Русская религиозная философия. 1 страница
Одним из ярких представителей русской религиозной философии был Ф.М. Достоевский. Он создал этическое учение о способах нравственного преображения человека и общества. Будучи великим гуманистом, он критиковал пороки буржуазного общества. В молодости он увлекался революционными идеями, но разочаровался в них. По его мнению, революционные преобразования направлены на искоренение зла в социальных отношениях, но они не могут искоренить зло, спрятанное в душе человека. Задолго до Фрейда Достоевский описал бессознательную часть психики, «подполье» человеческой души. Он говорил, что в человеке уживаются ангельская красота и дьявольская жестокость. Поэтому преобразование человек должен начинать с себя, с победы над злом в самом себе. Достоевский считал, что достичь этого можно только с помощью религиозной веры, покаяния, очистительного страдания. Он указывал также спасительную ценность красоты, соединённой с истиной и добром.
Оригинальное религиозное учение создал Толстой. Он отрицал многие официальные догматы христианства и считал главным в религии нравственное учение. Он выдвинул идею «непротивления», утверждал, что зло нельзя победить с помощью насилия, т.к. в этом случае зло разрастается. Главной силой, способной победить зло, он называл любовь. Под влиянием Ж.-Ж. Руссо Толстой стал противником науки и социального прогресса, ведущих, по его мнению, к разрушению нравственности. Он призывал быть ближе к природе и идеализировал крестьянскую жизнь.
В конце 19 – н. 20 вв. произошел расцвет русской религиозной философии. Представители: В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, П.А. Флоренский и др. Они выступали за возрождение религиозной веры и христианских ценностей, но для этого считали необходимым обновить религиозную философию. В.С. Соловьёв создал философию Всеединства, согласно которой идеальной целью развития является единство человечества, природы и Бога. Он ввёл понятие Софии – женского первоначала мира, души мира. Н.А. Бердяев разрабатывал философские проблемы личности. Сущностью человека он считал свободу и способность к творчеству. Религиозные философы верили, что духовное совершенствование приведёт к превращению человека в богочеловека.
Оригинальным соединением религиозной философии и науки стала философия космизма Н.Ф. Федорова. Он считал, что главный враг человечества – это смерть, а главная задача науки – это победа над смертью. Все остальное меркнет перед этой сверхзадачей. Каждый человек получает жизнь в дар от родителей и остается в долгу перед ними. Чтобы исполнить нравственный долг, ныне живущие поколения должны вернуть к жизни поколения предков, воскресить их. Победа над смертью рано или поздно приведет к перенаселению Земли, и встанет вопрос об освоении космоса и заселении других планет. Рост могущества человеческого разума позволит со временем перейти к регуляции сначала планетарных, а затем и космических процессов. Философию космизма позже развили К. Э. Циолковский, А.Л. Чижевский и В.И. Вернадский. Она вдохновила Вернадского на создание учения о ноосфере, а Циолковского и С.П. Королева – на разработку и создание ракетных двигателей для освоения космоса.
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ
1. Развитие взглядов на материю. Определение материи.
2. Движение как способ существования материи.
3. Пространство и время как формы существования материи.
4. Развитие Вселенной и проблема единства мира.
1. Развитие взглядов на материю. Определение материи.
Самая общая философская категория – это категория «бытие» (реальность). Она означает всё реально существующее, включая материальную и нематериальную реальность.
Следующей по степени общности является категория «материя». Взгляды на материю, на её структуру и свойства менялись в процессе развития философии и физики. Первые греческие философы материалисты сводили материю к конкретным веществам и процессам (вода, воздух, огонь). Со времён Демокрита утвердилось предположение, что материя это атомы. Материалисты Нового времени считали материю субстанцией. Субстанция – это то, что существует само по себе, независимо ни от чего. До конца 19 века наука сводила материю к веществу, состоящему из неделимых атомов, двигающихся в пустоте по законам механики. Эти взгляды лежали в основе механистической картины мира. Первым ударом по механистическим представлениям стало открытие неизвестного вида материи – поля (70-80 гг. XIX в.). Следующим ударом стало открытие электрона и сложной структуры атома. Временно возник кризис, связанный с пониманием материи. Многие учёные, которые отождествляли материю с неделимыми атомами, стали утверждать, что если исчезает неделимый атом, то исчезает и материя. Т.е. они пришли к идеализму. На самом деле, исчезает не материя, а устаревшие взгляды на неё. Философы материалисты дали новое определение: материя – это объективная реальность, т.е. всё, что реально существует независимо от воли и сознания людей. Ленин дал определение материи в работе «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
Достоинство этого определения – универсальность. В нём указано свойство, общее для всей материи – свойство объективного существования. Конкретными проявлениями этого свойства являются законы сохранения. Существуя сама по себе, материя является субстанцией. Атрибуты материи, т.е. её неотъемлемые свойства: движение, пространство и время, системность, отражение.
