Лекция 2. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
(IX – первая половина XII вв.)
Историография Древнерусского государства. Земля Русская и славяне.
Возникновение Древнерусского государства. Общественный и
государственный строй. Возникновение и развитие древнерусского
феодального права
Историография проблемы. В исторической науке по вопросу об образовании государства у восточных славян с XVIII века происходят активные дискуссии. В 30-60-е годы XVIII в. немецкие ученые Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер, работавшие в Петербургской Академии наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами (норманнами). Они и положили начало так называемой "норманнской теории". Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были и не в состоянии управлять им.
В частности, Г.З. Байер написал труды «Происхождение Руси» и «Варяги». Опираясь на рассказ «Повести временных лет»[25] о «призвании» новгородцами трех братьев-варягов Рюрика, Синеуса и Трувора в 862 г. в Новгород, делает вывод о том, что они и основали Древнерусское государство и дали ему название "Русь".
«Норманнская теория" в период её создания отвечала политическим интересам Гольштинской феодальной династии, правившей Россией под именем Романовых. Цель теории — показать неполноценность восточнославянских народов, их неспособность создать собственное государство.
Норманнская теория утвердилась как антирусская политическая доктрина. Она широко использовалась гитлеровской пропагандой в период подготовки и в годы второй мировой войны, для оправдания захватнических войн против славянских народов.
В настоящее время ряд западных авторов тенденциозно эксплуатируют норманнскую версию об отсталости русского народа, о создании первого русского государства выходцами из стран Запада. Делаются попытки связать норманнскую теорию с современностью, спекулируя трудностями экономического, политического и социального развития России.
Теория славянской государственности (антинорманнизм). Против норманнизма выступил в середине XVIII в. М.В. Ломоносов, которому императрица Елизавета II поручила написатьисториюРоссии. Он доказал ее научную несостоятельность. Борьбу с этой «теорией» вели В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др. Норманнскую теорию подвергали критике русские историки С.А. Геодонов, И.Е. Забелин, А.И. Костомаров и др.
Русский ученый А.А. Шахматов установил, что версия о призвании варяжских князей в Новгород и Киев носит искусственный характер. Сюжеты "Повести временных лет" имеют творческий, а не исторический характер. На летописца оказали влияние русские князья, которые уже позже родственными или иными узами были связаны с Северной Европой. Одним из таких князей, например, был Мстислав Владимирович, сын Владимира Мономаха.
Согласно А.А. Шахматову, варяжские дружины стали называться «Русью» после того, как перешли на юг. А в Скандинавии ни по каким источникам нельзя узнать о каком-то племени «Русь».
Советская историческая и историко-правовая наука в части разоблачения норманнской теории представлена работами Б.Д. Грекова, А.С. Лихачева, В.В. Мавродина, А.Н. Насонова, В.Т. Пашуто, Б.А. Рыбакова, М.Н. Тихомирова, Л,В. Черепнина, И.П. Шескольского, С.В. Юшкова и др. Они также доказывали необъективность норманнской теории.
По мнению представителей этого исторического направления, норманы никакого отношения не имеют к разложению первобытнообщинного строя и развитию феодальных отношений. Влияние на Русь норманнов ничтожно хотя бы потому, что уровень их общественного и культурного развития не был выше, чем в Древней Руси.
Древнерусское государство было не первым государственным образованием у восточных славян. Славяне прошли длительный путь государственного развития.
Образование Новгородского и Киевского княжеств было подготовлено развитием многих государственных образований славян в период разложения первобытнообщинного строя и становления феодализма. В несторовской «Повести временных лет» за 852 г. есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. Упоминаются восточнославянские государственные объединения и у арабских историков аль-Истахрии и аль-Балхи.
В отличие от всех исследователей И.Я. Фроянов выдвинул концепцию по которой Русь, по крайней мере до конца Х века, остается еще не государством, а племенным союзом, то есть переходной к государственной организации формой, соответствующей этапу военной демократии.
