Русская религиозная философия. 3 страница

В споре с идеализмом, Маркс и Энгельс подчёркнули очевидный факт: прежде чем заниматься политикой, наукой или искусством, людям необходимо питаться, шить одежду, строить жильё. Социальные отношения, политические процессы, духовные явления - основой всего этого является материальная жизнь, если не прямо, то косвенно и опосредованно. Совокупность экономических, производственных отношений - это базис общества. Надстройка - это совокупность различных идей (политических, правовых, нравственных, религиозных, художественных) а также соответствующих организаций и отношений. Базис определяет надстройку.

Развитие материального производства и история общества в целом подчиняются определённым законам. Поэтому история это не хаос событий, а направленный и закономерный процесс, в котором сменяют друг друга различные способы материального производства, в котором человечество последовательно проходит различные этапы - общественно-экономические формации. Общественно-экономическая формация – это общество, на определённом этапе его исторического развития, которое характеризуется соответствующим способом производства, экономическим базисом и надстройкой.

Источником развития выступают многочисленные противоречия, главное среди которых – противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Эти противоречия с необходимостью приводят к социальным революциям. А главной движущей силой развития выступают народные массы. Роль личности в истории велика, но не абсолютна. Заслуга великих исторических личностей состоит не в том, что они поворачивают историю в любом направлении. Их величие в том, что они сумели понять, или почувствовать запросы истории и реализовать их, организуя народные массы.

Формационный подход предполагает, что разные народы проходят сходные этапы развития. Противоположный подход – цивилизационный – утверждает, что история – это смена цивилизаций, каждая из которых уникальна. Его создатели – А. Тойнби и Н.Я. Данилевский – автор теории культурно-исторических типов («Россия и Европа»).

 

МАТЕРИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

 

1. Единство и различие природы и общества.

2. Географический и демографический факторы в развитии общества.

3. Понятие материальной жизни общества. Способ производства и его структура.

 

Единство и различие природы и общества. Под природой в самом широком смысле слова понимается вся материя, Вселенная. В более узком смысле – это часть материи, за исключением общества, т.е. всё, что является объектом изучения естественных наук. В самом узком смысле под природой понимается географическая среда. Географическая среда – это среда обитания человека, часть природы, с которой общество непосредственно контактирует на данном этапе развития и которая вовлечена в его деятельность.

Под обществом понимаются люди и те взаимоотношения, которые существуют между ними.

Природа и общество взаимосвязаны, между ними существуют единство и различия. Единство заключается в следующем: 1) общество есть продукт саморазвития природы; 2) общество является частью природы в широком смысле, и как часть оно подчиняется целому, подчиняется законам природы; 3) природа и общества взаимодействуют, влияют друг на друга.

Между природой и обществом существуют и очевидные различия. Общество является относительно обособленной частью природы. В обществе действуют люди, обладающие сознанием и способные трудиться. Общество характеризуется социальной формой движения, которая качественно отличается от низших форм движения материи. Законы природы действуют в обществе, но они не объясняют качественную специфику социальных процессов. Социальное движение подчиняется собственным законам: экономическим, политическим, социально-психологическим и др. Если законы природы складываются из действия слепых сил, то законы общества складываются из действия людей, обладающих сознанием и волей. Люди не могут отменить социальные законы, как и законы природы, но они могут на них активно влиять (ускорить или затормозить действие закона, усилить или ослабить его). Таким образом, в отличие от законов природы, законы общества – это законы деятельности людей и результаты этой деятельности. Специфика общественных законов, их отличие от природы состоит в том, что по времени действия они значительно более кратковременны. С заменой одного общества на другое нередко отмирают те или иные законы, и возникают новые.

Взаимодействие человека и общества со средой обитания изучает социальная экология. В 20 веке это взаимодействие поднялось на новый уровень, для описания которого появилось понятие «ноосфера» (В.И. Вернадский). Ноосфера (сфера разума) – это оболочка Земли, в пределах которой определяющей геологической силой выступает разумная человеческая деятельность. Но могущество разума противопоставило человека природе. Стихийный рост производства привёл к нарастанию экологического кризиса.

