ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
Жорж Бизе (его настоящее мя — Александр-Цезарь-Леопольд) родился в Париже б октября 1838 года. Здесь прошла вся жизнь композитора. Жорж Бизе вырос в трудовой интеллигентной семье. Отец его был учителем пения и автором ряда романсов и фортепианных пьес, из которых лишь незначительная часть была издана. Мать Бизе тоже была музыкальна и недурно играла на фортепиано, она же стала его первой учительницей музыки. Это была женщина умная, культурная, с широкими и разносторонними интересами; влияние ее на развитие сына оказалось благотворным и длительным. В семье Бизе были еще музыканты, с которыми он несомненно общался в детские годы. Это его дядя Франсуа Дельсарт — знаменитый в Париже педагог, создатель известной в то время школы ритмопластики, и тетка Розина Дельсарт — талантливая пианистка.
Музыкальная одаренность Бизе проявилась очень рано, с четырех лет близкие заметили его блестящий музыкальный слух, феноменальную память. Вскоре он начал заниматься фортепиано и теорией музыки. На музыкальные занятия в семье смотрели очень серьезно, и в десятилетнем возрасте Жорж был определен в Парижскую консерваторию.
Бизе был одареннейшим пианистом, имевшим, несомненно, основание претендовать на артистическую карьеру. Однако рано проявившийся интерес к сочинению музыки заслонил в нем пианиста-виртуоза. По окончании консерватории юноша славился в музыкальных кругах как блестящий чтец партитур. Он обладал редкой способностью свободно читать сложнейшие партитуры и сразу, с листа их аранжировать для фортепиано.
В 1869 году Бизе женился на дочери Галеви Женевьеве.
Среди учеников консерватории Бизе занимает блестящее положение. Он легко овладевает композиторской техникой и исполнительским мастерством. Ежегодно произведения Бизе отмечают премиями на конкурсах, которые систематически проводились в Парижской консерватории среди пианистов и по теоретическим курсам. За время пребывания в консерватории с 1848 по 1857 год Бизе получил семь премий по различным музыкальным дисциплинам.
Музыкальные интересы Бизе очень широки и разнообразны, он хочет стать универсальным музыкантом. В 1852 году Бизе начинает посещать класс органа и очень быстро достигает успехов и здесь. Любовь к органу не оставляет его и в зрелые годы. Уже будучи известным композитором, Бизе занимается на органе с Сезаром Франком.
В последние годы пребывания в консерватории Бизе представляет на конкурс несколько кантат и в год окончания консерватории (1857), за кантату «Кловис и Клотильда», получает Римскую премию. В этом же году Бизе для конкурса, объявленного Оффенбахом, пишет оперетту «Доктор Миракль», которая также была отмечена премией. Получение Римской премии, установленной парижской Академией изящных искусств, предоставляло молодому музыканту государственную стипендию и трехлетнее пребывание за границей для художественного совершенствования.
Поездка в Италию и трехлетнее пребывание в этой стране (1858—1860) оказали существенное воздействие на художественное формирование молодого Бизе. Бизе совершает поездки по различным провинциям Италии, посещает побережье Адриатики и Средиземного моря, север Италии — Пьемонт и Ломбардию.
Пребывание Бизе в Италии — важный период в его интеллектуальном развитии. Он много читает, размышляет и пытается определить свои творческие взгляды. В эти годы формируется художественный вкус Бизе, определяются его музыкальные склонности.
В эти годы Бизе полон творческих замыслов и проектов, среди которых первое место принадлежит оперным и программно-симфоническим произведениям. В итальянские годы Бизе удалось вполне закончить лишь несколько произведений: комическую оперу в двух действиях «Дон Прокопио», оду-симфонию «Васко да Гама», «Те Deum»; Andante и Scherzo симфонии были завершены уже по возвращении в Париж.
