Русская религиозная философия. 4 страница
4) Общественное сознание оказывает активное обратное влияние на развитие общественного бытия. Устаревшие идеи тормозят развитие общественного бытия и общества в целом, а передовые идеи ускоряют развитие. При этом прогрессивные идеи становятся могучей силой тогда, когда ими овладевают массы.
2. Структура общественного сознания. Общественное сознание имеет сложную структуру. Оно включает в себя сознание общества в целом, индивидуальное сознание, сознание различных групп людей. Между общественным сознанием и индивидуальным сознанием существуют единство и различия. Единство состоит в следующем: 1) человек застаёт в обществе уже сложившиеся идеи, нормы и усваивает их. 2) Человек может повлиять на общественное сознание, привнося в него свои идеи. Различие между индивидуальным и общественным сознанием состоит в следующем: 1) индивидуальное сознание богаче общественного сознания в том смысле, что включает в себя неповторимые индивидуальные особенности данного человека. 2) А общественное сознание богаче индивидуального в том смысле, что отдельный человек не может овладеть всеми знаниями, накопленными обществом.
В структуре общественного сознания выделяют два основных уровня – обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание – это низший уровень общественного сознания, который формируется стихийно в повседневной бытовой практике. На этом уровне знания являются поверхностными, разрозненными, неупорядоченными. Разновидностью обыденного сознания выступает общественная психология – совокупность настроений и чувств отдельных людей, групп и общества в целом. На психологическом уровне общество эмоционально реагирует на те или иные события. Отдельными группами или обществом в целом могут овладевать страх, возмущение, сочувствие. Наиболее устойчивые психологические черты принято называть менталитетом данного общества.
Теоретическое сознание – это высший уровень общественного сознания. Он формируется специалистами целенаправленно. Разновидностью теоретического сознания является общественная идеология – совокупность идей, выражающих интересы определённых социальных групп, классов. Если критерием науки является соответствие знаний действительности, то критерием идеологии является соответствие идей интересам определённых социальных сил. Наука и общественная идеология – это две стороны общественного процесса познания. Поэтому общественная идеология существует столько же, сколько и общество.
В структуре общественного сознания выделяются различные формы. В первобытном обществе сознание было более или менее однородным, не разделялось на отдельные формы, религиозные идеи были переплетены с художественными и моральными. Но с развитием общества выделились первые самостоятельные формы общественного сознания: мораль, искусство и религия. С разделением общества на классы появляются политическое и правовое сознание. Последней возникает наука.
Формы общественного сознания имеют общее и различное. Общее у всех форм общественного сознания: 1) все они возникли в результате развития способа производства и общества в целом; 2) все они обслуживают определённые потребности общества или отдельных классов; 3) будучи однажды вызваны к жизни развитием способа производства, все они получают относительную самостоятельность, определяются собственной логикой развития, которая не является точной копией логики развития материального производства.
Различия форм общественного сознания:
1) Каждая форма общественного сознания отражает свой предмет. Политическое сознание отражает отношения между классами, нациями, государствами, наука отражает объективные законы развития природы и общества.
2) Они отличаются формой отражения. Наука отражает действительность в форме понятий и законов, религия в форме догматов, искусство в форме художественных образов.
3) Они имеют разную социальную основу своего появления, разные причины. Политическое сознание возникает на основе появления частной собственности на средства производства для закрепления отношений господства и подчинения. Наука возникает в ответ на потребность в знаниях, необходимых для практической деятельности людей.
4) Они выполняют разные функции: Мораль регулирует отношения, наука удовлетворяет потребность в знаниях, искусство служит эстетическому воспитанию людей, удовлетворяет потребность в красоте.
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Ценность – это явление, обладающее положительной значимостью для человека. Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией. Существует множество видов ценностей. Разделяют материальные и духовные ценности. К духовным относят нравственные, познавательные, эстетические, религиозные и другие виды ценностей.
Важное место в жизни человека занимают эстетические ценности. Художественное сознание – это форма общественного сознания, в которой действительность отражается и оценивается с позиции прекрасного. Искусство отражает жизнь в форме художественных образов.
