Организации музыкально-игровой деятельности детей в ДОУ
Игры на основе колыбельных песен.
Напевы колыбельных песен – настоящая музыкотерапия: все средства выразительности - темп, мелодика, ритмическая структура – направлены на то, чтобы выровнять пульс, дыхание ребенка, снять эмоциональное возбуждение, успокоить его и усыпить. Мелодии колыбельных песен, состоящие из мягких, «поглаживающих» интонационных оборотов, являются звучащими образами любви и ласки, гармонизируют отношения ребенка с окружающим его миром.
Психотерапевтический и воспитательный эффект колыбельных песен может быть использован в работе с детьми разного возраста. Слова и напев колыбельной песни легко преобразуются в игру, воспитательная цель которой – создать для детей ситуацию эмоциональной комфортности, настроить на доброе, позитивное восприятие окружающего мира, дать возможность ребенку ощутить ласковое, сочувственное отношение к самому себе и выразить это состояние, воплотить его по отношению к кому-либо другому. Такие игры организуются с помощью различных приемов: пение колыбельной песни для «уставшей» игрушки, воспроизведение движений героев колыбельной песни (Кот - Баюн, Кошечка, Дрема, Угомон, Сон, Сониха и др.), игры со спящими фигурами (которые изображают дети) и т.д.
В процессе этих игр не обязательно разучивать колыбельную специально, достаточно предложить детям подпевать педагогу или просто слушать напев. Само звучание колыбельной мелодии действует успокаивающе, обладает релаксационным эффектом. Важно, чтобы в процессе подпевания дети сидели в удобных позах, выполняли плавные покачивающие движения корпусом и руками (изображали качание колыбели, укачивание игрушки на руках, поглаживали себя по коленям и т.д.). В таких играх можно повторять напев колыбельной несколько раз или петь разные колыбельные – в зависимости от ситуации и настроения детей.
Педагогу, создающему игру на основе сюжета колыбельной, важно продумать движения, позаботиться о том, чтобы эти движения были мягкими, плавными, соответствующими образу тепла, уюта, умиротворения. В процессе игры в колыбельную возникает ситуация для естественного включения приема тактильного взаимодействия детей. В ласковых, поглаживающих прикосновениях дети обретают опыт бережных, заботливых действий по отношению друг к другу.
Движение переводит эмоции в видимый план, делает их более наглядными, понятными для ребенка. Кроме того, движение помогает ребенку попасть «внутрь» эмоционально-образной ситуации, прожить ее и приобрести свой, субъективный опыт эмоционального переживания. В таком контексте игры с использованием напевов колыбельных песен превращаются в своеобразные тренинги, в которых ребенок овладевает моделями ласковых, бережных, заботливых действий по отношению к окружающим.
Приведем в пример варианты организации подобных игр.
Игра «У кота-воркота» (на основе колыбельной песни «У кота-воркота») И.П.: дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом. В центре – «Кот-Баюн» (воспитатель). Кот-Баюн пришел в гости к детям и собирается поиграть с ними и попеть колыбельные песни, да заодно и проверить, знают ли дети колыбельные песни, умеют ли играть с ними.
На первую фразу куплета («У кота-воркота колыбелька золота») «Кот» ходит между стульчиками и в центре круга, делая руками мягкие движения («как кошечка лапками»). Дети подпевают «Коту» и, сидя на стульчиках копируют движения его рук. На вторую фразу куплета («У дитяти моего есть покраше его») «Кот» останавливается около кого-нибудь из детей и ласково, с нежностью касается его (гладит по головке, по плечикам, по ручкам и т.д.). Дети воспроизводят эти движения на себе. В этой колыбельной песенке много куплетов. Многократное повторение спокойного, убаюкивающего напева, который дети сопровождают мягкими, плавными движениями, создает релаксационный эффект.
Игра «Котенька-коток» (на основе колыбельной песни «Котя, котенька-коток»)
И.П.: дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом. В центре – «Кот-Баюн» (кто-либо из детей).
Дети сидя изображают «спящие фигуры», а «Кот» обходит фигуры и к концу куплета (колыбельную поет воспитатель) выбирает одну из них (приседает рядом или встает за стульчиком). В наступившей паузе все копируют выбранную фигуру. На следующий куплет позы меняются.
Игра «Баю-бай» (основой может быть любая колыбельная песня).В начале игры дети вместе с педагогом сидят на полу (на коврике). Затем «Кот» (педагог) укладывает одного из детей на пол и в такт песенке мягко поглаживает его по спинке. Остальные дети присоединяются к нему, и все вместе ласково касаются, гладят выбранного в «солисты» ребенка. Постепенно педагог укладывает еще нескольких детей, давая сигнал остальным гладить, баюкать их. На протяжении игры дети меняются ролями.
