Производство и особенности съемки
Видео- и киносъемка - это получение на видео- или кинопленке ряда последовательных кадров с изображениями снимаемого объекта в различных фазах его состояния (статики или движения). Обычно киносъемка осуществляется с частотой 24
кадр/с. Киносъемка с меньшей частотой (наиболее распространена
- 18 кадр/с.) называется замедленной, покадровая съемка (1 кадр в определенный промежуток времени - в минуту, в час, в сутки, в неделю и пр.) называется цайтраферной. Съемка с большей частотой называется ускоренной, скоростной и высокоскоростной. Ниже мы более подробно рассмотрим этот аспект.
Киносъемка обычно бывает павильонной и натурной, комбинированной и т.д. Киносъемкой называют также
художественно-творческий и производственно-технический
процесс в создании фильма. Киносъемка более сложный процесс и организационно, и технически, и экономически, и творчески, нежели видеосъемка. Поэтому в данном параграфе мы подробнее будем говорить о производстве кинопродукта, его особенностях, выразительных средствах, подразумевая при этом, что многое из
сказанного, несомненно, относится и к производству
видеопродукта, по сути чаще всего представляющего собой упрощенное кинопроизводство.
Киносъемка представляет собой важнейший этап в создании кинопродукта (фильма), и является собой, как уже говорилось
выше, художественно-творческий и одновременно
производственно-технический процесс. Оба процесса достаточны сложны и требуют четкого высокоорганизованного алгоритма действий. Например, в съемке эпизодов телесериала могут быть задействованы до 50 человек различного профиля (от человека, обеспечивающего быстрое питание (стол, чайник, бутерброды, пакеты для мусора и т.д.) до актерского состава, от ассистента осветителя до исполнительного пролюсера и пр. В съемке
эпизодов кинофильма общее количество работающих
увеличивается порой в 5-6 раз. В состав непосредственно съемочной группы, которая занимается основным процессом съемки обычно входят следующие специалисты - режиссер, актёры, операторы, художники, декораторы, звукооператоры, гримеры, их ассистенты и помощники, монтажёры, администратор (директор) фильма, исполнительный продюсер. Последнего не стоит путать с генеральным продюсером, в задачи которого
входит организация финансового и административного
обеспечения процессов создания фильма в целом, в то время как исполнительный продюсер отвечает за подготовку съемочной площадки «под ключ» в поэпизодных съемках (например,
договоренность об аренде площадки (улица, квартира, офис и т.д.)
на время проведения съемки, обеспечение и проезд автотранспорта киностудии, электрообеспечение, обеспечение комнат для гардероба и гримерки, комнаты для отдыха, места для питания съемочной группы и т.п. К неосновному составу съемочной группы относятся работники цехов и отделов киностудии, если часть съемок будет проходить в павильонном формате. Всеми постановочными и съемочными процессами
руководит режиссёр-постановщик. Он может не принимать
участие в съемке отдельных эпизодов, этим обязанности может исполнять просто режиссер фильма, подчиняющийся режиссеру- постановщику. Но ответственность за конечный кинопродукт лежит на режиссере-постановщике, который всецело ответствен перед генеральным продюсером, которым и нанят для производства фильма. В практике, кстати, существует немало случаев, когда генеральный продюсер и режиссер-постановщик (а в ряде случаев еще и генеральный инвестор) могут быть в одном лице - Стивен Спилберг, Никита Михалков, Джордж Лукас, Квентин Тарантино и т.д.
Киносъемка непосредственно осуществляется при помощи киносъёмочных аппаратов, иногда при помощи специальных приспособлений, так называемого операторского транспорта - от тележек на рельсах до вертолетов, где установлена кинокамера. Скажем, при съемках особо динамичных и напряженных,
эффектных фрагментов эпизода применяется съемка
одновременно с нескольких точек, чтобы затем при монтаже смонтировать полученные кадры со всех трех в единый завораживающий видеоряд.
В зависимости от сценария и соответствующих условий, в которых осуществляется киносъемка, различают ее следующие виды: павильонная киносъемка, которая производится в специально оборудованных павильонах киностудии, выездная киносъемка, которая выполняется на площадках и в помещениях вне киностудии и. собственно, киносъемка на натуре.
Немаловажный фактор качественной съемки и вообще в киносъёмочном процессе играют различные ее технические элементы. Например, освещение. Его предназначение - создание необходимой световой гаммы для более рельефного выявления фактуры снимаемого объекта, изменения тональности, передачи
пространства, а также для достижения специальных эффектов
(Более подробно о спецэффектах ниже). Или же - звукозапись. В
технологическом отношении звукозапись киносъемки
подразделяется на синхронную, то есть, осуществляемую одновременно со съемкой эпизода, и немую, иначе говоря, с предварительным или последующим озвучиванием.
