Основные формы и виды бытия, их взаимосвязь. Субстанция.
Основные проблемы философии
Бытие
Бытие – это философская категория, которая обозначает реальность, существующую объективно и независимо от сознания человека. Бытие – в самом широком смысле – сущее (то, что существует), мир, Вселенная. Формы (уровни) бытия: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объективно-идеальное бытие (духовные ценности), бытие личности.
Проблема бытия в философской мысли.
Основные формы и виды бытия, их взаимосвязь. Субстанция.
В древнегреческой философии бытие, мир рассматривались как гармоническое целое, состоящее из множества упорядоченных, организованных элементов («космос»).
Так, Пифагор полагал, что в мире всё упорядочено: «Всё на свете гармонично. Гармоничны боги, гармоничен Космос, потому что все составляющие его моменты абсолютно согласованны в единое и нераздельное целое. Гармоничны государства, гармоничен царь, потому что от него исходит сила скрепления всех людей в одно целое.» Пифагор ещё не употребляет понятия бытия, но в его положениях выделяются две особенности всего сущего. Во-первых, наличие единства всего множественного, как неразделённое целое. Причем единое понимается не как сплошное, не дробящееся на части, а как совокупность множества всех составляющих, определённым образом согласованных между собой, скреплённых определённой силой единства. Во-вторых, абсолютная упорядоченность всего сущего. Во Вселенной нет хаоса, а есть гармоничная упорядоченность вещей и процессов. Согласно Пифагору бытие природы заключено в её единстве. «Природа есть, едина, и ничего нет ей равного: мать и дочь себя самой, она есть Божество богов. Рассматривай только Природу, а прочее оставь простолюдинам». Рассматривая всё сущее как единое, Пифагор обозначал это понятием Космоса.
Парменид (род. ок. 540 до н. э., был связан с пифагорейством) всё сущее именовал Бытием. У Парменида Бытие – это бесконечное во времени, безначальное и неуничтожимое сущее. Мир есть для него прежде всего «единое», которое он характеризовал как бытие, вечность и неподвижность, однородность, неделимость и законченность, противопоставляя его становлению и кажущейся текучести. Оно предстаёт как единое (цельное, сплошное), не делящееся на части, а потому неизменно, неподвижно. Оно ограничено пространственно и предстаёт как глыба совершенно круглого шара. Но оно умопостижимо. Парменид даёт одну из первых формулировок идеи тождества бытия и мышления: «мыслить и быть есть одно и то же», «одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется». Такое бытие, согласно Пармениду, никогда не может быть небытием, поскольку последнее — это нечто слепое и непознаваемое; бытие не может ни происходить из небытия, ни каким-либо образом содержать его в себе. Парменид абсолютизирует единое, исключая множественность. А Космос у него ограничен сферой и представляет шарообразное тело, что интуитивно приводило к представлению о шарообразности Земли, таким образом, Парменид первым выдвинул утверждение, что Земля шарообразна и находится в центре мира, утверждение, принятое затем античной астрономией.
Если у Парменида бытие представляется как единое (сплошное), то у Демокрита(5-4 вв. до н.э.) на первый план выступает множественность бытия. Всё сущее образуют атомы. Космос по Демокриту, является бесконечным, в котором миров бесчисленное множество, они различны по величине, появляются из бесконечной пустоты, путём сочетания атомов; они возникают и гибнут. Демокрит полагал, что в любой части космоса есть пустое и полное, причём одно из них небытие, а другое бытие. Бытием Демокрит именует тела и вещественные состояния образованные из атомов, а пустоту – небытием, но он признавал существование и атомов, и пустоты. Поэтому сущее у Демокрита, включает в себя бытие и небытие. (Всё состоит из атомов и пустоты). В этой системе, которую принял Демокрит, Бытие это всё материальное и пустота.
Платон полагал, что истинное бытие – это некие умопостигаемые и бестелесные идеи. Идеи – не только наши мысли о бытии, но и само бытие. Они не зависимы от вещей и явлений. Реально существующий мир – это мир идей, а видимый чувственный мир – это тень, слабое отражение мира идей. Истинное бытие, по Платону, идеальное, неизменное, тождественное самому себе. Но поскольку признаётся существование и бытия и подобие бытия, то, в сущности у Платона бытие двойственно:
- бытие материального, чувственного
- бытие идеального, мира идей.
Бытие у Платона составное и множественное. Оно объединяет в себе «божественные» идеи и материальный Космос. Верховным существом, объемлющим собой весь мир, является создатель Вселенной, демиург. Платоновский демиург олицетворяет собой Единое. Оно является условием возможности бытия, оно есть начало бытия.
Категорию бытия Аристотель не анализирует и не определяет, но он широко применяет введенное Платоном понятие сущности (субстанции). По его мнению, сущность выражает устойчивость вещей и способность их к самостоятельному существованию. Субстанция – это единая и вечная первооснова изменчивого мироздания. Всё сущее составляет субстанция. Таким образом, у Аристотеля Бытием является всё сущее. Субстанцию образуют во взаимосвязи и единстве материя и форма. Аристотель различает два аспекта сущего: бытие в возможности и бытие в действительности, или иначе, потенциально сущее и активно сущее. Материя сама по себе, лишённая формы, есть бытие «в возможности», потенциальное сущее; форма есть «действительность», т.е. осуществление возможного бытия. Единичное бытие есть сочетание «формы» и «материи». Форма придаёт бытие каждому предмету. Форма является сущностью предмета. Форма активна. Предполагая вечное существование мира и вечное существование мирового движения, Аристотель приходит к представлению о перводвигателе мира – Боге («форма всех форм»).
Христианство проводит различие между божественным и сотворённым Бытием, между богом и миром, который сотворён им из ничего и поддерживается божественной волей. Человеку предоставлена возможность свободного движения к совершенному, божественному Бытию. Христианство развивает античное представление о тождестве Бытия и совершенства (блага, истины и красоты). Средневековая христианская философия в традициях аристотелизма различает действительное Бытие (акт) и возможное Бытие (потенция), сущность и существование. Всецело актуальным считается только Бытие Бога.
В современном понимании Бытие есть все существующее, весь мир и все его состояния, как возможные, так и действительные, а категория Бытия выступает в качестве предельно общей абстракции, объединяющей все предметы, явления и процессы, все природные объекты и состояния нашего сознания. Выделяют Бытие материальное (объективное) и идеальное (субъективное). Материальное бытие часто обозначают как Бытие Природы.
Бытие природы
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 999;