В определении материи не перечисляются её отдельные виды, потому что она неисчерпаемо многообразна. В ХХ веке было открыто множество видов, состояний материи («темная материя», античастицы, виртуальные частицы и др.). И даже вакуум перестал считаться пустотой. Реальный, физический вакуум - это не пустота, а особое состояние материи, которое обнаруживает свои свойства во взаимодействии с элементарными частицами.
В ХХ веке также изменилось представление об уровнях структурной организации материи. Каждый уровень образуется из множества объектов определённого масштаба. Неорганическая природа – от элементарных частиц до метагалактик. Живая природа – от органических макромолекул до биосферы. Общество – от индивида до человечества в целом. Многочисленные уровни структурной организации материи принято группировать в три основных уровня: 1) микромир – от элементарных частиц до молекул, 2) макромир – объекты, соизмеримые с человеком, 3) мегамир – объекты космических масштабов. Научное познание движется от второго уровня вглубь первого и третьего. Открыты частицы, более элементарные, чем протоны и нейтроны. Открылась структура Вселенной до «горизонта видимости». Т.о. системность – это одно из важнейших свойств, без которых материя не существует. Материальный мир представляет собой иерархию систем разного уровня.
В начале ХХ века Ленин высказал идею о неисчерпаемости материи вглубь, о том, что открытый тогда электрон также неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна. Наши представления о материи будут бесконечно расширяться, поскольку бесконечны свойства, состояния, уровни материи, бесконечны её возможности развиваться, усложняться. Но в любом случае материя вечно была и останется объективной реальностью.
2. Движение как способ существования материи.
Движение является единственным способом существования материи, её неотъемлемым свойством. Материя может существовать только в движении, проявляет себя через движение. Абсолютно все предметы и явления находятся в движении. Движение - это любое изменение состояния системы, начиная с простого механического перемещения и заканчивая социальными процессами.
Покой – это временное сохранение предметом своих основных характеристик, например, сохранение своего устойчивого положения относительно других предметов. Но покой не означает полное отсутствие всякого движения. В любых предметах продолжается внутреннее движение. Предметы, покоящиеся в одной системе отсчёта, движутся в другой. Т.е. движение абсолютно, а покой относителен.
Движение характеризуется рядом существенных черт: материальность, объективность, абсолютность (т.е. всё находится в движении), относительность (т.е. движение различается по отношению к разным системам отсчёта), противоречивость.
Многообразные процессы и явления материального мира различаются по уровню сложности. В ХIX в. Энгельс выделил пять форм движения, и эта классификация сохраняется до сих пор: механическое – изменение положения тела (или его частей) относительно других тел; физическое – изменение физических характеристик системы (температуры, плотности, заряда и т.д.); химическое – процессы превращения веществ, биологическое – процессы, свойственные только биологическим системам от макромолекул до биосферы; социальное – процессы, связанные с осознанной деятельностью человека.
Между формами движения материи существуют строгие взаимосвязи. 1)Каждая более сложная форма движения материи исторически развилась из менее сложных (кроме механического и физического). Классификация форм движения – это лестница, по которой материя поднималась в своём развитии. 2) Более сложные формы движения включают в себя все предшествующие, менее сложные и не существуют без них. 3) Более сложные формы движения материи качественно не сводятся ни к одной из менее сложных форм, ни к их сумме. Поэтому, например, с помощью биологических законов нельзя объяснять социальные явления.
Частный случай движения – развитие. Если движение это любое изменение, то развитие – это качественные, направленные, необратимые изменения. Направленность означает накопление изменений. Частным случаем развития является прогресс – это развитие, которое сопровождается усложнением структуры объекта и выполняемых им функций. Связь прогресса и регресса частично описывается Вторым началом термодинамики, согласно которому любая изолированная система развивается только в одном направлении – от порядка к хаосу. На основе этого закона в 19 веке появилась гипотеза тепловой смерти Вселенной. Но очевидно, что в природе также распространены процессы, идущие с уменьшением энтропии. Эти процессы были научно объяснены только во второй половине 20 века и получили название «самоорганизация».
