РИМСКИЙ И ВТОРОЙ ВЕЙМАРСКИЙ ПЕРИОДЫ
В значительной степени под давлением К. Витгенштейн, религиозный фанатизм которой побуждал ее поселиться в самом центре католицизма, Лист в конце 1861 года выехал в Рим. Здесь он в 1865 году принял сан аббата, здесь он написал несколько крупных духовных сочинений: в 1862 году закончена оратория «Святая Елизавета» (начата еще в Веймаре), в 1866 году — оратория «Христос», в 1867 — «Венгерская коронационная месса».
Но и в эти римские годы Лист написал ряд произведений светской музыки: два широко известных фортепианных этюда — «Шум леса» и «Шествие гномов» (1862), знаменитую «Испанскую рапсодию» (1863), много транскрипций произведений Бетховена, Верди, Вагнера. Да и по своему образу жизни, несмотря на сутану аббата, Лист был вполне светским человеком.
Вопреки протестам Витгенштейн, доходившим до неистовства, он в 1869 году один вернулся в Веймар.
Начался последний период творческой деятельности Листа, период вторичного пребывания в Веймаре и вместе с тем период почти непрерывных странствований по городам и странам. Неоднократно он посещал Вену, Париж, Рим, Будапешт; здесь был избран первым президентом и преподавателем открывшейся по его инициативе Национальной музыкальной академии (1875).
В последние годы жизни творчество Листа стало менее интенсивным в количественном отношении. Из значительных произведений, написанных в 70-е и 80-е годы, нужно назвать «Третий год странствий» (напомним, что первые «два года» созданы в окончательной редакции в 50-е годы). Здесь отражены преимущественно римские впечатления Листа, особенно в таких пьесах, как «Кипарисы виллы д'Эсте» и «Фонтаны виллы д'Эсте», а также в пьесах духовного содержания. Вообще следует заметить, что в «Третьем годе странствий» значительно усилены элементы религиозной созерцательности.
Но и в поздний период творчество Листа протекало противоречиво: наряду с этими произведениями, к которым можно присоединить родственные им «Серые облака» (1881) и «Траурную гондолу» (1882) — произведения статичные, обнаруживающие уже истоки музыкального импрессионизма, Лист находил в себе силы писать музыку живую, яркую, подобно, многочисленным произведениям прежних лет, тесно связанную с бытовыми танцевальными жанрами: три «Забытых вальса» (1881), второй и третий «Мефисто-вальсы» (1880—1883), «Мефисто -полька» (1883), последние венгерские рапсодии(от 16-й до 19-й).
До конца дней своих Лист сохранял неистощимую творческую энергию и душевную молодость. В последние годы жизни он даже возобновил публичные концертные выступления; в последний раз он играл в открытом концерте в Люксембурге в июле 1886 года. Несмотря на болезнь и плохое самочувствие, Лист поехал в Байрейт, послушать оперы Вагнера «Парсифаль» и «Тристан и Изольда». Заболев воспалением легких, Ференц Лист скончался в Байрейте 31 июля 1886 года.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 592;