ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
ДЕТСКИЕ ГОДЫ
Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Венгрии, в местечке Доборьян. Это было одно из поместий известных венгерских магнатов князей Эстергази, имя которых встречается в биографии и других великих музыкантов (Гайдна, Шуберта).
Отец Листа, Адам Лист, до рождения Ференца выполнял хозяйственную работу в имении Эстергази Эйзенштадт. В патриархальной семье со скромным достатком, в обстановке сельского быта и природы провел Лист раннее детство. Первыми его музыкальными впечатлениями были венгерские и цыганские народные песни и пляски, то порывисто-страстные, то задушевно-лирические. Разумеется, эти детские музыкальные впечатления имели громадное значение в формировании музыкального сознания маленького Листа и наложили отпечаток на его последующее творчество.
Выдающееся музыкальное дарование будущего композитора обнаружилось чрезвычайно рано; отец его, обладавший недюжинными музыкальными способностями и игравший немного на фортепиано, стал обучать его игре на этом инструменте. Мальчик делал феноменальные успехи и начинал выступать публично.
. Девяти лет от роду (в 1820 году) Ференц дал концерты в различных городах Венгрии, после чего отправился в Вену, где обучался игре на фортепиано у знаменитого педагога Карла Черни. Теорией музыки – у Антонио Сальери.
ПАРИЖСКИЙ ПЕРИОД
В 1823 году Лист, дав предварительно концерт в Будапеште, отправился с отцом в Париж, ставший в это время одной из художественных столиц Европы. Поступление в Парижскую консерваторию было мечтой Листа. Но дело приняло неожиданный оборот: директор Парижской консерватории маститый Керубини — высокоавторитетный музыкальный деятель и знаменитый композитор, имя которого так тесно связано с музыкальной жизнью Парижа периода французской буржуазной революции конца XVIII века, — не принял Листа в консерваторию, сославшись на существовавший закон, по которому Парижская консерватория была открыта только для французов. Одним из самых первых композиторских опытов Листа была опера «Дон Санчо, или Замок любви», поставленная в 1825 году в театре Гранд Опера.
Конечно, в сложной идейно-художественной жизни французской столицы времен Реставрации и Июльской монархии, в борьбе противоречивых направлений, в жгучей атмосфере французского романтизма, в котором сталкивались прогрессивные и реакционные тенденции, трудно было ориентироваться молодому, начинающему свой творческий путь музыканту. Много и упорно работая над собой, над своим интеллектуальным и художественным развитием, много читая, слушая и наблюдая, бросаясь от одной крайности к другой, Лист постепенно выработал свои художественно-этические убеждения, в той или иной степени сказавшиеся в его общественно-музыкальной, исполнительской и творческой деятельности.
Однако миросозерцанию Листа всегда была свойственна романтическая двойственность и противоречивость. Среди французских романтиков реакционного толка модными в ту пору были религиозные идеи, прикрывавшиеся псевдосоциалистической фразеологией. Частично под их влиянием оказался и Лист, погрузившийся в чтение книг религиозного содержания и в католической вере жаждавший найти разрешение своих сомнений.
Но Лист был в первую очередь артист— художник. Огромную роль для Листа сыграли его встречи и общение в Париже с выдающимися музыкантами— Никколо Паганини, Гектором Берлиозом и Фридериком Шопеном. Потрясенный игрой гениального итальянского скрипача Паганини, ее необычайным блеском, яркостью, выразительностью, романтической красочностью, предельной виртуозностью и необузданным «демоническим» темпераментом, Лист, уже успевший к тому времени завоевать славу первого виртуоза на фортепиано, с новым жаром занялся фортепианной игрой и поставил перед собой цель достигнуть в этой области мастерства, равного мастерству Паганини. И цель была достигнута.
Значительной данью мастерству Паганини являются листовские фортепианные транскрипции каприсов, написанных Паганини для скрипки соло. Среди листовских транскрипций произведений Паганини особенно часто исполняются «Охота» и знаменитая «Кампанелла».
В ранний период своей деятельности Лист близко сошелся с Шопеном, которому вскоре после его смерти (1849) посвятил вдохновенную, тепло и поэтично написанную книгу, правда не лишенную идеализма в отдельных эстетических высказываниях, но обладающую множеством тонких и метких характеристик и наблюдений. При всех громадных различиях между творческими личностями Шопена и Листа, их объединяло то, что оба они, живя вдали от родины, хотя и по-разному, были певцами своей родной страны и своего народа (Шопен —Польши, Лист —Венгрии). Как чуткий и проницательный художник, Лист умел понять и оценить национальный характер и глубокую поэтичность музыки Шопена.
С начала 1835 по 1839 год Лист совершил большое путешествие по Швейцарии и Италии. Свои впечатления от Швейцарии Лист воплотил в серии фортепианных произведений под общим названием «Альбом путешественника» (1835—1836). Серия эта состоит из трех частей. Первая часть — «Впечатления и поэтические переживания» — состоит из семи пьес: «Лион», «На Валленштадтском озере», «У родника», «Женевские колокола», «Долина Обермана», «Часовня Вильгельма Телля», «Псалм». Все эти пьесы, за исключением первой и последней, были в конце 40-х и начале 50-х годов переработаны и с включением других пьес, частично заимствованных из второй части «Альбома путешественника» («Пастораль», «Гроза», «Эклога», «Тоска по родине»), составили «Первый год странствий» (Швейцария). Вторая часть «Альбома путешественника» носит название «Цветы альпийских мелодий, третья часть — «Парафразы».