Земля Русский и славяне. В VI в. в Прикарпатье сложился большой военный союз славян. В течение VII – VIII вв. славяне постепенно растеклись по необъятной Русской равнине от Черноморского побережья на юге до Финского залива и Ладожского озера на Севере.
В конце VI – VII вв. в лесостепь между Доном и Днепром пришли русы. Практически сразу им пришлось устанавливать отношения со славянами, болгарами и асами (аланами). Этнические корни русов теряются в среде племен сарматов, роксолан и аланов.
К концу VIII в. на территории от левобережья Днепра до Среднего и Нижнего Дона образовалось единое экономическое и политическое объединение – Земля Русская. Туда входили оседлые племена североиранского (русы) и славянского происхождения, а также кочевники – аланы и болгары. Это политическое объединение имело обширные торговые связи и самую развитую в Восточной Европе того времени производящую экономику.
Это историческое время можно охарактеризовать как «дофеодальный период». В политической сфере ему соответствует «протогосударство», «вождество».
Вождество имело централизованную администрацию, строго фиксированную наследственную преемственность правителя и знати, социальную стратификацию. При вождестве были разделение труда, обмен, а важнейшей функцией знати являлась экономическая (организация производства и централизованное распределение). Военная функция была всегда направлена против соседей. Появляются кастовые структуры.
Земля русская характеризовалась городищами, для постройки которых требовалась мощная организация, обособленными поселками ремесленников (особенно металлургов), организованным высокотехнологичным военным ремеслом, оживленной торговлей, собственной монетой и письменностью. Столица этого протогосударства находилась скорее всего в верховьях Северного Донца как наиболее древней территории русов с богатым и знатным населением (Верхнесалтинское городище).
В начале IX в. экономика Земли Русской находилась в стадии небывалого подъема. В это время произошло продвижение русов к границам Хазарии. Они становятся опасными конкурентами в экономике и политике.
Хазарские иудеи сумели расправиться с Землей Русской силами венгерских кочевых орд. В 30-е гг. IX в. мадьяры разгромили протогосударство русов, а сами откочевали дальше. Ежегодная дань предназначалась их союзнику – Хазарскому каганату.
После разгрома часть населения, особенно знать, покинули Землю Русскую. Они ушли в основном на север. Не исключено, что там они могли соединиться с выходцами из Скандинавии и славянами.[26]
В туже эпоху формируются политические центры и у славян. Арабские источники свидетельствуют о существовании: Куябы – южной группы славянских племен, по-видимому с центром в Киеве; Славии – северная группа с центром в Новгороде; Артании – юго-восточная группа с возможным центром в Рязани.
Тогда же возникают древнейшие города славян. Наряду с Киевом и Новгородом появляется Чернигов, Смоленск, Любеч, Псков, Полоцк. Они подчинили себе сопредельные территории и создали первую политическую форму правления славян – город – государство.
В IX в. появляются княжества, в частности Новгородское. Здесь к власти пришел Рюрик (выходец из Скандинавии или рус). Он подчинил себе Ладогу, Белозеро и Изборск.
Таким образом, протогосударства славян стали складываться в VI – IX веках. Это были военный союз славян в Прикарпатье, Куяба, Славия, Артания, а затем – Земля Русская, которая пала под ударами венгерских кочевников. Значительная часть руссов ушла в северные земли, где, по-видимому, ассимилировались с местным населением и выходцами из Скандинавии. Там ими и было создано Новгородское княжество.
Возникновение Древнерусского государства. Достоверно известно, что объединение восточнославянских земель в одно государство произошло в 882 год, когда новгородский князь Олег захватил Киев и объединил эти две важнейшие группы русских земель.
Княжение Олега можно считать началом существования Древнерусского государства. В 883 году Олег овладел древлянами, в 884 г. - северянами, в 885 г. - радимичами. Восточнославянские племена перестали платить дань хазарам.
Преемники Олега, сын Рюрика, — Игорь, регентша[27] Ольга и Святослав укрепили Древнерусское государство. Князь Игорь (912—945) присоединил племена уличей и тиверцев, вернул отделившихся от Киева после смерти Олега древлян. Ольга (945—964), Святослав (965—972) и Владимир (978—1015) совершают походы на землю вятичей.
