Понятие творческой индивидуальности.
Профессионал, обладающий мастерством, обладает ярко выраженной творческой индивидуальностью.
Творческая индивидуальность - это особое качество личности, которое она приобретает и выявляет в данном виде деятельности. Для журналиста - это творческое самовыражение в сфере журналистики, реализация способностей, таланта. Творческая индивидуальность формируется в практической деятельности журналиста, связана с его постоянной саморефлексией.
Индивидуальность журналиста выявляется в профессиональной специализации. Специализация журналиста своеобразна: глубокое освоение предмета сочетается с интересом к социальным, нравственным, психологическим проблемам, в которые этот предмет так или иначе включен. Журналистская специализация позволяет свободно ориентироваться в определенном круге явлений и одновременность преодолевает "флюсоподобную" (известно высказывание: "специалист подобен флюсу - такой же односторонний") ограниченность профессионального знания. Универсализм и специализация органически сливаются в журналистике. Это позволяет не только оперативно откликаться на злобу дня, воздействовать на аудиторию, но и преодолевать стертость мыслей, возникающую от частого решения однотипных задач, избегать амортизации чувств, добиваться свежести и остроты взгляда на мир.
Журналистская специализация - признак авторской индивидуальности. У настоящего мастера всегда есть обогащенная длительными наблюдениями тема, близкая его духовному складу и объективно необходимая СМИ. Постоянная нацеленность на одну или несколько родственных тем ведет к всестороннему раскрытию творческого потенциала автора.
Можно вспомнить о Дне практики, который проходил на факультете журналистики 17 марта. Присутствующие журналисты-практики, редакторы томских СМИ, чаще всего подчеркивали - студенты, приходящие на практику, не имеют своих тем. Это расценивается как признак непрофессионализма, отсутствие даже зачатков мастерства.
Формирование творческой индивидуальности журналиста. В основе процесса формирования творческой индивидуальности лежат особенности эмоционально-чувственной сферы человека, отражается его темперамент и способности личности.
Наиболее значимые процессы, оказывающие влияние на формирование журналиста, прежде всего - интеллектуальный процесс, то есть уверенное и разностороннее владение такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, обобщение и так далее. Именно интеллект в наибольшей степени отражает уровень знаний, свойства памяти, богатство приобретенного опыта, характер образования - общего и специального.
Быстрота, иногда мгновенность решений, максимальная экономичность мыслительных операций сочетаются у журналиста с систематичностью и последовательностью интеллектуальной работы, с глубиной постижения предмета. Еще Энгельс замечал, что порой "журналистика толкает в поверхности, потому что из-за недостатка времени привыкаешь наспех справляться с такими вопросами, о которых сам знаешь, что полностью ими еще не овладел. Поэтому накопление знаний, навыков и умений, способность творчески воспринимать и критически оценивать имеющийся опыт, прогнозировать свою деятельность с учетом возникающих общественных проблем и потребностей массового сознания необходимы для журналиста.
Для формирования творческой индивидуальности журналисту необходимы:
Знания - общекультурные и профессиональные (в основе программы факультета журналистики)
Опыт, навыки, умение (профессиональное).
Но исследователи выделяют, кроме знаний, навыков и умения, и другие факторы, влияющие на формирование творческой индивидуальности журналиста.
Желание. Это наличие глубинных личностных мотивов журналистской деятельности, потребность в деятельности именно этого рода. Способность перевести поставленную задачу в личностно-значимую.
Должны формироваться и социальные свойства личности - мировоззрение, моральные принципы.
Творческая индивидуальность формируется в определенных профессиональных и социальных условиях. Особенно важно здесь общение с профессиональной средой.
Микросреда - непосредственно окружение журналиста, коллектив редакции. Соперничество, конкуренция.
Макросреда - контакты с людьми из других творческих сфер (научной, художественной, литературной)
Социальная среда - обстановка в стране, положение и задачи журналистики в данной стране в данное время. В стране могут существовать запреты, навязаны обществу определенные стереотипы. Предоставление творческой свободы позволяет реализоваться журналисту во всей полноте творческой индивидуальности.
4. Творческая индивидуальность и ее проявление:
-в тематической специализации журналиста. Журналист выбирает свою тему, определенные проблемы для исследования.
-в определенном типе профессионального мышления. Это может быть научно-исследовательский тип, как А. Аграновский. Может быть художественно-образный тип, или опытно-практический тип, и так далее.
-в творческой ориентации журналиста. Журналист может быть ориентирован на литературно-публицистическую деятельность, или рассматривать журналистику как орудие воздействия на конкретные социальные ситуации.
-в своеобразии способов и приемов деятельности
-в жанровых пристрастиях (очеркист, репортер, и так далее)
-в качестве текстовика, выработка индивидуальности.
Методологические основы творческой деятельности журналиста, позволяющие достичь мастерства («слагаемые мастерства»):
1. осознание журналистом цели творчества
а) Необходимо осознать общественную цель, которая определяется функциями, задачами журналистики в обществе. Эти задачи журналистики корректируются принципами журналистики (объективность, гуманизм).
б) в журналистском материале реализуются и более конкретные цели, которые связаны с решением определенной проблемы, раскрытием конфликта.
Цель - стимул, который проходит через все этапы творческого процесса, реализуется в произведении. Осознание цели творчества позволяет определить ПРЕДМЕТ творчества, а также диктует выбор МЕТОДОВ для получения необходимого результата.
