ГОДЫ КРИЗИСА. ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
После разгрома французской армии и падения наполеоновской империи в Европе наступает долгая полоса тяжелой политической реакции.
По предложению известного механика-изобретателя Мельцеля (ему принадлежит изобретение метронома) Бетховен написал, для сконструированного Мельцелем механического музыкального инструмента «пангармоникума» пьесу на модную по времени военную тему: «Битва при Виттории».
Продемонстрированная перед венской публикой в декабре 1813 года, эта оркестровая пьеса имела ни с чем не сравнимый успех. Исполненная в том же концерте Седьмая симфония прошла незамеченной.
«Битва при Виттории» на время затмила все симфонические произведения Бетховена. Бетховен—«модный» композитор. Успех, сделавший имя Бетховена опять знаменитым, заставил дирекцию императорских театров вспомнить о его забытой опере. Весной 1814 года на обновленной постановке «Фиделио» дирижировал сам автор.
Бетховен стал украшением блестящих приемов и придворных концертов. На его «академиях» присутствуют коронованные особы, его одаряют щедрыми подарками. Но и на вершине славы, сделавшись внезапно баловнем высшего общества, Бетховен остался самим собой. Ничто не могло поколебать его республиканских убеждений и демократических симпатий.
Первым в ряду произведений последнего творческого периода был цикл песен «К далекой возлюбленной». Вслед за песнями «К далекой возлюбленной» на протяжении нескольких лет (1816—1822) выходят пять последних фортепианных сонат. Некоторые из этих сонат так же, как и поздние концерты (1824—1826), отличаются большой сложностью музыкального языка, композиции. Бетховен во многом отступает от закономерностей формообразования, типичных для классической сонаты; возможно, что тяготение в эту пору к философско-созерцательным образам привело к увлечению полифоническими формами, а сдвиги в самом тематизме влекли к новым способам развития, развертывания музыкального материала. В своих поздних сочинениях Бетховен вплотную подходит к черте, отделяющей его от искусства следующего поколения, от музыки композиторов-романтиков.
Девятая симфония. Над всеми произведениями последнего десятилетия недосягаемой вершиной стоит Девятая симфония. Одно из самых грандиозных творений мировой литературы, она достойно венчает творческий путь Бетховена.
Мысль о Девятой симфонии зародилась еще в годы кризиса, но приступил Бетховен к реализации этого замысла в 1822 году, завершает работу в 1824 году.
Развитие симфонии направляет идея, по которой счастье человечества возможно лишь при всеобщем равенстве и братстве. Титанический замысел симфонии — выразить в звуках вселенскую идею братства и дружбы людей всего мира — требовал каких-то особых, новых форм воплощения. Бетховен не только раздвигает грандиозные масштабы своих симфонических произведений, но выходит за пределы самого жанра. Для непосредственного обращения к миллионным массам, для того, чтобы сплотить их в едином эмоциональном порыве, чисто инструментального звучания было недостаточно. Нужно слово, ибо пафос живой ораторской речи, ее взволнованная убежденность обладает повышенной силой воздействия. И Бетховен вводит в финал симфонии хор и певцов-солистов. Им поручает он слова из оды Шиллера «К радости».
Последние годы жизни. За быстро промелькнувшей славой наступил последний, безотрадный период жизни композитора.
Усиливающаяся реакция, тягостная; политическая, атмосфера до крайности угнетали Бетховена, а наступление полной глухоты доводило до отчаяния. Он все более чуждается и избегает общения с людьми, часто по нескольку дней отсутствует, и никто не знает, где он скрывается. К многочисленным испытаниям прибавляется новое — одиночество.
Материальное положение Бетховена также незавидно.
Немало сил растрачивал Бетховен на воспитание и дела своего племянника. Всю неутоленную потребность в любви и привязанности он отдал сыну умершего брата.
Новые веяния. По странам Европы совершала победное шествие итальянская опера с итальянскими виртуозами. Расцветала школа «блестящей» фортепианной музыки. Концертные эстрады превращались в места «подвигов» виртуозов всех мастей и рангов. В период реакции и реставрации аристократическая публика требовала прежде всего сенсации и острых эффектов, искусства развлекательного, увеселяющего. В борьбе с модными направлениями, с музыкой безыдейной и внешней вызревало творчество передовых музыкантов нового, романтического, направления.
Естественно, что при существующей обстановке творчество Бетховена не находило ни понимания, ни спроса. Как бы в противовес господствующим вкусам Бетховен в последние творческие годы создает произведения, исключительные по глубине и величию.
Исполнение Девятой симфонии. Больших усилий стоило композитору и его преданным друзьям организовать исполнение Девятой симфонии. Концерт состоялся 7 мая 1824 года. Первый показ Девятой симфонии был одновременно последним появлением Бетховена перед большой публикой. Он уже не мог расслышать раздавшихся рукоплесканий; только когда подбежавшая певица Унгер повернула его лицом к публике, Бетховен смог убедиться в восторге, охватившем слушателей.
Тяжело простудившись, он слег и после нескольких месяцев тяжелой болезни 26 марта 1827 года скончался.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 858;