ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ
Лекция 1. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА НА
Рабовладельческие государства и право в Закавказье и Средней Азии. Скифское и Боспорское государство. Великая Булгария. Булгарское царство. Хазарский каганат. Алания.
История отечественного государства и права (далее ‑ ИОГП) многогранна. В ней представлены и города – государства в лице древнеславянских протогосударственных образований, и государство азиатского типа – Золотая Орда, государство античного типа – Боспорское царство, государство феодального типа – Киевская Русь – Московское государство – Российская империя, государство буржуазного типа – Российская империя конца 19 – начала 20 в., конец 20 – начало 21 века; социалистическое государство – октябрь 1917 – август 1991 года.
Одним из важнейших этапов становления отечественной государственности является этап древнейших государственных образований, существовавших на территории нашей страны (Российская империя, СССР). Это государств Закавказья и Средней Азии, Боспорское царство, а так же Хазария, Великая Булгария, Алания. Этот этап охватывает промежуток времени с IХ в. до н.э. до X в. н.э.
Государства и право Закавказья и Средней Азии. Первым государством на территории нашей страны было Урарту, возникшее в Закавказье.
С древнейших времен на Армянском нагорье жили многочисленные племена, сведения о которых имеются по данным археологических раскопок и ассирийским письменным источникам. В надписи ассирийского царя Салмансара I (1280-1261 гг.до н.э.) говорится о его победе над восемью странами «Уруатри», находившимися на Армянском нагорье. По ассирийским источникам, все государства севернее Ассирии, назывались «Наири»[9].
В IX веке до н.э. здесь сформировалась рабовладельческая общественно-экономическая формация, возникло рабовладельческое государство Урарту. Оно просуществовало около трех веков. Своего расцвета оно достигло в VIII в.до н.э. В начале VI в. до н.э. Урарту было порабощено соседним южным государством Мидией.
Общественный строй Урарту. Урарту было рабовладельческим государством. Основными антагонистическими классами были рабы и рабовладельцы. Крупнейшими рабовладельцами были цари. Им принадлежала верховная собственность на землю, где трудились рабы. Основным источником рабства был плен. В результате удачных войн на царские земли переселялись целые народы. Так, в надписях царя Сардура говорится о том, что за один год он захватил и угнал из соседних стран 12750 юношей, 46600 женщин, 12000 воинов, 2500 коней, множество другого скота[10].
В класс рабовладельцев входили также члены царского рода, жрецы, правители областей, военная знать, которые обладали крупными хозяйствами, основывавшимися на рабском труде.
Труд рабов использовался на строительстве ирригационных сооружений, водопроводов, крепостей, дворцов знати, храмов, дорог, хозяйственных построек и других сооружений для рабовладельцев. Рабы были совершенно бесправной частью населения Урарту.
Основную массу свободного населения составляли крестьяне-земледельцы. Они были объединены в сельские общины. Крестьяне-общинники платили налоги, несли разнообразные повинности.
В городах жили торговцы, ремесленники, которые занимались обработкой железа, меди, драгоценных металлов, камня, дерева.
В городах-крепостях, являвшихся административными центрами, проживали также чиновники местных органов власти и размещались гарнизоны.
Государственный строй Урарту. Рабовладельческое государство Урарту было наследственной монархией в форме деспотии. Оно представляло собой конгломерат народов и племен, насильственно объединенных под властью урартского царя. По своей сути это было военно-административным объединением, державшимся исключительно на силе.
Во главе государства стоял царь, в его руках была сосредоточена неограниченная верховная светская и духовная власть. В управлении государством царь опирался на военно-административный аппарат в центре и на местах. Основные должности в нем занимали представители царского рода. Царский дворец был центром управления государством.
В центральном аппарате выделялось три ведомства: финансовое, военное и общественных работ.
Вся территория Урарту была разделена на области, во главе которых стояли наместники, назначаемые царем. Наместники обладали всей полнотой власти на местах: творили суд и расправу, собирали налоги, подати, строили и укрепляли крепости, осуществляли военные функции.
Государство Урарту держалось на военной силе, основу которой составляло войско. Оно состояло из постоянных формирований и ополчения. В постоянное войско входили: боевые колесницы, кавалерия, формирования из представителей привилегированных слоёв населения, пехота, состоящая из простых свободных людей. Ополчение формировалось из числа свободных людей, а также военнопленных. Оно собиралось по областям. Каждый областной начальник выставлял в ополчение вооруженный отряд.
С VII в. до н.э. могущество Урарту стало ослабевать. В последующем оно попало в зависимость от Ассирии, а затем было завоевано Мидией.
Древние рабовладельческие цивилизации оказали определенное влияние на исторические судьбы племен Закавказья и Средней Азии. Классовое общество возникло здесь в процессе длительного распада первобытно-общинного строя.
Рабовладельческие государства Закавказья и Средней Азии имели ряд общих и особенных черт. У первых государственных образований не было четких границ, здесь значительную роль в производстве играла сельская община. Поэтому для них характерен восточный, патриархальный вид рабства.
