Игры-тесты, выявляющие гармоничность межличностных взаимоотношений у детей на контрольном этапе
Эксперимента
Показатель готовность к общению.
Задание № 1. «Пластилиновая дорога» И.П.: дети разбиваются на пары.
Задание: один в паре изображает кусок пластилина, т.е. должен быть мягким, расслабленным, полностью управляемым, принимать любые позы. Второй ребенок должен «слепить из пластилина» дорогу – такую, о которой пойдет речь в стихотворении (каждая фраза может повторяться много раз):
Хорошая дорога, хорошая дорога…
Но что-то стала хуже, но что-то стала хуже…
Шаляет, валяет, шаляет, валяет…
По мостику, по мостику…
Под мостиком, под мостиком…
По кочкам, по кочкам…
По нарочкам, по нырочкам…
По ухабам, по ухабам…
Прямо в ямку БУХ!
При повторе игры дети меняются ролями.
Эталон выполнения игрового задания: «пластилин» полностью подчиняется своему партнеру, не напрягается, не зажимается, позволяет управлять собой. Ребенок, который «лепит из пластилина», выполняет свою роль ответственно: старается не причинить ей боль, придумать хоть и оригинальную, но удобную позу.
Задание № 2. «Найди пару»
И.П.: дети стоят в произвольном порядке, договорившись предварительно, кто из них будет ведущими, а кто ведомыми.
С началом звучания музыки ведомые закрывают глаза и протягивают вперед руки. Каждый ведущий берет за руки любого партнера и под музыку водит его в различных направлениях. По правилам игры ведущие должны время от времени менять своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры ведущие и ведомые меняются ролями.
Эталон выполнения игрового задания: ведомые не открывают глаз, не подают никаких сигналов, не проверяют, кто и куда их ведет, т.е. полностью доверяют своим партнерам по игре. Ведущие ведут свою пару аккуратно, осторожно, избегая препятствий, а также заботятся о том, чтобы никто не остался стоять в одиночестве.
Показатель легкость вступления в контакт.
Задание № 1. «Брейк-миксер»
И. П.: дети стоят парами, держась за руку партнера, в произвольном порядке.
1-2 такты - шагают парами в такт музыке в произвольном направлении
3 такт - четыре шага в направлении друг от друга
4 такт - три хлопка, затем три притопа
5-6 такты - кружатся со своим партнером, соединив правые руки
7-8 такты - находят нового партнера и кружатся с ним, соединив левые руки.
Танец повторяется несколько раз.
Эталон выполнения игрового задания: в каждом новом повторе танца дети стараются найти нового партнера, а не выбирают одних и тех же. Если танцор остался без пары, то не стоит на месте, а либо быстро разыскивает такого же одиночного танцора и создает с ним пару, либо импровизирует танцевальные движения самостоятельно, без пары
Задание № 2. «Ножка»
И.П.: дети стоят парами по кругу, лицом друг к другу, взявшись за руки, ноги вместе.
1 часть. 1-2 такты - движения правой ногой в такт музыке: вперед, приставить обратно, вбок, приставить.
3-4 такты - держать вытянутую вперед правую ногу до конца фразы, с последним звуком приставить обратно.
5-8 такты - те же движения левой ногой.
2 часть. Дети шагают по одному в произвольном направлении в такт музыке. К концу части находят себе партнера, встают в пару лицом друг к другу, держась за руки.
Танец повторяется несколько раз с разными партнерами.
Эталон выполнения игрового задания: в каждом новом повторе танца дети стараются найти нового партнера, а не выбирают одних и тех же.
Показатель инициативность общения
Задание № 1. «Поющие имена»
И. П.: дети вместе с педагогом стоят по кругу лицом к центру.
Педагог отбивает на бубне или барабане четырехдольный ритмический рисунок с четким выделением долей. Все участники игры воспроизводят этот ритм в движении: четыре шага в такт ритму вперед, в центр круга; четыре шага назад, на исходную позицию; восемь шагов поворачиваясь вокруг себя.