В природе борются порядок и хаос. С одной стороны, всё существующее стремится к разрушению и гибели, нет ничего вечного. С другой стороны возникают сложные структуры, способные прогрессировать. Самоорганизация – это спонтанный переход открытой неравновесной системы от простой, беспорядочной формы к более сложной и упорядоченной. Это универсальное свойство материи самоусложняться. До 20 века это свойство материи или отрицалось, что вело к метафизичности, или объяснялось идеалистически. Синергетика – теория самоорганизации, с позиции материализма описывает рождение порядка из хаоса.
3. Пространство и время как формы существования материи. Форма – это упорядоченность содержания. Пространство и время – это всеобщие формы существования материи, т.е. вся материя упорядочена в пространстве и времени. Пространство – это порядок одновременного сосуществования материальных объектов. Время – порядок смены событий, последовательность состояний. Материя не может существовать вне пространства и времени, т.к. содержание не может быть без формы. И не существует пустого пространства и чистого времени без материи, т.к. не существует пустой формы без содержания. Пространство и время имеют как общие, так и различные черты. Общие черты: материальность, объективность, абсолютность (т.е. вся материя упорядочена в пространстве и времени), относительность (т.е. свойства пространства и времени могут различаться относительно разных систем отсчёта), однородность, противоречивость, безграничность.
Различия между пространством и временем состоят в следующем:
1) точки пространства сосуществуют одна рядом с другой (протяжённость), моменты времени существуют один вслед за другим (длительность). 2) пространство имеет три измерения, а время – одно. 3) в пространстве равноправны все направления, а время необратимо течёт только в одном направлении.
В философии до 20 века существовали два противоположных подхода к объяснению связи между материей, пространством и временем: субстанциональный и реляционный.
Субстанциональный подход. П-В являются субстанциями, т.е. существуют независимо от материи и носят абсолютный характер. Пространство – это пустота, чистая протяжённость. Время – чистая длительность. Свойства П-В абсолютны, всегда и везде одинаковы, не зависят от характера материальных процессов. Этот подход соответствует обыденным представлениям человека о П-В и лежит в основе классической механики, созданной Галилеем и Ньютоном.
Реляционный подход. П-В неразрывно связаны с материей и не могут существовать самостоятельно, т.к. являются её характеристиками, формами. Этот подход защищали многие философы, но высшее выражение он получил в диалектическом материализме. Из этого подхода следовали парадоксальные выводы. Свойства П-В должны меняться, в зависимости от характера материальных процессов. Физическим доказательством этой философской теории стала теория относительности А. Эйнштейна. СТО (1905) доказывает зависимость пространства и времени от взаимного движения материальных тел. ОТО (1916) – доказывает зависимость П-В от распределения гравитационных полей и ускорений. Тела, создающие сильные поля тяготения, искривляют пространство, делают его неевклидовым. Чем сильнее поле тяготения, тем медленнее в нём течёт время по сравнению с временем вне поля.
Таким образом, в 20 веке победил диалектико-материалистический подход к П-В. Исчезает представление об абсолютных П-В, единых для всей Вселенной. Взамен появляется представление о бесконечном множестве материальных тел, каждое из которых создаёт собственное П-В. Это значит, что П-В не существуют отдельно от материи, а являются характеристиками материальных процессов, формами существования материи. Это также значит, что не существует пустоты. Эйнштейн писал: «…раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то П и В остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время».
4. Развитие Вселенной и проблема единства мира. Материальный мир бесконечно разнообразен. Но за этим многообразием скрывается единство мира. Идеалисты видят основу единства мира в каком-то духовном начале. Сторонники религии – в боге. Субъективные идеалисты считают, что единство мира – только в сознании человека. Материалистическая философия и естествознание доказывают: 1) единство мира в его материальности. В мире нет другой субстанции, кроме материи, т.е. ничто не может существовать отдельно и независимо от материи. 2) Единство и целостность мира проявляется в наличии всеобщих взаимосвязей. Материальный мир – это единая система, в которой каждый элемент связан с другими. 3) Единство мира – в наличии всеобщих законов. 4) Единство мира – в единой истории его развития.