 

Географический и демографический факторы в развитии общества.

Географическая среда оказывает существенное влияние на развитие общества: 1) она влияет на разделение труда, на размещение отраслей производства; 2) она влияет на темпы развития общества, может быть более или менее благоприятной; 3) географическая среда опосредованно влияет на политическую систему; 4) географическая среда отражается в культуре, накладывает отпечаток на формирование психологического облика общества.

В тоже время необходимо помнить, что географическая среда не является определяющим фактором развития общества. Как именно скажется её влияние на общество, будет зависеть от самого общества. Благоприятная географическая среда создаёт объективную возможность ускоренного развития общества. Но этой возможностью ещё надо уметь воспользоваться.

Важную роль в развитии общества играет также демографический фактор. Главные показатели: численность населения, половозрастная структура, плотность расселения, миграционная подвижность, здоровье. Демографические показатели с одной стороны влияют на характер и темпы развития общества, а с другой стороны сами становятся результатом этого развития.

Эволюционная теория Дарвина объясняет внутривидовую борьбу тем, что живых существ всегда рождается больше, чем может прокормить среда. Задолго до Дарвина английский экономист и священник Т. Мальтус сформулировал т.н. «закон роста народонаселения». Он утверждал, что рост численности населения неизбежно будет опережать темпы развития экономики. Отсюда неизбежен голод и борьба за существование между людьми. Мальтус совершил типичную ошибку, свёл социальные процессы к биологическим. Рост народонаселения не является чисто биологическим процессом, он контролируется и зависит от социально-экономических условий, от государственной политики, традиций. В некоторых государствах экономика растёт, а население сокращается.

В 20 веке теория Мальтуса снова понадобилась определённым силам, для оправдания бесчеловечных идей. Некоторые представители неомальтузианства предлагали такие средства сокращения «лишнего» населения как войны, управляемые эпидемии, стерилизация населения слаборазвитых стран.

 

3. Понятие материальной жизни общества. Способ производства и его структура. В жизни общества можно выделить четыре основных сферы: материальная (или экономическая), социальная, политическая и духовная. Определяющую роль играет материальная сфера, развитие которой является главной причиной развития всех остальных сфер общественной жизни. В тоже время, влияние материальной жизни проявляется опосредованно, в конечном счёте, в виде тенденции. В свою очередь, социальная, политическая и духовная жизнь общества оказывают обратное влияние на материальную жизнь.

Основой материальной сферы жизни общества является материальное производство – это процесс непосредственного производства, а также распределения, обмена и потребления материальных благ. Основное понятие, которое характеризует материальную жизнь общества – это способ производства. Способ производства – это единство и взаимодействие производительных сил, характеризующих отношение человека к природе, и производственных отношений, складывающихся между людьми по поводу производства. Способ производства – это экономический каркас общества. Маркс писал: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Так проявляется общий закон об определяющей роли материального производства в развитии общества.

На каждом этапе истории определённый способ производства лежит в основе определённой общественно-экономической формации: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический.

Материальные производительные силы – это система личных и вещественных факторов, задействованных в производстве и характеризующих взаимодействие человека и природы. Главной производительной силой общества являются сами люди, участвующие в производстве, обладающие необходимыми знаниями, умениями и навыками.

Для того чтобы производить материальные блага, людям необходимы средства производства – это второй элемент производительных сил, который включает в себя средства труда и предмет труда.

Предмет труда – это всё, на что направлен труд человека (сырьё, материалы). По мере развития производства предмет труда расширяется, как количественно, так и качественно. Человек всё более втягивает природу в свою деятельность.

Средства труда – это всё, что человек помещает между собой и природой для воздействия на неё. Главный элемент средств труда – орудия труда. Кроме них необходимыми средствами труда являются транспорт, связь, недвижимость и др. Прогресс человечества наиболее ярко заметен именно в развитии средств труда, техники, технологий. Развитие техники – основной критерий прогресса общества.