Существуют несколько видов киносъемки:
Комбинированная киносъемка - это съемка, использующая
такие способы и приемы кинопроизводства, которые позволяют соединять в одном кадре различные изображения, отснятые в разные отрезки времени, а также в различных форматах. Наиболее простые и часто используемые комбинации - сочетание настоящей «картинки» или соответствующей декорации с графическим объектом (слепок, макет, рисунок) или же сочетание сцены эпизода, отснятой в павильоне, со сценой, отснятой на натуре и пр.). Специалисты в области кино выделяют такие методы комбинированной киносъемки, как методы многократного экспонирования, перспективных совмещений, проекционных совмещений, блуждающей маски и др. Считается, что комбинированные съемки начали применяться уже в первые годы
существования кинематографа (например, красочные
фантастические и сказочные феерии Ж. Мельеса, его лучшая работа — «Путешествие на Луну», 1902). Отечественный кинематограф активно стал использовать комбинированный съемки в киносказках. Так, в фильмах знаменитого советского режиссера- сказочника А. Л. Птушко «Каменный цветок» (1946) и «Садко» (1953) использовались оригинальные методы комбинированных киносъемок. Например, в сцене появления Садко в подводном царстве, где водная рябь создает ощущение пребывания героя именно под водой. Кстати, этот же прием позже использовал другой знаменитый режиссер-сказочник А. Роу в фильме «Варвара краса - длинная коса», где уже другой герой также оказывается в «гостях» у подводного царя (актер А. Милляр). Комбинированные киносъемки позволяют создать иллюзию самых достоверных изображений сцен и действий в различных игровых, научно- фантастических фильмах, фильмах ужасов, блокбастерах и т.п., где создаются весьма напряженные. сложные и при этом оригинальные изобразительные эффекты. Использование комбинированных съемок значительно облегчает и удешевляет съемки сложных
декорационных объектов благодаря замене их макетами. Вместе с
тем развитие научно-технического прогресса, позволившее, в том числе, применять компьютерные спецэффекты и графику, подняло на качественно новый уровень возможности комбинированных киносъемок.
Ускоренная киносъемка - это съемка с частотой, превышающей нормальную (24 кадр/c) и составляющей 36 кадр/с. Она используется в тех случаях, когда необходимо создать ускорение некоторых снятых объектов, действий или явлений. Нередко на практике режиссеры используют ускоренную съемку, когда снимаемое действие или процесс неотчетливо просматривается в деталях, тогда при итоговой прокрутке кадров в нормальном формате эти эпизоды будут выглядеть замедленно. Кроме того, ускоренная съемка является одним из выразительных приемов в художественном и документальном кино. Она позволяет усилить динамичность, экспрессию конкретной сцены или эпизода.
Замедленная киносъемка - это съемка с частотой смены кадров, меньшей, чем нормальная, и составляющая обылчно 18 кадр/с., реже - 12 кадр/с. При демонстрации такой съемки в фильме с нормальной частотой озникает эффект ускорения движения. Такая съемка может применяться при научных исследованиях посредством видео- и киновозможностей, она способна также продемонстрировать алогичность происходящего, когда персонаж смешно ускоряется в обстановке, когда остальные объекты кажутся статичными (часто используемый прием в комичных и юмористических фильмах и эпизодах) и т.д.
Синхронная киносъемка - это вид киносъемки, где она осуществляется одновременно со звукозаписью, которая осуществляется фото- или магнитным способом на снимаемую кинопленку либо на иной звуконоситель, например, компьютерный диск и пр. Подобная киносъемка часто эффективна при производстве документальных лент, особенно где нет возможности снятия дублей (скажем, съемка столкновений демонстрантов с полицией, или встреча ветеранов 9- мая). Часто такая съемка применяется в производстве телевизионных сериалов, иных телепроектов, идущих что называется с листа или производимых в конвейерном режиме, когда вопрос экономии средств или оперативности выхода продукта превышает вопросы качества. Впрочем, современные технические средства звукозаписи
достаточно совершенны, чтобы отсекая шумы и фоны,
проецировать звук на снимаемую сцену эпизода.
