Опыт антикоррупционной борьбы в отдельных странах
Многообразие форм и видов коррупции порождает разнообразие способов борьбы с ней: от уголовного преследования лиц, уличенных в коррупции, и снятия их со своих должностей, приговора к штрафу и тюремному заключению в одних странах до расстрела такого рода преступников в других (например, в Китае).
При сравнительном анализе коррупции в мире все страны условно делятся на две большие группы – те, в которых борьба с коррупцией дает значительные результаты, и страны с фактически нулевыми результатами этой борьбы.
Изучение антикоррупционных программ, реализуемых в странах, достигших значительных успехов в этой борьбе, имеет большое практическое значение для использования их опыта в странах с низкими результатами, к которым относится и Казахстан (ИВК – 29 баллов из 100).
Наименее коррумпированными странами, входящими в первую двадцатку по рейтингу коррумпированности, сформировавшими на государственном уровне антикоррупционную стратегию, являются, по мере убывания: Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Швейцария, Сингапур, Нидерланды, Люксембург, Канада, Австралия, Германия, Исландия, Великобритания, Бельгия, Япония, Барбадос, Гонконг, Ирландия, США[34].
Правительствами этих стран коррупция осознается как серьезная проблема национальной безопасности и рассматривается как внешняя и внутренняя угроза. Поэтому усилия по ограничению коррупции в этих странах масштабны и, как правило, институциализированы, т.е. в них созданы специальные органы по борьбе с коррупцией и соответствующие программы.
Рассмотрим особенности антикоррупционной борьбы в некоторых из них.
Соединенные Штаты Америки(17-е место по уровню коррумпированности) одними из первых приступили к разработке и реализации комплексной стратегии борьбы с коррупцией, основными направлениями которой являются[35]:
- экономическое реформирование, направленное на ослабление государственного регулирования;
- повышение открытости административных процессов;
- перестройка деятельности государственного аппарата, сокращение бюрократических структур и снижение их влияния на экономику;
- совершенствование работы судов;
- реформирование коммерческого законодательства, особенно по проблемам рынка ценных бумаг, недвижимости, интеллектуальной собственности, экологии;
- укрепление гражданского общества и усиление независимых средств массовой информации;
- искоренение внутренней коррупции в правоохранительных органах.
В США действует разработанная еще в 70-90-е годы прошлого века антикоррупционная нормативно-правовая база, на основании которой, кроме государственных органов по борьбе с преступностью вообще (например, ФБР), созданы органы, специализирующиеся только на коррупционных деяниях. Так, в Министерстве юстиции США функционирует специальный отдел по контролю служебного поведения выборных и назначаемых должностных лиц, расследованию преступлений в ходе избирательных компаний, претворению в жизнь законов об этике правительственными чиновниками.
Антикоррупционные службы США строго следят за соблюдением чиновниками запрета занимать какую-нибудь оплачиваемую должность вне государственной службы, использовать служебную информацию в целях получения личной выгоды, получать подарки и подношения. За получение незаконного вознаграждения чиновник обязательно увольняется со службы с лишением права занимать должность в государственном учреждении. Любой государственный служащий высокого ранга после ухода в отставку не имеет права представлять чьи бы то ни было интересы перед тем ведомством, в котором он служил. Во избежание вмешательства заинтересованных структур в расследование уголовных дел в отношении высших должностных лиц, законодательство США предусматривает особый порядок назначения прокурора, ведущего дело – это осуществляет специальное подразделение окружного федерального суда в Вашингтоне.
Широкие права в расследовании коррупционных дел предоставлены комитетам Конгресса США – они имеют право расследования правонарушений совершаемых президентом и высшими должностными лицами страны.
В отличие от многих стран, в том числе и Казахстана, где уголовная ответственность наступает лишь в случае, когда взятка получена должностным лицом, законодательство США устанавливает уголовную ответственность за предложение, обещание и дачу взятки в обмен на совершение незаконных действий должностным лицом[36].
Здесь также предусматривается уголовная ответственность должностного лица, которое «прямо или косвенно требует в качестве подкупа, добивается, получает, принимает или соглашается получить или принять какую-либо ценность лично или для любого другого лица или организации»[37] в обмен на какие-либо незаконные действия или бездействия по службе. Из этой формулировки видно, что здесь не обязательно, чтобы взятка была выплачена в пользу должностного лица; она может быть дана другому, указанному должностным лицом человеку или определенной политической партии, т.е., ответственность наступает и в случае, если не доказано наличие собственного корыстного интереса. Казахстанское законодательство не предусматривает наказание за взятку, данную партии или иной организации, на которую указало должностное лицо, действующее в интересах взяткодателя, если она не перешла в личную собственность должностного лица.
