Тема 16. Богословские добродетели.
Вера
Главные христианские добродетели – вера, надежда и любовь. Почему они главные? Потому что они обнимают все душевные и телесные силы человека. Их выделил из всех других добродетелей Ап. Павел в послании к Коринфянам: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор.13,13). Веру, надежду и любовь иногда называют богословскими добродетелями,потому что они служат основой отношений человека с Богом. Без них невозможно Богообщение. Это главные нити, связывающие нас с Богом.
Современный человек думает, что то, что он ощущает в своей душе по временам: что-то смутное, необъяснимое, страшное, перед чем он бессилен – это и есть вера. «Да-да, я верю, что-то такое есть», – говорит он, и полагает, что этого достаточно. Ему трудно объяснить, что вере надо учиться, что о Боге и о спасении должны быть правильные представления.
Что же такое вера? Послушаем апостола Павла: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11,1-6).
Для воцерковлённого человека здесь сказано о вере главное, что необходимо. Но как объяснить, что такое вера, человеку, если он не ходит в церковь, о Енохе, Авеле никогда не слышал?
Прежде всего, обратим внимание, что слово «вера» имеет два смысла:
1. вера, связанная с доверием кому-то или чему-то,
2. вера, связанная со свободным выбором междуразными взглядами на бытие, разными мировоззрениями.
Обычно, когда речь идет о доверии, верят из уважения к авторитету (президенту, врачу, ученому). Или мы верим потому что сведения поступили из надёжного источника: например вековой опыт целого народа (готовь сани летом, а телегу зимой; подальше положишь – поближе возьмёшь), или потому что наука так считает, или потому что все в это верят.
Конечно, при такой вере бывают и ошибки, недаром в Древней Греции была даже философская школа скептиков, которые говорили «всё подвергай сомнению». Но совсем без веры даже в повседневной, бытовой жизни обойтись невозможно. Если бы каждый ученик подвергал сомнению и перепроверял каждое слово своего учителя, стал бы невозможен учебный процесс, накопление знаний. Далеко ли продвинется технический прогресс, если каждый молодой учёный будет отвергать все накопленные до него знания и начинать свои научные поиски с нуля?
Ещё люди склонны доверять собственным мнениям, догадкам, фантазиям. Святые Отцы предостерегают нас от поспешной веры собственным мыслям, особенно новоначальных. Свои мысли надо проверять по Священному Писанию, св. Отцам, учению Церкви.
Жизнь так устроена, что приходится доверять не только солидным врачам, ученым, но и простым людям, с которыми мы живём рядом и вместе. Чтобы людям можно было доверять, они должны быть честными. Жить в обществе честных людей и приятно и полезно. А представим себе, что мы попали в общество, где все друг другу врут: продавец обманывает покупателя, жена мужа, учителя – детей, дети – родителей, депутат обманывает избирателей, рабочий бригадира, продавец покупателя. Включишь телевизор – ложь, откроешь книгу, газету – опять ложь. В первую очередь это будет невыносимо для души. А затем станет невозможным всё остальное: производство, сервис, учеба, торговля. Ложь в больших количествах способна разрушить любое общество. Ап. Павел говорит христианам: «Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему» (Еф.4:25)
Поэтому без веры в смысле доверия даже в обыденной жизни обойтись невозможно.
Теперь рассмотрим веру, связанную со свободным выбором между разными мировоззрениями.
Прежде всего вспомним, чем вера отличается от знания. Знание основывается на фактах, доказательствах, опытах. Такие знания занимают важное место в нашей жизни, это и физика, и химия, и математика. Они незаменимы каждая в своей области, но их недостаточно для составления целостного мировоззрения. Островки надёжных научных знаний окружены морями и океанами различных предположений, догадок, гипотез, которые составляют большую и самую важную часть любого мировоззрения, любой религии.