2. Умение найти соответствующие цели предмета в многообразном объекте журналистики.
Объект - это то, на что направлена познавательная деятельность. Объектом журналистики является общественная деятельность во всей ее спонтанности (экономика, право, наука, быт, культура данного общества), однако это объект и науки, искусства.
Предмет журналистики - стороны, свойства, отношения объекта, исследуемые с определенной целью. Предмет журналистики - социально-политический аспект жизни общества, этические, научные, моральные, юридические, эстетические и друге явления жизни.
Предмет существует как возможность. Задача журналиста - выделить предмет своего конкретного исследования.
Чем активнее и напряженнее жизнь общества, тем шире выбор предмета журналистского исследования.
С другой стороны, чем активнее сам журналист, тем полнее раскрывается перед ним объект, и тем яснее для него предметное поле.
3. Овладение способом (методом) журналистской деятельности. Метод - "путь исследования".
Метод - как "способ деятельности", это обозначение особенностей определенного рода деятельности, характеризует ход достижения цели, развитие творческого процесса (метод художественной литературы и метод журналистской деятельности).
-как следствие научно-обоснованных достижений, направленных на решение определенных задач. Это своеобразный инструментарий конкретных примеров, форм деятельности в журналистике.
Журналисту необходимо как первое, так и второе понятие.
Метод неразрывно связан с ЦЕЛЬЮ. Они обуславливают друг друга. Метод преобразует предмет журналистской деятельности в журналистское произведение.
4. Необходимо глубокое понимание взаимосвязи формы и содержания журналистского произведения. Содержание представляет предмет, преломленный под определенным углом зрения. В содержании соединяется то, что идет от объекта и то, что идет от субъекта.
Предмет с помощью метода (в его мировоззренческом понимании) преобразуется в содержание, благодаря чему журналистское произведение приобретает определенные качества.
Типы содержания, связанные с отражением предмета:
А) ЭМПИРИЧЕСКИЙ: в материал представляет доступные прямому наблюдению события и другое (например заметка. Репортаж)
Б) ЭМПИРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
Анализ действительности, проверка опыта теорией (аналитические жанры)
В) ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ
(очерк, фельетон, памфлет) Может использовать художественные средства отражения действительности, пристрастность, эмоциональная заряженность
Глубокое содержание произведения - ведущий признак журналистского мастерства. Но это вовсе не означает, что формальные качества, совершенство формы имеют второстепенное значение. Форма завершает творческий процесс и она должна максимально соответствовать содержанию, придавать ему выразительность. Собственно говоря, мастерство - не цель, не содержание, не предмет, не форма, а совершенное овладение и целью, и содержанием, и предметом, и формой.
В практике журналистики случается, что содержание произведения настолько точно согласуется с духовно-практическим опытом масс, находится в таком согласии с бытующими в их сознании настроениями, идеями, установками, что почти протокольная фиксация события вызывает громадный общественный резонанс. Часто, однако, происходит иное: потребности определенного воздействия побуждают к выработке небанальной, оригинальной формы произведения. Как еще Маркс писал, форма лишена всякой ценности, если она не есть форма содержания.
Единство содержания и формы - сложная творческая задача, для решения которой нет пригодных на все случаи жизни универсальных рецептов. Есть лишь закономерности взаимодействия содержания и формы, которые лежат в основе творческой деятельности журналиста: форма должна максимально соответствовать своему содержанию, придавая ему предельную выразительность и обеспечивая за ним возможность наиболее сильного влияния на круг читателей.
Взаимодействие содержания и формы не сводится к пассивной формализации содержания. Форма в публицистике находится в прямой зависимости от содержания, от цели и назначения публицистического выступления, но она, в свою очередь, обладает немалой силой. Эта особенность формы связана и с неповторимостью исходной проблемной ситуации, задающей программу творческого процесса, и со спецификой личности журналиста, его индивидуального стиля, инициативы, фантазии, вкуса, способностей, культуры, профессионального опыта.
С другой стороны, подчеркивая значение формы, не следует впадать в крайность. Ее самостоятельность относительна, и, как бы ни был широк диапазон формальных решений, первоосновой успеха журналистского произведения всегда остается содержание.
Нередко о содержании и форме судят как о противоположностях. Порой неудовлетворенность качеством публицистического произведения целиком относят на счет формы. С психологической точки зрения такая реакция вполне объяснима: сознание читателя активнее воспринимает конкретные представления, эмоциональные воздействия, связанные с качеством формы, и "переносит" отношение к форме на оценку произведения в целом. В случае удачи читатель также склонен прежде всего восторгаться формой, сосредотачивая на ней весь запас своего чувства. Подобная реакция естественна, но она односторонняя и в силу этого ограничена с точки зрения научной, поскольку недостатки или достоинства формы задаются изъянами или совершенством содержания.
Диалектика взаимодействия содержания и формы вытекает из разного уровня элементов содержания журналистского произведения. Одни из них выражают сущность явления (факт науки, идея. Концепция), другие - конкретные проявления этой сущности (обыденный и эмпирический факты), трети - субъективное отношение к фактам (мнение, оценка, предположение). Основные группы элементов содержания - фактологическая, аксиологическая, идейно-концептуальная - обладают неодинаковой способностью к формообразованию. В силу этого обстоятельства форма, рождающаяся из содержания, сама воспроизводит многоплановость содержания, предстает в совокупности своих основных элементов - сюжетно-композиционных, жанровых, лексико-стилистических.
Лекция 3
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 19810;