Особую роль в системе производительных сил выполняет наука. С сер. ХХ в. началась НТР. Сущность НТР: 1) резкое ускорение темпов развития науки и техники; 2) слияние научной и технической мысли; 3) слияние науки и производства. Влияние науки на процесс производства настолько выросло, что она превратилась в непосредственную производительную силу общества.

Второй стороной способа производства являются производственные отношения – это экономические отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Они возникают объективно и составляют экономический базис общества, над которым возвышается общественная надстройка.

Классификация производственных отношений: 1) По типу производственные отношения разделяются в соответствие с общественно-экономическими формациями – первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические, коммунистические. Существуют также переходные производственные отношения. 2) По форме отношения разделяются в соответствие с формой собственности на средства производства (крайние варианты - частная и общественная собственность).

Производительные силы являются содержанием способа производства, а производственные отношения – его формой. Философский закон утверждает определяющую роль содержания по отношению к форме и соответствие формы содержанию. Этот закон конкретизируется применительно к обществу как закон определяющей роли производительных сил по отношению к производственным отношениям. Таким образом, развитие производительных сил является главной причиной развития производственных отношений (главной, но не единственной). В свою очередь, производственные отношения (далее – ПО) оказывают обратное влияние на развитие производительных сил (далее – ПС): 1) если ПО соответствуют уровню ПС, то они стимулируют развитие производства и общества в целом, 2) если ПО отстают или опережают уровень ПС, то они тормозят развитие.

Между ПС и ПО всегда существует диалектическое противоречие. Производительные силы развиваются постоянно, прогрессирует научная и техническая мысль, растёт производительность труда. Но производственные отношения более устойчивы, т.к. связаны с вопросами собственности. Наступает момент, когда они начинают отставать от уровня развития производительных сил. Развитие останавливается, обостряются противоречия, нарастает кризис, усиливается классовая борьба. Наступает эпоха социальной революции – коренной ломки устаревших производственных отношений, а вместе с ними и всех остальных общественных отношений, и замена их новыми – более прогрессивными. При этом старый способ производства сменяется новым, а, следовательно, сменяется и вся общественно-экономическая формация.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.

 

1. Этническая структура общества.

2. Классовая структура общества.

 

1. Этническая структура общества. Социальная сфера – это область общественной жизни, содержанием которой является деятельность и отношения различных социальных групп, общностей, объединений, взаимосвязи между которыми образуют социальную структуру общества. В неё входят: племена, народности, нации, социальные страты, классы, половозрастные общности, профессиональные группы.

Важной частью социальной структуры является этническая структура общества. Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая общность людей, с единой культурой, самосознанием, языком общения. На этапе формирования этноса главную роль играет наличие общей территории. В дальнейшем общая территория может быть утрачена, но этнос сохраняется благодаря другим признакам, например, благодаря сохранению самосознания. Этническое самосознание включает в себя чувство национального достоинства, уважение к истории, к традициям и культуре, к языку своего народа.

Выделяют три основных исторических типа этносов: племя, народность и нация. Древнейшими общностями являются род и племя. Они существовали уже в первобытном обществе. Род – объединение кровных родственников, имеющих общего предка и одно родовое имя. Племя – союз родов.

Народность – это тип этноса, который возникает из объединения родственных племён, и в основе которого лежат территориальные связи. Народности возникали в рабовладельческом и феодальном обществе.

Нация – это тип этноса, который может объединять представителей разных народностей, рас, и в котором решающую роль играет система экономических связей. Например, российская нация объединяет множество народностей, а американская нация объединила даже представителей всех основных рас.

Нация – это самый поздний тип этноса, возникающий в эпоху капитализма. Условием для возникновения нации является формирование единой национальной экономики. Различные народности, сосуществуя долгое время в границах одного государства, формируют единое языковое пространство, приобретают общую культуру. Но это единство достигает высшей степени только тогда, когда между ними формируются устойчивые хозяйственные связи, под влиянием экономической интеграции.