После того, как дети освоят форму ритмической композиции, им дается следующее задание. Каждый по очереди будет солировать, импровизируя интонации своего имени, на первую часть формы (четыре шага вперед). Эту сольную импровизацию все будут в точности повторять на вторую часть (четыре шага назад). Третья часть формы (восемь шагов вокруг себя) – интонационная импровизация каждого участника на только что прозвучавшее имя.
Эталон выполнения игрового задания: оказавшийся в роли ведущего без смущения и заминок выразительно импровизирует звуковой образ своего имени.
Задание № 2. «Старинный танец»
Педагог спрашивает, кто из детей хочет быть ведущим в игре и выбирает двух или трех желающих. Ведущие стоят в центре круга на некотором расстоянии друг от друга, лицом к общему кругу. С началом музыкального звучания ведущие импровизируют различные движения в стиле старинного танца. Остальные выбирают себе ведущего, повторяют за ним движения и постепенно образуют вокруг ведущих самостоятельные группы. По условиям игры в каждом кругу любой может взять на себя инициативу быть ведущим, «перехватить» эту роль.
Эталон выполнения игрового задания: желание быть ведущим, перехватывание инициативы у других, но при этом умение не обидеть других детей, найти гибкое решение в борьбе за роль ведущего, а именно - выразительная и увлекательная для других импровизация движений старинного танца.
Показатель выразительность общения
Задание № 1. «Камешки». Педагог предлагает детям взять из мешочка два или три камешка. Дети должны внимательно рассмотреть эти камешки и выбрать из них два, которые понравятся больше всего. Остальные камешки нужно положить обратно в мешочек.
Детям дается задание: придумать имена для своих героев-камешков и описать, какие они: добрые, веселые, грустные, смешные, дружат они или ссорятся. У педагога тоже есть два камешка, и он тоже рассказывает про них ребятам. Затем педагог предлагает ребятам послушать, о чем разговаривают между собой его камешки: стучит одним камешком по другому, сопровождая этот разговор» выразительной мимикой и жестами. Затем предлагает детям «перевести», озвучить этот разговор, т.е. добавить к выразительным жестам выразительную интонацию и слова. После этого детям предлагается послушать, о чем говорят их камешки, т.е. придумать выразительную пантомиму и озвучить ее.
Эталон выполнения игрового задания: выразительные интонации, передающие характеры камешков, эмоциональный смысл придуманного для них диалога.
В завершение игры педагог предлагает «помирить» все камешки и исполняет несложную мелодическую фразу, простукивая ее ритм своими камешками о камешки одного из детей. Например:
«До-брый день!» (та – та – та-а)
Дети «мирят» свои камешки, простукивая ритм фразы, а затем встают в пары лицом друг к другу и выстукивают камешками ритм фразы «Добрый день!» остинато. Педагог в это время исполняет на инструменте или поет (или включает аудиозапись) несложную песенку, для которой выбранное ритмическое остинато окажется подходящим (например, «От улыбки станет день светлей»).
Задание № 2. «Позы»
И.П.: дети стоят в произвольном порядке. В комнате на некотором расстоянии друг от друга расставлены стулья, на которых лежат картинки с героями мультфильмов, изображенных в различных позах. Детям предлагается пройтись вокруг стульев, рассмотреть картинки и выбрать какую-нибудь одну. Условие игры: ходить можно во время звучания музыки; как только наступает пауза, необходимо скопировать позу из выбранной картинки и замереть. К следующей паузе нужно будет выбрать другую позу для подражания. Дети должны перепробовать на себе все предложенные позы.
Дети встают в круг по одному, лицом к центру. Каждый выбирает для себя позу, которая из всех предложенных понравилась больше всего. Звучит музыка: на сильную долю каждый по очереди демонстрирует свою позу. Игровой, комический эффект возникает, если музыкальное сопровождение содержит контрастные по темпу части. В этом случае позы меняются то медленно, то быстро.
Дети распределяются детей на группы, которые изображают одинаковые позы. Группам предлагается творческое задание: придумать танец для своего героя, включающий те движения, которые предполагает его поза. Завершает игру «концерт», в котором каждая группа танцует свой танец.
Эталон выполнения игрового задания: точное, выразительное копирование выбранной позы, импровизация танцевальных движений, исходя из предложенного образа, оригинальная двигательная интерпретация этого образа на основе характерной позы в изображении.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 509;