О стремлении Соединенных Штатов устранить законодательным путем не только возможные коррупционные деяния, но и любые условия, способствующие распространению этого явления, говорит тот факт, что здесь предусмотрено наказание за стимулирование законных действий должностных лиц, например, за ускорение прохождения документов на получение какого-нибудь разрешения (дача так называемых «чаевых»). В США, должностное лицо имеет право получать вознаграждение за свою работу только от правительства. Считается, что получение так называемых «чаевых» разрушает систему управления государства и порождает стремление служащих получать такие чаевые от всех, обращающихся к ним за помощью[38].
Уголовно наказуемым в США является и за так называемый «общий подкуп», когда должностное лицо получает вознаграждение от частных лиц или организаций без связи с его каким либо действием или бездействием. В Казахстане такие действия не считаются взяточничеством, и пока не будет доказана связь между получением денег и тем или иным действием в пользу взяткодателя к уголовной ответственности должностное лицо привлечено быть не может.
Борьба с коррупцией облегчается тем, что в США фактически нет «неприкасаемых»: там нет иммунитетов, позволяющих должностным лицам избегать наказания за коррупционное поведение. Любое должностное лицо, включая президента страны, может быть привлечено к уголовной ответственности, после отстранения их от должности.
Как известно, постсоветский менталитет граждан республик бывшего Советского Союза выработал устойчивый стереотип негативного отношения к тем, кто пытается сообщать компетентным властям о фактах нарушения закона, в том числе и о коррупции («сексоты», «павлики морозовы», «доносчики»), что, несомненно, затрудняет антикоррупционную борьбу. В Соединенных Штатах Америки такие акты поощряются и для стимуляции граждан к сообщению о фактах коррупции компетентным лицам принят закон о защите информаторов. Согласно этому закону, должностное лицо, преследующее подчиненного за его сообщение о правонарушении в организации, по инициативе Специального Совета, расследующего факт преследования. подлежит дисциплинарной ответственности.
США первыми в мире приняли закон о запрете подкупа иностранных должностных лиц в ходе коммерческой деятельности («Акт об иностранной коррупционной практике», принятый в 1977 году), распространив свою юрисдикцию по коррупционным делам и за пределы своего государства. Одним из последних примеров применения этого закона – возбуждение коррупционного уголовного дела против президента ФИФА Й.Блаттера в 2015 г.
ВНидерландах(8-е место по уровню коррумпированности) разработана и реализуется система борьбы с коррупцией, основными направлениями которой являются[39]:
- система мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий в государственных и общественных организациях, и строгого контроля за деятельностью лиц, находящихся в этих точках;
- система подбора лиц на должности, опасные с точки зрения коррупции;
- система наказаний за коррупционные действия, при этом основной мерой является запрещение работать в государственных организациях и потеря всех социальных льгот, которые предоставляет государственная служба;
- система поощрений позитивных действий должностных лиц, направленная на то, чтобы чиновнику было выгодно и в материальном плане, и в моральном вести себя честно и эффективно;
- создана система государственной безопасности по борьбе с коррупцией типа специальной полиции, обладающей значительными полномочиями по выявлению случаев коррупции.
В специальной и публицистической литературе особо отмечаются впечатлительные успехи антикоррупционной политики Сингапура(7-еместопо уровню коррумпированности). Её центральным звеном является постоянно действующий специализированный орган по борьбе с коррупцией - Бюро по расследованию случаев коррупции, обладающее политической и функциональной самостоятельностью[40]. Этот независимый орган расследует и стремится предотвращать случаи коррупции в государственном и частном секторе экономики Сингапура, при этом в Акте о предотвращении коррупции коррупция точно квалифицированна с точки зрения различных форм «вознаграждения». Бюро проверяет случаи злоупотреблений среди государственных чиновников и сообщает о них соответствующим органам для принятия необходимых мер в дисциплинарной области. Бюро изучает методы работы потенциально подверженных коррупции государственных органов с целью обнаружения возможных слабостей в системе управления. Если выясняется, что подобные пробелы могут привести к коррупции и злоупотреблениям, Бюро рекомендует принятие соответствующих мер главам этих отделов.
Главная идея антикоррупционной политики Сингапура заключается в "стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий"[41].
Важным фактором успешной борьбы с коррупцией в этих странах, явилось формирование своеобразной «культуры прозрачности», в основе которой лежат: открытость информации, свобода прессы, участие гражданского общества в мониторинге деятельности государства. Здесь прочно вошло в практику применение новых интернет технологий для достижения прозрачности, представления информации, вовлечения общественности в антикоррупционную борьбу.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 1014;