Происхождение человека. Научные и философские концепции антропогенеза.
Происхождение человека – это одна из главных проблем философии и науки, религии, это давняя интенция культуры. Эта проблема так важна потому, что это ключ к пониманию природы человека, его сущности и предназначения в этом мире.
В философии существовали различные подходы ненаучного плана, сформировавшиеся в ту эпоху, когда научных сведений еще не было: креационистский, уфологический. Потом появились научные концепции, а затем уже философские концепции.
Эволюционная теория появления человека на основе теории классической эволюции Дарвина. Человек стал зарождаться 5 млн. лет назад. Человек появился в процессе естественного отбора в процессе эволюции. Факторы: прямохождение, изменение объема мозга и изменение функции руки. Достоинство: эта версия обладает наибольшей логичностью и согласованностью в объяснении появления человека. Ограничения: нет переходных форм, новые открытия по времени появления древнего человека.
Этот подход в 70-е гг. 19 в. позволил философии сформировать свою собственную философскую концепцию происхождения человека: трудовую концепцию антропосоциогенеза (Энгельс). По этой теории, основные факторы формирования человека – труд и речь. Достоинство: эта концепция исходит из главного отличия человека от остального животного мира – способности к трудовой деятельности. Ограничение – не объясняет возникновение эмоционального мира человека, духовной культуры, науки, искусства.
И тогда в культуре 20 в. появляются новые подходы к этой проблеме.
Психоаналитическая концепция Фрейда. Она обратила внимание на то, что ускользало от трудовой концепции. Человек живет в мире культуры. Мир культуры – это система запретов и табу. Культура, по отношению к Оно, к глубинным резервуарам человеческой психики, носит репрессивный характер. Объясняет возникновение культуры через тотемирование, - как стремление защитить свой род путем задания нормативов поведения, возникновение религии. Ограниченность: тотемизм как форма религиозного опыта – не универсальная вещь.
Семиотическая концепция. Человек здесь – человек символический. Человек как биологическое существо ущербен. Его ущербность в том, что генетически транслируемые программы поведения у него очень расшатаны по сравнению с миром животных. Его инстинкты слабо выражены. Поэтому для него открылась возможность действовать не только в рамках своего вида, но и симулировать с помощью символов деятельность в рамках другого вида. Например, ритуальные танцы перед охотой или военным столкновением как стремление выработать необходимый эмоциональный настрой.
Игровая концепция. Человек играющий. Впервые предложил Хейзинга. Игра – это действие, избыточное по отношению к материальному производству. Она не направлена на удовлетворение жизненных потребностей. Но игра стимулирует выработку мыслительных способностей. Игра с одной стороны – совокупность правил, с другой стороны – это свобода оперирования в рамках этих правил. Ярче всего игровая деятельность в этом отношении проявляется в языке.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 940;