Межэтнические отношения могут принимать различные формы – от дружественных до враждебных и агрессивных. В стабильном обществе национальные отношения не являются основными, отходят на второй план. Но в условиях экономического кризиса, когда обостряются все виды противоречий, национальные отношения могут выйти на первый план. Национальные конфликты, как правило, выступают проявлением более глубоких социально-экономических противоречий. Часто они являются только предлогом для предъявления экономических требований (претензий на землю, ресурсы, финансовую независимость).

В тоже время, национальные противоречия труднее разрешать, чем чисто экономические. Это вызвано влиянием эмоционально-психологических факторов. Национальное самосознание формируется по принципу «мы» и «они» и очень болезненно реагирует на обиды, нанесённые другим народом. Историческая память сохраняет обиды, передавая из поколения в поколение образ врага. Даже если устранены экономические корни конфликта, взаимная вражда ещё долгое время может сохраняться.

 

2. Классовая структура общества. Важнейшее место в социальной жизни общества занимает классовая структура. Понятие классов появилось в учениях экономистов и историков 18-19 веков. Учение о классах было положено в основу марксистской социальной философии.

Сами классы существовали не всегда. В первобытном обществе их не было. Общество производило столько продукта, сколько потребляло. Но по мере развития общество стало производить больше продукта. Излишки ценностей стали постепенно концентрироваться в руках отдельных людей. Так сформировалась частная собственность на средства производства, а общество разделилось на противоположные классы: богатых и бедных, рабовладельцев и рабов, феодалов и зависимых крестьян. Основная причина возникновения классов – это развитие материального производства. Существовала и друга причина – это войны, в результате которых побеждённые обращались в рабство.

Развёрнутое определение классов ввёл Ленин: «Классами называют большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». В этом определении выделяются четыре признака, характеризующие классы:

1) Классы разделяются по их месту в системе общественного производства. Это значит, что одни классы занимают господствующее положение, другие – угнетённое.

2) По отношению к средствам производства: одни владеют средствами производства (заводы, земля), а другие лишены их.

3) По роли в общественной организации труда: одни классы выступают как организаторы производства, а другие как исполнители.

4) По размерам дохода, который они получают в результате производства.

Основной признак, различающий классы, это собственность на средства производства. Отсюда – противоречие интересов классов: стремление одного класса увеличить свою прибыль за счёт уменьшения издержек ведёт к ухудшению материального положения другого класса. Данное противоречие ведёт к классовой борьбе, которую Маркс считал движущей силой развития антагонистических формаций. Он писал: «Насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым».

Классовая борьба происходит в трёх основных формах – экономической, идеологической и политической. Высшим проявлением классовой борьбы выступают социальные революции. Основной вопрос революции – это завоевание политической власти. Объективной основой социальной революции является конфликт между производительными силами и производственными отношениями.

История показывает, что классы не всегда находятся в состоянии прямого столкновения. В настоящее время состояние относительного сотрудничества стало результатом всей предшествующей борьбы классов. Владельцы средств производства пошли на уступки. В 20 веке в наиболее развитых странах формируется система социальных законов, защищающих права работников, усиливаются позиции профсоюзов. Тем не менее, даже в развитых странах классовые отношения время от времени обостряются, конфликты работников и работодателей приводят к различным акциям протеста. И даже в рамках развитой демократии различные классы имеют неравные возможности в доступе к политической власти.

 

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.

 

1. Понятие политической жизни общества.

2. Происхождение и сущность государства.

3. Функции государства. Государство и гражданское общество.

1. Понятие политической жизни общества. Политика – это сфера общественных отношений, складывающихся по поводу власти. Политическая сфера включает в себя деятельность государственных органов, политических организаций, объединений, партий, военных союзов.