Эстетика – наука о прекрасном – опирается на систему категорий, среди которых главные – прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, комическое и трагическое.
Большое значение для человека имеют моральные ценности. Мораль представляет собой систему норм, регулирующих общественные отношения. Регулятором общественных отношений является также и право. Право возникает позже морали и на основе её, регулирует более узкий круг отношений, подкрепляется государством. Нормы морали в отличие от норм права не закреплены в законах и подкрепляются не государством, а общественным мнением.
Наука, изучающая мораль, называется этикой. Важнейшими категориями этики являются добро и зло, смысл жизни, счастье, справедливость, стыд. Добром называют то, что соответствует человеческим потребностям в целом, и нравственным нормам в частности. Зло - это отрицание добра. В узком смысле – моральное зло, в широком смысле – природное и социальное зло, всё, что направлено против интересов человека.
Счастье – это состояние наивысшего душевного подъёма, связанное с удовлетворением важнейших потребностей человека. Чем более важные потребности удовлетворены, чем больше их удовлетворено, тем сильнее ощущение счастья. Но возникают новые потребности, человек снова включается в гонку по их удовлетворению, поэтому ощущение счастья неустойчиво. Люди различаются своими потребностями, ценностями, поэтому так сильно различается и понимание счастья. Один счастлив малым, другой, имея всё, чувствует себя несчастным. Т.о. счастье определяется двумя группами условий: 1) внешние, объективные условия; 2) субъективные особенности личности.
Мораль напрямую связана с человеческой свободой. Свобода человека заключается в способности выбирать. Для того чтобы человек мог выбирать, необходимо, во-первых, чтобы объективно существовали несколько разных возможностей, альтернатив, и, во-вторых, чтобы человек знал об их существовании. В мире существует необходимость, объективные законы природы и общества, которые человек не в силах отменить. Но любой закон действует в определённых условиях, зная которые, человек может обходить закон, использовать его в своих интересах. Чем глубже человек познаёт мир, тем больше открывает в нём возможностей, тем больший выбор он получает и, следовательно, становится всё более свободным. Человек не отменяет необходимость, но, познавая её, обретает в её рамках свободу. Свобода есть познанная необходимость. К такой трактовке свободы приближались Спиноза, Гегель, особое развитие она получила в марксистской диалектико-материалистической философии. Свобода – это возможность делать выбор в соответствии со своими интересами, опираясь на знание необходимости.
Моральные ценности различаются у разных народов, в разные эпохи. И даже у разных социальных групп, классов своё представление о морали. В тоже время, наряду с единичным, в морали выделяется и общее, общечеловеческие ценности. Такой ценностью, например, признаётся человеческая жизнь. Но даже это правило имеет исключения. Общество пытается морально оправдать смертную казнь, эвтаназию, аборты, убийство в пределах самообороны. Убийство врага в бою признаётся подвигом. Самоубийца боится продолжения жизни больше, чем самой смерти. Но все эти исключения не опровергают правило – человеческая жизнь бесценна. Высокогуманное общество характеризуется тем, что в иерархии целей и средств человек воспринимается как высшая цель, а не как средство.
Важную роль в системе ценностей играет отношение к смерти. Человек во многом свободен – в выборе жизненного пути, друзей, ценностей. Но у него нет выбора между смертью и бессмертием. Трудно смириться с неизбежностью собственной смерти, с потерей близких.
Отношение к смерти может принимать различные формы, и оно далеко не всегда является страхом. Оно определяется не только инстинктами и эмоциями, но зависит от системы ценностей человека, которая, в свою очередь, формируется под влиянием социальных условий. Поэтому страх смерти усиливается у людей, потерявших понимание смысла и ценности жизни, выпавших из системы социальных связей, живущих в нестабильном обществе в моменты кризиса общественных идеалов.