Скоростная киносъемка - это вид киносъемки с частотой от 36 кадр/с до 104 кадр/с, а в исключительных случаях и выше. Она применяется чаще всего в случаях, когда необходимо
воспроизвести стремительно протекающие процессы в
замедленном темпе, например, при демонстрации движений охотящегося гепарда, либо движений спортсмена. Это позволяет отчетливо увидеть пластику, грацию, величавость и напряженность движения во всей красоте. Сегодня такими возможностями обладает не только кинотехника, но и профессиональное телевизионное оборудование, которое обычно в спортивных репортажах дает повтор прошедшего события в замедленном повторе с любой частотой кадров, предоставляя зрителям радость наслаждения от красивого спортивного момента.
Цайтраферная киносъемка - (от нем. Zeit — время и raffen — подбирать), представляет собой отрывочную, прерывистую съемку одиночными кадрами с заранее заданными тождественными интервалами времени. Киносъемочная аппаратура запускается с
помощью устройства, которое называется цайтрафером.
Предназначение такого вида киносъемки - для медленно
протекающих процессов (например, процесс распускания почек, цветов, прорастания зерен и т.д.).
Помимо перечисленных существуют и иные виды киносъемок, которые можно объездить общим названием специфические. К ним следует отнести такие как - воздушная, подводная, подземная, космическая и т.д. Наиболее часто они используются при производстве научно-документальных лент, а также в фантастических и приключенческих фильмах.
Одним из самых сложных и самых интересных в производстве кино является операторская работа. Операторское искусство во многом определяет и реализацию замысла режиссера, и динамику фильма, и его зрелищность, оригинальность. Операторы высшего уровня неповторимы, обладают каждый своим особым почерком, излюбленными способами проведения киносъемки, и с ними приходится считаться даже маститым режиссерам. Эта профессия требует не только наличия определенных творческих способностей и в какой-то степени креативности, но и так называемого чутья, понимания не только своих возможностей, но
и возможностей аппаратуры, точного расчета разных слагаемых,
например, верного ракурса, цветовой гаммы, порыва ветра¼ У профессионального оператора «работает» не только первый, но и второй план, что дает ощущение реальности происходящего в кадре полностью. Иначе говоря, настоящий оператор при съемках сливается со своим «я», со своей аппаратурой, с натурой, со
сценарием и режиссерским планом. Оператор хорошо
представляет, что и как он будет снимать, какие изобразительные средства кино следует использовать при реализации съемки эпизода. Он разбивает микросюжет эпизода (эпизодов) на ряд монтажных кусков. Заранее представляя как они будут затем соединены между собой. При этом нужно точно определить, каким кадром легче и целесообразнее всего начать снимаемый сюжет и каким его завершить. И при этом выбрать наиболее точные и наиболее выразительные ракурсы. Нечто сходное можно сказать и о телевизионных операторах, снимающих новостной или аналитический материал - чтобы упростить в дальнейшем вопрос последующего монтажа сюжета снимаемого материала, опытные телеоператоры снимают монтажно, т.е. уже при съемке пытаются соблюдать определенный порядок следующих один за другим кадров, сохраняемые, в принципе, и в готовом для эфира сюжете. Это выглядит на словах просто, но на практике это очень сложный творческий и технический процессы одновременно, но подобный прием предоставляет возможность иметь в уже в самой видео-, теле- или кинокамере по существу готовый для эфира материал. Остается лишь вырезать несколько дублей, без которых не обходится ни одна съемка, укоротить планы, возможно, поменять
местами отдельные монтажные куски.
Знающий оператор всегда снимает на всякий случай несколько монтажных планов, которые могут затем понадобиться при окончательном монтаже материала. Такой «запас» не тянет, но может оказаться необходимым, если, к примеру, какой-то фрагмент окажется бракованным, неэффектным, одним словом технически или экспозиционно испорченным. Если «запас» не пригодится, его можно просто уничтожить. По сути дела это простая страховка, которая может пригодиться. При съемке также нужно понимать, что следует избегать излишне коротких и длинных планов съемки. Кроткие планы абсолютны не поддаются монтажу, а длинные планы вообще практически не используются,
учитывая одно из главных требований к съемке сегодня -
динамичность изображения события или действия.
Оператор реализует свои творческие способности через камеру. Она его орудие труда, как кисть - у художника, как перо -
у писателя. Оператор ищет, находит и запечатлевает на
камеру все самое важное, необходимое, необычное и интересное.
Камера дает возможность оператору, к ак творцу,
продемонстрировать и выразить свой собственный взгляд на действие, на событие, на проблему, на окружающий его и нас мир. При этом камера способна стать просто тривиальным фиксатором
происходящего или же выразителем замысла истинного видеохудожника.
