Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие и типы цивилизаций в истории общества.
1. Современное видение социодинамики склоняется все больше к тому, что развитие общества являет собой процесс появления, развития и исчезновения цивилизаций.
2. Понятие цивилизации.
3. Сказать параметры, по которым мы выделяем различные цивилизации (культура, язык, религия, мировоззрение);
4. Типология цивилизаций: как может быть построена типология. В глобальном масштабе (Восточная и Западная цивилизации – синхронный срез; традиционная (аграрная), техногенная и постиндустриальная цивилизация – диахронный срез). В региональном масштабе – локальные цивилизации привязаны в большей степени к регионам земного шара. Да – культура, да – язык, религия. Но даже в названиях этих цивилизаций звучат названия географических регионов – египетская, Междуречье, Средизимноморье, античность, восточнославянская.
Тойнби начал изучение этой проблемы именно с локального уровня. Т.е. подходы к структурированию могут быть разные. Сегодня для нас важность приобретает глобальный подход (Восток и Запад и их представители – ислам и христианство). П. Сорокин ввел понятие “цивилизационная матрица”. Это понятие характеризует систему ценностей, которые выступают в качестве ориентира для развития цивилизации. Цивилизация – это реализующиеся рабочие чертежи, представленные в культуре. Ценности: социально-экономические, политические, культурные, религиозные. Какие ценности разделяют эти две цивилизации? Восток – это традиционное общество, нет частной собственности, господствует общинная или государственная форма собственности, доминирующая роль государства. В Западном варианте собственность рождает власть, а на Востоке власть рождает собственность. Для Западной цивилизации ценность – индивидуальность, а для Востока – полное ее отсутствие. Западная матрица предполагает толерантность. Вольтер: “Я – ярый противник своего оппонента, но готов отдать жизнь за то, чтобы он мог высказывать свое мнение”. На Востоке толерантности нет, терпимость только в узких пределах (семья). Тип личности фундирует цивилизацию и цивилизация воспроизводит его. Запад – деятельный человек, преобразующий, активный человек. Восток – ценится не индивидуальность, а растворенность. Для славян характерен иоанновский тип личности, направленный на поиск высоких моральных ориентиров. Западный человек действует для чего-то, а мы – во имя чего-то.
Необходимо искать точки взаимопонимания.
Идеология технократизма в социальном познании и концепции индустриального общества.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 577;