Страх перед смертью может обесценить жизнь, если эта жизнь пуста, бессодержательна. Слабый человек, ожидая смерти, перестаёт ценить жизнь. Сильный человек, понимая скоротечность своего бытия и бесконечность небытия, ещё больше ценит каждое мгновение жизни, стремится максимально наполнить его. Если человек обладает устойчивой системой ценностей, живёт полной жизнью, то в его сердце не остаётся места для страха смерти. Восточная мудрость гласит: «То, что сделало прекрасной мою жизнь, сделает прекрасной и мою смерть». Т.е. отношение к смерти зависит от того, чем была наполнена жизнь человека.
Два подхода сталкиваются в споре: что важнее – продолжительность жизни или её наполненность? Одни люди, боясь смерти, превыше всего ценят свою жизнь. Пусть она будет пустая и скучная, но длинная, пусть придётся лгать и предавать, чтобы продлить её. Другие люди готовы отдать жизнь за единственное мгновение, ради великой цели, ради других людей.
БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.
Социальное предвидение – важная задача социальной философии. Особенно обострился интерес к будущему в современную эпоху в связи с ускорением «ритма истории», с появлением глобальных проблем современности. Глобальными называются проблемы, которые носят общечеловеческий характер. Они затрагивают интересы и человечества в целом, и каждого отдельного человека. Их решение предполагает объединение усилий большинства государств и международных организаций.
Все глобальные проблемы современности взаимосвязаны. Они вызревали не по отдельности, а стали единым результатом стихийности и неравномерности развития человечества. Во второй половине 20-го столетия под влиянием научно-технического прогресса и ускорения темпов развития обостряются всевозможные противоречия, усиливается диспропорция в социально-экономическом, политическом, культурном развитии, в демографической и экологической ситуации. Многие считают, что кризис современной цивилизации, в конечном счёте, вызван именно научно-техническим развитием.
Экономическое взаимодействие и возросшие технические возможности способствуют объединению человечества. Расстояния больше не разделяют народы. Планета становится «прозрачной» для общения народов. Человечество объединяется в глобальную цивилизацию, но и проблемы в его развитии становятся глобальными.
1). Проблемы взаимодействия природы и общества. Рост темпов производства приводит к углублению экологического кризиса, ставит человека перед проблемой исчерпаемости невозобновимых природных ресурсов.
2). Неравномерность социально-экономического развития регионов и стран мира. Растёт разрыв между богатейшими и беднейшими народами, одной из причин которого стала колониальная система.
3). Демографическая проблема. Рост народонаселения в отсталых странах ведёт к нехватке продовольствия, ресурсов. Одновременно, некоторым развитым странам угрожает депопуляция.
4). Проблемы здравоохранения. Бедность и перенаселённость отсталых стран приводит к распространению эпидемических заболеваний. В развитых странах увеличивается число сердечно-сосудистых и психических заболеваний, ставшее результатом возрастающего темпа жизни. И угрозой всему человечеству стало распространение таких до сих пор неизлечимых болезней, как рак и СПИД.
5). Обострение противоречий в международной политике, международный терроризм и угроза ядерной войны. После падения социалистического блока США стремятся стать единственным полюсом международной политики. Неизбежно, их интересы сталкиваются с интересами многих стран. Поддержка Израиля сталкивает США с могущественным мусульманским миром. Положение усугубляет возрастающая миграция населения из отсталых стран, в том числе мусульманских, в развитые страны Запада. Ответной реакцией Запада стало распространение националистических идей. Противоречия приняли характер столкновения цивилизаций. Человечество столкнулось ещё с одной глобальной проблемой современности – с международным терроризмом, что представляет серьёзную угрозу, учитывая неконтролируемое распространение оружия массового поражения.
Каждая из глобальных проблем современности сама по себе угрожает человечеству. А, переплетаясь воедино, они ставят под вопрос саму возможность продолжения человеческой истории. Предчувствие конца истории появлялось в размышлениях многих философов. Оно особенно обострялось в эпохи жестоких социальных потрясений. Последние два столетия человечество чувствует ускорение темпов истории, как будто уплотняется социальное время.
Много раз лжепророки предрекали «конец света». Возможно, и на этот раз общество разрешит накопившиеся противоречия и вступит в новую эпоху своей истории. Какой она будет, это во многом зависит от нас.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 351;