И «Введения» Её во Храм.
О празднованииЗачатия Девы Марии 22 декабря (9 декабря по ст. ст.)известно, что к VIII веку это событие на Востоке воспоминалось в числе великих праздников, но не повсеместно. На Западе установление празднования зачатия относиться к IX веку, но в течение почти трех столетий это празднование считалось нововведением и лишь в середине XV века стало официальным. Дальнейшее Предание Римской Церкви при папе Пие IX возвело это воспоминание в ранг догмата о непорочном Зачатии Девы Марии в 1854 г.[79]
Одно из первых особых богослужебных воспоминаний Рождества Богородицы относиться к Vв., когда в Иерусалиме была освящена церковь св. Анны, воздвигнутая на предполагаемом месте дома, где родилась Дева Мария.В традиции Церкви датой того или иного празднования иногда становился день, связанный с освящением храма в честь воспоминаемого события, - при императоре Юстинианев Иерусалиме был построен храм, посвященный «Введению», освящение которого состоялось 21 ноября 543г.[80], - именно эта дата зафиксировалась как день празднования введения во Храм Девы Марии.
На Западев VIIв.уже известный праздник Рождества был отмечен особой процессией в Риме, идущей от храма св. Марии к храму святого Андриана, память которого праздновалась в этот же день. Несколько позже канун празднования во Франции был ознаменован кратким постом, но эта традиция не прижилась. А вот отдельный праздник Введения на Западе долго не приживался, вплоть до XV века он не был официальным, и праздновался лишь в храмах латинского обряда на Кипре.[81]
Протоевангелие Иакова, написанное предположительно в середине II в.является единственным христианским источником свидетельствующим о Рождении Девы Марии (п.1-5), Введении Её во Храм в 3-летнем возрасте, воспитании при Храме до 12 лет (п.6-9) и повествующем о Её родителях – даны их имена Иоаким и Анна.[82] Распространение этого Евангелия в христианском обществе подтверждается нескольким десятком рукописей, содержащих его; по всей вероятности, оно читалось за богослужениями. Из упоминаний в тексте событий прослеживается, что день Её Рождества приходился незадолго или в самый день одного из иудейских праздников, а именно, когда первосвященник входил во Святая Святых - это иудейский День Очищения (Йом-Киппур), отмечаемый в 10 день месяца Тишри, приходящийся примерно на наш сентябрь. Отсюда можно предположить, что дата празднования Рождества Богородицы может быть как-то связана с календарной датой иудейского Дня Очищения. В последствии в гимнографической традиции Церкви VI-VIIIвв. возникла тема введения Девы Марии во «святая святых» иерусалимского Храма, хотя в тексте протоевангелия (п.7-8) это событие не засвидетельствовано, а говорится лишь следующее: «Первосвященник принял ее и, поцеловав, дал благословение, сказав: Господь возвеличит имя твое во всех родах, ибо через тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление. И посадил ее на третьей ступени у жертвенника, и сошла на нее благодать Господня, и она прыгала от радости, и полюбил ее весь народ Израиля».
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 312;