Власть – это способность, право и возможность субъекта распоряжаться объектом, принуждать к исполнению своей воли. Власть является необходимым условием существования такой сложной системы как общество, условием преобладания порядка над хаосом. Поэтому не может быть общества без власти. Среди животных существуют инстинктивные механизмы регуляции отношений. На этой биологической основе у предков человека формировался институт власти.

На протяжении истории политическая жизнь общества усложнялась. Сформировалась политическая система, которая включает в себя: 1) политические институты и организации (государство, партии); 2) политические нормы (конституции, законы и др.); 3) политическое сознание (идеи, теории, принципы); 4) политические отношения.

 

2. Происхождение и сущность государства. Ядром политической системы общества является государство. Государство – это центральный институт политической власти, регулирующий общественные отношения. С позиции религиозных теорий государство – это творение бога. С позиции объективного идеализма Гегеля государство – это продукт развития Абсолютной идеи. Патриархальная теория рассматривает государство как семью, а государственную власть как опекунскую власть родителей над детьми. Теория общественного договора считает государство результатом соглашения, которое заключается между правителями и подданными с целью упорядочения общественной жизни. Субъективно-идеалистические теории выводят возникновение государства из идей великих личностей.

Согласно марксистской теории государство возникает как орудие, с помощью которого экономически господствующий класс закрепляет своё политическое господство. Маркс считал сущностью любого эксплуататорского государства то, что оно является инструментом насилия.

Признаки государства:

1. Власть, обособленная от общества и организованная в виде разветвленного государственного аппарата.

2. Территория с установленной государственной границей.

3. Суверенитет, т.е. полнота верховной власти на собственной территории.

4. Система права.

5. Система налогообложения.

6. Монопольное право на применение физического принуждения.

Классификация государств. 1) Типы государств характеризуются способом производства. Выделяют следующие типы государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. 2) Формы государства подразделяются на формы правления и формы территориально-государственного устройства. Форма правления – это внешнее выражение сущности государства, обусловленное его структурой и правовым положением органов власти. Выделяют две основных формы правления – монархия (наследуемая власть одного человека) и республика (власть выборная). Монархия может быть абсолютной и ограниченной (конституционной). Республики могут быть аристократическими (власть меньшинства) и демократическими (власть народа), а также президентскими, парламентскими и смешанными.

3) Основные формы территориально-государственного устройства – унитарное и федеративное государство. Для унитарного государства характерно отсутствие политической самостоятельности у административно-территориальных единиц (Англия, Франция, Испания, Китай). Федерация – это союз государственных образований, обладающих определённой самостоятельностью (США, Германия, Индия, Бразилия). Существует ещё конфедерация – форма объединения суверенных государств (некоторые считают СНГ, ЕС, но это спорно).

4) Любое государство характеризуется определённым политическим режимом, т.е. системой методов и приёмов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Выделяют демократический режим, авторитарный и тоталитарный.

 

3. Функции государства. Государство и гражданское общество. Функции государства разделяются на внутренние и внешние. Важная внутренняя функция – это защита существующих общественных отношений. Применительно к современным государствам эта функция заключается в поддержании конституционного порядка и законности. Деятельность государства направлена на то, чтобы любые социальные изменения носили законный характер. Государство пресекает любые попытки незаконно изменить существующие отношения, для чего содержатся силовые органы. В эксплуататорских государствах эта функция выражается в подавлении большинства населения правящим меньшинством.

Важной внутренней функцией государства является управление экономикой. Экономисты спорят о том, в какой степени государство может вмешиваться в развитие экономики. Выделяются две крайних модели. Первая модель: средства производства находятся в собственности государства, экономика полностью управляется государством, отсутствуют свободные рыночные отношения. Вторая модель: средства производства находятся в частной собственности, рынок развивается свободно и самостоятельно, вмешательство государства сводится к минимуму. Целью реформ 90-х годов в России стал переход от первой модели ко второй, но с сохранением многих важных функций государства в экономике: управление государственной собственностью, распределение ресурсов, контроль уровня занятости и инфляции, налоговая и антимонопольная политика и др.

