Внимание и ум во время богослужения
Как вы думаете, чем занят в течение двух часов богослужения ум человека, едва начавшего ходить в храм, если он не знает славянского языка, молитв, не читал Евангелие и не понимает значение происходящего? Сначала он внимательно рассматривает всю обстановку храма и даже пересчитывает молящихся, певчих, священнослужителей, сколько икон в иконостасе, вслушивается в мелодии церковных песнопений. Обдумывает ассоциации, которые в нем при этом возникают. Отмечает знакомые слова, которые он когда-то раньше слышал: «Господи помилуй», «Премудрость», «Паки и паки», «Иже херувимы», «Отче наш», «Аллилуйя». Но, наконец, все новое, незнакомое рассмотрено и пересчитано. Пройдет еще полгода, новичок научится ставить свечки, правильно зажигать лампадки, подходить под благословение и прикладываться к иконам. Что же ему делать дальше? Чем занять ум во время богослужения?
Дальше надо попытаться понять что-то в самом богослужении и обратить внимание на то, что происходит при этом внутри нас. Происходящее внутри не менее важно, чем то, что делается снаружи.
В отношении богослужения мы наблюдаем за чинопоследованием молитвословий и священнодействий, по возможности запоминая, из каких частей состоит богослужение, и какая часть за которой следует. Желательно размышлять над их содержанием и символическим смыслом происходящего. Например, во время вечерни:
на 103 псалме – о сотворении мира,
на молитвах священника с обнаженной главой перед Царскими вратами – об изгнании Адама из рая,
на входе с кадилом – о пришествии в мир Спасителя для просвещения и спасения людей, о древнейшем христианском песнопении «Свете тихий», в котором Тихим светом называется Сам Господь наш Иисус Христос,
на стихирах и тропаре – об истории праздника и о святых, чью память мы в этот день совершаем,
на «Ныне отпущаеши» - о Симеоне Богоприимце и Сретении Господнем, неизбежной собственной смерти и т.д.
Можно также просто слушать службу, размышлять о местах Священного Писания, которые предлагаются нам при чтении Паримий, Псалтири, Апостола и Евангелия, просить о своих насущных нуждах, вспоминать о важных событиях своей духовной жизни. Одновременно с этим, если мы отвлеклись, необходимо возвращать ум к богослужению, отгонять от себя чужеродные мысли и чувства, которые приходят в голову даже в храме, терпеть усталость и болезни.
Удержать ум в нужном русле всю службу бывает трудно даже подготовленному человеку. Иисусова молитва облегчает эту задачу. А для тех, кто проводит много времени на богослужениях в храме, нет другого средства, кроме Иисусовой молитвы, для поддержания правильного внутреннего состояния в течение длинных служб. У некоторых духовных писателей сказано, что можно читать Иисусову молитву и одновременно внимать богослужению.
А теперь рассмотрим, чем не следует занимать свой ум во время богослужения, это:
-с любопытством рассматриваем молящихся, священнослужителей, певцов, чтецов, лиц другого пола,
-ропщем на длинное богослужение, плохое пение и чтение, отсутствие скамеек, тесноту, духоту, длинную очередь и т.д.,
-стоим в сонном оцепенении без всяких чувств и мыслей,
-решаем в уме семейные, бытовые, деловые и научные проблемы,
-бесцельно блуждаем мыслями по закону ассоциаций, перебираем события мирской жизни, вспоминаем знакомых, родственников, друзей и врагов, во всем богатстве наших взаимных отношений,
-фантазируем.
На фантазировании остановимся подробнее.
Нередко наши мысли и мысленные образы отрываются от реальной действительности. Такой режим работы ума называется фантазированием или мечтательностью.
Подобные фантазии докучают человеку не только в обыденной жизни, но и на богослужении в храме. Любимые многими жанры, такие как фантастика, детектив, приключения, чаще всего являются плодом фантазирования авторов с целью пощекотать человеческие нервы, разжечь воображение, возбудить страсти. И это не только книги, но и фильмы, и компьютерные игры, за которыми дети и взрослые просиживают часами, забывая обо всем на свете. Увлечение ими отодвигает достижение подлинных молитвенных состояний.