Наука 20 века углубила представления о диалектических взаимосвязях и развитии материального мира. Развиваться способны не только живая природа и общество. Развитие есть и в неживой природе. Вселенная не всегда была такой как сейчас. Она имеет историю, у которой было начало, и будет конец. История Вселенной – это единая цепочка превращений, в начале которой неупорядоченная материя, а на вершине – возникновение разума. Вероятно, возможен и дальнейший прогресс.
Исходным состоянием Вселенной многие учёные считают физический вакуум. Это было нестабильное, энергетически невыгодное состояние материи, обладавшее симметрией, но стремившееся к распаду. Около 13,7 млрд. лет назад произошёл «большой взрыв» – фазовый спонтанный переход вакуума к более устойчивому, но асимметричному состоянию. В первые мгновения нарушение симметрии проявилось в разделении вещества и поля. Вакуум отдавал энергию, расходуя её на рождение частиц вещества и квантов поля. Вселенная стремительно расширялась, температура падала. Остывая, материя продолжала усложняться: из единого поля выделяется гравитационное поле, поле сильного взаимодействия, разделяются кварки и лептоны, разделяется электромагнитное и слабое взаимодействие, рождаются протоны, нейтроны, ядра атомов и наконец сами атомы. Начинаются химические процессы, т.е. появляется химическая форма движения. Формируются звёзды и галактики. На Земле возникает биологическая форма движения. На её основе появляется разум, как свойство самой высокоорганизованной материи – коры головного мозга человека. Появляется социальная форма движения.
В настоящее время Вселенная продолжает расширяться с возрастающей скоростью. Вещество Вселенной расширяется в пространстве вакуума. Причина расширения в современную эпоху – это антигравитация космического вакуума. Бесконечное расширение Вселенной приведёт к распаду галактик, гибели звёзд, наступит «тёмная» эпоха. Но гибель Вселенной не означает уничтожения материи. Вечная материя, по всей видимости, способна бесконечно развиваться, создавая и разрушая миры.
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О СОЗНАНИИ
1. Основные подходы к пониманию сознания.
2. Отражение как всеобщее свойство материи.
3. Сущность диалектико-материалистического учения о сознании.
4. Сознание и бессознательное.
1. Основные подходы к пониманию сознания. С древних времён философы пытались объяснить то особое качество, которое выделяет человека из материального мира. Это качество в разное время называли душой, духом, разумом, сознанием. Объяснить происхождение и сущность сознания – значит объяснить происхождение и сущность человека. И это станет решением основного вопроса философии – вопроса о соотношении материи и сознания.
Сторонники объективного идеализма считают сознание человека порождением какой-то высшей духовной силы. Сторонники религии верят, что бессмертная душа даётся человеку богом. Субъективные идеалисты считают сознание первичной реальностью. Солипсизм признаёт сознание единственной реальностью.
Материалисты считают сознание вторичным по отношению к материи. Но особенно трудным для материалистической философии был вопрос о происхождении сознания, а значит, и человека. Сторонники гилозоизма, (Спиноза) считали, что сознание – это свойство всей материи. Только неживая материя наделена сознанием меньше, чем животные, а животные – меньше, чем человек. «И камень мыслит».
Некоторые философы материалисты считали сознание лишь видом материи или материальным процессом. «Мозг выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь». Такая примитивная трактовка сознания получила название «вульгарный материализм».
Диалектический материализм раскрывает качественную специфику сознания, как особой реальности, но доказывает его вторичность по отношению к материи, опираясь на новейшие открытия биологии и психологии.
2. Отражение как всеобщее свойство материи. Для объяснения происхождения и сущности сознания в рамках диалектического материализма была разработана теория отражения.
Если сознание стало продуктом эволюции материи, то вся материя, и живая и неживая, должна обладать каким-то свойством, на базе развития которого могло появиться сознание. Таким свойством материи является отражение.
Отражение – это всеобщее свойство материи, которое заключается в способности материальных объектов меняться под воздействием других объектов. В основе отражения лежит изменение объектов, т.е. движение. Поэтому каждой форме движения в природе соответствует свой уровень отражения. Механическое отражение – изменение состояния объекта в результате механического воздействия (изменение положения, скорости движения, формы). Физическое отражение изменение физических характеристик объекта в результате внешнего воздействия. Химическое отражение – изменение состава и строения веществ в результате внешнего воздействия.
