Сущность фотографии
Фотография является замечательным и в определенной степени
феноменальным явлением визуальной культуры, войдя в жизнедеятельность человеческой цивилизации мгновенно и надолго. Ряд поразительных по тем временам открытий в середине ХIХ века позволил запечатлевать разнообразные события, сцены,
портреты людей и пр. без привычной кисти живописца.
Распространению фотографии по странам и континентам может позавидовать любое другое торжество человеческого гения. Оказалось, что без этого чуда не могут обойтись ни короли, ни купцы, ни простолюдины, ибо фотография дарила без всякого пафоса - застывший миг истории.
Заметное совершенствование фотографических процессов, технологий, техники стало очевидным в ходе научно-технической революции, накрывшей наш мир с середины прошлого века и не замедляющей свой бег и поныне. Безо всяких усилий ретушированный под цвета фотоснимок заменила настоящая цветная фотография. Как органично вошла в нашу жизнь цифровая фототехника! Сегодня кажется во все мыслимые и немыслимые предметы в виде дополнительной услуги монтируется фотографирующее устройство - от авторучек и мобильных телефонов до видеокамер. Современный рынок фототехнических устройств предельно разнообразен - от бытовых фотокамер до самых «навороченных» цифровых «зеркалок», способных удовлетворить честолюбивые помыслы капризных фоторепортеров и фотохудожников. Прогресс настолько шагнул вперед, что включил в фотопроцесс (преимущественно любительский) сотни миллионов людей, ибо, если раньше для того, чтобы что-то сносно фотографировать необходимо было разбираться в таких понятиях как светочувствительность пленки, диафрагма, определение расстояния, ракурса и пр., то сегодня ни над чем, собственно говоря, задумываться не надо, нужно просто отыскать кнопочку, которая запечатлеет необходимый миг, сегодня умная техника думает за нас.
Фотография является особым способом получения и распространения информации, основанным на светописи. Она обладает уникальным и универсальным, не требующий никакого перевода интернациональным языком, и этот язык фотографии понятен и доступен всем. В профессионально сделанном фотоснимке можно найти все то, что хотел сказать фотограф -
экспрессию, эмоциональность, возбуждение, восторг, негодование,
тоску, призыв, побуждение к действию et cetera. Нужны ли к таким краскам застывшего мига какие-нибудь слова, пояснения, точка зрения? Поразительность фотографии именно и заключается в том, что она может быть иллюстративным дополнением к некому
журналистскому описанию события, но может быть
самостоятельным произведением журналистского труда, а также способна стать шедевром художественной фотографии, и такие журналистские или художественные снимки заставляют человека переживать самые различные и противоречивые чувства. Не потому ли сегодня многие фотовыставки не менее посещаемы чем выставки живописи? Фотография как искусство остановленного мгновения и как документ истории не вызывает сегодня ни у кого никаких сомнений.
Существует достаточно разновидностей фотографии, что лишний раз свидетельствует о ее востребованности. Научная, медицинская, криминалистическая, прикладная, любительская, хроникально-документальная и художественная фотография, все они несут соответствующие смысловую и эмоциональную нагрузки, помогая людям постигать, созидать и наслаждаться. Значительный толчок развитию фотографии как средства коммуникации и как художественного выражения и самопознания дал Интернет. Иногда создается впечатление, что Интернет был нарочно выдуман для различных фотоэкспериментов, фоторабот, фотосамовыражений, Немыслимое разнообразие жанров, видов, ракурсов, новаций. Виртуальная визуальность, благодаря во многом свойствам и возможностям фотографии, сегодня становится ненавязчивым и в то же время естественным воспитателем жизненных ориентиров, проводником в огромном и чудесном мире, средством общения. И в этом плане значение фотографии трудно оценить, и, надо полагать, что, несмотря на различные новые научно-технические достижения и своеобразную конкуренцию со стороны других визуальных технических средств, подобающее ей место и роль фотографии в нашей жизнедеятельности сохранится.
Фотоснимки являются частью иллюстративного оформления печатных периодических изданий, используются также в материалах информационных агентств и в интернет-журналистике. Причем, именно в двух последних видах журналистики фотография
играет роль иллюстративного дополнения к текстовым материалам.
В традиционных периодических печатных изданиях функции фотографии немного шире. Итак, фотографии (также фотомонтажи и фотоколлажи) применяются в периодике также применяются, прежде всего, как дополнительный элемент публикуемого текста, и вместе с этим текстом составляют единое целое материала по соответствующей теме. Например, репортаж с места некого
события, описывающий данное событие, подкрепляется
фотографиями, создавая полное целостное восприятие читателем произошедшего. При этом удачный фоторяд способен значительно усилить экспрессивность восприятия события, проникнуться им, словно очевидец. Ведь даже самый блестящий высококлассный текст вряд ли может дать надлежащую «картинку». Например, в одном из материалов в центральной прессе, где описывался разгон оппозиционной демонстрации у дворца президента Грузии, материале очень эмоциональном, описанном в жестких и сильных красках, в виде иллюстративного дополнения были помещены три фотоснимка с места события. На одном из них было искаженное лицо сотрудника полиции с поднятой дубинкой, на втором склонившаяся плачущая женщина, на третьем общий вид события. Все это вместе взятое потрясало, и по-новому читался текст, когда перед глазами стояли фрагменты оскаленного лица полицейского и плачущей женщины.
Такую же иллюстративную нагрузку несут фотоснимки с официальных событий, с торжеств, церемоний, шоу-праздников, портретные фотографии и т.п.
Вместе с тем, фотографии в периодической печати могут выполнять и другую функцию - самостоятельную. Речь идет о фотоработе как жанре. Например, фоторепортаж. Фотозарисовка (пейзажный лирический план, например). Фотоотчет (церемония вручения чего-либо). Спортивная фотохроника (ряд снимков, скажем, фрагментов футбольного матча. Фотообвинение (серия фотографий удручающего экологического состояния местности или, скажем, гнетущего царства бомжей на площади трех вокзалов). Успешность или эффективность таких работ всецело зависит от индивидуального мастерства фотокорреспондента, который сможет и обязан зафиксировать наиболее драматичные, наиболее красивые, наиболее значимые моменты снимаемого события или темы. В этом случае такое мастерство можно
уподобить мастерству фотохудожника, способного прочувствовать
и запечатлеть единственный и неповторимый миг высочайшего уровня (будь-то подвиг, тривиальная реальность, беда, триумф и пр.) наподобие, к примеру, фотоснимка великого Эйнштейна с высунутым языком и лучистой печальной улыбкой.
Еще одна функция фотоиллюстративного обеспечения номера издания чисто техническая, ею пользуются (правда, редко) в тех случаях, когда существует текстовая недостаточность на полосе, и появляется так называемая «дырка», которую заполняют подвернувшейся, желательно сходной по тематике, фотографией, иногда рисунком (карикатурой) или некой графикой. При этом у читателя не должно возникнуть даже зародыша подозрений, что иллюстрация, прикрывающая «дырку» на этом месте условна. Подобными методами иногда пользовались, справедливости ради скажем, во времена линотипов, когда компьютерная верстка отсутствовала и не было возможности гибкого оформления полосы. Современная верстка как бы снимает проблему «дырки», но все же если таковая проблема возникает, то проверенный метод дает себя знать.
Таким образом, в периодической печати фотоиллюстрации
применяются для:
дополнения текстового материала;
усиления воздействия текстового материала;
самостоятельной разножанровой экспозиции на полосе;
замещения недостаточности текстов на полосе.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 1376;