Физическая (психологическая) имитация деятельности оператора

 

Широкое место в арсенале методов инженерной психологии занимают имитационные методы. Выделе­ние их в отдельную группу является несколько услов­ным, поскольку их в ряде случаев трудно отделить от психологических или математических методов. В то же время, как указывалось в главе V, этим методам при­сущи специфические особенности, что и позволяет, хотя бы и условно, выделить имитационные методы в осо­бую группу.

В самом общем плане имитация (от лат. imitatio — подражание, подделка) может быть определена как воспроизведение характеристик некоторой системы, ситуации, события или явления в обстановке, отлич­ной от той, в которой протекает реальная деятельность оператора [105]. Средства, с помощью которых может быть достигнуто это воспроизведение, могут быть фи­зическими или символическими (в частности, цифро­выми). Физическая имитация может быть такой точ­ной, что ее бывает трудно отличить от оригинала, который она имитирует. Примером этого могут быть различного рода военные учения. Символическая имитация может быть достаточно полной копией про­текающих в оригинале процессов, но наглядного сход­ства с ним в этом случае обычно не бывает. Примером этого является моделирование реальных процессов методом статистических испытаний (метод Монте-Карло).

Имитация деятельности оператора (группы опера­торов) может быть частичной или полной. Физическая имитация, как правило, имеет частичный характер, по­скольку, хотя физические характеристики процесса или системы можно воспроизвести достаточно полно, опе­ративные условия деятельности не поддаются такому полному воспроизведению. При полной имитации ха­рактеристики системы, окружающей среды вместе с их входными сигналами и ответными реакциями пред­ставлены символически, посредством математических выражений. Все операции этой математической сис­темы выполняются вычислительной машиной с помо­щью метода статистических испытаний [105]. При этом различают аналитическое имитационное моделирова­ние и статистическое имитационное моделирование [137]. Их особенности и основные отличия будут рас­смотрены ниже.

Помимо рассмотренного, А.И. Нафтульев предла­гает различать динамическую и цифровую имитацию. Первая протекает в реальном, вторая — в ускоренном масштабе времени. Основное отличие динамической имитации от цифровой заключается в основном в том, что в первом случае человек как бы непосредственно выполняет (имитирует) свои функции, а во втором — основные его функции имитируются с помощью ЭВМ. Подытоживая все сказанное следует отметить, что фи­зическая имитация обычно носит частичный характер и осуществляется в реальном масштабе времени; сим­волическая имитация, напротив, может носить более полный характер и протекает в ускоренном масштабе времени.

Важнейшей формой физической имитации являет­ся деловая игра. Она представляет метод имитации управленческих и деловых ситуаций путем игры по заданным правилам человека (группы людей) и ЭВМ. Деловая игра является формой воссоздания предмет­ного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, ха­рактерных для данного вида практики. Проведение деловой игры представляет собой развертывание осо­бой (игровой) деятельности участников на имитацион­ной модели, воссоздающей условия и динамику произ­водства. В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участииков, различают деловые игры учебные, исследователь­ские, управленческие, аттестационные. Деловые игры получили широкое распространение в связи с задача­ми по совершенствованию управления, принятия пла­новых и производственных решений, подготовки и повышения квалификации кадров. Учебная деловая игра позволяет задать в обучении предметный и соци­альный контексты будущей профессиональной дея­тельности и тем самым смоделировать более адекват­ные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста. В этих условиях усвоение нового знания накладывается на канву буду­щей профессиональной деятельности; обучение при­обретает совместный, коллективный характер; форми­рование специалиста осуществляется в результате подчинения двум типам норм: нормам компетентных предметных действий и нормам отношений в группо­вой деятельности. Мотивация, интерес и эмоциональ­ный статус участников деловой игры обусловливаются широкими возможностями для целеполагания и целеосуществления, диалогического общения на материа­ле проблемно представленного содержания деловой игры. В инженерной психологии деловые игры широ­ко применяются для подготовки операторов энергоси­стем, в психологии управления — для подготовки раз­личного рода управленческих кадров.

Рассмотрим более подробно на конкретных при­мерах возможные случаи применения деловых игр для решения указанных задач.

В работе [197] обоснована необходимость форми­рования оперативных навыков и умений — заключи­тельного этапа подготовки операторов энергоблоков — посредством деловых (оперативных) игр. Для этого в оперативной деятельности персонала энергоблоков было выделено игровое начало, найден подлинный соревновательный элемент. Например, обучаемому поручалась роль энергоблока, и он должен был пра­вильно реагировать на управляющие действия друго­го обучаемого. Или один из игроков «изобретает ава­рию», а другой игрок — устраняет отказы. Помимо этого разработаны сценарии для проведения оператив­ных игр при возникновении тех или иных ситуаций в технологическом процессе.