С возвращением в Париж для Бизе начались трудные и интересные годы творческой работы. Бизе приветливо встречают в музыкальной среде, особенно те, кто помнит его как талантливого ученика консерватории. Его ценит и любит Шарль Гуно, поддерживает старик Берлиоз, теплый прием встречает Бизе в доме своего учителя Галеви, где все живут интересами музыкального театра.
Вскоре, в 1862 году, ему предоставляется возможность выступить в первый раз с большой трехактной оперой: он получает заказ от «Лирического театра» на оперу «Искатели жемчуга». В 1863 году опера была поставлена и принесла автору некоторый успех. Опера «Искатели жемчуга» — самое значительное и удачное произведение Бизе этого периода.
В «Искателях жемчуга» отразилось увлечение французского композитора экзотикой Востока. Восточный колорит в этих произведениях дан в условно-экзотическом плане. Бизе, также не используя подлинные восточные мелодии.
Ободренный успехом «Искателей жемчуга», Бизе с энергией принимается за следующее оперное сочинение. Теперь это большая пятиактная опера «Иван Грозный», заказанная театром «Grand Opera». Партитура была закончена в 1865 году, но отклонена парижскими театрами. Впрочем, «Иван Грозный» не был удачей молодого композитора. Жанр «большой» оперы с ее преувеличенными страстями, внешними зрелищными эффектами был чужд Бизе; неудачно было и либретто, не имевшее ничего общего с исторической правдой.
Вторая половина 60-х годов в творчестве Бизе отмечена важными художественными сдвигами. В эти годы совершается решающий перелом в воззрениях Бизе, проясняются его художественные идеалы и творческие цели.
Из крупных и наиболее значительных сочинений этого периода прежде всего следует выделить оперу «Пертская красавица» по одноименному роману Вальтера Скотта.
Эта опера была новой, более высокой ступенью в оперном творчестве Бизе. «Пертская красавица» была поставлена в 1867 году в «Лирическом театре» и имела успех, впрочем не очень длительный; опера прошла всего двадцать один раз и более на парижской сцене при жизни Бизе не появлялась.
Помимо «Пертской красавицы» во второй половине 60-х годов Бизе работает и над другими оперными произведениями, оставшимися незавершенными. Для конкурса на открытие всемирной выставки в Париже Бизе начинает оперу «Кубок Фульского короля».
Интересны работы Бизе в области инструментальной музыки. Наиболее значительна из них симфония или симфоническая сюита «Рим, или Воспоминание о Риме» (в четырех частях). Еще в Италии были сделаны наброски этой «римской» симфонии. Замысел окончательно был реализован в 1868 году.
Ко второй половине 60-х годов относится также сочинение первого сборника романсов. Именно в творчестве Бизе и его современников — композиторов Сен-Санса и Делиба — складывается стиль французской вокальной лирики середины века, отличающийся мелодическим изяществом и сочным гармоническим колоритом.
В 1870 году разразилась франко-прусская война. В конце августа 1870 года Бизе вступает в войска Национальной гвардии.
Патриотические чувства Бизе находят выражение в не на слова любимейшего его писателя Гюго «Отдавшие жизнь за Францию».
Весной 1871 года вспыхнуло восстание парижского пролетариата и была провозглашена Парижская коммуна. Это грандиозное событие не было понято Бизе.
Однако творческая активность Визе именно в эти годы исключительно велика. Все пережитое им и потрясшее его было мощным толчком к напряженнейше работе. Последние пять лет жизни - подлинный расцвет творчества Бизе.
Произведения последнего пятилетия различны по жанрам и творческим устремлениям. Здесь и музыкальные драмы из народной жизни «Арлезнанка», «Кармен» и «интимная» лирическая опера «Джамиле», и увертюра «Родина», и героическая опера «Дон Родриго», не законченная композитором. В этот же период композитор написал сюиту для фортепиано в четыре руки «Детские игры». Пять пьес из этой сюиты были оркестрованы композитором и составили «Маленькую сюиту».
В операх 70-х годов Бизе обновляет существующие жанры французской оперы и придает им новые ценные черты.
