ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фортепианное творчество Листа принадлежит к значительнейшим явлениям истории мирового пианизма. Один из величайших пианистов XIX века, Лист писал фортепианную музыку на протяжении всей своей творческой деятельности.
Как известно, игра Листа поражала богатством красок, тембровых оттенков. В его пальцах, по свидетельству современников, заключен был целый оркестр. Лист обогащает фортепианную звучность, привнося в нее отдельные приемы, характерные для струнных инструментов. Таким образом, широко раздвинув рамки звучности фортепиано, Лист сделал этот интимный инструмент достоянием большой концертной эстрады, приблизил его к оркестру, но сохранил при этом, конечно, специфические особенности фортепианной фактуры.
В целом по своему историческому и художественному значению фортепианная музыка Листа, обладающая индивидуальными стилевыми особенностями, стоит в одном ряду с фортепианным творчеством его современников — Шопена и Шумана и составляет неотъемлемую принадлежность репертуара пианистов всего мира.
Среди огромного множества фортепианных произведений Листа одно из важнейших мест занимают его 19 венгерских рапсодий, представляющих собой виртуозные обработки и фантазии на темы венгерских и цыганских народных песен и плясок.
Вторая рапсодия принадлежит к наиболее характерным и лучшим произведениям такого рода.
РИХАРД ВАГНЕР
1813 - 1883
Вагнер — один из наиболее выдающихся немецких композиторов, музыкант гениальной одаренности, творчество которого оставило глубочайший след в истории европейского музыкального искусства. Можно даже сказать, что в немецкой музыке послебетховенского времени не было композитора с таким размахом, такими смелыми дерзаниями, титаническими новаторскими замыслами, с такой настойчивостью в борьбе за их осуществление, как Вагнер. И вместе с тем в истории мирового музыкального искусства едва ли найдется творческая фигура более противоречивая, чем Вагнер. Поэтому вокруг Вагнера и его музыкальной драмы шла ожесточенная борьба.
Творческий облик Вагнера обращает на себя внимание характерной для ряда выдающихся личностей многогранностью, даже универсальностью музыкальной деятельности: Вагнер был не только великим композитором, но и поэтом, драматургом — автором текстов всех своих опер; крупнейшим дирижером своего времени, музыкальным критиком и публицистом.
Но во всем Вагнер был раздираем острыми противоречиями: существуют противоречия между его идейно-эстетическими и социальными воззрениями раннего и позднего периода творчества, противоречия между его взглядами и оперным творчеством.
Вагнер вошел в историю музыки как реформатор оперного искусства, как создатель музыкальной драмы, резко отличающейся от обычной традиционной оперы. Настойчиво, с неиссякаемой энергией, с фанатической убежденностью в правоте дела Вагнер проводил в жизнь свои художественные идеи, ведя одновременно борьбу с той оперной рутиной, которая овладела современной ему итальянской и французской оперой.
Вагнер прежде всего вел борьбу за немецкое национальное искусство. Ведя борьбу против перевеса вокальной сферы в итальянской опере, Вагнер пришел к громадному перевесу инструментально-симфонической
Превращение оперы в грандиозную по масштабам драматизированную программную вокально-симфоническую музыку — таков результат оперной реформы Вагнера; разумеется, по этому пути послевагнеровская опера не пошла.
Таким образом, оперная реформа Вагнера — это кризис музыкального театра, отрицание закономерной специфики оперного жанра. Но музыка Вагнера по художественной силе и выразительности имеет поистине непреходящее значение.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 776;