Понятие материи. Виды и свойства материи
Материя (лат. materia) – вещество, субстанция, то, из чего состоит материальный мир.
Представление о материи развивалось с самого начала формирования философской и естественнонаучной мысли. В развитии представления о материи немалый вклад внесли древнегреческие философы-материалисты. В качестве материальной первоосновы (архэ) в Древней Греции принимали различные состояния вещества. Так Фалес (из Милета) за материальную первооснову принимал воду, Анаксимандр – апейрон, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит – атомы и пустоту. Эти наивные положения древнегреческих материалистов можно считать первым шагом к формированию понятия материи. Вообще, само слово материя было введено Аристотелем. По-гречески материя – hyle – «дерево», в переводе Цицерона на латинский – материя.
В эпоху Возрождения первым философом, у которого понятие материя имеет новое содержание, является итальянец Бернардино Телезио (1509–1588). Он считал, что мир наполнен материей, которая является однородной; она вечна, никем не создана, а ее количество в мире неизменно. Джордано Бруно понимал материю как субстанцию всего, как некоторую первичную субстанцию, свойств, явлений. Он также тверждал, что материя однородна и вечна.
Французский философ-просветитель Поль Анри Гольбах дал такое определение материи: «Материя – это все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства».
Ломоносов: «Материя – это то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Она существует независимо от чувств и разума человека».
В целом, в классической философии было высказано много глубоких положений о свойствах материи, сохраняющих свое значение и в современном знании:
~ материя как всеобщая субстанциональная основа всех явлений.
~ вечность существования материи во времени и бесконечности в пространстве.
~ независимость её существования от человеческого сознания.
~ неразрывность материи и движения, представление о движении как атрибуте материи.
~ познаваемость материи.
Вместе с тем высказывались идеи о материи, которые позже были опровергнуты наукой: первичная материальная субстанция представлялась как качественно однородная и неизменная основа, изменяются только сами вещи (возникают и исчезают).
Диалектическое представление о материи, опираясь на достижения естествознания XIX века, было сформулированоК.МарксомиФ.Энгельсом. Они обосновали сущность философского понятия материи, дали характеристику многообразных видов и состояний материи. В работе «Анти-Дюринг» Энгельс сформулировал и обосновал важнейший тезис материализма о единстве мира: «Единство мира состоит в его материальности»; Энгельс разработал основы диалектико-материалистическое понимание пространства и времени, как основных форм существования материи.
Однако, специального определения понятия материи Маркс и Энгельс не дали. Это было сделано В.И.Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». В этом определении выражается всеобщее свойство всех вещей и явлений окружающего нас мира: существовать объективно, вне и независимо от сознания человека. «…Единственное «свойство» материи, – указал Ленин, – с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания».
Наряду с понятием материи, важнейшей категорией в философии является категория «движение». В своем большинстве философы-материалисты отождествляли движение с механическим движением, т.е. с перемещением в пространстве неизменных материальных объектов. Были и такие философы, которые понимали движение шире, но ограничивали его конечным числом видов движения. Например, Аристотель понимал движение как изменение. Он выделил 4 вида движения:
1. Качественное изменение.
2. Количественное изменение.
3. Возникновение и уничтожение
4. Перемещение.
Ф.Бэкон насчитывал 19 видов движения.
Обобщая достижения естествознания середины XIX века, Ф.Энгельс в «Диалектике природы» дал такое понятие движения: «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле, обнимает собой все происходящие во Вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением» («Диалектика природы»). В таком понимании движение выступает как неотъемлемое свойство материи, т.е. как атрибут материи. Поэтому в работе «Анти-Дюринг» Энгельс формирует важнейшее положение материалистической философии: «Движение есть способ существования материи. Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения». «Всякий покой, – говорит здесь же Энгельс, – всякое равновесие только относительны» Таким образом, Энгельс развивает идею неразрывности материи и движения: 1) Материя не может существовать без движения. 2) Движение не может существовать без материи.
Энгельс показал, что в природе существуют различные по качеству формы движенияматерии и каждая форма движения соответствует определенному виду материи. Он выделил 5 форм движения материи:
- Физическое (изменение пространственного положения, скорости, массы, энергии, температуры, объема и др. характеристик материальных объектов).
- Химическое (взаимодействие молекул органических и неорганических веществ).
- Механическое (простое перемещение тел в пространстве).
- Биологическое (жизнь, изменения, происходящие в растительных и животных организмах).
- Социальное (развитие общества и человека).
Все формы движения материи взаимосвязаны. В мире происходит непрерывный процесс взаимного превращения одних форм движения в другие. В процессе развития происходило образование на основе одних форм движений (более низших) – другие, более высоких форм движения. Так химические формы движения образуются на основе физических; на основе физических и химических формы движения формируется биологическая; на основе всех перечисленных выше форм движения происходит такое движение, как общественная жизнь. Каждая более высокая форма движения, качественно отличается по своим, особым законам.
Людвиг Фейербах в своем сочинении «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842) сделал вывод о том, что «пространство и время составляют формы бытия всего сущего». Ф. Энгельс в работе «Анти-Дюринг» развил и обобщил материалистическую интерпретацию пространства и времени. Он формирует положение: «Основные формы всякого бытия суть пространство и время». Что же выражают категории пространства и времени?
Категорияпространства выражает сосуществование и определенность вещей друг от друга, их протяженность, порядок их расположения относительно друг от друга. Категория время характеризует последовательность развертывания материальных процессов, отдаленность друг от друга разных стадий этих процессов, их длительность, их развитие.
Пространство и время обладают определенными свойствами.
Пространство
1. Протяженность (основное свойство):
- Все материальные объекты обладают определенной протяженностью, определенной пространственной структурой, определенным объемом.
- Совершенно непротяженных, бесструктурных, безобъемных объектов мы не обнаруживаем в природе. Их нет.
- Беспространственных объектов не существует.
2. Размерность:
- Пространство трехмерно. Это означает, что для определения положения материальных точек в пространстве оказалось необходимым и достаточным заданием трех расстояний, численное значение которых называют координатами точки.
3. Однородность:
- Означает, что одно и тоже событие при одинаковых начальных условиях протекают одинаковым образом в различных точках пространства.
Например: известный закон Архимеда. На тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила равная весу жидкости вытесненное телом. Этот закон в Риме, Москве, Ставрополе и т.д. проявляется одинаково, при одинаковых условиях.
Время
1. Размерность
Время однородно. Это означает, что при наличии начала отсчета любой момент времени, может быть задан с помощью одного числа.
2. Однородность
Одно и тоже событие при одинаковых начальных условиях протекает одинаковым образом в различные периоды времени. Так, действие выталкивающий силы на тело погруженное в жидкость было открыто Архимедом в Древней Греции более 2,5 тыс. лет назад, а мы в XX веке наблюдаем тот же опыт, при тех же начальных условиях.
3. Необратимость
Время необратимо. Это означает, что невозможно движение, развитие вспять (закон отрицания отрицания). Хотя в теории относительности, в четырех мерном мире (три координаты пространства и одна временная (пространство Минковского)) рассматривается случай с отрицательным временем (с обратным течением), но в практике мы не встречаемся с такими явлениями.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 9899;