Одни и те же научные знания могут прекрасно сочетаться с различными философскими и религиозными системами. Например, таблица умножения, теорема Пифагора, закон Архимеда неплохо уживаются в России со всеми 4 государственными религиями. Поэтому, несмотря на бурное развитие знаний, любое мировоззрение всегда было и будет верой.
Даже атеистический материализм, который считает науку своим основным союзником, а религию главным врагом – тоже верование. Основные, фундаментальные положения материализма недоказуемы, например: что вселенная безконечна в пространстве и во времени (какие могут быть этому научные доказательства?), что материя способна к саморазвитию (как можно доказать, что она развивается сама собой, а не под действием высшего разума?), что из неживого само собой возникло живое (вместе с механизмом продолжения рода?), из неразумного произошло – разумное (помните «труд сделал из обезьяны человека»?), из безнравственного – нравственное (в результате борьбы за существование?). Всё это является предметом веры материалистов, а не следствием научных доказательств. Есть много животных более трудолюбивых, чем обезьяна, но они от этого не умнеют. Если люди начинают бороться за существование, они теряют нравственность, а не приобретают её.
Так же истина о бессмертии души, о загробной жизни и другие истины христианства являются предметом не научного знания, а веры и свободного выбора. И именно по этой причине вера является подвигом и добродетелью, и заслуживает награды. «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (Гал.3:6).
Было предпринято много попыток, и богословских, и научных, доказать бытие Божие и, таким образом, превратить веру в знание. Над этим трудились лучшие умы человечества, но эти усилия окончились ничем. То, что в богословии называется доказательствами бытия Божия, не является в строгом смысле научными доказательствами, но лишь доводами, соображениями в пользу этого. Но не стоит и недооценивать эти доказательства. В полемике их вполне можно и нужно противопоставить доводам материалистов, которые также недоказуемы. А если мы будем просто молчать, то у слушающих может сложиться мнение, что нам нечего возразить и мы терпим в дискуссии поражение.
На земле нет ни одного народа, не имеющего веры в божество. Это можно объяснить только тем, что потребность такой веры заложена в самой природе человека. Вера в божество не могла возникнуть в обезьяне естественным путём – в результате упорного труда или борьбы за существование. Богословие объясняет это тем, что Бог вложил такое качество в природу Адама, и поэтому потребность веры в божество присутствует в каждом человеке от рождения. Все другие объяснения менее убедительны.
Но каким же образом эта потребность превращается в полноценную веру в Бога и в Иисуса Христа? На этот вопрос однозначного ответа до сих пор не найдено. Двое прочитали Евангелие. Один уверовал, другой нет. Антоний Блюм рассказывает в своей книге, как он ощутил присутствие Спасителя при чтении Евангелия. Но неужели такие известные личности Дидро, Ленин или Сталин его не читали? И ничего подобного не ощутили.
Итак,от чего зависит появление веры в Бога?
1. Появление веры зависит от состояния души: чем больше душа повреждена грехом, тем вера даётся труднее. И наоборот, чем человек добрее, чище по жизни, тем легче он веру обретает. Подтверждение этой мысли мы находим в Священном Писании: «Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Иоанн.3, 20-21). «Ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф.13,15).
2. Встречаются люди с хорошим характером, правильной жизни, но неверующие. А бывает, что великие грешники вдруг становятся верующими (Мария Египетская, Благоразумный разбойник). Это приводит нас к пониманию, что в какой-то мере вера является даром Божиим. Оказывается, и эта мысль тоже правильная. Её подтверждение мы находим в Евангелии от Иоанна: «Никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (Иоан.6,65).
3. От человека требуются личные усилия в этом направлении. И эта тема отражена в Священном Писании: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мр.16,16). За что же осуждать человека, если бы от него самого ничего не зависело?
Теперь рассмотрим, как приходят к вере люди сейчас, в наше время. Приходят каждый по-своему. Нет двух совершенно одинаковых путей к Богу, у каждого человека свои трудности, искушения, поворотные моменты. Каждый из вас может рассказать свою неповторимую историю, как именно он пришёл к Богу. Но всё-таки в этих историях можно выделить некоторые похожие пути, некоторые общие направления.