К внутренним функциям государства относятся также социальная функция (удовлетворение потребностей людей в жилье, в защите здоровья, поддержка незащищённых слоёв населения), функция управления наукой, образованием, культурой. Не следует также принижать значение идеологической функции государства, формирования национально-государственной идеологии. Государство призвано поддерживать единение общества, воспитывать патриотизм. История свидетельствует, что наличие национальной идеи помогало народам выйти победителями из самых тяжёлых испытаний. Но существует и обратная сторона идеологии, которая позволяет критиковать эту функцию государства. Идеология как эффективный инструмент манипулирования общественным сознанием может использоваться конкретными людьми для поддержания своей власти в корыстных интересах.

Внешней функцией государства является регулирование отношений с другими государствами. Задачами внешней политики являются сохранение государством своего суверенитета и территориальной целостности, обеспечение национальной безопасности, расширение торгово-экономических, научно-технических, кредитно-финансовых и культурных связей с иностранными государствами. Результатом реализации этих целей должны стать благоприятные условия для внутриполитического развития страны. Поэтому внешняя политика считается продолжением внутренней политики, но другими средствами.

Роль государства в регулировании общественных отношений очень велика, но не абсолютна. Государственная власть не должна регламентировать все стороны жизни общества. Такое происходит в тоталитарных государствах. Современной ценностью является гражданское общество – сфера негосударственных отношений, сфера самостоятельной активности граждан, свободная от государственного вмешательства.

Гражданское общество создаёт наиболее благоприятные условия для многостороннего развития личности, для реализации интересов и творческих способностей личности, в условиях свободы воспитывает ответственность и активную гражданскую позицию. Отсутствие зрелого гражданского общества делает человека «винтиком» в государственной машине, способствует распространению иждивенческих настроений, общей пассивности и конформизму (приспособленчеству) граждан.

 

 

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.

 

1. Понятие духовной жизни общества. Общественное бытие и общественное сознание.

2. Структура общественного сознания.

 

1. Понятие духовной жизни общества. Общественное бытие и общественное сознание. Духовная сфера – это сфера общественной жизни, в которой формируется и воспроизводится общественное сознание.

Общественное бытие – это материальная жизнь общества, материальные производительные силы и производственные отношения. Общественное сознание – это духовная жизнь общества, совокупность идей, знаний, чувств и настроений отдельных людей, социальных групп и общества в целом, отражение их общественного бытия.

Идеалисты считают, что общественное сознание играет определяющую роль по отношению к общественному бытию. Материалисты считают, что бытие определяет сознание. Как сознание отдельного человека формируется под влиянием условий, в которых он живёт, так и общественное сознание является отражением материальных условий жизни общества. Согласно вульгарно-экономическому подходу все идеи можно напрямую вывести из достигнутого уровня в развитии материального производства. Согласно диалектико-материалистическому подходу общественное бытие лишь в конечном счёте определяет общественное сознание. А общественное сознание обладает относительной самостоятельностью в своём развитии, которая заключается в следующем:

1) Общественное сознание имеет собственную логику развития, которая в общих чертах отражает логику развития общественного бытия, но не копирует её полностью. Общественное сознание имеет собственные, внутренние причины развития. Например, внешними причинами развития науки являются потребности практики, но есть и внутренние причины – борьба идей, разрешение противоречий, преемственность идей. Преемственность означает, что на каждом этапе развития общественное сознание зависит не только от общественного бытия, но и от предшествующих этапов собственного развития, включает в себя идеи, выдвинутые ранее.

2) Общественное сознание может отставать от развития общественного бытия, когда долгое время сохраняются устаревшие взгляды. И наоборот, общественное сознание в тот или иной период может опережать развитие общественного бытия, когда возникают идеи, опережающие своё время.

3) В различные периоды истории общества на первый план могут выходить разные формы общественного сознания (в Средние века – религия, в эпоху Возрождения – искусство, в настоящее время – наука).








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 414;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.04 сек.