В VI в. до н.э. территории Закавказья и Средней Азии были завоеваны государством Ахеминидов[11]. Это рабовладельческое персидское государственное образование делилось на сатрапии, во главе которых стояли правители-сатрапы. Такими сатрапиями были большая часть нынешнего Азербайджана (XI сатрапия), бактрийцы (XII), саки (XV), хорезмийцы и согдийцы (XVI).
В этот период значительная часть народов Средней Азии перешла к оседлому образу жизни, в хозяйственной жизни земледельческих общин сатрапий огромную роль стала играть ирригация. При сооружении каналов и постройке городов широко использовался труд рабов.
Сатрапы назначались из лиц, приближенных к царю. Они обладали фактически ни чем неограниченной властью.
Империя Ахеменидов была завоевана Александром Македонским в 30-е годы IV в.до н.э. и прекратила своё существование. Единственным независимым государством в Средней Азии оставался Хорезм. При организации управления завоёванными землями македонцы сохранили институт сатрапов.
После смерти А. Македонского закавказские и среднеазиатские сатрапии вошли в состав государства Селевкидов. Оно оказалось неустойчивым и из неё в конце IV – III в. до н.э. стали выделяться независимые государственные образования: Айратское царство с центром в г. Армавире, затем Армянское и Иберийское государства. В I в. до н.э. эти территории были покорены рабовладельческим Римом.
В середине III в. до н.э. в Средней Азии появилось Греко-бактрийское царство. В его состав вошли Бактрия (верховья р. Амударьи), Согдиана (по рр.Кашкадарья и Зеравшан), Маргиана (по р.Мургаб), Паркана (Фергана).
В обществе население делилось на свободных (греко-македонская и местная знать, жрецы, земледельцы и воины) и несвободных (рабы).
Во II в.до н.э. от этого государства отпала Согдиана, а Маргиана была завоевана парфянами. Бактрию захватили кочевые племена тохаров. Здесь было основано государство Тохаристан. Оно граничило с Хорезмийским государством.
В последующем (I – IV вв. н.э.) тохары создали Кушанское царство, одно из крупнейших рабовладельческих государств той эпохи. Оно вело постоянные войны с соседями, что давало большое количество рабов. Наряду с ними здесь существовали свободные крестьяне, объединенные в общины.
В III в. н.э. на развалинах Кушанского царства возникло множество городов-государств.
Из-за недостатка исторических данных более подробно общественный и государственный строй, право закавказских и среднеазиатских рабовладельческих государств более подробно не может быть охарактеризовано.
Скифское и Боспорское государство.По свидетельству греческих историков Геродота, Фукидида и др. территория Северного Причерноморья от Дуная и до Дона была заселена племенами скифов, называвших себя сколотами. Восточнее реки Дон жили родственные им племена сарматов (савроматов).
В VII – VI вв. до н.э. многие из этих племен вступили в стадию разложения первобытнообщинного строя и образования классового общества. На это процесс оказало влияние возникновение в Северном Причерноморье греческих поселений, находившихся на более высоком уровне развития.
Важнейшими рабовладельческими государствами этого района были Скифское и Боспорское царство, Херсонес и Оливия.
Скифское государство. В конце V в. до н.э. греческий историк Фукитид писал, что ни один народ сам по себе не в силах устоять против скифов, если бы они были едины.[12]
Место происхождения скифов не очень ясно. Имеется точка зрения, согласно которой они пришли в Европу с Алтая, на что указывает антропологический тип части скифов[13]. Большинство же отечественных историков считает, что скифы – это коренной народ Северного Причерноморья.
Вызывает споры и этническая природа скифов. Некоторые авторы считают их монголами, другие – иранцами, а такие отечественные историки, как В.В. Григорьев, И.Е.Забелин, Д.И. Иловайский предполагали, что они имеют славянское происхождение. Г.В. Вернадский указывал на возможность того, что древние источники объединяли под именем скифов весьма различные народы[14].
В IV в. до н.э. значительная их часть скифских племен перешла к оседлому образу жизни, что вызвало дальнейший рост производительных сил, ускорило процесс разложения первобытнообщинного строя и образования классов. Этому способствовало также установление тесных торговых связей скифов с греческими поселениями и постоянные их войны с сарматами.
К концу IV в. до н.э. первобытнообщинный строй у скифов пришел в упадок.
Общественный строй. Общество Скифского государства в Крыму было рабовладельческим. Рабство носило патриархальный характер.
Рабы подразделялись на патриархальных (скифского происхождения) и военнопленных.
Рабы скифского происхождения были неотчуждаемой собственностью, так как не передавались по наследству, а их убивали после смерти хозяина. Рабы-военнопленные были важнейшим товаром, который поставлялся на внешние рынки.