В этой игре «Кот» может назначить дополнительные правила игры: выиграет или получит приз тот, кто выберет самую удобную для отдыха позу, окажется самым спокойным, может быть, даже уснет.
Игры на основе пестушек.
Пестушка– это веселое общение взрослого с маленьким ребенком с помощью интонаций и тактильных взаимодействий: потягиваний, поглаживаний, ласковых похлопываний, потираний и т.д. В тактильных «поглаживаниях» нуждаются не только малыши, но и дети более старшего возраста. Сам прием игрового тактильного взаимодействия может быть использован на любом этапе детства. Пестушку можно рассматривать как игровую модель в организации гармоничного взаимодействия на тактильном уровне общения взрослого с ребенком или детей в паре друг с другом. Такие игры не только снимают мышечное напряжение и усталость, но и закладывают программу доброжелательных межличностных отношений в детском коллективе.
«Капуста»
С помощью игровых движений в процессе пения пестушки сделать ребенку массаж ног, рук, шеи, спины:
Мы капусту рубим, рубим - рубящие движения ребрами ладоней
Мы морковку трем, трем - трущие движения костяшками пальцев
Мы капусту солим, солим - точечные прикосновения пальцами
Мы капусту жмем, жмем - прожимание мышц пальцами
Сок капустный пьем, пьем - поглаживающие движения ладонями
По такому принципу можно создать игру на основе любой пестушки. Основой для игрового массажа может послужить любая фольклорная пестушка. По примеру пестушек в игру-массаж может превратиться любое веселое и ритмичное стихотворение для детей. В зависимости от возрастного этапа меняется текст, который подбирается в соответствии с интересами детей данного возраста. Ритмика текста, усиленная выразительным интонированием, точно подсказывает характер движений в такой игре.
«В ушки»
Двое играющих становятся друг против друга и поднимают обе руки, согнутые в локтях, так, чтобы ладони рук одного были обращены к ладоням другого. В такт песне они ударяют в ладони друг другу:
Мама била, била, била и все папе доложила.
Папа бил, бил, бил и все бабе доложил.
Баба била, била, била и все деду доложила.
Деда бил, бил, бил и все братьям доложил.
Братья били, били, били и все сестрам доложили.
Сестры били, били, били и в кадушку закатили.
А в кадушке две лягушки, закрывай скорее ушки.
А в кадушке пес Барбос, закрывай скорее нос.
А в кадушке старичок, закрывай скорей бочок.
Произнося три последние строки, играющие быстро прикрывают ладонями уши, нос, бочок – в соответствии с текстом. Побеждает тот, кто сделает это первым.
«Потягунюшки»
Выполнить движения, следуя за текстом.
Потягунюшки, порастунюшки.
А в ручки хватунюшки, а в ножки топтунюшки,
А в роток говорок, а в головку разумок.
«Мешу тесто»
Самостоятельно, а затем в паре выполнить массаж воротниковой зоны.
Мешу, мешу тесто, есть в печи место.
(«месить тесто», выворачивая кулачки)
Буду печь каравай, головоньку валяй, валяй.
(массировать, проминать мышцы шеи, плечевого пояса, голову )
Валяй, валяй каравай. Пришел к Дуне дед Бабай.
(перекатывать голову от плеча к плечу, наклонять вперед и назад)
Шувыль, шувыль,
(массаж висков, затылка и лба)
В печку на лопаточке.
(потянуться подбородком вперед).
Подсказанные ритмикой текста пестушек движения связываются с яркими образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки и т.п.), расцвечиваются фантазией детей, будят их творческое воображение. В игру могут быть добавлены музыкальные краски в виде эмоционально яркого, ритмичного сопровождения к песенке. Так, веселая ритмичная музыка может стать основой танца с элементами игрового тактильного контакта или массажа в парах (на спинке партнера). Пение и музыкальное сопровождение ритмически организуют игровую деятельность, делают познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным.
Педагогу необходимо помнить, что дети не всегда могут рассчитать силу и характер собственных тактильных взаимодействий с партером по игре. Поэтому сначала нужно научить ребенка игровому самомассажу, дать ему возможность поиграть в паре со взрослым и только потом – со сверстником. Музыкально-ритмические движения и тактильные ощущения в процессе игр-массажей помогают ребенку творчески познать возможности своего тела, приобрести навыки контроля над своими состояниями, научиться ориентироваться в осваиваемом им мире вещей, живых существ, людей и их взаимоотношений.
Игровые движения в массажных играх связаны с пропеванием или интонационно-выразительным проговариванием текста. Главным при этом является не чистота интонирования с точки зрения правильного исполнения мелодии песенки, но ее эмоциональная выразительность. Голосовое звучание, выразительное интонирование, как и движение, являются эффективным средством регуляции эмоциональных состояний ребенка.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 583;