Prestissimo Л. Бетховен. Соната № 5, ч, IV
_______1_____ _____1____ ___________2__________
Здесь приведено одно предложение периода. Во втором использована та же структура суммирования.
Структура суммирования в музыке играет большую роль, так как дает возможность отразить характерный логический прием, заключающийся в изложении начальной мысли, ее несколько видоизмененном повторении и выводе, обобщении.
Иногда в музыке встречается разновидность структуры суммирования — так называемое двойное суммирование: 1 + 1 + 2 + 4:
271 Andante non tanto П. Чайковский. «Нет, только тот, кто знал…»
_____1__________1_____________2_______
_________________________4________________________
Противоположной суммированию является структура дробления, где за изложением более длительного построения следуют вдвое менее протяженные:
272 [Allegro molto moderato] Ж. Бизе. Оп. «Кармен»
_________________________2__________________________
___________1______________________1___________
Эта структура противоположна суммированию и по логическому смыслу. Ее можно уподобить сообщению какого-либо положения, после чего излагаются детали, подробности. В словесной речи аналогичны фразы, включающие двоеточие, после которого следует перечисление деталей. Структура дробления характерна для песенной музыки, особенно для припевов в песнях. Разновидностью дробления является двойное дробление (4 + 2 + 1 + 1)
Наиболее логически емкой оказывается типичная для профессиональной музыки структура дробления с замыканием (или дробления с суммированием). В мотивно-тактовом выражении она выглядит так: 2+2+1 + 1 + 2. Начальная периодичность 2 + 2) выполняет ту же роль, что и начальная периодичность в структуре суммирования, то есть роль изложения какого-либо логического положения и его несколько измененного повторения следующее далее дробление (1 + 1) выделяет ту или иную деталь и разъясняет ее посредством точного или варьированного повторения, после чего следует общий вывод, завершающий изложение мысли:
Дата добавления: 2018-09-24; просмотров: 370;