Это позволило создать не просто игровую обучаю­щую систему, но прежде всего — игровую тренирую­щую систему. Данный аспект является принципиаль­но важным, так как позволяет ликвидировать разрыв между знаниями и умениями, между обучением и тре­нировкой. Тренирующее качество именно и достигну­то посредством оперативных игр. Для решения этих задач разработано несколько разновидностей таких игр: ситуационные (наблюдение, диагностика, планирова­ние), координационные (взаимодействие с автомати­кой), противоаварийные.

Рассмотрение особенностей проведения таких игр обсудим для случая диагностики [197]. ЭВМ задает исходные условия и предлагает обучаемому указать вид игры (стандартная, усложненная, ускоренная и облегченная). Допустим, выбрана усложненная игра. От обучаемого требуется в этом случае показать пони­мание технологической ситуации и ее многомерности. Затем ЭВМ просит обучаемого найти причину откло­нения. В случае правильной диагностики в рамках за­данного лимита времени ЭВМ фиксирует победу обу­чаемого.

Если же правильное решение принято с опоздани­ем, машина разрешает продолжить игру с добавкой времени. Отказ от добавки ведет к фиксации проигры­ша и повтору игры для другой ситуации; согласие на дополнительное время увеличивает штрафные очки, что не ведет к чистой победе, но и не исключает ничью. К ничьей ведет также правильное решение, принятое вовремя, но с помощью ЭВМ. Проигрыш фиксируется в случае ошибки обучаемого. От проигрыша следует отличать поражение, которое засчитывается обучаемо­му, если он принял ошибочное решение, отягощенное просрочкой времени, невзирая на помощь. Поражение вводит в действие дополнительные игры. Они делятся на две группы: игры с признаками и игры с причина­ми (табл. 9.1).

Из игр с признаками особенно существенной яв­ляется игра «Найти приборы». Речь идет о проверке «прочности» связей между наименованиями признака и его индикаторами. В каждой группе дополнительных игр предусмотрены взаимные переходы. Что касается игр с причинами, то здесь особенно интересна игра «Очистить». Проведенные эксперименты с оператора­ми электростанций показали особую трудность указан­ной фильтрации даже для опытных операторов. Игра состоит в максимально быстром выделении ложных причин, причем количество баллов, получаемых игро­ком, тем больше, чем выше правдоподобие ложной причины [197].

 


Таблица 9.1 Дополнительные игры

 

 

 

 

 

 

 

Тип Наименование Краткое описание
Игры с признаками Найти признаки Задается частная ситуация; необходимо найти хотя бы один, несколько или все релевантные признаки
Найти приборы Задаются признаки; необходимо найти прямые и косвенные их индикаторы
Найти действие Задаются признаки; необходимо определить диагностические действия, проявляющие их, и оценить влияние этих действий на основной процесс
От признаков к причине Задаются неупорядоченно признаки; необходимо организовать их в логические группы и маршруты вывода (заключения)
Игры с причинами Дополнить Задается неполный перечень причин; требуется дополнить его
Упорядочить Задаются неупорядоченные причины; требуется построить дерево оценки ситуаций
Очистить Часть заданных причин — ложная; требуется отделить их от истинных причин
От причины к признакам Игра отличается от позиции «Найти признаки» тем, что требуется указать относительную важность признаков

 

Как уже отмечалось ранее, деловые игры находят широкое применение и при отработке управленческих решений по инженерно-психологическому (эргономическому) обеспечению новых образцов техники. Один из вариантов такой игры описан в [199]. В ней моделируется организация взаимодействия предпри­ятия промышленности (заказчика) и разработчика по организации работ по инженерно-психологическому (эргономическому) обеспечению разработки, испыта­ний и внедрению новой техники.

Из рассмотренных примеров видно, что физичес­кое имитационное моделирование, осуществляемое в форме деловых и учебных игр, направлено не только на исследование и изучение оперативной и управлен­ческой деятельности, но и на обучение и тренировку оперативного и управленческого персонала, отработ­ку ими соответствующих навыков и умений. В этом плане деловые игры выступают не столько как элемент исследовательской деятельности, сколько они являют­ся одной из форм обучения и тренировок персонала.









Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 300;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.