Отрыв от реальности способен мало-помалу переместить центр жизнедеятельности человека в мир, созданный его (или чьим-то) воображением, так называемый виртуальный мир. Бывают случаи, когда человек предпочитает мир сетевых игр реальному, он начинает смешивать эти миры. Возникает зависимость, подобная наркотической, и человек начинает смешивать эти миры, не всегда отдавая себе отчет, в каком именно миру он находится в данный момент...
Существует и допустимая область применения воображения, это планирование, проектирование, прогнозирование. Невозможно обойтись без воображения работникам искусства. Чтобы написать интересную книгу, писатель должен придумать образы главных героев, сочинить сюжет. Кинорежиссер видит то же самое уже во всех красках. Художник и скульптор сначала создают картину или скульптуру в голове, а затем воплощают в красках или камне. Деятели искусства, можно сказать, в духовном отношении входят в группу риска.
Святоотеческое учение запрещает использовать при молитве воображение и представлять с его помощью образы рая, ада, ангелов, святых, Богородицы, Господа даже в таком виде, как они написаны на иконах. Трудовая молитва должна быть безвидной. Святитель Феофан Затворник пишет: «Самый простой закон для молитвы - ничего не воображать, а, собравшись умом в сердце, стать в убеждении, что Бог близ, видит и внимает, и в этом убеждении припадать к Нему»[2].
Молитва Отче наш
Как-то апостолы обратились к Господу с просьбой «научи нас молиться». Молитва Отче наш была дана ученикам от Спасителя как образец молитвы. В разных людях она вызывает разные мысли, понимание, и это неудивительно.
Первая фраза-обращение. Почему сказано «Отче наш», а не «мой»? Как средство от эгоизма, чтобы каждый чувствовал себя членом Церкви.
Следующие три прошения: «да святится Имя Твое», «да приидет Царствие Твое» и «да будет воля Твоя», – задают вектор, направление нашей деятельности. Мы должны желать и трудиться над тем, чтобы:
– Имя Божие святилось, т.е прославлялось как святое. (Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного) (Матф.5:16).
– Чтобы Царство Божие пришло: в душу нашу (Царство Божие внутрь вас есть), и в возможной мере на землю.
– «Да будет воля Твоя» – за этими словами стоит исполнение воли Божией, Заповедей.
Хлеб насущный – это не только пища, но и всё необходимое для жизни тела, души, духа. Причастие. Это не только просьба, но и исповедание веры в то, что все необходимое для жизни подаётся нам Богом.
«Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого».
Это место молитвы предупреждает нас об опасности, даёт знать, что одни мы не справимся с абсолютным злом, с сатаной, и только Господь может нам помочь. Конечно же, человек должен прилагать все усилия, чтобы побороть искушения, но эти его усилия будут напрасны, если он не призовет помощь Божию.
«Яко Твое есть» – в заключение молитвы исповедается всемогущество Божие и выражается уверенность, что Бог может исполнить просимое.
Искушения бывают:
– от Бога, как написано: «Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам, Авраам!» (Быт. 22, 1).
– от диавола: «Там сорок дней Он был искушаем от диавола, и ничего не ел в сии дни» (Лк. 4, 2).
– от себя: «Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак.1, 14).
Чем же отличаются эти искушения друг от друга? Бог, искушая человека, предлагает ему совершить подвиг добродетели (самопожертвования, милостыни, смирения, упования на Господа) превышающий обычную меру этого человека. И если человек выдержит испытание, он поднимается на более высокую ступеньку добродетели, приближается к Богу. В пример можно привести Евангельскую притчу о милосердном самарянине. Среди пустыни лежит человек избитый разбойниками, мимо него проходят люди. И это для них – искушение от Бога. Грехом же, или злом, Бог никого не искушает, как говорит апостол Иаков (Иак.1, 13).
Диавол, искушая, предлагает человеку совершить грех, нарушить Закон Божий, поступить против совести, обычно играя на какой-нибудь страсти, естественной немощи человеческого естества, затруднительной ситуации. Например, есть возможность украсть дорогую вещь так, что никто не увидит. Поддавшись искушению, человек падает нравственно, усиливает над собою власть злых духов. Слово «искушение» здесь несет смысл соблазна, прельщения грехом. Чаще всего именно в этом значении оно и употребляется.