1. Через воспитание в семье от верующих родителей.
2. Через скорби, несчастья, болезни. Попробовали помолиться – помогло.
3. На войне.
4. Чудо.
5. Случайное посещение храма.
6. Встреча с благочестивым человеком – старцем, мучеником, проповедником.
7. Поиск веры: изучение разных религий, истории, философии.
8. Через науку. Знаменитые ученые верили в Бога: Ньютон, Паскаль, Галилей, Павлов.
Грехи против веры:
1.Неверие, атеизм (безбожие, отрицание бытия Божия).
2.Маловерие, сомнение в вере
(из проповеди прот. Димитрия Смирнова) «Кто из нас не знает, что Бог есть? Все знают. Кто не знает, что Бог слышит наши молитвы? Все знают. Бог всеведущий, и, где бы мы ни были, Он видит, что мы делаем и слышит все слова, которые мы произносим. Мы знаем, что Господь благ, он всем хочет добра. Тем не менее, мы все время ропщем, все время стонем, злимся, негодуем, то с одним не согласны, то с другим.
Господь нам говорит, что путь в Царствие Небесное лежит через многие страдания, что только тот, кто пойдет за Ним и возьмет свой Крест, достигнет Царствия Небесного. А мы не верим. Нам всем хочется быть здоровыми, счастливыми, мы все хотим на земле хорошо устроиться.
Господь говорит: «Не бойтесь убивающих тело, души же коснутися не могущих». Мы же боимся смерти, стараемся продлить свое земное существование, и не ради Господа, не ради покаяния и служения ближним, а по своему маловерию, из страха. Мы не верим, что нельзя завидовать, кладем глаз на чужое добро, и завидуем благополучию, а иногда и духовным дарованиям, других людей. И вот так во всем.
Теоретически нам известно, что Бог всемогущий, вездесущий, что Он хочет всех спасти, но нам кажется, что Он где-то там, в далёком космосе, и Он нас не видит и не знает. Поэтому мы грешим».
3.Ересь - искажение веры.
4. В душе верю, а в храм не хожу. Отсюда берёт начало та странность, что при опросах называют себя православными до 80% населения России, а в храмах мы видим только 3-5%. Такая вера очень похожа на «гражданский брак» – человек не хочет оформлять отношений и брать на себя обязанности, ответственность по этим отношениям. Он этого опасается и не хочет себя ничем связывать. По такому же принципу он не хочет брать на себя какие-то религиозные обязанности: креститься, исповедоваться, соблюдать заповеди, ходить в храм.
«Вера должна быть в душе», — говорят в таких случаях. Верно ли это? Христианская вера — это не только определенные убеждения. Это и определенные отношения с Богом, с Церковью. Священное Писание сравнивает эти отношения с отношением к родителям (кому Церковь не Мать, тому Бог – не Отец), с гражданским подданством или с военной службой. Никто не будет говорить о «воинской службе в душе» или о «гражданстве в душе». Когда мы вступаем в серьезные отношения, мы их оформляем: принимаем присягу, оформляем гражданство или расписываемся в ЗАГСе. Если мы от этих действий уклоняемся, значит, у нас нет серьёзных намерений.
Наше намерение быть подданными Царства небесного мы также должны оформить определенным образом, и Писание ясно указывает — каким: Церковь, Таинства, Заповеди. Бог Сам устанавливает условия, на которых мы вступаем с Ним в отношения. Он так захотел, и мы не можем отвергать Его волю и диктовать свои условия. Но, спросим мы, разве Бог не может действовать помимо всего этого? Может, когда Он Сам этого хочет и когда нет иной возможности для самого человека. Но Бог не действует там, где на Его повеления просто-напросто не обращают внимания.
Бог, зная падшую человеческую природу, её непостоянство, склонность к обману, к невыполнению своих обещаний, установил, как надо оформить с Ним отношения, если у человека есть серьёзные намерения: Таинства, Заповеди, Церковь. Тогда и Бог исполнит по отношению к нему то, что обещал.