Скифы прибегали к боевым услугам рабов. Когда враги осадили Оливию, то скифы и греки, проживавшие в этом городе отпустили всех рабов на волю, включили их в свое войско и таким образом отбились от нападавших.
Скифские племена делились на царских скифов, скифов – земледельцев и скифов – скотоводов.
Самыми могущественными были племена царских скифов, проживавших в Северной Таврии. Они занимали привилегированное положение, что было закреплено обычным правом, собирали дань с других скифских племен.
Скифы-земледельцы и скифы-скотоводы делились на три общественные группы: воины, жрецы и простые общинники.
Скифы – воины составляли значительную массу населения Скифского государства. Большинство зафиксированных современниками норм относится к военным обычаям скифов. В их собственности были рабы из числа военнопленных.
Жречество составляло отдельное сословие, возможно даже касту. Выделялось несколько категорий жрецов: царские прорицатели, монахи – отшельники и другие. Царские прорицатели обладали правом суда, т.е. были носителями норм обычного права. Монахи – отшельники отправляли обряды различным богам.
Простые общинники были зависимым населением, они выплачивали дань, поставляли для царских скифов рабов и наложниц.
Основной единицей общества была патриархальная семья, где единоличным хозяином был муж. Хозяйственной единицей в семье или общине кочевников была повозка (арба), а у земледельцев – двор.
Государственный строй. Своего расцвета Скифское государство достигло в середине II в. до н.э. Но затем пало под ударами сарматов.
Правителем у скифов был избираемый царь (вождь племени). Действовали совет старейшин при царе и народные собрания.
К концу IV в. до н.э. народные собрания стали созываться все реже. Совет старейшин постепенно превратился в совет приближенных вождя племени. Постоянные войны привели к усилению его власти. Вождь сосредоточил в своих руках не только военную, но и административную и судебную власть. Должность вождя стала наследственной.
Первое скифское государственное образование возникло в середине IV в. до н.э. у устья р. Дунай. Царь Атей организовал ряд успешных походов против фракийцев, но затем потерпел поражение от македонского царя Филиппа. Сам царь в возрасте 90 лет погиб на поле боя. Государство распалось.
В III в. до н.э. образовалось Скифское государство в Крыму. Оно было прочнее и могущественнее государства Атея и просуществовало до начала н.э.
Археологические раскопки столицы этого государства Неаполя (около Симферополя) свидетельствуют о высоком уровне развития в нем земледелия и ремесла, а также о его тесных связях с городами Причерноморья и восточного Средиземноморья.
В 331 году до н.э. войско Александра Македонского проникло в центральные районы Скифии. С этого времени Скифское государство пошло к упадку, и во II веке до н.э. его захватили сарматы, пришедшие с востока.
Обычное право скифов. Обычное право и юридический быт скифов достаточно подробно изложены в работах античных авторов. Развитие права собственности здесь обуславливалось особенностями кочевого образа жизни. Частная собственность скифов распространялась на движимое имущество, предметом которого выступали скот, оружие, украшения, инвентарь. Рабы также были в частной собственности, но право распоряжаться рабами скифского происхождения ограничивалось. Такие рабы умерщвлялись после смерти хозяина или переходили по наследству следующему царю.
Земля принадлежала всему скифскому обществу – орде. Она находилась в пользовании рода или семьи и подлежала ежегодному перераспределению на народном собрании.
Отношения собственности подкреплялись нормами обязательственного права. Многие элементы договорных отношений сопрягались с обрядами, что составляло так называемую символику права. Нормы права скифов знали присягу, клятву, дарение, обмен, отношения найма.
Семейное право скифов основывалось на патриархальных обычаях. Главой семьи и единственным распорядителем имущества у скифов был супруг. Жена и дети находились в его власти и при смерти главы семьи переходили во владение наследнику. Совершеннолетним сыновьям, образовавшим свои семьи, выделялась часть имущества отца, но преобладающим правом в наследстве обладал младший сын, так называемое право минората.
Нормы уголовного права скифов вполне характерны для общества эпохи военной демократии. Самым опасным преступлением считалось нарушение скифских обычаев и заимствование чужих. Оно наказывалось смертной казнью. Другое тяжкое преступление – покушение или попытка покушения на жизнь царя. За это полагалась смертная казнь и конфискация имущества виновного. Третий вид преступления – убийство или обида, нанесенная скифу (например, воровство). В этом случае действовал обычай кровной мести, при этом убийство врага обществом даже поощрялось.
Судебный процесс. Античные историки донесли до нас информацию о том, что у скифов имел место состязательный судебный процесс и розыскной суд. Число судей было обязательно нечетным, что имело значение при голосовании. Суд состоял из нескольких заседаний, на которых обстоятельно взвешивались доводы сторон, принимались клятвы. Состязательный суд царь проводил для решения споров между общинниками. Проигравший в таком суде подлежал смертной казни, выигравший пользовался почетом и уважением. Кроме того, существовал суд жрецов.