Живя в Женеве, Лист преподавал в только что основанной там консерватории. Неоднократно он выезжал в Париж для участия в концертах. Огромный общественный резонанс вызвало знаменитое состязание Листа (в Париже в 1837 году) с выдающимся австрийским пианистом Сигизмундом Тальбергом, представителем академического направления в пианизме. Состязание это, расколовшее музыкальный Париж на два лагеря — «листианцев» и «тальбергианцев», стало предметом многочисленных толков и споров на страницах газет, в общественных местах, в частных домах. Это была борьба двух направлений в области пианизма. Следует подчеркнуть, что Лист в парижских концертах демонстрировал не только свое виртуозное мастерство; на первом плане у него были художественно-просветительные цели и пропаганда величайших произведений музыкального искусства; так, он первый осмелился играть публично труднейшую и даже считавшуюся тогда неисполнимой и непонятной большую сонату Бетховена ор. 106, си-бемоль мажор.
В мае 1837 года Лист отправился в Италию (Милан, Венеция, Флоренция, Рим). Под впечатлением памятников итальянского искусства эпохи Возрождения Листом были созданы произведения, впоследствии вошедшие в переработанном виде во «Второй год странствий» (Италия): «Обручение» (по картине Рафаэля), «Мыслитель» (по скульптуре Микеланджело); три «Сонета Петрарки», соната-фантазия «После прочтения Данте» в первой редакции. В эти годы Лист также совершал концертные поездки.
Годы 1839-1847 отмечены беспримерной по своему размаху и интенсивности концертно - виртуозной деятельностью Листа почти во всех европейских странах. Эти непрерывные концертные поездки, сопровождавшиеся сплошным триумфом, доставили Листу огромную славу, любовь и популярность среди разнообразных слоев публики европейских столиц и других культурных центров.
За все эти годы Лист давал концерты во многих странах и городах (в некоторых из них много раз)—в Венгрии, Австрии, Чехии, Германии, Франции, Англии, Шотландии, Бельгии, Голландии, Дании, Испании, Португалии, Швейцарии, Румынии, России и т. д. Новым и вызвавшим всеобщее изумление было то, что Лист первый давал самостоятельные концерты, в которых он один составлял предмет внимания публики на протяжении целого концерта, тогда как обычно в то время исполнитель лишь участвовал в сборных концертах.
В апреле 1842 года Лист играл в Петербурге, а в апреле и мае 1843 года — в Петербурге и Москве. Трудно описать энтузиазм, вызванный, концертами Листа в различных кругах русского общества. Наиболее выдающиеся, крупнейшие русские музыканты слушали тогда игру Листа, — и среди них Глинка, Серов, Стасов.
В начале 1848 года поселился в Германии, в городе Веймаре. Здесь началась новая, важнейшая полоса в творческой жизни Листа.
ВЕЙМАРСКИЙ ПЕРИОД
Итак, в 1848 году в жизни Листа произошел крутой перелом: он поселился в Веймаре, где прожил до 1861 года. Маленький немецкий город Веймар пользовался в прошлом славой одного из центров художественной жизни Германии: там некогда работал придворным органистом Иоганн Себастьян Бах; там жили и работали выдающиеся немецкие поэты — Гёте, Шиллер и Гердер. Однако до приезда Листа в Веймар музыкальная жизнь этого города находилась в состоянии прозябания; в этом отношении Веймар значительно уступал многим другим городам Германии. Но с появлением Листа положение резко изменилось: Веймар вступил в блестящую пору расцвета своей музыкальной жизни и сделался передовым центром немецкой музыкальной культуры.
Лист был назначен дирижером веймарского оперного театра.
Несмотря на ограниченные возможно, Лист за десять лет своего руководства оперным театром в Веймаре (1848—1858) осуществил множество оперных постановок различных композиторов: Глюка, Берлиоза, Обера, Моцарта, Россини, Вебера. В Веймаре были поставлены Листом и три оперы Вагнера, сделавшегося к этому времени близким другом Листа: «Тангейзер» (1849) «Лоэнгрин» (1850), «Летучий голландец» (1853).
В веймарские годы Лист больше, чем прежде, сосредоточился на композиторском творчестве. Лучшие и значительные произведения Листа, произведения вполне созревшего художника, в которых наиболее полно и законченно выражено его миросозерцание, созданы именно в этот веймарский период. Прежде всего здесь были переработаны и окончательно отредактированы многие фортепианные сочинения Листа, созданные им до Веймара: венгерские рапсодии, этюды и другие.
В веймарский период написаны основные симфонические произведения Листа. Здесь прежде всего важно подчеркнуть, что Лист впервые ввел жанр одночастной программной симфонической поэмы, ставший излюбленным в творчестве композиторов разных стран и получивший большое развитие и оригинальное творческое претворение в русском классическом симфонизме второй половины XIX века (симфонические картины, поэмы, фантазии Балакирева, Римского-Корсакова, Чайковского, Глазунова).
Двенадцать симфонических поэм Листа составляют замечательный памятник программной музыки, в которой музыкальные образы и их развитие связаны с поэтической или нравственно-философской идеей.
Симфоническая поэма «Прелюды» (1848—1850), «Орфей» (1854), «Прометей» (1850, переработана в 1855). «Мазепа» (1851, по Виктору Гюго); «Праздничные звоны» (1853); «Плач о герое» (1850 1854), «Венгрия» (1854) и др.
Кроме симфонических поэм, Листом в веймарские годы созданы две программные симфонии: в 1854 году написана симфония «Фауст» по Гёте (в симфонии три части: «Фауст», «Гретхен», «Мефистофель»; к третьей части примыкает заключительный мужской хор). В 1857 году написана симфония по «Божественной комедии» Данте, состоящая из двух частей: «Ад» и «Чистилище» с заключительным женским хором.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 1584;