Позывы к добру могут происходить от усвоенных долгим навыком добродетелей, также и искушения на зло возможны от усвоенных человеком греховных страстей. Впрочем, к добрым побуждениям обычно присоединяет свое действие Ангел Хранитель, а к злым – демоны, стараясь как можно сильнее разжечь действие страсти.
В славянском языке слово искушение употребляется нередко в смысле испытание. Например: «я купил пять пар волов и иду испытать (в слав. искусить) их»; «законник, искушая Его, спросил, говоря: учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» В этом смысле любой экзамен можно назвать искушением. А также и событие, которое заставляет нас сделать трудный нравственный выбор, называют искушением.
Тема 15. Пост
Приближается Великий пост: появились первые признаки его приближения: на всенощной запели «Покаяния», а на воскресной Литургии вчера мы слышали Евангельское чтение о Мытаре и фарисее. Самое время поговорить о добродетели поста.
Вспомним, где Священное Писание впервые упоминает о посте? Рай, первые люди. Им даны в пищу плоды от всех райских деревьев. Заметьте, ни рыбы, ни мяса, ни молока с яйцами нет и в помине. Чистое вегетарианство. Запрет касается только одного из деревьев. Первый кодекс, сразу уголовный, состоит из одной статьи. В начале статьи указан состав преступления, во второй – наказание. О каком же преступлении шла речь в раю? О вкушении и невкушении плодов с дерева, т.е. как раз о посте. Хотя на самом деле за этой простой формой скрывались вещи более глубокие – послушание или непослушание Создателю. Итак, тема поста появляется уже на первых страницах Библии. А где же мы встречаем её продолжение?
Сразу же после потопа. Это было связано с благословением Божиим Ною и сыновьям его: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. В связи с этим Ной получил от Бога разрешение на мясо и рыбу: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё». Потому что не во всех уголках земли, которую людям предстояло заселять, можно круглый год найти растительную пищу, особенно на севере. Ели ли люди мясо до потопа? Скорее всего, в большинстве своем ели, но без благословения Божия, по причине разращения. А как обстояло дело с молочными продуктами? Вспомним, что Каин был земледельцем, а Авель, второй сын Адама – скотоводом. Что полезного он мог получить от своего стада, если учесть, что мясо есть воспрещалось: только жертвоприношения, шкуры и шерсть для одежды? Нельзя сказать с уверенностью, но есть большая вероятность того, что молоко, сыр и простоквашу люди узнали задолго до потопа.
Где еще встречаются упоминания о посте в Библии? В книге пророка Ионы. Напуганные его пророчеством жители Ниневии наложили на себя и на свою скотину трехдневный пост. И таким способом им удалось избежать разрушения города за свои беззакония. Этот случай указывает, что после потопа люди стали прибегать к посту для умилостивления Божия.
Начинаются времена Ветхого Завета. По обету назорейства люди на несколько лет отказывались от спиртных напитков и не стригли волос. Так, назореем был библейский Самсон. В книгах Судей и Царств упоминается об однодневных постах до вечера по разным случаям. Когда погиб Саул, первый царь Израильский, весь народ постился 3 дня, а жители города, где он был похоронен – семь дней.
Со времени царя Давида пост прочно входит в правила благочестивой жизни. Об этом свидетельствуют стихи Псалтири: «колена моя изнемогоста от поста и плоть моя изменися елея ради». «Аз же …облачахся во вретище и смирях постом душу мою». Пророк Даниил с тремя отроками в Вавилоне отказались от роскошного царского стола и питались овощами.
В Новом Заветеупоминания о Посте нередки.Иоанн Предтеча, 40-дневный пост Господа, фарисей, постящийся два раза в неделю, слова Спасителя «род сей прогоняется только молитвой и постом».
В Деяниях упоминается о посте апостолов. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деяния, 13,2-3).
Мы рассмотрели свидетельства о посте в Священном Писании, и видим, что установление это очень древнее. Тема поста проходит через всю историю взаимоотношений человека с Богом, от Адама и до Нового Завета.
В настоящее времяв нашей Церкви установлены посты:великие, еженедельные, однодневные . Бывают посты строгие и нестрогие.