Боспорское царство.В качестве первых государственных образований на территории нашей страны выступают греческие колонии – города-государства на северном берегу Черного моря. Они появились в VI в. до н.э. в результате «великой колонизации».
Колонизационная деятельность греков в VIII – VI вв. до н.э. велась в трех направлениях: Южное; Западное; Северное.
Северное направление составляли берега Мраморного и Черного морей. Там появились Византий (будущий Константинополь, с 1453 г. г. Стамбул), Синопа (Синоп), Трапезунт (Трабзон). В VI в. до н.э. греки дошли до Северного Причерноморья. Очень большую роль в его колонизации играл Милет – греческий полис на Эгейском побережье Малой Азии.
В первой половине VI в. до н.э. на месте современной Керчи милетцами был основан г. Пантикопей. На западе от него была основана Феодосия. На Таманском полуострове – Гермонаса (г. Тамань), в дельте Кубани – Фанагория (около ст. Сенной, Анапа).
Около 480 г. до н.э. в результате объединения целого ряда первоначально независимых греческих городов образовалось Боспорское царство со столицей в Пантикопее.
Общественный строй. В греческих городах-полисах общество делилось на свободных и несвободных. Основными классами были рабовладельцы и рабы. Свободные граждане делились на полноправных и ограниченных в правах.
Полноправными были основатели этих городов-государств и их потомки. Они имели право участвовать в народных собраниях, предлагать и принимать законы, занимать государственные должности. Граждане несли и обязанности перед государством.
Ограниченными в правах были прибывшие переселенцы и вольноотпущенники. Класс рабовладельцев состоял из греческих купцов и судовладельцев, а также владельцев ремесленных мастерских.
К господствующему классу относились и представители аристократических семейств из местного населения – потомки родоплеменной знати скифов, синдов, меотов.
Основную массу свободного эксплуатируемого населения составляли крестьяне-общинники из местного населения. Они занимались земледелием и скотоводством, платили налоги и подати государству и местной знати, обязаны были служить в ополчении.
Рабы были частновладельческие и государственные. Основной источник рабства – военный плен, а также долговое рабство. Раб был собственностью господина, который мог его продать, подарить, обменять и передать по наследству. Государственные рабы привлекались к военной службе во вспомогательных войсках. Излишек рабов продавался за границу (рынок на о. Родос).
Государственный строй. По своему политическому устройству греческие города представляли собой рабовладельческие республики.
В каждом городе-государстве высшим органом власти было народное собрание, состоявшее из полноправных свободных граждан. На этих собраниях выбирались все должностные лица. С образованием Боспорского царства большинство органов управления в городах сохранилось.
В течение 42 лет, до 438 г. до н.э. на Боспоре правили Архенктиды – знатный греческий род милетского происхождения. На основании косвенных данных можно догадываться, что они считались архонтами всего Боспора. (Архонты в греческих государствах – это первоначально были выборные должностные лица, а с 11 в. до н.э. она стала хотя и временной, но наследственной). Также и на Боспоре эта должность была наследственной.
В 438 г. власть на Боспоре переходит в руки династии Спартокидов – выходцев из варварской среды.[15] Но они были тесно связаны с греческими купцами общностью торговых и иных интересов. Они сумели присоединить к Боспору Феодосию, земли, населенные синдами (от Тамани до Новороссийска)[16], земли Прикубанья и Восточного Приазовья. Правитель Боспорского государства стал именоваться архонтом Боспора, Феодосии и царем всех меотов.
Во вновь присоединенных землях выросли новые города.[17] До IV в. до н.э. Боспорское царство достигло своего наивысшего расцвета. Золотые пантикапейские статеры (серебряные и золотые монеты) чеканились с таким расчетом, чтобы они были платежным средством не только на внутреннем, но и на международном рынке.
Начиная с конца IV в. до н.э. на Боспоре наступил период жестоких междоусобиц, которые завершились крахом династии Спартокидов и потерей независимости. Боспорское государство было поглащено царством Понт.[18] После проигрыша войны с Римом, царь Боспора получил титул «друга и союзника римлян», т.е. статус вассального по отношению к Риму государства.
В I – II вв. Боспорское государство вновь переживает значительный экономический подъем. В этот период были окончательно изжиты остатки полисного самоуправления. Неограниченным владыкой Боспора был царь, носивший титул «царя Боспора и всех тавроскифов» и распоряжавшийся всеми материальными и людскими ресурсами царства. В его руках была сосредоточена вся верховная власть, командование войсками, судебные и даже жреческие функции. Появились обычаи их обожествления.
Свита царедворцев состояла из представителей рабовладельческой знати, наиболее богатых землевладельцев и купцов. Из них рекрутировались кандидаты на замещение разных административных должностей при самом дворе и в государственном аппарате.
Центральное и местное управление. В центральном аппарате состояли руководители отдельных ведомств: начальник двора, начальник финансов, хранитель казны и т.п. Существовал штат специальных переводчиков, что было необходимо ввиду пестроты этнического состава населения Боспора и соседних с ним племен.