5.Вера без дел. То есть человек признаёт, что Бог есть, а ведёт себя так, как будто Его нет. Бог сам по себе, а жизнь – сама по себе. Такой порок веры заметил ещё ап. Павел: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит.1,16)
Какое же место занимает вера среди других добродетелей? Она является началом отношений с Богом. Мы не можем любить Его, молиться, исполнять Заповеди и т.д., если не будем прежде всего веровать в Него. «…надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». (Евр. 11:6).
Главными предметами веры являются Бог и Священное Писание. Вера дает истинное представление о Боге как Творце, Промыслителе, Искупителе и Освятителе людей. Вера дает правильное понятие о свойствах Божиих (всемогущий, вездесущий, всеведущий и т.д.). Если мы принимаем с верой Священное Писание, то вместе с этим изменяется представление о мире, его пределы удивительным образом расширяются: в нем появляется Бог, мир бесплотных духов, прошлое и будущее человечества.
Вера у разных людей может очень различаться по своему качеству и, следовательно, проявлениям.
В Священном Писании упоминается о
– вере малой: «Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф.14,31) —сказано утопавшему Петру.
– вере великой: «О жено! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» (Мф.15,28).
– вере мертвой. Какая вера мертвая? Это просто умственное признание бытия Божия. Такой веры для спасения недостаточно. «Ты веруешь, что Бог един – хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2,19). Мертвая вера – это вера без дел. «Вера без дел мертва есть» (Иак.2,26). Потому что она подобна покойнику, лежащему неподвижно в своем гробу.
– В отличие от неё вераживая затрагивает не только ум, но и чувства, и волю. Поэтому ей сопутствует любовь к Богу и деятельность, согласная с верой.. Как живому человеку свойственно двигаться, что-то делать, так и живая вера обязательно проявляет себя в добрых делах и делах благочестия.
Интересен вопрос о вере с горчичное зерно. Горчичное зерно хоть маленькое, но оно живое, и в этих Евангельских словах говорится именно о живой вере и, как его следствии, состоянии Богообщения. В беседе с Апостолами о вере с горчичное зерно речь шла не о признании бытия Божия, а о внутреннем состоянии общения с Богом. Такое состояние не дается человеку раз и навсегда – за него надо бороться каждый день. Внутреннее состояние апостолов на тот момент не соответствовало живой вере по качеству. В истории Церкви известны 3 случая с перемещением горы (прп. Марк Фракийский, свт. Григорий Неокесарийский, сапожник из Каира).
Надежда
Надежда – вторая богословская добродетель. Подобно вере, надежда имеет две разновидности. Она существует как в бытовом варианте, так и в качестве христианской добродетели. Сначала о первом.
Без надежды невозможно прожить на земле даже неверующему человеку. Крестьянин сеет с надеждой на урожай – иначе он не будет пахать и сеять. Сын гор везёт на рынок арбузы и мандарины с надеждой на барыши – иначе он не станет торговать. Мореплаватель надеется, что плавание будет благополучным и его корабль не будет захвачен пиратами. И подобным образом надежда на счастливое окончание является душой и двигателем всей человеческой деятельности. О такой надежде говорит Ап. Павел в послании к Коринфянам: «Ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, [должен молотить] с надеждою получить ожидаемое» (1Кор.9:10).
Даже пережив крушение своей надежды, человек снова и снова обращается к ней, потому что ничем другим её заменить нельзя. С ней легче переносить трудности. В безвыходных положениях человек держится за неё до самой смерти. Есть даже поговорка «надежда умирает последней». Обычно людей, которые не расстаются с надеждой, называют оптимистами. Надежда придает человеку силы, решимость, энергию.
Надежда всегда направлена на то, что человек считает хорошим и желанным. Например, никто не скажет: «Надеюсь, что у меня будет рак» или «надеюсь, что я попаду в геенну». Есть и ещё одно свойство, которое всегда соединяется с надеждой. О ней всегда говорится как о чём-товозможном и реальном. Человек в здравом уме не скажет: «Надеюсь, что я проживу до 300 лет».