Таким образом, в VIII-X веках на огромной территории от Ладожского и Онежского озер на севере до среднего течения Днепра на юге, на западе и юго-западе — до Карпат, Прута и нижнего течения Дуная сформировалось Древнерусское государство с центром в Киеве.
Древнерусское государство в своем развитии прошло три этапа:
Первый — в форме раннефеодального государства (конец IX-X вв.) Этот период характеризуется завершением процесса объединения славянских племен в единое государство, формированием и совершенствованием государственного аппарата и военной организации.
Второй этап — период расцвета Киевской Руси (конец X - первая пол. XI вв.).
Третий этап — вторая половина XI в. — первая половина XII в. — период экономического и политического ослабления Руси. Во второй половине XI в. наметились тенденции к феодальной раздробленности.
Общественный строй Древнерусского государства[28]. Исторические, письменные и археологические источники свидетельствуют о том, что в экономической жизни основным занятием у восточных славян было земледелие. Развивалось как подсечное (в лесных районах), так и пашенное (паровое) земледелие.
В X-XII вв. наблюдается значительный рост городов с ремесленным и торговым населением. В XII веке на Руси уже было около 300 городов.
В Древнерусском государстве получило развитие княжеское, боярское, церковное и монастырское землевладение, значительная часть общинников попадает в зависимость к собственнику земли. Постепенно формируются феодальные отношения.
Становление феодальных отношений в Киевской Руси шло неравномерно. В Киевской, Черниговской, Галицкой землях этот процесс шел быстрее, чем у вятичей и дреговичей.
Феодальный общественный строй на Руси утвердился в IX веке. В результате социальной дифференциации населения сформировалась социальная структура общества. По занимаемому положению в обществе их можно назвать классами или социальными группами.
Господствующий класс феодалов сформировался в IX веке. К нему относились великие князья, местные князья, бояре, духовенство. Государственное и личное княжение не было разделено, поэтому княжеский домен был имением, принадлежащим не государству, а князю как феодалу.
Наряду с великокняжеским доменом существовало и боярско-дружинное земледелие.
Предположительно группа феодалов-бояр сформировалась от более богатых дружинников князя и из родоплеменной знати. Формой их землевладения были: вотчина (наследуемое владение) и держание (поместье).
Вотчины приобретались путем захвата общинных земель или путем пожалования и передавались по наследству.
Держание бояре получали только путём пожалования (на время службы боярина или до его смерти).
Всякое земельное владение бояр было связано со службой князю, которая считалась добровольной. Переход боярина от одного князя на службу к другому не рассматривался как государственная измена.
Другая категория мелких и средних феодалов сформировалась из дворцовых слуг, получивших за службу земельные участки, и из общинников, захвативших общинные земли.
К феодалам следует отнести и духовенство, которое после принятия христианства на Руси постепенно стало крупными землевладельцами. Оно делилось на «черное» и «белое» духовенство.
Свободные общинники составляли основную массу населения Киевской Руси. Под термином "люди" в Русской правде подразумеваются свободные преимущественно крестьяне-общинники и городское население. Судя по тому, что в Русской правде (ст. 3) "людин" противопоставлялся "княжьему мужу", он сохранил личную свободу.
Свободные общинники подвергались государственной эксплуатации, уплачивая дань, способом взимания которой было полюдье. Князья постепенно передавали право взимания дани своим вассалам, а свободные общинники постепенно попадали в зависимость к феодалу.
Смерды составляли основную массу населения Древнерусского государства. Смерд был лично свободен, его личная неприкосновенность защищалась княжеским словом (ст. 78 ПП.). Князь мог давать смерду землю, если он работал на него. Смерды имели орудия производства, лошадей, имущество, землю, вели общественное хозяйство, жили общинами, которые назывались «вервь», «мир».
