Статус и функции социального субъекта. Движущие силы истории и выбор путей развития в условиях переходного периода.
Вопрос о статусе субъекта и движущих силах – это, по сути, вопрос о том, как в историческом процессе сочетаются осознанные действия людей и стихия социального действия. То, что они сочетаются, - это ясно. Человек действует сам, преследуя какие-то свои личные цели, но результат этого часто далек от желаемого, так как общество оказывает свое влияние, действуют различные силы (например, другие люди). Для того, чтобы выразить соотношение сознательных и стихийных моментов в историческом процессе, в социальной философии появляются понятия субъекта и движущих сил.
Субъект – это понятие, характеризующее осознанные действия людей, сознательные усилия; это человек или группа людей, которые предпринимают сознательные шаги к достижению своих целей.
Понятие движущих сил делает акцент на стихийные моменты в социодинамике. Нет четко отрефлексированной позиции, целей, планов в осуществлении поставленных задач. Личность – субъект, народные массы – движущая сила.
В эпоху Просвещения, например, герой – это субъект, человек, выдающаяся личность, народные массы – безликий движущий механизм. Это 18 в. Далее появление марксизма. Принципиально новое – субъект и движущие силы сливаются. Творцом истории выступают народные массы, это сопрягается с идеей особой роли пролетариата. В это время ускоренными темпами развивается производство. Оно втягивает в свою сферу все больше и больше участников. Они и движущие силы, и субъект исторического действия. Почему та или иная личность становится выдающейся – потому что она чувствует настроения масс, она их понимает, выражает, защищает и идет вместе с ними (как эта личность появляется – не указано). Отсюда есть идея политической партии – она (партия) наиболее последовательно и ярко в своей программе выражает настроения масс, которые за ней скрываются.
Начало 20-го в. Рождается массовое общество. Концепции элиты. Общество структурировано так – элита и масса. Ортега-и-Гассет, Парето. Субъектом исторического действия выступает элита, а движущая сила – масса. Элита достаточно многочисленна. В обществе существует не одна, а несколько элит. Элита – это круг людей, которые имеют доступ к капиталам: финансовым, управленческим, техническим, культурным и т.д. На поверхности социального действия мы видим борьбу элит. Остальная масса населения лишь подражает элите. Элиту отличает жизненный проект, осознание цели, целеустремленность, последовательность деятельности, интеллект, ответственность. Масса – это резервуар для формирования элиты, а главные действующие силы – это элиты, столкновение элит. Вроде бы недемократично. Однако. Элиты – это не закрытые группы людей. Есть лифты социальной мобильности, садись в него (получи образование, определи для себя жизненный проект и не расслабляйся, работай целеустремленно) и поднимайся в элиту... Элиты динамичны, элиты подвижны. Возьмем, например, Тойнби. Цивилизация сталкиваются с вызовом, и элита должна найти ответ на этот вызов. Справляется – отлично, за ней идет подражающее большинство, нет – цивилизация обречена на исчезновение.
Переходный период – это период перехода от одного качественного состояния к другому. Фаза перехода от традиционного общества к обществу постиндустриальному – транзитивное общество. В такой фазе находится все постсоветское пространство, в том числе и мы. Возникает вопрос: в какой версии нам лучше воплотить эти программы, каков наш путь развития. Решается эта проблема по-разному.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 790;