Управление важнейшими областями страны поручалось царским наместникам. В Танаисе[19] наместник имел титул посла – пресбевта.
Смертельный удар по Боспорскому царству нанесли гунны.[20] Там они появились в 70-е годы IV века, учинив страшные погромы. Боспорское царство перестало существовать.
Право в Боспорском государстве. До настоящего времени дошли лишь фрагментарные упоминания о правовых отношениях в Боспоре. Можно лишь в общих чертах реконструировать уровень развития права древних греков.
Правовые институты того времени относились больше к имущественным отношениям, о чем говорят первые договоры греков колоний и метрополии V в. до н.э. Субъектами права выступали государство и его граждане. Из источников известно, что в обязательственном праве был широко распространен договор займа. Уголовное право было развито меньше, и опиралось на нормы обычаев, морали и религии.
Вторая половина V в. ознаменовалась созданием на азиатском континенте великой державы – Тюркского каганата, протиравшегося от Алтая до Приазовья, возглавляемого одним из самых сильных тюркских родов Ашина. Злейшим врагом этой державы было Государство Эфталитов.[21]
В результате борьбы с эфталитами (555 – 567 гг.) каганат окреп экономически и политически, завязал союзнические и торговые отношения с западными и юго-западными соседями, в т.ч. с Византией и Ираном.
В 630 г. в результате междоусобных войн каганат потерпел крах. На его развалинах возникли новые государственные образования. Одним из таких государств была Великая Булгария. Булгары занимали приазовские степи и таманский полуостров.
Структура булгарского общества была такой же, как и у других тюркских племен. Во главе стояли ханы, которые усовершенствовали систему социальных отношений за счет заимствования у Византии. Булгарский правитель Органа в 619 г. принял в Константинополе сан патрикия и перешёл в христианство.
Возглавил первое булгарское протогосударственное образование в 635 г. племянник Органа, племенной вождь Курбат (584-642). Он также обладал византийскими титулами. Столицей Великой Булгарии стала восстановленная Фанагория.
Основой булгарского общества была орда. В соседних с греческими городами-полисами районах кочевники переходили к оседлому образу жизни. Здесь доминировали род или племя, а не орда.
Государственный строй. В данном случае можно говорить лишь о его элементах. Территория Великой Булгарии, ввиду кочевого образа жизни, была аморфной. Однако, по мере перехода к оседлости, у булгар стали формироваться административные центры (Фанагория, Гермонаса). По мере удаления от очагов античной цивилизации в кочевых центрах доминировали элементы зимних стойбищ. Правящие ханы посылали в кочевья подвластных племен наместников, что способствовало формированию сюзеренно-вассальных отношений.
Право Великой Булгарии исследовано слабо. Особое место здесь имела субординация в обществе: почтительное отношение и прославление хана, предпочтение левой стороны правой при расположении людей по старшинству. В качестве наказаний упоминаются смертная казнь и увечья за воровство (битье дубиной по голове, истязание вора железными крючьями и т.п.). Правовыми ритуалами была клятва на мече, очищение огнем, человеческие жертвоприношения.
Однако это протогосударство было сокрушено хазарами. Под их воздействием произошло вытеснение болгар на запад и на север. Западная ветвь ушла на Дунай, а северная откочевала в сторону Волги, где в X в. и образовалось Булгарское царство. Этому способствовал упадок Хазарского каганата, державшего до этого булгар под своей властью.
Булгарское царство охватывало территории Средней Волги, Камы, Белой, земли по р.Урал. В ходе формирования государства булгары слились с местным населением и перешли на оседлый образ жизни. Булгарское царство было полиэтничным, оно испытывало сильное влияние славян, угро-финских племен и тюрок. От тюрок они восприняли ислам.
Столицей государства стал г. Булгар, расположенный при впадении Камы в Волгу. Это был большой город с 10-тысячным населением.
Булгарский царь правил с помощью своих приближенных. Он сам выполнял и судебные функции. Суд осуществляли назначаемые царем судьи.
Вооруженные силы состояли из царской дружины и народного ополчения.
Государственные доходы складывались из налогов и торговых пошлин.
Булгарское царство погибло в эпоху ордынского нашествия.
Одновременно с Великой Булгарией в прикаспийских степях началось складывание Хазарского государства, основателями которого были остатки некогда могущественного тюркского рода Ашина, бежавшего на Запад. Хазары считали себя прямыми наследниками Тюркского каганата и своего правителя называли каганом, а государство каганатом.
Хазары присоединили к себе Орду Батбая в Приазовье, север Причерноморья, включая часть степного Крыма.
В VII-VIII вв. Хазария подверглась натиску со стороны Арабского Халифата. Она сыграла большую роль в истории восточноевропейских стран, заслонив их от арабов, став щитом, выдержавшим атаки их армий.