Можно ли сказать, что чем меньше есть в пост, тем лучше? Может быть, хорошо бы было не есть вовсе? Или же есть мера поста, которой надо придерживаться? Эта мера указана в Церковном уставе. Здоровый человек должен его соблюдать. Но что делать, если человек по болезни не может понести уставного поста? Если у него головокружение, боли, тяжелая физическая работа, путешествие, если его положили в больницу, если он обедает в столовой на предприятии, как поститься ребенку? Со всеми этими вопросами прихожане идут к священнику. Общее правило, которым он руководствуется такое: пост не должен разрушать здоровье. У священника есть два варианта:
1) благословить необходимое облегчение, но не отменять поста вовсе, основываясь на апостольском правиле о «препятствии от немощи телесной».
2) Некоторые священники не считают возможным брать на себя ответственность за нарушение поста. Они говорят, что не могут отменять пост, установленный Церковью. Если произошло нарушение поста – надо прийти на исповедь, и вам прочитают разрешительную молитву.
Итак, пост не должен разрушать здоровье. Кто-то из святых Отцов говорит: мы стремимся быть не телоубийцами, а страстоубийцами. Хотя сами преподобные отцы, особенно древние, нарушали эту меру и чрезмерным постом иногда расстраивали своё здоровье. В «Древнем патерике» рассказывается история:
Один старец пришёл к другому старцу. Хозяин, сварив чечевицу сказал: совершим малое молитвословие. Один прочёл всю Псалтирь, а другой наизусть двух больших пророков. Когда настало утро, гость удалился, а о пище они забыли.
Вот ещё одна подобная история «Древнего патерика»:
Один старец страдал от болезни, так что изнутри у него шла кровь. Брат сварил каши и принёс старцу, говоря: вкуси, может быть, это поможет тебе. Старец, посмотрев на него, сказал: желал бы я, чтобы Бог оставил меня в сей болезни ещё лет на 30. Брат взял кашу и ушёл в свою келью.
Иоанн Златоуст, начавший свою подвижническую жизнь с пустынножительства, расстроил своё здоровье и вынужден был вернуться в город. Серафим Саровский в течение долгого времени (3 года) питался травой-снитью. Это объясняется большой ревностью св. Отцов в борьбе с грехом, горением их духа, поэтому они переступали обычную человеческую меру. Их деяния нужно рассматривать не как общее требование ко всем христианам, а как личный подвиг. В то же время св. Отцы выше поста ставили гостеприимство и любовь к ближнему, и готовы были ослабить пост ради гостей.
Об этом вспоминается такая история. Старец угощал гостя, и уговаривал его, чтобы он съел ещё одну лепёшку. Гость отказывался говоря: я больше не могу. А старец ему: ты не можешь съесть ещё одну лепешку, а я сегодня с гостями ем уже в шестой раз. И это было записано в книгу, как замечательный подвиг благочестия.
По самой природе вещей, пост индивидуален, поскольку люди весьма отличаются силой веры, здоровьем, условиями жизни. Как сытый голодного не разумеет, так и здоровый не поймет больного в отношении питания и не должен осуждать его. Апостол Павел говорит:: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (1 Рим.14:3). Поэтому будет правильно самому поститься по усердию и по возможностям, а к другим, кто постится не так строго, относиться снисходительно, думать, что у них есть на послабление уважительные причины.
Прп. Кассиан говорит: «Неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего в силу раскаяния можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя» (Добротолюбие т.2, стр.31). Почему же от неумеренного воздержания трудно перейти к правильным действиям? Причина: телесное изнеможение, вследствие чего молитвенное правило, труд и служение ближним и делаются невозможными.
Чем пост отличается от голодания и вегетарианства? В первую очередь, целями. С какой целью люди голодают? Для очищения организма от шлаков, исцеления от болезней, для похудения, сохранения стройной фигуры, объявляют голодовку в поддержку своих требований. Голодание не является нормой христианского благочестия. Это видно из слов молитвы «хлеб наш насущный подавай нам накаждый день» (Лк. 11, 2), и из указания египетских св. Отцов, что для духовной жизни лучше всего есть один раз в день не досыта.