Часть крестьян-общинников разорялись, превращались в "худых смердов", обращались к феодалам и богачам за займом. Такая категория называлась "закупами". Основным источником, характеризующим положение "закупа" — являются ст. 56—64, 66 Русской Правды пространной редакции.
Таким образом, "закупы" — крестьяне (иногда и представители городского населения), временно потерявшие свободу за пользование ссудой, "купой", взятой у феодала. Он находился фактически в положении холопа, свобода его ограничивалась. Он не мог без разрешения господина покидать двор. За попытку бегства превращался в холопа.
"Изгои" ‑ это бывшие закупы; выкупившиеся на волю холопы; выходцы из свободных слоев общества. Они не были свободными до тех пор, пока не поступали на службу к хозяину. Жизнь изгоя защищается «Русской правдой» штрафом в 40 гривен.
На низшей ступени общественной лестницы были холопы и челядь. Они не являлись субъектами права, за них отвечал хозяин. Таким образом, они были собственниками феодала. Закон запрещал укрывать беглых холопов.
Как уже отмечалось выше, в Древнерусском государстве были большие и многочисленные города. Среди городского населения выделялись: старцы (градские (старосты), купцы и ремесленники. Привилегированной группой были купцы, особенно «гости», ведущие торговлю с иностранцами.
«Лучшие люди» и «житьи люди» ‑ это объединенные в общины (сотни, улицы) купцы и профессиональные ремесленники. К категории «людей убогих, черных» относились неимущие слои городского населения.
Древнерусское государство было полиэтничным. В источниках упоминаются, например, варяги, колбяги, аланы, хазары, чудь, весь и различные группы пограничного служилого населения (черные клобуки, дозорные и др.).
В целом, в Древнерусском государстве уже складывались сословия, объединенные единством правового статуса.
Государственный строй[29]. Новгородско-Киевская Русь была целостным, основанным на принципе сюзеренитета-вассалитета государством. По форме правления Древнерусское государство являлось раннефеодальной монархией с достаточно сильной монархической властью.
Основными характеристиками древнерусской раннефеодальной монархии можно считать: экономическое и политическое влияние боярства на центральную и местную власть; большая роль совета при князе, господство в нем крупных феодалов; наличие дворцово-вотчинной системы управления в центре; наличие системы кормления на местах.
Киевская Русь не была централизованным государством. Это был конгломерат феодальных владений-княжеств. Киевский князь считался сюзереном или "старейшиной". Он давал феодалам землю (лен), оказывал им помощь и защиту. Феодалы должны были за это служить великому князю. При нарушении верности вассал лишался своих владений.
Высшими органами власти в Древнерусском государстве были великий князь,совет при князе, феодальные съезды, вече.
Властные функции великого киевского князя в период княжения Олега (882—912 гг.), Игоря (912—945 гг.) и регентши Ольги при Святославе (945—964 гг.) были относительно несложны и заключались в организации дружины и военных ополчений и командования ими; охраны границ государства; осуществлении походов на новые земли, захват пленных и взимание с них дани; поддержание нормальных внешнеполитических отношений с кочевым племенам юга, Византией, странами Востока.
Вначале киевские князья управляли только киевской землей. В ходе завоевания новых земель, киевский князь в племенных центрах оставлял тысячу во главе с тысяцким, сотню во главе с сотским, меньшие гарнизоны во главе с десятским, которые выполняли роль администрации города.
В конце X века функции власти великого князя претерпевают изменения. Отчетливее стал проявляться феодальный характер власти князя.
Князь становится организатором и командующим вооруженными силами (многоплеменной состав вооруженных сил усложняет эту задачу), заботится о строительстве укреплений по внешней границе государства, строительстве дорог; налаживает внешние сношения с целью обеспечения безопасности границ; осуществляет судопроизводство; осуществляет утверждение христианской религии и материально обеспечивает духовенство.
Князь изданием законов закреплял новые формы феодальной эксплуатации, устанавливал правовые нормы.
