Концепция постиндустриализма в современной социальной философии.
Техногенная цивилизация возникает в 18 в., во время буржуазных революций. Предпосылки ее становления в античности (нацеленность на преобразование природы, деятельный тип личности, политическая организация), в эпохе Возрождения (ценность личности, индивидуальности, творческая активность человека). В противоположность ценности традиции здесь – ценность инновации. Вырастает новая цивилизационная матрица. Достижения этой цивилизации. Экономическое процветание, достаточно высокий уровень жизни, просвещенность человека, здравоохранение, обращенность к человеку, возможность для него проявлять все новые его способности. Недостаток – все блага для “золотого миллиарда”. А ресурсы для обеспечения этого “золотого миллиарда” берутся со всей планеты. Экологическая проблема. Данный тип цивилизации очень агрессивен, вездесущая экспансия ее ценностей, которая подстегивает гонку вооружений, порождает угрозу ядерного конфликта. Массовое общество – одномерный человек – потребляющий человек – природа человека атрофируется. Утрата сакральных, священных ценностей, человек стал свободным, но... Кризис человеческой телесности, присвоить не только мысли, но и тело другого человека (черный рынок органов). Транспортные потоки в мегаполисе – напрягает психику. Зависимость от общения в Интернете. Усиливается обезличенность, чувство одиночества. Очевидно, что подобную систему ценностей необходимо перестраивать.
Сегодня перспективы развития, прежде всего Западной, а возможно и всей человеческой цивилизации наиболее глубоко разработаны в концепциях индустриальной, постиндустриальной, информационной цивилизации.
Первоначально они возникли в рамках технократического направления в социально-философской мысли. Сегодня приобретают статус наиболее авторитетной социально-философской традиции для анализа современных глобальных цивилизационных трансформаций.
Концепции постиндустриального общества - это социологические и одновременно футурологические концепции, которые выделяют прогресс техники и технологии как основной фактор социального прогресса и критерий для выделения глобальных стадий развития общества.
Можно выделить 3 основных этапа в развитии всей совокупности концепций:
· 50-60-е г.г. Период первой «волны технократизма». В концепциях индустриального и постиндустриального общества К.Гэлбрейта, Д.Белла, З.Бжезинского, У.Ростоу преобладали техницизм, абсолютизация роли науки и техники в развитии общества, оптимизм в отношении перспектив решения западным обществом проблемы материального достатка («общество изобилия») и преодоления социально-политических противоречий. Оптимизм поддерживался высокой динамикой развития либерально-буржуазного общества, развертыванием 1-го этапа научно-технической революции (НТР).
· 70-е г.г. В аналитических докладах такого влиятельного общественного объединения, как Римский клуб (основатель – Аурелио Печчеи), прогнозируется катастрофическое сползание человечества к ряду глобальных проблем: экологической, демографической, исчерпания природных ресурсов, углубления социального, экономического, культурного разрыва между богатыми («1-й мир», «золотой миллиард») и бедными («страны третьего мира») странами, угрозы третьей мировой войны и др. В социальной мысли возрастают настроения «катастрофизма», «алармизма», пессимизма, отхода от техницизма; возрастает внимание к проблемам кризиса ценностной основы западного общества, критики основ техногенной цивилизации. Настроения поддерживаются глубоким социально-экономическим кризисом (1973 г.) западного социума.
· 80-90-е г.г. Период второй «волны технократизма». В концепциях Д.Белла, О.Тоффлера, Дж. Несбита, Е. Масуда, Р. Арона происходит возврат к настроениям социального оптимизма на волне успехов 3-го этапа НТР (микроэлектронная революция, компьютерная революция), а также в результате бурного развития экологических проектов и решений (с 70-х по 90-е г.г. – т.н. «экологическое двадцатилетие»). Развиваются концепции постиндустриального и информационного общества.
Основоположником теории постиндустриального общества (ПО) считается американский социолог Даниел Белл, который в 1973 г. опубликовал книгу «Грядущее постиндустриальное общество». Концепция Д. Белла основывается на представлении об автономном развитии социальной жизни и культуры, материальной и духовной сфер. У каждой из них есть своя «ось» развития. «Ось», которую исследует Белл – развитие производства и виды используемого знания. В соответствии с этим общественное развитие подразделяется на 3 основных периода: доиндустриальное (сельскохозяйственное), индустриальное (промышленное), постиндустриальное общество.
В аграрном, традиционном обществе (Европа до 15-16 в.в.) доминирует «первичная сфера экономики – сельское хозяйство, основанное на рутинной технике и экстенсивной технологии; основные социальные институты – армия, церковь, школа; это сословное и достаточно закрытое общество – переход от одного сословия к другому весьма ограничен;
В индустриальном обществе (Европа с 17-18 в.в. до сер. 20 в., некоторые страны Восточной Европы и Азии – 20 в.) преобладает вторичная сфера экономики – промышленная индустрия. Главными факторами развития становятся труд и капитал, а также борьба между основными классами – пролетариатом и буржуазией; главными институтами – фирма, банк;
Главные черты постиндустриального общества (США, Европа, Япония с сер. 20 в.):
центральная роль теоретического знания, которое становится основой технологических инноваций; на первый план выдвигается производство социальных услуг (медицина, здравоохранение, образование, информация); создание новой интегральной технологии, позволяющей находить более эффективные подходы к экономическим, технологическим, социальным проблемам; рост класса носителей знания (технических специалистов и профессионалов); переход от производства товаров к производству услуг, прежде всего в гуманитарной области – здравоохранение, образование, социальное обслуживание; изменение в характере труда – труд становится взаимодействием между людьми, из процесса труда исключаются природа и искусственно созданные материалы; роль женщин, которые получают надежную основу для экономической независимости; наука достигает своего зрелого состояния, связь науки и технологии – основная черта постиндустриального общества; меритократия (власть знания). Источник власти – знание;
конец ограниченности благ, дефицита товаров и ресурсов при порождении новых дефицитов – информации и времени; экономическая теория информации: теория стоимости, основанная на знании; торговля технологиями; важнейшим социальным институтом становится университет (система образования); в культурном пространстве 20-го в. возникает новая отрасль – философия образования; в социальной структуре общества появляются новые лифты социальной мобильности – образование; в экономике появляются огромные транснациональные корпорации, они вполне могут конкурировать с экономическими возможностями отдельных национальных государств.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 1088;