Социальная философия и ее место в системе социально-гуманитарного знания. Понятие социальной реальности.
На протяжении всей истории человечества совместное существование людей являлось предметом познания, результаты которого прямо или косвенно сказывались на характере деятельности человека, отношениях между людьми, формах самоорганизации и регуляции жизни социума. С возникновением философии представления об обществе стали неотъемлемым компонентом философского знания, оставаясь, однако, длительное время на периферии внимания профессиональных философов.
Интерес к обществу усиливается в 18 в., когда появляется философия истории.
Общество всегда привлекало к себе внимание, и всегда интерес к проблемам общества присутствует в культуре. Античность - Платон - “Государство”. Это была утопия, но она была первой.
В 18 в. техногенная цивилизация была нацелена на освоение природы. В эпоху Просвещения социальные идеи начали развиваться, например, идея исторического прогресса. У Руссо теория общественного договора трансформируется и служит обоснованием революции, если власть нарушает общественный договор.
Немецкая классика, философия истории. В жизни общества философию истории интересует исторический процесс, смысл истории, направленность истории. Формируются представления об истории как о процессе, который фундирован идеями и деяниями выдающихся людей.
Следующий этап – появление социальной философии в середине 19 в. Исторические предпосылки – постепенно на сцену исторического действия наряду с великими личностями начинают выдвигаться массы. Поэтому и интерес, - как устроено человеческое общество, как и почему оно развивается. Социальная философия в качестве предмета избирает условия жизни общества и закономерности его функционирования.
Затем уже в конце 19 в. начинается формирование системы научно-гуманитарного знания, базой для которого выступает социальная философия. Социальная философия – взять кальку с науки и применить ее к изучению общества. О. Конт и его “социальная физика”. Жизнь общества складывается из отношений между людьми. Эти отношения по своей природе есть механические взаимодействия. Следовательно, в изучении общества может помочь механика. Это уж очень сильный редукционизм. Но его новизна в том, что можно уже изучать, как функционирует общество. Потом параллельно развивается классическая английская политэкономия – она озабочена тем, как функционирует экономика. Дальше Маркс – его интересуют производственные отношения. Таким образом, возникает предпосылка для научного освоения общества.
В чем специфика социальной реальности как объекта исследования. Социальная реальность – это синоним общества, социальная форма бытия. Специфика этой области бытия как предмета исследования в том, что социальная реальность – это сплетение материальных и духовных явлений. Люди, творящие историю, обладают сознанием. В социальной реальности всегда проявляют себя субъективные факторы – это присущее человеку богатство внутренней духовной жизни. В социальном познании позиция “субъект-объект” как их противопоставление утрачивает смысл. Познавая общество, мы познаем себя, и пропускаем все наше познание общества через свои мысли, чувства и т.д. Социальный объект в процессе рефлексии над ним изменяется, в отличие от материального объекта (далекой звезде по барабану, направлен на нее телескоп или нет). Когда кто-то что-то исследует об обществе и потом СМИ это освещают, то общество изменяется в некотором роде. Рефлексия над социальной жизнью, например, осуществляется в виде идеологии – теоретических представлений об обществе и его функционировании, представленной с позиции определенных социальных сил. И идеология успокаивает, стабилизирует общество (если это нормальная идеология). Хорошая идеология является хорошим стимулом успешного развития государства.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 936;