Таким образом, князь становится типичным монархом. Великокняжеский престол передавался вначале по наследству по принципу "старшинства" (старшему брату), а затем по принципу "отчины" (старшему сыну).
Совет при князе не имел отдельных от князя функций. Он состоял из городской верхушки ("старцев градских"), крупных бояр, влиятельных дворцовых слуг. С принятием христианства (988 г.) в Совет вошли представители высшего духовенства.
Это был совещательный орган при князе для решения важнейших государственных вопросов: объявление войны, заключение мира, союзов, издание законов, финансовых вопросов, судебных дел.
Центральными органами управления были должностные лица княжеского двора. Следует отметить, что с совершенствованием системы феодализма десятичная (тысяцкие, сотники, и десятские) система заменяется постепенно дворцово-вотчинной. Исчезают разделения между органами государственного управления и управления делами княжеского двора. Общий термин тиун уточняется: "огнищанин" называется "тиуном ‑ огнищным", "старший конюх" — "тиуном конюшим", "староста сельский и ратный" — "тиуном сельским и ратейным" и т.д.
Феодальные съезды (снемы) созывались великими князьями для решения важнейших вопросов внешней и внутренней политики. Они могли быть общегосударственными или нескольких княжеств. Состав участников в основном был тот же, что и Совет при князе, но на феодальные съезды созывались и удельные князья.
Функции съезда составляли: принятие новых законов; распределение земель (ленов); решение вопросов войны и мира; охрана границ и торговых путей.
Известен Любечский съезд 1097 года, который признал независимость удельных князей ("каждый пусть держит отчину свою"), в то же время призвал блюсти Русь всеми за "один". Снем 1100 года в Уветичах занимался распределением ленов.
Вече созывалось князем или феодальной верхушкой. В нем участвовали все взрослые жители города и не горожане. Решающую роль здесь играли бояре и городская верхушка "старцы городские". Холопы и подчиненные домовладыке люди на вече не допускались.
На вече решались вопросы созыва и комплектования народного ополчения и выбор предводителя; выражался протест против политик князя.
Исполнительным органом вече был Совет, который фактически заменял вече. Вече по мере развития феодализма исчезло. Сохранилось только в Новгороде и Москве.
Местным органам управления вначале были местные князья, которые впоследствии заменялись сыновьям киевского князя. В некоторых менее важных городах назначались посадники-наместники, тысяцкие киевского князя из его окружения.
Местная администрация содержалась за счет части поборов с населения. Поэтому посадник и волостели назывались "кормленщиками", а система управления — системой "кормления".
Власть князя и его администрации распространялась на горожан и население земель, не захваченных феодалами. Феодалы же получали иммунитет — юридическое оформление власти во владениях. В иммунитетной (защитной) грамоте определялась земля, жалованная феодалу и права к населению, которое обязывалось быть в подчинении.
Судебная система.В Древнерусском государстве суд не был отделен от административной власти. Высшей судебной инстанцией был великий князь. Он судил дружинников и бояр, рассматривал жалобы на местных судей. Разбор сложных дел князь проводил на совете или вече. Отдельные дела могли быть порученным боярину или тиуну.
На местах суд осуществляли посадник и волостели. Кроме того, существовали вотчинные суды — суды землевладельцев над зависимым населением, на основе иммунитета. В общинах существовал общинный суд, который с развитием феодализма заменялся судом администрации. Функции церковного суда осуществляли епископы, архиепископы, митрополиты.
Развитие древнерусского феодального права. В Древнерусском государстве источником права, как и во многих раннефеодальных государствах, является правовой обычай, унаследованный от первобытнообщинного строя. В "Повести временных лет" отмечается, что племена имели "обычаи свои и законы отцов своих".
С развитием феодализма и обострением классовых противоречий обычное право теряет свое значение. Во времена Владимира Святославовича (978/980—1015 гг.) все большее значение приобретает законодательство, выражающее интересы феодалов, утверждающее феодальные принципы и влияние церкви.
