Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса.
Культура, с одной стороны, есть результат предшествующей деятельности человека (общества), но, с другой стороны, она выступает как одна из важнейших детерминант его исторического развития.
Человек, преодолевая видовую ограниченность и биологическую предопределенность, преобразует природу, создает «искусственный» мир, непосредственную социокультурную среду своего существования.
История общества неразрывно связана с историей культуры. История культуры на сегодняшний день остается мало исследованной проблемой как на страноведческом, локальном и региональном уровне, так и на уровне всемирном. Исторический процесс трансформации культуры может быть объяснен через понятия традиция, преемственность, творчество, новация; циклизм культуры; взаимодействие и диалог культур.
Абстрактно-теоретическая схема динамики культуры предполагает рассмотрение разнонаправленных процессов. С одной стороны, любая культура существует и выполняет свою роль в обществе при условии преемственности культуры.
Преемственность – это связь между историческими периодами развития культуры, процесс накопления и наследования культурного опыта. Преемственность реализуется в форме культурных традиций. Основу традиции составляют нормы, поскольку ценностное сознание воплощается в нормах - стереотипах мышления и действия, присущих конкретной социокультурной общности.
Нормы регламентируют деятельность людей во всех сферах культуры - от элементарных повседневной практики до морали, искусства, науки и религии. Они варьируются по степени общности от субкультурных до разделяемых в границах национальных культур и общегуманистических, универсальных. Соответствие актуальным нормативам культуры способствует или препятствует распространению различных социальных технологий, инновационным практикам или диалогу культур.
Разрушение культурной традиции в результате войн, революций, социальных потрясений чреваты для общества разрушением механизма воспроизводства социальных связей и отношений, разрушением или патологической трансформацией общественной жизни.
Преемственность может быть непрерывной (культура быта, народная культура, язык – самая прочная связь поколений) и прерывной (эпоха Возрождения восстановила античные традиции, Россия возвращается к православию после 70 лет доминирования атеизма).
С другой стороны, развитие культуры, предполагает новаторство – приращение культурного богатства, процесс культурного творчества.
Нормативность и творчество — две взаимодополнительные стороны культуры. В своем историческом бытии нормы неотрывны от существующих в данной культуре ценностей, ибо воплощают их содержание в инструментально-практической форме. Вместе с изменением ценностной шкалы, выдвижением новых социальных идеалов, изменяются и нормы.
Для современной философии, в основном, характерны трактовки творчества либо как сугубо интеллектуального процесса (Гуссерль) либо как экзистенциального феномена, лежащего в основе свободы личности (экзистенциализм). Творчество признается процессом, свободным от эгоизма, бескорыстным, раскрывающим связи человека с человечеством и с Универсумом.
Процесс развития культуры необходимо рассматривать на уровне конкретного взаимодействия культур.
Идея одновременности существования локальных культур вошла в культурное мышление не сразу, по мере преодоления европоцентристских тенденций в философии истории и культуры, согласно которым общеевропейская культура мыслилась как мировая.
В 19-20 в.в. с развитием исследований местных культур развивается культурологический подход к истории. О. Шпенглер одним из первых показал циклический характер развития локальных культур как особых живых организмов, развил идею об их принципиальной замкнутости друг по отношению к другу. А. Тойнби попытался выйти за рамки биологической метафоры Шпенглера и вводит понятие «цивилизации», которую сравнивал с циркулярной пилой. Пила, вращаясь, совершая круг возникновения, расцвета, гибели, все глубже врезается в древесину, ближе подходя к центру, высшим, единым для всех духовным ценностям. Купленная ценой страданий мудрость, переходит от одной цивилизации к другой в процессе взаимодействия (христианство, зародившись в Риме, было освоено варварами). Французский этнолог и культуролог Клод Леви-Стросс вводит в культурологию понятие «коалиции культур», доказывая, что важнейшие культурные завоевания были сделаны на «стыке» культур (философия – Др. Греция, Индия, Китай; христианство – Др. Египет, Иудея, Европа).
Современный процесс взаимодействия культур, под влиянием общемировых тенденций глобализации социума (в экономике, политике, науке и т.д.) противоречив и может быть рассмотрен через несколько моделей историко-культурного поведения: тибетскую (устойчивый синтез культурных традиций – Тибет как синтез индийской и китайской культур, Византия – как синтез культур Востока и Запада), яванскую(излишняя пластичность и ассимиляция в более мощной культурной традиции), японскую (подвижный творческий синтез различных культур).
Результатом развития культуры является ее внутреннее разнообразие.
В современной культуре можно выделитьзападную и восточную; материальную и духовную; национальную и интернациональную, светскую и религиозную,народную, массовую и элитарную, молодежную и взрослую и др подсистемы культуры.
Понятия субкультуры и контркультуры отражают внутреннюю дифференциацию и противоречивость культурных процессов.
В связи с различием сфер материального и духовного производства, соотношением материальных и духовных начал в них, выделяют две основные сферы существования и развития культуры – материальную и духовную.
Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменениями физической природы человека. Сюда относятся, прежде всего, материально-технические средства труда, коммуникации, культурно-бытовые сооружения, материальные средства индивидуального пользования, а также производственный опыт, умения, навыки, знания людей, осуществляющих процесс производства. Таким образом, под материальной культурой понимается многообразие проводимых человеком предметов, а также природные вещи, явления, измененные в результате воздействия человека.
