Оценка погрешности приближений процесса итераций

 

Пусть и - два последовательных приближения системы (3.2). Тогда для приближения справедлива оценка

:,

если выполнено первое условие теоремы 3.1, или

,

если выполнено второе условие теоремы 3.1. Процесс итерации заканчивают, когда указанные оценки свидетельствуют о достижении заданной точности ε.

или

 

3.1.2. Приведение линейной системы к виду, удобному для итерации:

 

Сходимость накладывает жесткие условия на коэффициенты данной линейной системы . Однако, если , то с помощью линейного комбинирования уравнений системы, последнюю всегда можно заменить эквивалентной системой , такой, что условия сходимости будут выполнены. Умножим уравнение (3.1) на матрицу , где - матрица с малыми по модулю, одинаковыми элементами. Тогда будем иметь:

или , где и .

Все элементы матрицы ε выбираем одинаковыми из условия . Это обеспечивает выполнение достаточного условия сходимости метода.

 

Пример 3.1 Решить систему методом итераций в Mathcad с тремя верными цифрами после запятой

 

 

 

 

Точность вычислений

Решение исходной системы матричным методом

Линейными преобразованиями добиваемся диагонального преобладания.

 

2*I+II   II+2*III   II-3III

Преобразуем к виду, удобному для итераций.

 

 

 

 

 

q-это норма матрицы «с»

 

В качестве начального приближения возьмем столбец свободных членов, сделаем 6 приближений, вектор разностей между соседними приближениями обозначим z. Результаты поместим в матрицу x.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:

Рис. 3.1.Решение примера 3.1 в Mathcad

 

Метод Зейделя

Метод Зейделя является модификацией метода итерации. Он заключается в том, что при вычислении (k+1)-го приближения неизвестного при i>1 используют уже вычисленные ранее (k+1)-е приближения неизвестных

Пусть дана приведенная линейная система

Выберем произвольно начальные приближения корней ,

Далее, предполагая, что k-е приближения корней известны, согласно Зейделю будем строить (k+1)-е приближения корней по следующим формулам:

Процесс повторяется до тех пор, пока разница между двумя соседними приближениями не будет меньше необходимой точности.

Условия сходимости те же, что и для метода итераций.

 

Пример 3.2. Пусть дана линейная система и приближенные корни системы:

и .

Приведем систему к виду, удобному для итераций

поэтому метод сходится

Взяв в качестве начальных приближений: , получим:

при k=1

при k = 2

Найдем разность по модулю между соседними приближениями:

| - | = 0,00048

| - | = 0,00047

| - | = 0,00016

Так как для приведенной системы выполняется условие сходимости при ,то полученное приближение имеет погрешность, не превышающую 0,0005.

Таким образом, в качестве решения можем принять .

 

Метод релаксаций

 

Пусть дана система: (3.1)

Преобразуем эту систему следующим образом: перенесем свободные члены налево и разделим первое уравнение на , второе – на и т.д. Тогда получим систему, приготовленную к релаксации: , где и .

Пусть - начальное приближение решения системы. Подставляя эти значения в систему, получим в правых частях уравнений системы некоторые числовые значения . Будем называть их невязками. Невязки обращаются в нуль при подстановке корней в уравнения системы

.

Если одной из неизвестных дать приращение , то соответствующая невязка уменьшится на величину , а все остальные невязки увеличатся на величину . Таким образом, чтобы обратить очередную невязку в нуль, достаточно величине дать приращение и мы будем иметь и

Суть метода заключается в том, чтобы на каждом шаге обращать в нуль максимальную по модулю невязку, изменяя значения соответствующей компоненты приближения. Процесс заканчивается, когда все невязки преобразованной системы будут равны нулю с заданной степенью точности.

Пример3.1: Пусть дана линейная система. Решить с точностью 0.01.

.

Приведем систему к виду, удобному для релаксации:

.

Выбирая в качестве начальных приближений корней нулевые значения , находим , , .

Согласно общей теории полагаем: . Отсюда получаем невязки

Далее полагаем

Суммируя все приращения получим значения корней:

Удобно располагать вычисления в таблице:

x1 R1 x2 R2 x3 R3
  0.93 .60 0.16   0.86 0.70 0.16 0,80     0.18 0.80 -0.80
0.76 0.17 0.86 -0.86 0.09
0.93 -0.93     0.13 0.09 0.09 0.09
    0.07 0.04 0.09 0.04 0.18 -0.18
0.04 0.03 0.13 -0.13     0.02 0.01
0.07 -0.07     0.01 0.01 0.01 0.01
  0.01 0.02 -0.02
0.01 -0.01  
   
1.00   1.00   1.00  

 

Ответ:









Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 1670;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.022 сек.