Родина хазар находится в низовьях рек Терек, Сулак и Волга. Здесь процветало рыболовство и отгонное скотоводство, составлявшее основу хазарского натурального хозяйства. На берегу Терека находилась и первая столица – Семендер. В дальнейшем земли Хазарского каганата были ограничены рр. Волга, Дон, Маныч и Каспийским морем. На востоке границы выросла новая столица – Итиль, а на западе две крепости – Саркел и Семикракоры. Были восстановлены города на Черноморском побережье – Самкерц (Тмутаракань), продолжала процветать Фанагория, на месте бывшего Пантикопея поднялся К-р (Керчь).
Общественный строй. В социальном плане хазарское общество VI-X вв. делилось на «черных» и «белых».
Господствующим классом были представители «белых» хазар: каганы, беки (цари), тарханы и эльтеберы.
Каганы – это, первоначально, родоплеменной вождь у хазар. Титул не передавался по наследству, а приобретался путем выбора на сорок лет или пожизненно из наиболее знатной хазарской династии. После срока, отпущенного кагану «на царство», он подлежал казни. Его казнили также по требованию недовольного народа или по предписанию бека (царя). С личностью кагана хазары связывали свое благополучие и объясняли божественное происхождение власти.
Беки (цари) были выходцами из родовой знати. Этот титул передавался по наследству. Он был главой исполнительной власти, высшим сановником в государстве.
Эльтеберы – это вассальные князья, посланные каганом для осуществления завоевательных походов.
Тарханы – это люди из ближайшего окружения кагана.
«Белые» хазары вели полукочевой образ жизни. Каждый из хазарских родов обладал собственным наследуемым владением и замком. В теплое время года знать кочевала по своим владениям и собирала дань с оседлого населения.
Хазарские общины объединялись в орду. Простые общинники были зависимым населением, относились к категории «черных хазар». Они выплачивали дань своему эльтеберу, а также налоги государству по монете (шеляге) со двора. Торговцы отдавали в доход государства 1/10 часть своего имущества.
Рабы. В качестве рабов в источниках упоминаются пленные и наложницы. В VIII – IX вв. они становятся одной из доходных статей экспорта Хазарии и туда устремляются работорговцы – иудеи из Ирана и Византии. К тому времени в Хазарии уже существовала весьма значительная еврейская община, образованная выходцами из Ирана.
Хазары были веротерпимыми. Поэтому этническая пестрота каганата не препятствовала образованию государственной целостности и, следовательно, устойчивой полиэтнической системы.
Государственный строй Хазарии характеризуется двойственностью высшей власти, с двумя правителями, при разделении между ними представительной, законодательной и исполнительной функций.
Во главе хазарского государства стоял каган, выполняющий роль символа власти. Ему принадлежала только представительная и законодательная власть. Жил он уединенно в своем дворце, народ не имел права его видеть. Только высшая знать имела право входить в покои главы государства.
В ведении кагана находилась администрация, которая называлась «Двери высшего царя».
Вторым лицом в государстве являлся царь(визирь). Ему принадлежала высшая исполнительная власть. В подчинении царя находились высшие государственные служащие ‑ кендеры, составляющие диван (правительство) государства. В качестве государственных служащих они курировали деятельность гражданской и военной администрации. Царь имел собственнуюприемную,которая называлась «Двери низшего царя».
Административно Хазария состояла из 25 вассальных государств. Каждый из подвластных правителей скреплял вассальный союз династическим браком, обязывался выплачивать ежегодную дань и предоставлял кагану войско.
Гражданскую администрацию на местах возглавляли тудуны – своего рода, губернаторы или наместники, а также коменданты крупных городов. Тудунам подчинялась местная администрация. Сферой их деятельности также являлась организация торговых экспедиций. С этой целью назначались ответственные перед государством руководители караванов.
Хазарское государство регулировало и финансовую сферу в своем регионе – части «Великого шелкового пути». Своей денежной единицы в Хазарии не было, поэтому использовались арабские динары и византийские солиды.
Армия.Военные функции в Хазарии выполняли тарханы. Государство обладало большим войском, состоявшим из хазар и представителей других народов. Гвардию кагана составляли славяно-русы и аланы. Имелся и достаточно крупный флот.
Таможенное дело. Таможенная администрация в государстве подчинялась тудунам. Таможенные сборы в Хазарии были фиксированными и составляли десятую часть имущества. Таможенными центрами являлись города Итиль, Саркел, а также пограничные города. При этом Саркел специально строился на пересечении торговых путей именно как таможенный, торговый караван-сарай.
В начале IX в. влиятельный представитель иудейской общины Обадия захватил власть в свои руки, превратив кагана из династии Ашина в марионетку. Иудаизм стал государственной религией Хазарии. Обадия построил в Хазарии множество синагог и иудейских школ, собрал со всего света большое количество еврейских мудрецов, заплатил им много золота и серебра для того, чтобы получить разъяснение священных иудейских писаний. От Обадии выводили свою родословную 12 хазарских царей-иудеев.