Христианская надежда выполняет ту же роль в духовной жизни, какую мирская надежда имеет в мирской жизни. Она придает христианину оптимизм, силы, решимость. Но между ними есть и существенные различия. Мирская надежда всегда имеет дело с ходом событий, который неизвестно чем завершится, а человек жаждет его благополучного окончания. В мирской жизни надежды не всегда сбываются. Про надежду мирского человека будет правильно сказать: «может быть, это исполнится, а может быть, и не исполнится». Это нечто неверное, колеблющееся, на что нельзя полностью, на сто процентов, положиться.
Христианская надежда имеет другие свойства. Она основывается на непреложном слове Божием, на Божественном Откровении, обетованиях Невозможно, чтобы Бог солгал (Евр. 6:18), всё, что Он сказал, обязательно сбудется. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Матф.24:35). Апостолы в посланиях многократно увещевают нас иметь надежду на Бога, не сомневаться в обетованиях Божиих, держаться за них как за надёжный якорь. И если человек всё же сомневается в слове Божием, то это уже проблемы самого человека. Христианскую надежду можно определить как ожидание исполнения обетований Божиих. На что же именно надеется христианин, что ему обещано Богом?
Главным предметом христианских надежд является спасение,вечная жизнь. У детей Божиих будет замечательное место для вечной жизни, оно называется Царство Небесное, где не будет греха и смерти. Исполнится всё это после второго пришествия Христова и воскресения мертвых. И всё это произойдет через Господа Иисуса, поэтому Апостол Павел называет также и Его нашей надеждой. «Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа надежды нашей» (1 Тим. 1:1).
Христианския вера и надежда – близкие понятия, сразу даже трудно объяснить их различие. В чём же оно состоит?
Вера обращена на прошлое и на настоящее. А надежда всегда имеет дело с будущим, с тем, что лежит впереди. Она простирается за гроб, за могилу, в вечность. Поэтому можно сказать, что христианская надежда – это вера, обращенная в будущее. Апостол в послании к Римлянам (8:24,25) говорит: «Надежда, когда видит, не есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся – того, чего не видим, (и) тогда ожидаем в терпении». Верой мы как бы одной рукой удерживаем все сейчас потребное для жизни и благочестия, а надеждой, как второй рукой, держимся за будущие блага.
И, наконец, приведем определение надежды из катехизиса свт. Филарета: «Христианская надежда есть успокоение сердца в Боге с уверенностью, что Он непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство».
Славянские синонимы слова «надежда» – «упование», «чаяние». Посмотрим на Символ веры: когда говорится о будущих событиях, воскресении мертвых и жизни будущего века, употребляется слово не «верую», а «чаю».
Кроме того, существует надежда, которая занимает как бы среднее положение между надеждой мирских людей и надеждой христианина на исполнение обетований Божиих. В земной жизни каждый верующий человек обращается с молитвой к Господу, Богородице и св. угодникам. И он надеется, что его молитвы будут услышаны.
Слово Божие решительно не советует надеяться на обычных людей, какой бы высокий пост они не занимали: «не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс.145:3). Так же на свои собственные силы: «без Меня не можете творить ничего» (Иоан.15:5), на богатство (евангельская притча о богатом урожае, житницах и внезапной смерти). Хотя мы, конечно, пока живы, не перестанем в какой-то мере надеяться и на собственные силы и способности, и на князи, на сыны человеческия, и на деньги, но эти надежды – мирские и имеют свойство мирских надежд: иногда исполняться, иногда нет. В конечном счете, их исполнение или неисполнение зависит от воли Божией.
Христианская надежда доступна только тому, кто уже верует в Бога, в Священное Писание, поэтому Ап. Павел, перечисляя главные добродетели («вера, надежда, любовь»), ставит её на втором месте.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 321;