СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
Симфония — самый серьезный и ответственный жанр, оркестровой музыки. Бетховенские симфонии возникли на почве, подготовленной всем ходом развития инструментальной музыки ХУIII века, в особенности непосредственными его предшественниками — Гайдном и Моцартом.
Грань между симфоническим искусством Бетховена и симфонией XVIII века проведена прежде всего тематикой, идейным содержанием, характером музыкальных образов. Бетховенская симфония, обращенная к огромным человеческим массам, нуждалась в монументальных формах.
Третья симфония, Ми-бемоль мажор (Героическая)
В Третьей симфонии Бетховен очертил круг проблем, которые отныне становятся центральными для всех его крупных сочинений.
Первая часть. Первая из четырех частей симфонии — самая значительная и интересная по содержащимся в ней музыкальным мыслям, способам развития, новизне строения симфонического сонатного аллегро. Ни в предшествующих сонатах, ни в последующих симфониях, за исключением, может быть, Девятой, не встречается такого изобилия драматически контрастных тем, такой интенсивности развития.
Вторая часть. Траурный марш. Героико-эпическая картина. В непревзойденной по красоте музыке марша все сдержано до суровости. Скрытую в лаконизме музыкальных тем емкость образов Бетховен воплощает в непривычных для жанра марша укрупненных симфонических формах. Все многообразие средств гомофонно-гармонического письма и приемов имитации использованы для мощного развития, которое расширяет масштабы всех разделов и каждого отдельного построения.
Третья часть. Скерцо. Лишь только смолкли вздохи горести и скорби, как будто издалека начинают доноситься неясные шорохи, шумы. Едва можно уловить за ними быстрое мелькание задорно-танцевальной мелодии:
Развитием основной идеи всей симфонии, логикой движения образов, их внутренними связями обусловлено появление призывно-героических фанфар в трио. Атмосфера мужественного воодушевления, воцарившаяся в коде первой части, утраченная в траурной второй, вновь восстанавливается в скерцо.
Четвертая часть. Финал. Весьма показателен отбор и формирование тематизма в финале. Бетховен часто выражает чувство всеохватывающей радости, пользуясь элементами трансформированного танца. Вместо привычных в финалах форм рондо, Бетховен пишет вариации. Для всестороннего развития так долго вынашиваемой темы жанр вариаций, по-видимому, оказался наиболее приемлемым. Он открывал неограниченный простор для самых различных поворотов темы, ее видоизменений, образной трансформации.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 413;