Главной жертвой переворота стала провинциальная аристократия. Борьба с иудейской общиной вылилась в гражданскую войну, которая продолжалась несколько лет. В 20-е гг. IX в. новый порядок одержал в Хазарии полную победу. Хазария изменила свой облик, превратившись из системной целостности в противоестественное сочетание аморфной массы подданных с господствующей кастой, чуждой народу по крови и религии.
Боевую силу хазарские иудеи нанимали. Постоянный корпус наемной гвардии в Итиле состоял из 7 – 12 тыс. воинов – хорезмийцев. Этого было достаточно для удержания в покорности и окраин каганата, и собственного народа, и даже для внешних войн малого масштаба.
В IX – X вв. хазары составляли угнетенные меньшинство. Сравнительно с хазарами аланы, буртасы, боспоры были почти свободными племенами, хорезмийские наемники – привилегированной прослойкой, члены иудейской общины – господствующей кастой.
Все государственные должности были распределены между иудеями. Обадия ввел новую должность – «бек», что в переводе на арабский язык означало царь. Таким образом, он возглавил правительство при номинальном кагане, находившимся с этого времени под стражей и выпускаемом напоказ народу раз в год. Должность бека также стала наследственной. Он командовал войсками, взимал налоги и являлся верховным судьей. Каган считался формально выше бека, но назначался им из лиц известного рода.[22] От Обадии выводили свою родословную 12 хазарийских царей-иудеев.
Самые неприязненные отношения после принятия Хазарией иудейства сложились с Византией. Между ними постоянно происходили вооруженные столкновения. Особенно сильно Хазария пострадала от печенежских набегов. В результате погибла Фанагория и другие населенные пункты на Тамани и в Крыму. Последний удар Хазарии нанесла Русь. В 965 г. киевский князь Святослав спустился по Волге к Итилю, разбил иудейское войско и захватил столицу, другие крупные города Хазарии. Каганат прекратил свое существование.
Право Хазарии. По мнению В.К.Цечоева, одного из авторов учебного пособия «История отечественного государства и права»[23], гражданско-правовые отношения находились здесь на достаточно высоком уровне. В соответствии с нормами еврейского права заключались торговые договоры, товар часто клеймился, государство через своих представителей регулировало экономические отношения. В Хазарии сосуществовали земельная частная собственность, общинная земельная собственность орды, земли кагана.
В семейном праве Хазарии тесно переплетены нормы обычного права, зороастризма[24], иудаизма, христианства и ислама. В среде знати было распространено многоженство, а каган имел гарем из 25 жен и 60 наложниц. Особо почиталась главная супруга кагана.
Нормы семейного права простых хазар, по мнению их мусульманских современников, были «нечистоплотными и бесстыдными». Существовал обычай наследования жен от отца к сыну, продажа и перепродажа жен, куначество (похищение невест), пережитки матриархата, группового брака и т.д.
Суд и судебный процесс. Судебные полномочия осуществляли князья и судьи. В целом, судебная власть в Хазарии подчинялась или непосредственно кагану, или кендеру (высший государственный служащий, министр). Должность судьи была выборной, толкование законов осуществляли еврейские мудрецы. В полиэтническом хазарском государстве было семь судей, действовали нормы шариата, византийского права, торы и обычного права. Двое из названных судей были для христиан, двое ‑ для мусульман, ещё двое – для хазар, исповедовавших иудаизм, и один – для иудеев. Живших в Хазарии язычников судил по «законам разума и сердца» специальный судья.
Субъектами права, по иудейским законам, были только исповедовавшие иудаизм хазары или евреи по происхождению.
Существовало четыре вида наказания, из которых известны три: смертная казнь, тюремное заключение, штрафные санкции. Четвертым видом наказания, по реконструкции В.К. Цечоева, могла быть либо торговая казнь, либо изгойство.
Алания. Аланы – это предки современных осетин (возможно и ингушей), которые выделились из сарматского общества в начале нашей эры. Вскоре аланы подчинили себе родственные ираноязычные народы донских и северокавказских степей, а затем распространили свое влияние на горское население.
Государство здесь формировалось путем объединения общин. Выделяется политический центр Алании, разделявшийся на небольшие владения. Самыми крупными были Адиюхское, Кубинское, Нижний Архыз, Рим-Гора, Нижний и Верхний Джулат, Алхан-Кала. Столицей государства был г. Магас.
Общественный строй. Основой аланского общества до «великого переселения народов» были общины. В IV-X вв. здесь появляются феодальные сословия.
Родоплеменная знать. Постоянные войны с соседями по Евразийской степи привели к возрастанию роли военного предводителя и его дружины – «септуха». В VI веке в источниках упоминается могущественный вождь алан Саросий, воевавший с булгарами. Родоплеменная знать алан была ограничена в своих правах народным собранием – нихасе.
