ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН
1770 - 1827
В истории европейской культуры французская буржуазная революция 1789 года знаменовала начало новой эры.
Идеи французской революции непосредственно влияли на все сферы духовной жизни: эстетику, литературу, искусство. Для музыки, как и для других областей искусства французская буржуазная революция XVIII века стала известным рубежом, от которого ведет исчисление музыкальная культура нового времени.
Если во Франции длительная «борьба умов» многочисленных идеологов третьего сословия предшествовала и способствовала открытым социальным конфликтам, социальному переустройству общества, то в Германии, в силу ее общей отсталости, влияние французской революции ограничилось исключительно областью умственной деятельности.
Германия второй половины XVIII века переживает время расцвета своей классической философии, литературы, искусства. До сих пор не померк блеск имен Лессинга, Канта, Гегеля, Шиллера, Гете. В том же ряду высятся: Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен. Особенно Бетховен. Художник, стоявший на грани двух эпох. Его творчество опиралось на многовековой опыт и богатейшие национальные традиции, созданные поколениями немецких музыкантов. Но возникшее и сформировавшееся в революционную эпоху, окрыленное великой мечтой о свободе, равенстве и братстве, оно, раскрывая драматизм борьбы и радость достигнутой победы, обращалось к миллионным массам людей.
«Музыка должна высекать огонь из людских сердец»,— говорил сам композитор. Этот прометеевский девиз дает представление о величии задач, которые ставил перед искусством Бетховен. Творчество для него — высшее предназначение; средствами искусства он должен передать миру сжигавшее его самого пламя любви к людям, к свободе. Бетховен страстно верил в осуществление своих идеалов, и мысли о настоящем, представления о грядущем зазвучали в его музыке как призыв к действию, полный героической устремленности и несокрушимого оптимизма.
Трагично сказались на жизни Бетховена, артиста и человека, общественные противоречия его времени. Цель своего искусства он видел в служении человечеству, а действительность вынуждала его обслуживать узкую среду аристократов; воспевая любовь и счастье, сам он был лишен элементарных человеческих радостей.
Жизнь в постоянном преодолении, в трудном про движении к вершинам искусства, потребовавшая титанического, истинно бетховенского напряжения, была выстрадана им до конца. Только одержимость искусством, убежденность в силе его нравственного воздействия помогли Бетховену преодолеть стену молчания и одиночества, на которые обрекла его глухота.
В самые трагические моменты Бетховен создавал творения, исполненные вёликой, неизбывной веры в пре красное, в людей, в свободу.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 786;