Первым правовым документом, дошедшим до нас, был устав князя Владимира Святославовича "О десятинах, судах и людях церковных". Устав создан на рубеже X-XI вв. в виде короткой уставной грамоты, которая была придана церкви Святой Богородицы. Оригинал до нас не дошел. Известны лишь списки, составленные в XII в. (Синодальные и Олонецкие редакции).
Устав выступает как соглашение между князем (Владимиром Святославовичем) и митрополитом (предположительно Лионом). По уставу изначально — князь: а) покровитель церкви (защищает церковь и обеспечивает ее материально); б) не вмешивается в дела церкви.
По уставу князь должен 1/10 часть средств полученных от судебных дел, в виде дани от других племен, от торговли отдать церкви. Подобно князю, каждый дом 1/10 часть приплода, дохода от торговли, урожая должен был отдавать также церкви.
Уставная грамота была составлена под сильным влиянием византийской церкви, о чем говорит содержание статей в части определения состава преступления.
Целевое назначение устава — утверждение в Древнерусском государстве христианской церкви. Положение устава Владимира "О десятинах, судах и людях церковных" направлены на: сохранение семьи и брака, утверждение незыблемости семейных уз; защиту церкви, церковной символики и христианского церковного порядка; борьбу против языческих обрядов.
Распространенные в Древнерусском государстве сборники византийского церковного права (номоканоны) имели большое значение. Впоследствии на их основе с привлечением норм из русских и болгарских источников на Руси были составлены "кормчие" (руководящие) книги как источники церковного права.
Таким образом, после принятия христианства (988 г.) церковь выступает как элемент государства.
В IX в. получает развитие и светское право. Появляются сборники права, содержащие накопленный княжеским и общинным судом правовой материал. До нас дошло таких сборников более 110 в различных списках. Эти сборники получили название "Русская правда" или "Закон русский". Русскими историками они по сходству между собой объединены в три редакции: Краткая правда (КП); Пространная правда (ПП); Сокращенная правда (СП).
Некоторые списки именуются по месту нахождения: Синодальный — хранился в библиотеке Синода; Троицкий — хранился в Троице-Сергиевской Лавре; Академический — хранился в библиотеке Академии Наук.
Краткая правда делится на две части:
1. Древнейшая правда (см. ст. 1—18) — составлена в 30-х гг. XI в.
Ярославом Мудрым (1019—1054 гг.), поэтому известна как Правда Ярослава. В ней встречаются нормы обычного права (например — кровная месть), недостаточно выражена привилегия феодалов (устанавливается одинаковое наказание за убийство любого человека).
2. Правда Ярославичей (см. ст. 19—43), составленная в 70-х гг. XI в., когда в Киеве княжил сын Ярослава Изяслав (1054—1072 гг.). В правде Ярославичей отражена более высокая ступень развития феодального государства: защищается княжеская собственность и лица администрации; вместо кровной мести устанавливается денежное взыскание, причем разное, в зависимости от классового положения.
Пространная правда составлена в княжение Владимира Мономаха (1113-1125 гг.). Она состоит из двух основных частей:
1. Устав Ярослава, включающий краткую правду (см. ст. 1—52) "Суд Ярославль Володемеречь".
2. Устав Владимира Мономаха (см. ст. 53—121) "Устав Володемер Всеволодовичь".
В этом документе: полностью оформляется феодальное право как привилегия; более подробно регламентируется гражданское право, уголовное право, судоустройство и судопроизводство; появляются статьи об охране боярской вотчины, об отношениях феодалов и закупов, о смердах.
Сокращенная правда возникла в XV в. из Пространной правды и действовала в Московском государстве.
Кроме Русской правды источниками светского права на Руси являются русско-византийские договоры, содержащие не только нормы международного права, но и нормы, регулирующие внутреннюю жизнь. Известны четыре договора Руси с Византией: 907, 911, 944 и 971 гг. Договоры свидетельствуют о высоком международном авторитете Древнерусского государства. Много внимания в них уделено регулированию торговых отношений.