В обществе алан была система титулатуры. Выделялись князья и старейшины благородного происхождения. Их называли «Эльдарами». Титул «багатар» появился у алан в хазарское время. Им обозначались пришлые или призванные князья.
В Х в. появился царский титул «кекенадж». Это было связано с усилением царской власти. Они стали обладать собственными вотчинами: владениями в городе, замками вне его). Сильная царская власть в Алании отражалась в династических браках.
В число вассалов кеканаджа входили родовые старейшины (вожди). Они делились на городских и сельских старейшин.
Аланские князья имели свои дружины. Костяк войска из 1000 человек составляли дворяне («благородные»). Аланское войско подразделялось по социальному признаку на старшую и младшую дружину.
Отдельной социальной группой в Алании было христианское духовенство. Распространению христианства здесь содействовали Византия и Грузия. Алания обладала общепринятой христианской структурой.
Общинники. Население Алании подразделялось по этническому, родовому и территориальному признакам.
В предгорьях социально-экономическое развитие шло более интенсивно, а в горах сохранялись патриархальные черты, господствовала как соседская, так и родовая община.
В Алании сформировались городские поселения, контролировавшие участки торговых путей через Дарьяльское ущелье. Это были зажиточные городские общины.
В равнинах Северного Кавказа развивалась сельскохозяйственная община, члены которой занимались ирригацией, земледелием, овцеводством.
Основной структурной частью аланского общества были крупные семьи – патрономии, состоявшие из 20-50 близких родственников. Главой был старший по возрасту мужчина.
Рабы. Основным источником рабства в Алании был военный плен. Аланы и черкесы постоянно обменивались военными набегами. Торговля пленными являлась выгодным делом, а хищения людей – важным институтом в жизни алан, а затем и осетин.
Рабский труд использовался в земледелии, в ремесленном производстве и домашнем хозяйстве. В Алании XIII в. был невольничий рынок, где продавались рабы иноземного происхождения.
Государственный строй. Форма государственного устройства Алании во многом была аналогична Хазарскому каганату. Процесс формирования государства алан завершился в XI веке при царе Дорголеле Великом. Единство страны поддерживалось авторитетом царей, могуществом дружины и твердой политикой.
Аланские владения – типичные для раннего государства административные центры. Много таких владений сосредотачивалось вдоль торговых путей. Возглавляли их владетельные князья, находившиеся в вассальной зависимости от царя.
Аланы часто вступали в военные союзы с соседями. Хазария, Византия и другие страны часто использовали алан для решения своих национальных интересов. В результате аланы оказались рассеянными на огромной территории между другими народами.
Таможенное дело. В Алании на торговых путях создавались таможенные заставы. Таможенные пошлины собирались владетельными князьями. Часть выручки составляла доход государства.
Право алан. Субъектами права по аланским обычаям были все свободные члены общины. Женщины и дворовые люди были ограничены в правосубъектности. Рабы в качестве субъектов права не рассматривались. Объектом права являлось движимое имущество. Недвижимое имущество считалось собственностью общины.
Гражданское право алан отличается индоевропейской символикой. Рукобитием скреплялись гражданско-правовые сделки, применялись присяга, клятва и заговоры.
Обязательственное право тесно переплетено с языческими обрядами – жертвоприношениями. Договоры у алан были устными и скреплялись клятвами сторон.
Семейное право. Основным предметом регулирования были отношения в семье-патрономии. Имели место матриархальные эндогамные (родственные) браки. Обычаи поощряли браки между членами общины, допускался брак между двоюродными братьями и сестрами, женитьба на вдове брата.
Наследственное право у алан языческое. Наследование прямо связывалось с душами предков, которые оберегаю или не оберегают собственность рода из поколения в поколение. Наследуемое имущество делилось между сыновьями. В размере наследства определялось, от брака, какой из пяти жен, был наследуемый. Супруга в наследстве не участвовала, обрезала косу на могиле мужа и истязала себя. Дети от второй супруги были ограничены в наследовании.
Уголовное право. Система наказаний у алан была основана на языческих представлениях о справедливости – кровной мести. Воровство возмещалось кратным ущербом, многократное воровство – отсечением руки.
Суд и судебный процесс. В Алании существовали две формы суда – розыскной и состязательный. Процессуальные действия в архаичной части адатов при обвинительном процессе аналогичны античному обществу. Суд и защита не различались. Судебными полномочиями обладали князья и народные собрания.
Таким образом, первые государственные образования появились на территории нашей страны в I тысячелетии до н.э. Это были государство Урарту, рабовладельческие государства Закавказья и Средней Азии, Скифское и Боспорское государства, Хазарский каганат, Великая Булгария, а затем и Булгарское царство,Алания. Одной из главных причин их образования была необходимость вести постоянную и упорную борьбу против иноземных завоевателей. В ходе этой борьбы ускорялся процесс имущественного расслоения и усиливалась власть военно-служилой знати. По своему общественному строю это были рабовладельческие государства.
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 148;