Биологическое отражение – это реакция живых существ на внешние воздействия. Любое живое существо неизмеримо сложнее неживых объектов, и поэтому способно к более сложным реакциям. Чем более развитым является живое существо, тем более сложные виды биологического отражения ему доступны. Раздражимость – это способность организма к простейшим реакциям в ответ на действие раздражителей, это простейший вид биологического отражения, свойственный даже примитивным существам. Чувствительность, т.е. способность к ощущению, это более сложный вид биологического отражения, доступный существам, имеющим нервную систему. Психика – это высший вид биологического отражения, доступный существам, имеющим развитую центральную нервную систему. Психическое отражение позволяет свободно ориентироваться в окружающей среде, нестандартно реагировать в проблемных ситуациях, приобретать сложные условные рефлексы, т.е. обучаться. Высшим животным свойственны даже примитивные формы мышления. Но они лишены главного свойства человека – абстрактного мышления, разума, и поэтому их поведение остаётся неосознанным.
Высшей формой отражения является человеческое сознание. Появление сознания стало результатом эволюции психики высших животных. Биологической предпосылкой появления сознания стало формирование анатомии человека и, прежде всего, особой структуры коры головного мозга. В эволюции человека решающую роль сыграли социальные факторы – коллективное поведение человеческих предков.
Важнейшими социальными факторами антропогенеза стали труд и трудовые отношения предков человека. Практическое воздействие на предметы природы стимулировало познавательную деятельность, развивало память и абстрактное мышление. В труде человек не только менял природу, но и менялся сам. Труд, сознание и речь оказались тесно взаимосвязаны и выделили человека из природы.
3. Сущность диалектико-материалистического учения о сознании.
Человек – это существо биологическое, психическое и социальное. Для нормального развития сознания необходимы биологические предпосылки – здоровое тело, здоровый мозг. Но человек становится самим собой только в обществе и под влиянием социальной среды. Общественно-историческая сущность сознания состоит в том, что сознание – это продукт развития общества и не возникает вне общения людей. Сознание формируется под влиянием условий, в которых живёт человек, людей, которые его окружают, событий, которые с ним происходят. Т.е. сознание формируется как отражение мозгом окружающей действительности. Сознание – это высшая форма отражения действительности, свойство высокоорганизованной материи – коры головного мозга человека – отражать окружающий мир в форме идеальных образов.
Таким образом, сущность диалектико-материалистического учения о сознании состоит в следующем: 1) сознание вторично по отношению к материи; 2) сознание есть высшая форма отражения действительности; 3) сознание есть функция высокоорганизованной материи – коры головного мозга человека; 4) сознание имеет социальную природу.
Вторичность сознания по отношению к материи заключается в следующем: 1) материя существует вечно, а сознание возникает на определённом этапе её развития; 2) сознание вторично по отношению к своему материальному носителю, нарушение работы мозга ведёт к нарушению сознания, со смертью мозга сознание исчезает; 3) сознание как отражение, как образ окружающего мира, вторично по отношению к нему.
4. Сознание и бессознательное. Сознание формировалось у предков человека на базе животной психики и стало её верхним уровнем. Но нижние уровни не исчезли. В психике человека, наряду с сознанием, сохраняется и область бессознательного, которая была впервые научно описана австрийским психологом З. Фрейдом. Бессознательное – это совокупность психических явлений, не поддающихся произвольному контролю со стороны сознания. Бессознательная часть психики оказывает значительное влияние на поведение человека, заставляя совершать неосознанные действия, проявляясь в сновидениях, состояниях невменяемости, гипноза и сомнамбулизма.
Структуру психики можно образно сравнить с тёмной комнатой, которую прорезает луч света. Всё, что попадает в луч света, можно видеть и контролировать. Но многое остаётся в темноте. Тёмная часть психики - это сфера могущественных животных инстинктов. Одним из важнейших инстинктов, определяющих поведение человека, Фрейд считает сексуальное влечение – либидо.
Психика человека в процессе эволюции выработала защитный механизм. Воспоминания о неприятных событиях, травмирующие психику, постепенно забываются, но не исчезают бесследно, а вытесняются в сферу бессознательного. Сохраняясь там, они могут стать причиной различных неврозов, комплексов, вызывать панические страхи (фобии). Методика лечения состоит в том, чтобы раскрыть бессознательное (беседы, наблюдение, гипноз), найти причину болезни, перенести её в сферу сознания и помочь человеку примириться с неприятным воспоминанием, сделав его безопасным.