«Скажет, может быть, кто, что ежедневное приятие пищи есть ущерб для совершенства поста. Никак. Ибо если б было так, то Господь не повелел бы нам каждодневно просить себе хлеба насущного; то пророк Илия не был бы каждодневно питаем вороном в пустыне; то св. Павел Фивейский, прежде божественного Антония начавший жить в пустыне, не получал бы каждодневно хлеба свыше; и сам Антоний Великий предпочел каждодневное вкушения пищи. И мне думается, что это вот по какой причине.
Так как тело наше, трудясь в продолжение целого дня, утомляется и изнемогает, и требует отдыха и подкрепления, то Создатель так и устроил, чтоб оно подкрепляемо было каждодневным приятием пищи и было опять способно к дальнейшему труду, а не измождено и расслаблено, как бывает у тех. кто по два, по три и более дней не принимают пищи. Отчего они ни поклонов класть бывают не в силах наряду с другими, ни петь громко, как следует, ни других исполнять дел послушания. Итак, каждодневное вкушение пищи не немощным только допускается, но дается и для совершенных по преданному нам правилу отеческому» (Наставление Феодора Студита, Добротолюбие, т.4, стр.514).
Сорокадневные же посты Господа, прор. Илии и других духоносных отцов надлежит рассматривать как исключительные случаи. Вегетарианцам можно указать на то, что Авраам угощал трех Ангелов козленком, закон Божий предписывал всем израильтянам вкушать пасхального агнца, Иисус Христос и Апостолы ели рыбу, Спаситель в пустыне кормил людей хлебом и рыбою.
Какова же цель поста у верующего человека?
Воздержание в пище важно как средство на пути к чистоте сердечной, к смирению, к безгневию, к высшим степеням молитвы, как пособие в борьбе со страстями. Воздержание в пище разрушает физиологическую основу плотских страстей. Особенно действенным средством считается телесный пост против блудной страсти, гнева и пустословия.
Но в то же время необходимо отметить, что ограничение в пище не является самодостаточной добродетелью. Подтверждение этой мысли мы можем найти и в Евангелии: Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека (Мк.7,18),
и у апостола Павла: Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1Кор.8,8).
А теперь задумается, является ли пост только ограничением в пище? Не затрагивает ли он и какие-нибудь другие стороны нашей жизни?
Обратим внимание, что во время поста многие люди начинают скромнее одеваться, преимущественно в темные тона одежды, не смотрят телевизор (по крайней мере, развлекательные программы, разве что новости и погоду), не ходят в кинотеатр, в цирк, на концерты, не ездят в туристические поездки, меньше смеются, некоторые воздерживаются от курения, чаще ходят в храм, исповедаются, причащаются. Особенно всё это заметно в первую и последнюю седмицу Великого Поста.
Пост является синонимом слова воздержание. Воздержание касается не только пищи, но и всех других потребностей. Человеческие потребности и человеческие желания имеют свойство бесконечно расти. Уже в древности люди поняли, что правильнее ограничивать себя, чем пытаться удовлетворить их полностью. Самоограничение полезно ещё и тем, что развивает силу воли. Поэтому в древнем мире умеренность считалась одной их 4-х главных добродетелей и была обязательным качеством мудрого человека.
Пост телесный должен быть соединен с постом духовным. Что же такое духовный пост, в чем он проявляется? Духовный пост обязательно соединен с милостыней, молитвой, покаянием, с хранением мыслей, чувств: в первую очередь зрения и слуха. Еп. Феофан сравнивает телесные чувства с окнами и дверями, ведущими в душу. Если эти двери не охранять, через них душа наполняется вредными образами, помыслами, мечтаниями, и душа оскверняется. Евангелие говорит: «Если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя», – то есть решительно пресекай греховное видение. Подобно зрению, необходимо и слух охранять от сквернословия, жаргона, неподобных речей, песен и музыки.
Ещё духовный пост проявляется в воздержании языка по качеству речи и количеству сказанного. Апостол Иаков хорошо говорит о человеческом языке:
«Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть» (Иак.3,3-10).
Речь – это не просто набор слов, Она выполняет очень важную роль как средство общения. Речь – это выражение внутреннего мира человека. Сократ сказал юноше, пришедшему учиться у него ораторскому искусству: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Сказанное слово несёт на себе отпечаток всех трех главных сил души: разума, чувства, воли. Разум проявляет себя смыслом речи, чувства – интонациями голоса или тоном, воля – силой, энергией слова.