Право собственности. В Краткой правде нет общего термина, обозначающего право собственности, т.к. содержание этого права было различным в зависимости от того, кто был субъектом и, что подразумевалось под объектом права собственности. Вместе с тем проводилась грань между правом собственности и правом владения (см. ст. 13—14 КП).
Значительное внимание уделено охране частной собственности феодалов. Предусматривается строгая ответственность за порчу межевых знаков, перепахивание межи, за поджог, порубку бортного дерева. Из имущественных преступлений большое внимание уделено краже ("татьбе"), т.е. тайному похищению вещи.
В Пространной правде закреплено право собственности феодалов на холопов, в том числе порядок отыскания, задержания, возвращения беглого холопа, установлена ответственность за укрывательство холопа. Давший холопу хлеб (равно за укрывательство) должен был уплатить цену холопа — 5 гривен серебра (холопы стоили от 5 до 12 гривен). Поймавший холопа получал вознаграждение — 1 гривну, но если упускал его, то платил цену холопа за вычетом 1 гривны (см. ст. 113, 114).
В связи с развитием частной собственности формируется и развиваетсянаследственное право. Различалось наследование по закону и по завещанию. В нормах наследственного права отчетливо просматривается стремление законодателя сохранить имущество в данной семье. С его помощью богатства, накопленные многими поколениями собственников, оставались в руках одного и того же класса.
По закону наследовать могли только сыновья. Отцовский двор без раздела переходил к младшему сыну (ст. 100 ПП). Дочери были лишены права наследовать, т.к. выходя замуж, они могли забрать имущество за пределы своего рода. Этот обычай существовал у всех народов в переходный период от первобытнообщинного строя к классовому обществу. Он нашел отражение и в Русской правде.
Для дочерей бояр и дружинников (позднее и духовенства), ремесленников и общинников было сделано исключение, их наследство при отсутствии сыновей могло переходить к дочерям (ст. 91 ПП). Дети же, прижитые рабыней, в наследстве не участвовали, а получали свободу вместе с матерью (ст. 98 ПП).
До совершеннолетия наследников наследственным имуществом распоряжалась их мать. Если мать-вдова выходила замуж, то получала часть имущества "на прожиток". В этом случае назначался опекун из ближайших родственников. Имущество передавалось при свидетелях. Если опекун терял часть имущества, то должен был возместить.
Господство частной собственности обусловило появление обязательственного права. Оно было развито сравнительно недостаточно. Обязательства возникали не только из договоров, но и из причинения вреда: повреждение изгороди, недозволенная езда на чужом коне, порча одежды или оружия, гибель господского коня по вине закупа и др. В этих случаях возникал не гражданский иск (возмещение), а штраф. Обязательства распространялись не только на имущество должника, но и на его личность.
В "Русской правде" нашло свое отражение и обязательство из договоров. Договоры, как правило, заключались устно в присутствии послухов или мытника (свидетелей). В "Русской правде" были известны договоры: купли-продажи, займа, поклажи (договор займа между купцами), личного найма, закупничества.
Семейное право развивалось в Древней Руси по каноническим правилам. Действовали обычаи, связанные первоначально с языческим культом. Обычным было похищение невест, многоженство. Мужчины могли иметь 2-3 жены. Так, великий князь Владимир Святославович до крещения имел 5 жен и несколько сотен заложниц.
С введением христианства были установлены новые принципы семейного права – моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи.
Брачный возраст для невест был 12-13 лет, для женихов 14-15 лет. Известны и более ранние браки.
Заключению брака предшествовало обручение. Брак совершался и регистрировался церковью. Церковь регистрировала и другие важные акты гражданского состояния.
Дети находились в полной зависимости от отца. Жена имела определенную имущественную самостоятельность.
Таможенное право. Из летописных и законодательных источников известно, что в X-XII вв. на Руси взимали «мыто» - торговую и провозную пошлину, за провоз товара через внешние или внутренние мытные заставы. Сборщики мытных пошлин были, как правило, членами княжеской дружины, и именовались «мытниками», «мытоимцами», «мытарями».
