднуемому сразу после Рождества Христова. Лишь в период с VI по VIII века в практике Церкви формируются стабильные дни воспоминаний событий земной жизни Девы Марии. После Трулльского Собора на Востоке твердо закрепляется празднование Благовещения и Рождества Богородицы, а чуть позже и Введение во храм выделяется в отдельное празднование[77].
Не мудрено, что изначально Восток, и в частности Константинополь, генерировал всё новые и новые дни воспоминаний, связанных с Богородицей. Новая столица империи благочестивым порывом веры была вверена под покровительство Богородицы. Одним из главнейших образов Божией Матери в Константинополе стала «Оранта» - «молящаяся» (с греч.) за свой град. Любые удачи и победы Византии связывались с Её заступничеством. Более чем на 400 храмов столицы лишь 28 было посвящено Спасителю и порядка 200 Богородице. Вот, к примеру, тропарь, написанный на день освящения Константинополя: «Град Богородицы предает и посвящает свое начало Божией Матери, От Которой он берет силу свою и долговечность, Которой хранится и укрепляется, И взывает к Ней: «Радуйся надежда всех концов Земли»[78].
6.2. Истоки празднования «Рождества Пресвятой Богородицы»
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 904;