Надо быть внимательными не только к грубому, но и тонкому смыслу своих слов. Страшные ссоры часто начинаются с маленькой насмешки, намека, колкости. Первые шутки выглядят безобидно, однако уступить никто не хочет. Постепенно выпады усиливаются. Наконец, кто-то «взрывается». Обычно его и считают во всем виноватым. Но справедливо ли это? А может быть, шутка попала ему в незажившую душевную рану? Поэтому надо избегать не только грубых оскорблений, но и насмешек, обидных намёков, угроз.
Слова, произнесенные нами, кроме смыслового значения имеют еще чувственную окраску, которую в разговорном языке называют тоном или интонацией. И интонации требуют внимания. То, как слово сказано зачастую бывает даже более важно, чем само слово. Всем известно выражение «разговор на повышенных тонах», и обыкновенно людям не нравится, когда с ними общаются в повышенном тоне, так как этим выражается гнев, раздражение, неудовольствие на собеседника. Даже не обидные по смысловому содержанию слова, но сказанные повышенным тоном, тотчас вызывают у неподготовленного человека соответствующую реакцию. Тон очень важен потому, что передает чувства. Каждый имеет собственный опыт, как можно тоном задеть человека, испортить ему настроение, привести его в гнев. Не будет ошибкой сказать, что невнимание к тону своих слов служит причиной большинства наших ссор с ближними.
Вызывают отрицательную ответную реакцию такие «тоны», как приказной, насмешливый, угрожающий, высокомерный, пренебрежительный, поучительный, обличительный, хвастливый, злорадный. Неудачи в делах часто постигают нас за применение требовательной интонации вместо просительной. В греховных интонациях люди обычно не сознаются и не считают их виной.
Правильными тонами, которыми следует пользоваться при общении, являются: деловой, спокойный, мирный, доброжелательный, просительный. Тон учительный, приказной, иногда возмущенный, допустимы при общении начальника с подчиненными, учителей с учениками, родителей с детьми. А если мы эти тоны начинаем применять к равным и к старшим, получается конфликт.
Святые люди советуют нам воздерживаться и в количестве сказанного. Этот вопрос тоже не простой. Некоторые советуют вообще говорить поменьше, ведь не зря у человека 2 руки, две ноги, два уха, две ноздри, а язык – в единственном числе, и к тому же спрятан за двойной оградой – губами и зубами. Поэтому сам Божий план сотворения человека указывает на осторожность обращения с этим органом тела.
Некоторые духовники благословляют своим чадам говорить 33 слова в день. Где-то встречается рекомендация инокам обходиться только двумя словами: «простите» и «благословите». У Иоанна Лествичника сказано: «Не будь безрассудно молчалив, чтобы не причинить другим смущения и огорчения»[3].
А как же, спросим мы, св. Отцы несли обет молчания? Так Иоанн Лествичник молчал 2 года, Серафим Саровский, когда встречался с кем-то в лесу, делал земной поклон и лежал, пока человек не уходил. Такой подвиг возможен при определенных условиях. Для этого надо или покинуть общество совсем и стать пустынножителем, или получить согласие общества и благословение духовника на такой подвиг.
Разумное и в то же время реально осуществимое воздержание языка по количеству – это говорить в случае необходимости. А если такой необходимости нет, то молчать.
Теперь пришло время вспомнить о том,что человек трёхсоставен: он состоит изтела, души, духа. Каждая часть имеет свою жизнь, свою пищу. Во время поста мы стараемся усилить духовную составляющую своего бытия, а телесную и низшую душевную жизнь ослабить. Как этого проще всего добиться? Для этого нужно телесную и душевную пищу уменьшить, а духовную увеличить. Мы знаем, что связь души с плотью – это своего рода завеса, отделяющая душу от духовного мира. И если эту связь каким-то образом ослабить, то душа начинает лучше чувствовать духовный мир. При этом душа попадает под власть тех сил, с которыми она сродни по своему состоянию: праведник встретит ангелов, а грешник – бесов. Именно поэтому новоначальным убедительно советуют не разрушать эту перегородку преждевременно.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 173;