Видео- и киносъемка, в процессе своей эволюции, на которую в огромной степени повлиял научно-технический прогресс, находили и применяли оригинальные,присущие только им, самые
разнообразные
выразительные средства. Они отбирались и внедрялись в съемочную практику по двум главным критериям: первое - характер и специфика выразительных средств непосредственно подгонялись под особенности восприятия человеком окружающей
действительности; второе - появление определенных
выразительных средств стало возможным в результате
появившихся вследствие научно-технического прогресса
качественно новых характеристик, предоставляемых современным
кинематографическим оборудованием, развитием оптики,
созданием и развитием компьютерных технологий в кино, что позволило внедрить в кинопроизводство сложнейшие процессы, способы, средства и приемы получения изображения - от собственно киносъемочных до спецэффектов.
Все они, тем не менее, не используются хаотично, а в каждом производстве кинопродукта форматируются в строгую и четкую систему, в которой любому выразительному средству предопределено конкретное назначение, чтобы в итоге оказать эффективное воздействие на зрительскую аудиторию.
Рассмотрим в данном аспекте создание и использование выразительных средств в процессе осуществления самой киносъемки и - спецэффекты.
К основным выразительным средствам в процессе проведения съемки следует отнести: кинематографические планы, переходы
между планами, кадрами и эпизодами, использование
пространства и мастерство месторасположение кинокамеры и варианты ее движения по съемочной площадке (площадка может представлять собой поле битвы и крошечную кладовую), время проведения съемки (утро, день, вечер, ночь), освещение (солнце, темень, подводный фонарь и т.д.), погодные условия (дождь, туман, зной, пыльный ветер и пр.) Выразительную функцию играет и монтаж.
Понятие и виды планов съемки
Одним из главных этапов в получении киноизображения является план, определяющий характер данного изображения в композиционном смысле. Суть его определяется расположением главного объекта (объектов) по отношению к остальному фону (декорации, предметы, массовка, натура и т.д.). что достигается в ходе изменения расстояния между кинокамерой и объектом съемки. Смена планов осуществляется согласно избранной или утвержденной концепции съемки эпизода - что в нем необходимо выделить, что не выделять (например, план квартирной ссоры, проницательный взгляд героя, уборка урожая, сцепка руки альпиниста с щелью в скале и т.д.. Здесь съемочный коллектив субъективно, но в то же время достаточно точно
представляет особенности человеческого восприятия и
фокусирует фрагменты съемки эпизода таким образом, каким бы это хотелось видеть зрителю. Ведь те, кто снимает кино, тоже люди, и отдают себе отчет в том, что может заинтересовать таких же homo sapiens как и они. В обычной жизни человек останавливает свой взгляд на привлекшей его сцене обычно так: охватывает ее взглядом полностью, внезапно останавливается на привлекшей его детали, деталях, разглядывает часть события. Например, человек встречает семью в аэропорту. Объекты его внимания: снижающийся самолет, люди, выходящие из него в общем потоке, наконец, члены семьи, флажки в руках детей, слезы на глазах и улыбка¼Также и в киносъемке: внимание фокусируется именно на том, что важно в данный момент времени
снимаемого эпизода. Фрагменты изображения, снятые
кинокамерой, представляют собой так называемые планы различных величин. И использование тех или других планов как
раз и осуществляется с целью обратить внимание аудитории на
важнейшие в снимаемом эпизоде действия и элементы.
Существует три типа основных планов съемки:
общий; средний
крупный.
Общий план съемки заключается в охвате места действия
целиком, куда входят все главные и второстепенные объекты, начиная от основных (героев, персонажей, предметов (например, летящий истребитель, комбайн в поле или корабль в море) и пр.) и заканчивая объектами и элементами второго и заднего планов (от декораций до массовки). При общем плане съемки основные объекты оказываются мелкими в кадре, расположенными на общем фоне. Данный план применяется, когда необходимо показать панораму события, ситуации или действия, в которых оказывается основной объект или объекты. Использование общего плана часто применяется также для восприятия зрителем пространственных и размерных соотношений между отдельными объектами и элементами изображаемого в кадре, например в сценах погони. Общий план вследствие достаточного числа охваченных в нем элементов, легко видимых зрителем, распределяет его внимание на различные детали, поэтому общий план предпочтительно должен быть достаточно длинным. Однако в связи с этим необходимо менять планы (например, в сцене погони, показывая общий фон погони, тут же - напряженные лица ее участников (крупный план), тут же - действия участников (кто-то стреляет, кто-то кричит в азарте погони¼). Таким образом достигается общая динамика эпизода, а с другой стороны частое применение общего плана приводит к монотонности и снижении концентрации зрительского внимания.