В 1872 году состоялась премьера оперы «Джамиле». Особенного успеха опера не имела.
Следующая большая работа композитора – музыка к драме А.Доде «Арлезианка». Осенью 1872 года спектакль состоялся в театре «Водевиль».
Музыка к «Арлезианке» — новая творческая победа Бизе на избранном им пути. Двадцать семь номеров партитуры раскрывают в ярчайших музыкальных образах глубокую драму из народной жизни. Партитура Бизе — крупнейшее достижение его оркестрового стиля.
Закончив «Арлезианку», Бизе работает одновременно над двумя оперными произведениями — «Дон Родриго» по драме Корнеля «Сид» и «Кармен». Летом 1874 года «Кармен» была закончена в клавире. За два месяца Бизе оркестровал ее. Премьера состоялась лишь в марте 1875 года. Пели первоклассные артисты, постановка была хорошо подготовлена, однако опера провалилась.
Визе был потрясен провалом оперы, на успех которой он так надеялся. Но он не потерял мужества и уже помышлял о новых сочинениях. Внезапная болезнь сломила его, и спустя три месяца после премьеры «Кармен» Визе скончался в предместье Парижа Буживаль.
«КАРМЕН»
Опера Бизе «Кармен» — музыкальная драма, развертывающая перед зрителем с убеждающей правдивостью и с захватывающей художественной силой историю любви и гибели ее героев: солдата Хозе и цыганки Кармен. Хозе и Кармен — простые люди из народа, их судьба показана в «гуще» народной жизни. Сцены, изображающие взаимоотношения героев, тесно переплетаются с народными сценами, не только создающими локальный испанский колорит, но и имеющими важное значение в развитии драмы.
Либретто оперы написано А. Мельяком и Л. Галеви по одноименной новелле Проспера Мериме превосходно, с глубоким знанием сцены и с учетом специфики оперного спектакля.
Бизе по-своему характеризует героев. В оперном Хозе сохранилась от литературного образа ревнивая страстность характера. В трактовке его образа Бизе еще дальше отходит от Мериме; образу наваррца придана большая человечность, лиризм. Это простой деревенский парень, захваченный властным, всепоглощающим чувством. Он мечтает о спокойном и прочном счастье. Кармен же дороже всего ее свобода, она не терпит принуждения. И в опере, так же как и в новелле, их отношения с первой встречи развиваются как конфликтные, что в конечном счете приводит к трагической развязке.
Некоторые сюжетные отклонения в опере поясняют и углубляют любовный конфликт. Введен новый персонаж— Микаэла, деревенская девушка, невеста Хозе. Появление ее в опере не только обостряет драматизм отношений главных героев, но и оттеняет своеобразие и обаяние облика Кармен. Микаэла, верная, нежно любящая девушка, — это традиционный в лирической опере образ. Расширено и развито значение в опере тореро Эскамильо (в новелле — Лукас). Он является в известной мере антиподом Хозе, его блестящая жизнерадостность и самоуверенность контрастируют с мрачной и ревнивой страстью Хозе.
Есть в опере и более существенные отличия от новеллы, которые влияют на ее идейный замысел и общий характер. Это, в первую очередь, усиление народного элемента — широкое развитие эпизодов из народной жизни. Да и самое изображение испанской жизни существенно отличается от рассказа Мериме. Испания у Мериме изображена в духе мрачной романтики. События в новелле происходят все время ночью, то в суровых и диких горных ущельях, то в затемненных мраком городских трущобах. Бизе видит Испанию иной, залитой сверкающим сиянием горячего солнца, полной кипением жизни. Действие в опере выносится на улицы и площади Севильи с их живой толпой. В ночной сцене в таверне Лилас Пастья (второе действие) блещет яркими красками цыганская пляска и происходит встреча народа с тореро. Лишь третье действие — в горах — сохраняет сумрачный романтический колорит новеллы, но и здесь он оправдан развитием сюжетной линии: в этом действии намечается трагическая развязка.