Духовная культура представляет собой совокупность духовных ценностей и социально обусловленной творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Многообразие видов духовной культуры соответствует многообразию сущностных сил человека, его способностей и потребностей, проявляющихся в различных общественных отношениях. К духовной культуре относится вся совокупность продуктов духовной и интеллектуальной деятельности человека, не имеющих предметного, вещного характера (нравы, обычаи, мифы, концепции, теории и т.п.).
Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в "чистом" виде они просто не существуют.
Элитарная и массовая культуры – своего рода различные полюсы любой локальной культуры.
Элитарная культура или высокая — это культура, рассчитанная на "избранных". Данное понятие стало широко использоваться в ХХ в. в связи с широким распространением ее противоположности — массовой (низкой) культуры, охватывает все слои населения. Понятие элитарная культура используется для обозначения специфической сферы культуротворчества, связанной с профессиональным производством культурных текстов или других продуктов культуры, приобретающих впоследствии статус культурных канонов. В западной культурологии оно первоначально служило для обозначения культурных пластов, диаметрально противоположных по своему содержанию массовой ("профанной") культуре. В отличие от присущих любым типам культуры сообществ и носителей сакрального (священного) или эзотерического знания, элитарная культура ХХ века представляет собой сферу производства культурных образцов, существующую в постоянном взаимодействии с различными формами массовой, локальной и других типов культуры.
В то же время, для элитарной культуры характерна высокая степень закрытости, обусловленная как специфическими технологиями интеллектуального труда (формирующими узкое профессиональное сообщество), так и необходимостью овладения техниками потребления сложноорганизованных элитарных культурных продуктов, т.е. определенным уровнем образованности. Образцы элитарной культуры предполагают в процессе своего усвоения необходимость целенаправленного интеллектуального усилия по "расшифровке" авторского послания. В отличие от продуктов массовой культуры, элитарная культурная продукция рассчитана на неоднократное потребление и обладает принципиальной многозначностью содержания. Элитарная культура задает ведущие ориентиры актуального типа культуры в целом, определяя как присущий "высокой" культуре набор "интеллектуальных игр", так и популярный набор "низких" жанров и героев массовой культуры.
Понятие массовой культуры обобщенно выражает состояние западной культуры с середины ХХ в., для которой было характерно широкое развитие средств массовой коммуникации - радио, кино, телевидения, газет, журналов и т.п.; индустриально-коммерческий тип производства и распределения стандартизированных духовных благ; повышение уровня образованности масс населения; увеличение времени досуга и затрат на него. В результате культура преобразовывается в отрасль экономики, превращается в "массовую" культуру, охватывая и подчиняя через систему массовой коммуникации и механизмы "моды" в разных сферах подавляющее большинство членов общества. Серийная продукция массовой культуры ориентирована на подсознание, иногда инстинкты (жажда обладания, насилия, чувство собственности, культ секса, насилия, успеха), отличается установкой на развлекательность, сентиментальность, забавность.
В то же время массовая культура выполняет ряд весьма важных социальных функций.
Прежде всего, массовая культура в современном обществе фактически занимает место "наивной" народной культуры, оформляя в яркие, эмоционально насыщенные образы смутные движения и желания коллективного бессознательного. Демократичная и простодушная, она выполняет свою главную миссию: восполнить несовершенство сложного и опасного мира при помощи его мифологического псевдообъяснения. Во-вторых, абсолютно условный мир массовой культуры работает по отношению к своему потребителю в режиме психотерапевта, "великого утешителя". В-третьих, разнообразные тексты массовой культуры (включая СМИ) выполняют роль регулятора общественных настроений и средства социального программирования, формируя при помощи новейших технологий общественные настроения и массовые предпочтения. И, наконец, массовая культура (к примеру, "дамские" романы и "бытовые" телесериалы) служит в современном мире одним из средств первичной социализации индивида, предлагая ему набор стереотипных моделей поведения и соответствующую систему первичных ценностных предпочтений.
Выделяют также такие разновидности культуры, как многобразные субкультуры (локальные культуры).
Субкультура (т.е. "под-культура") - понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура).
Можно выделить т.н. маргинальную культуру, которую представляют индивиды, чьи установки соотносимы с разными культурными системами, но ни в одну из них полностью не интегрированы. Это деревенские жители в городе, иммигранты, заключенные в тюрьмах, бомжи и пр.
В обществе складываются контркультуры, главный объединительный признак которых – неприятие господствующей культуры.
Современная культурология и философия (постмодернизм) исследуют кризисные процессы в культуре, которые выражаются:
· в вульгаризации культуры – господстве массовой культуры, деперсонализации личности, стандартизации мышления и поведения человека;
· кризис культуры выражается в неспособности современного человека эффективно адаптироваться к новым формам реальности (новой технической среде, информационному разнообразию, урбанизированному миру, скоростям социальных реформ);
· в замене импульса к творчеству на страсть к потребительству.
Между формами и слоями культуры существует взаимодействие. Перспективы развития современной культуры – в разностороннем диалоге культур, в развитии кросскультурных взаимодействий.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 1190;