Средний план съемки заключается в выделении главного объекта примерно до 50% общего изображения в кадре. Наиболее применим такой план в художественных фильмах, где главным объектом оказывается актер. Средний план позволяет не только показать такой объект детально выделенным по внешним характеристикам, но и динамику его действия, и в достаточной степени внутренние характеристики (напряжение, расслабленность, настороженность и пр.). Средний план съемки показывает людей в
качестве снимаемых объектов до колен или до пояса. Разумеется,
такой план эффективен в драматических сценах, где хорошо видна жестикуляция и мимика, экспрессия лица и т.д., передаваемых актерами в соответствии со сценарием.
Следует назвать и так называемый полусредний (между средним и крупным планами, иногда его называют полукрупным) план съемки, когда объект занимает практически всю высоту кадра, тем самым в значительной степени ограничивая остальной фон изображаемого. Полусредний план применяется в производстве кинопродукта, по сути, как некий переходный между общим и средним планом, также иногда он используется как вводный план. Но наиболее эффективен полусредний план в случаях, когда нужно выделить некие динамичные фрагменты снимаемого эпизода - драки, состязания, танца, и, разумеется, когда необходимо увеличить «габаритность» героя или персонажа. К такому плану часто прибегают при в съемках блокбастеров, чтобы увеличить массивность супергероя. Установленная снизу камера снимает полусредним планом объект, который затем на экране кажется зрителю еще более могучим, высоким, сильным. Таким образом у зрителя закрепился образ мощного всесильного С.Сталлоне почти во всех его ролях, хотя сам Сталлоне невысокого роста. Таким же образом усиливали «авторитет силы» героев и персонажей А. Шварценеггера, С. Сигала, Ж-К. ван Дамма. Например, достаточно вспомнить первую ленту «Терминатора», когда А. Шварценеггер чуть ли не плакатно медленно выплывает полусредним планом как исполин в ряде эпизодов. Ну а далее закрепляют полученное впечатление от облика героя уже непосредственные действия (actions) самого героя, тем более, что действия эти безукоризненно суперменские.
Крупный план съемки применяется для концентрации внимания на главной детали одного объекта в конкретный момент снимаемого эпизода (например, бегущие секунды на таймере взрывного устройства, оскал орка-воина, слеза на щеке героини и пр.). Наиболее эффектен крупный план для передачи состояния героя или персонажа и в художественном, и в документальном кино, а также в телесъемках. Это самый важный план в драматических, психологических, кульминационных моментах. Он характеризует сущность героя или персонажа, показывая его эмоциональное, экспрессивное, душевное и пр. напряжение и как
частность, и как общий портрет объекта. Соединяя укрупнения с
общим или полусредним планами, мгновенно изменения пропорции достигается высшее впечатление, вплоть до шока. Так, считается, что наиболее выразительными характеристиками человека являются руки и глаза. Именно поэтому они чаще всего попадают в объектив камеры при съемках крупным планом. Вспомним, классические примеры - выражение глаз Ф. Бондарчука в роли Отелло в одноименном фильме в эпизоде, когда убив Дездемону он узнает, что обманут мнимым другом Яго. Сумасшедшая по силе пелена в глазах, выдающая одновременно ярость, боль, испуг, обреченность, дополненные спецэффектом - зеленоватым отсветом, - данный крупный план непревзойден по силе воздействия на зрителя, на наш взгляд, до сих пор, несмотря на современное техническое могущество Голливуда и Cо. Или же - трясущиеся руки во время пресс-конференции одного из лидеров ГКЧП Г. Янаева. Кстати, обратите внимание на новостные телесюжеты: как правило, во всех интервью, беседах с героями камера обязательно показывает крупным планом и глаза собеседника, и его руки.