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
1. Сущность философского понимания познания.
2. Ступени и формы в познании человеком мира.
3. Проблема истины в теории познания.
Объектом человеческого познания могут стать различные явления. Но сам процесс познания тоже является предметом изучения. Его изучают психология, логика, физиология высшей нервной деятельности. Философская теория познания (гносеология) изучает общие закономерности познавательной деятельности человека, отвечает на вторую сторону основного вопроса философии: познаваем ли мир?
Различные философские направления по-разному объясняют сущность познания. С религиозной точки зрения цель познания – это раскрытие божественных истин. Объективные идеалисты считают, что человек должен познать духовную силу, правящую миром – Абсолютную идею (Гегель), мировую волю (Шопенгауэр) и т.д. Субъективные идеалисты считают, что человек может знать только собственное сознание (Юм, Кант, Мах, Авенариус). Сторонники агностицизма отрицают возможность познания человеком мира.
C точки зрения диалектико-материалистической философии задачей человека является познание материального мира, его объективных законов, а также самопознание.
Сторонники метафизического мышления рассматривают познание как пассивное отражение. Диалектический материализм также представляет познание как отражение, но активное. Т.е. в этом процессе человек целенаправленно ищет знания, преобразуя окружающий мир. Познание - это активно-творческое, преобразующее отражение человеком действительности.
Человек познаёт мир, прежде всего, с помощью ощущений, которые представляют собой субъективные образы объективного мира. Ощущения объективны по своему источнику, т.к. они отражают объективный мир. Они объективны по содержанию, т.к. отражают мир в целом правильно. Субъективность ощущений заключается в том, что они возникают в сознании субъекта, и поэтому могут различаться у разных людей.
Процесс познания бесконечен, т.к. материя неисчерпаема. В тоже время, в мире нет ничего в принципе непознаваемого. То, что остаётся необъяснимым сегодня, может быть познано в будущем.
Основой познания выступает общественно-историческая практика – это материально-предметная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества. Отличие практики от теории: главной целью и результатом теоретической деятельности является создание и изменение нематериальных объектов (идей, замыслов, знаний). Практическая деятельность направлена на изменение материальных объектов и процессов. Виды практики: производственная практика, общественно-политическая, научно-экспериментальная, бытовая и др. По отношению к познанию практика выполняет четыре функции:
1) как основа познания практика даёт исходную информацию
2) как движущая сила практика порождает потребность в новых знаниях
3) как критерий истины практика позволяет отличить истинное знание от заблуждения.
4) как цель практика является окончательной сферой применения наших знаний.
Теория и практика - это две стороны единого познавательного процесса. Определяющая роль принадлежит практике. Именно реальные потребности практической жизни определяют появление новых теорий. Но теория также активна. Применяясь на практике, она преобразует природу и общество.
2. Ступени и формы в познании человеком мира. Познание – это сложный диалектический процесс. От описания поверхностных явлений человек переходит к объяснению сущности. Соответственно, этот процесс проходит две основных ступени – чувственное и рациональное познание.
Чувственное познание – это исходная ступень процесса познания, получение информации с помощью органов чувств. Оно происходит в трёх основных формах: в форме ощущений, восприятий и представлений. Ощущение – элементарная форма чувственного познания, отражение в сознании отдельных признаков объекта. Восприятие – это отражение в сознании целостного образа объекта. Представление – это повторное воспроизведение наглядного образа объекта, без его непосредственного восприятия.
Значение чувственного познания: 1)органы чувств – единственный канал информации, поступающей непосредственно из внешнего мира; 2)чувственное познание является основой для следующей ступени – рационального познания. Недостатки: чувственное познание даёт поверхностную, разрозненную, противоречивую информацию, отражает явления, но не раскрывает сущность.
Рациональное познание – это получение информации с помощью разума, в процессе логических рассуждений. Оно происходит в трёх основных формах: в форме понятий, суждений и умозаключений. Понятие – элементарная форма мысли, в которой отражаются общие и существенные признаки объектов (слова и словосочетания). Суждение – форма мысли, в которой с помощью двух или нескольких понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо (предложение). Умозаключение – форма мысли, в которой из двух или нескольких суждений логически выводится новое суждение.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 434;