Сохраняя лаконизм, концентрированность развития и изящество формы, присущие новелле Мериме, Бизе придает ее оперному воплощению масштабы подлинной жизненной трагедии.
Тонкими художественными средствами и глубоко убедительно композитор заставляет слушателя поверить в подлинность испанского колорита оперы, сравнительно мало цитируя музыкальный фольклор. В опере есть лишь единичные случаи обращения к подлинным народным мелодиям. Их всего три: кубинская песня из сборника Ирадьера, положенная в основу знаменитой хабанеры, мелодия испанского танца поло, использованная во вступлении к четвертому действию, известная шуточная испанская песенка и ритм шуточного испанского танца Coblas в Песне и мелодраме первого действия. И эти немногие народные мелодии подверглись творческой переработке. Бизе глубоко изучил особенности испанской народной музыки.
испанской музыки оборотами, каденциями, ритмоинто-наццями, ладами.
Опера «Кармен» создана на основе традиций французского музыкального театра, но вместе с тем она внесла и много нового. «Кармен» написана в жанре комической оперы и согласно ее традициям содержит разговорные диалоги, соединяющие музыкальные номера. Однако с комической оперой ее связывают лишь внешние признаки. Когда разговорные диалоги Эрнест Гиро превратил в музыкально-речитативные сцены, связи с комической оперой оказались вовсе нарушенными. Из богатых достижений французской оперы Бизе сумел отобрать все самое ценное и прогрессивное: от «большой» оперы— яркость театрального действия, от лирической — тонкость в раскрытии интимной драмы, от комической — жанрово-бытовые и народные сцены.
Опираясь на лучшие достижения национальной оперы и реформировав важнейшие ее элементы, Бизе создал по существу новый жанр — реалистическую музыкальную драму. Замечательный драматург-реалист, остро чувствующий законы оперной сцены, Бизе в равной мере заботился и о драматической напряженности действия, и о музыкальной завершенности номеров. Отсюда своеобразие в композиции оперы. В ней сочетаются «сквозные» сцены, основанные на музыкально-драматическом диалоге, и закругленные песенные, ариозные, танцевальные номера.
Наряду с музыкальной закругленностью номеров и сцен опера пронизана непрерывным симфоническим развитием. Оно проявляется в «сквозном» проведении ряда тем. Их, правда, всего три, но они очень важны, так как связаны с основными движущими силами драмы: тема роковой страсти Кармен, тема любви Хозе и тема Эскамильо. То обстоятельство, что их всего три и они предельно ярки, заставляет их узнавать во всех измененных проведениях.
Характеристика главной героини вытекает из самой природы этого образа: Кармен — дитя народа, и она обрисована через «серию» народных песен и плясок (хабанера в сопровождении хора, сегидилья, цыганская песня).Ее партия пронизана народными испанскими и цыганскими оборотами, исполнена огненного темперамента, свойственного музыке этих народов. Во второй половине оперы, где трагический исход отношений Кармен и Хозе делается все более очевидным, образ Кармен приобретает черты драматизма и психологической углубленности. Столь различные приемы создают образ необычайно выпуклый и динамический.
По-иному обрисован Хозе. Его партия насыщена лирическими кантиленными мелодиями, близкими к итальянскому оперному стилю; наряду с выразительным драматическим речитативом есть и эпизод иного плана — солдатская песня во втором действии, близкая к андалузским песням.
Микаэла — образ, типичный для лирической оперы, в ее партии отдано преимущество французскому ариозно-романсному складу; блестящий Эскамильо напоминает эффектных героев «большой» оперы.
Певец в опере всегда на первом плане; Бизе — мастер оперного вокального стиля, как ариозного, так и речитативного. Оркестр, не оспаривая первенство у певцов, играет важную драматическую и выразительную роль.
В истории оперного театра Х1Х века опера «Кармен» занимает одно из первых мест. С 1876 года начинается ее триумфальное шествие по сценам оперных театров мира.
КЛОД ДЕБЮССИ
1862 - 1918
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 1439;