Крупный план часто применялся в немых кинокартинах как некая символическая концовка: открытый в крике рот или плачущие или восторженные глаза. Кстати, и позже этот прием не ушел в прошлое. Например, концовка фильма «Шербургские зонтики». Крупный план прекрасно передает грацию и красоту лица, равно как и его гнусность и гадкость (в зависимости от целей съемки). Крупный план подчеркивает в виде соответствующих деталей особенности и недостатки человека (например, напряженный бицепс повисшего над пропастью героя - фильм «Скалолаз» с С. Сталлоне). Крупный план. Скажем, в фильмах об искусстве переносит внимание с общей композиции произведения искусства (картины, скульптуры, мозаичного панно, строения и т.д.) на его детали; в фильмах о природе, крупный план позволяет рассмотреть, например, взгляд охотящегося льва и напряженную голову буйвола, элементы ножек насекомого, лепестки растения, хищную пасть акулы и пр. Крупный план способен создавать не только определенное восприятие, но и определенное настроение, сопереживание у зрителя ( например, состояние беспокойства при впечатываемых в асфальт ботинок, движущейся ручки двери, натягиваемых перчатках и т.п.).
Очевидно, что эпизоды или фрагменты эпизода,
предусматривающие динамическое действие, должны быть наполнены определенным пространством (большим, если идет, к примеру, батальная сцена, или средним, при сцене ссоры в комнате), что требует использования общего и среднего, а то и всех трех типов съемочных планов, Перебивки планов в таких эпизодах, делают сам эпизод и зрелищнее, и достаточно хорошо передают переживания участников событий данного эпизода. Кульминационные фрагменты требуют применения крупного плана тоже с соответствующими перебивками. Например, полководец перед битвой обращается с пламенной речью к стоящему перед ним войску. Сочетание напряжения и возбуждения на лице полководца, с решительными и суровыми лицами воинов (все - крупный план), затем общий вид пехоты и кавалерии (общий план), спина полководца и внемлющая ему часть ратников (средний план) в итоге создают полноценную реалистическую Считается естественным при переходе от кадра к кадру применение смежных между собой по масштабу планов. Профессионалы кинопроизводства полагают, что иногда развитие действия и его естественная логичность оправдывают соединение даже общего плана с крупным, так что это не нарушает хода действия в целом. При этом полная плавность, маскирующая смену планов, получается в результате внутрикадрового движения, когда актеры, участвующие в действии, приближаются к камере или удаляются от нее, естественно изменяя характер плана. В этом случае за исходный принимается план, в котором
начинает действие главный герой данной сцены,
сосредоточивающий на себе внимание. В соответствии с его положением относительно кинокамеры определяют очередные планы до конца кадра. Также и наезд, выполняемый при помощи тележки или трансфокатора, дает постепенную смену планов в их
последовательной градации. Возможности подвижной
композиции привели к тому, что современные постановщики фильмов применяют во многих случаях вместо резаного монтажа внутренний, главным образом, при помощи соответствующего движения кинокамеры.
К важным выразительным средством в кинопроизводстве можно отнести переходы между смежными кадрами, сценами и эпизодами. Соединения кадров должны быть незаметными для
зрителя и потому делаются соответствующими способами.
Возникающая несогласованность, нестыковка, неточность в выборе вида соединения планов нарушает естественное восприятие изобразительного повествования. Чтобы этого не произошло, в режиссерском сценарии, необходимо тщательно продумать соединение кадров, и, самое главное, в моменте окончания действия в одном и продолжение его в следующем кадре. Плановым соединением кадров достигается непрерывное и
последовательное восприятие развития действия,
соответствующее развитию событий в одно время и в одном месте.
Для того, чтобы изменить сюжетную линию, изменить время действия сюжета, наконец, чтобы «запустить» в фильме новый сюжет и дать понять это зрителю, используют соединение кадров так называемыми наплывами. Наложение изображений здесь создает ощущение некой временной паузы. Кадры, используемые для наплывов, соединяются из тождественных по формату планов съемки. Такой наплыв может осуществляться в рамках до 3-х секунд, то есть - до 48 кадров. В производстве фильма эффект наплыва выполняется путем наложения конца одного плана на начало последующего при предварительном некотором ослаблении совмещаемых концов. Очень часто используется эффект «затемнения», который очень четко показывает начало и окончание сюжетной линии, временные интервалы в сюжете и т.д. «Затемнение» применяются также как форма разделения между эпизодами и сценами. Для обозначения перемены сюжета, времени и места действия используется и так называемая «смазка». Она заключается в том, что изображение настолько размывается, что невозможно увидеть даже контуры объектов и элементов в кадре. Предназначение «смазки» такое же как и у затемнения, - некой перебивки между смежными темами, что совершенно применимо в документальных, художественных
фильмах, в видеохроникальной и теленовостной продукции.
Но наиболее эффективными выразительными средствами производства видео- и кинопродукции сегодня являются все же не технические возможности кинооборудования и мастерство оператора, а - спецэффекты.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 1320;