Первое упоминание термина «мыто», как специальной торговой пошлины, от уплаты которой освобождались русские купцы, содержится в договоре между Киевской Русью и Византией 907 года.
«Мытник», как должность княжеской администрации, упоминается в двух статьях «О татьбе» и «О своде» Пространной редакции «Правды Русской» ХI века.
Уголовное право в Древнерусском государстве сформировалось как право-привилегия, но сохранились оттенки более раннего периода. Оно отражено в русско-византийских договорах и Русской правде.
Особенностью "Русской правды" является то, что она карает только за умышленные преступления или причинение вреда. Преступление называется "обидой", под которой понимается причинение морального, материального или физического ущерба. Это вытекало из понимания "обиды" в древности, когда нанесение обиды отдельному лицу означало оскорбление племени, общины или рода. Но со становлением феодализма возмещение ущерба за преступление (обиду) шло не в пользу общества, а князя. Ответственность несли только свободные люди. За холопов отвечал хозяин.
Виды преступлений, предусмотренные "Русской правдой", можно разделить на две группы: преступления против личности; преступления против собственности или имущественные преступления.
К первой группе относится убийство, оскорбление действием, телесные повреждения, побои. Различалось убийство в ссоре (драке) или в состоянии опьянения (на пиру) и убийство разбоем, т.е. умышленное убийство. В первом случае виновный платил уголовный штраф вместе с общиной, а во втором случае община не только не платила штраф, а обязана была выдать убийцу вместе с женой и детьми на "поток и разорение".
Оскорбление действием, физическое оскорбление (удар палкой, жердью, рукой, мечом и т.д.) каралось "Русской правдой", а оскорбление словом рассматривалось церковью. К телесным повреждениям относились ранение руки ("так, что рука отпадает и усохнет"), повреждение ноги ("начнет хромать"), глаза, носа, отсечение пальцев руки. К побоям относились избиение человека до крови и синяков.
Преступлениями против чести являлись: вырывание усов, бороды. За это взыскивался большой штраф (12 гривен серебра).
Ко второй группе относятся преступления: разбой, кража (татьба), истребление чужого имущества, порча межевых знаков и др.
Разбой, связанный с убийством, наказывался "потоком и разорением". Кражей по "Русской правде" считается похищение коня, холопа, оружия, одежды, скота, сена, дров, ладьи и др. За кражу коня полагалась выдача профессионального конокрада князю на "поток и разорение" (ст.35).
Наказания по "Русской правде" предусматривали, прежде всего, возмещение ущерба. В Правде Ярослава была предусмотрена кровная месть со стороны родственников потерпевшего (ст.1), но Ярославичи её отменили.
Вместо мести за убийство свободного человека устанавливалась вира — денежное взыскание в размере 40 гривен. За убийство "княжеского мужа" было установлено возмещение в размере двойной виры — 80 гривен. За убийство смерда или холопа взыскивалась не вира, а штраф (урок) в размере 5 гривен.
Среди денежных взысканий: за убийство — вира в пользу князя и головничество (как правило, вира) в пользу семьи убитого; за иные преступления — продажа в пользу князя и урок в пользу потерпевшего. "Дикая вира" взыскивалась с общины в случае отказа выдать преступника.
Высшей мерой наказания по Русской правде был поток и разорение — обращение (продажа) в рабство и конфискация имущества в пользу князя. Это наказание применялось за четыре вида преступления: конокрадство, поджог, убийство разбоем и злостное банкротство.
Судопроизводство носило состязательный характер. Главная роль в суде принадлежала сторонам. Процесс представлял собой тяжбу (спор) сторон перед судьей. Суд выступал в роли арбитра и выносил решение в устной форме. Своеобразными формами этого процесса были "заклич", "свод" и "гонение следа".
Доказательствами выступали показания послухов, видаков, ордалии, судебные поединки, присяга.
Таким образом, Древнерусское Киевское государство явилось важнейшей вехой в истории народов нашей страны. Громадное значение имело древнерусское право, памятники которого дожили и до Московского государства.
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 240;