Специфика производства телевизионной и радиопродукции
Телевидение и радио являются электронными средствами массовой информации и занимают особое место и в системе СМИ, и в системе средств массовой коммуникации. В силу особенностей специфики, огромной востребованности у аудитории, электронные СМИ можно назвать этаким самостоятельным «краем» в коммуникационном государстве.
Производство радио- и телевизионной продукции во многом внешне сходно с производством кинопродукции. Та же необходимость и почти те же требования сценария (лаконичность, фабула, композиция) во многих радио- и телевизионных программах, практически те же условия проведения телевизионной съемки, что и в съемке кинофильма (общий, средний и крупный планы, использование спецэффектов, правда, не в таком количестве и разнообразии). И все же разница существует. С радио она очевидна в том, что радиопродукт всецело основан на аудио возможностях технического оснащения радиостудии, а с телевидением тем, что кинопродуктом является произведенный конкретный фильм, документальный, научно- популярный или художественный, а телевизионное производство практически безостановочный конвейерный процесс, в ходе которого
потребителю предъявляются разнообразные «телепродукты»
непрерывно (новостные программы, телешоу, сериалы, анимация,
телепублицистика, концерты, юмористические сцены, познавательные
передачи и пр.). И если кинопродукт демонстрируется в специальном помещении (кинотеатре, кинозале) со специальными устройствами
восприятия = стереозвук, низкочастотные усилители,
широкоформатный экран, спецочки для просмотра в формате 3D и т.п., - то продукцию телевизионных каналов потребитель получает посредством экрана (монитора), установленного в телевизионном приемнике.
Производство радио- и телепродукта имеет свою специфику и она обязательно должна учитываться в радио- и тележурналистике. Первым специфическим отличием является неукоснительно исполняемый фактор времени. Если материал в печатном издании можно сократить или увеличить на стадии подготовки оригинал- макета, то аналогичные операции в электронных СМИ осуществляются путем радио- или телемонтажа, чтобы конечный продукт вписывался в отведенное ему время в эфире или канале. Святая святых радиостанции или телевизионного канала - это сетка вещания, то есть перечень и алгоритм «прохода» подготовленных и заявленных материалов на аудиторию. Слушатель или зритель знакомится с ней в тиражированных печатных изданиях («Телесемь», «Панорама», «Телевидение и радио» и пр.), в обычной печати, публикующей еженедельную программу передач ведущих телеканалов (иногда и радиостанций), на сайтах самих радио- и телепроизводителей (например, сайт «Эхо Мос квы» регулярно выставляет такую информацию), на телетекстах и пр. Таким образом, аудитории заранее анонсируется ежедневная, еженедельная работу по оказанию электронных радио- и телеуслуг. Нарушить сетку вещания, значит нарушить свои обязательства, выраженные в публично продемонстрированных программах передач, перед массовой аудиторией. Но не только перед нею. А еще перед многочисленными инвесторами и рекламодателями, которые вложили денежные средства (и весьма значительные) в конкретный проект, в конкретное время его трансляции, и все это зафиксировано соответствующими договорами. И нарушение таких договоров означает не только финансовые потери радиостанции или телеканала, но и снижение доверия, а значит, и финансирования или вкладывания денег в проекты в будущем, что в рыночное время чревато для любого электронного СМИ. Таким образом, любой радио- и телевизионный материал должен абсолютно соответствовать временным рамкам.
Вторым специфическим отличием является то, что вся продукция
электронных СМИ делится на два вида: заранее записанную и on line (прямой эфир). Количество первого вида, конечно же, преобладает, но нередко прямой эфир, «живая передача» добавляет немало пунктов в рейтинг производителя. Прямой эфир также должен жестко придерживаться временных форматов (не только общего времени на передачу, но и на «запущенные» в ней рекламные вставки). От этого многие, особенно публицистические проекты, проигрывают, так как ведущему приходится постоянно лавировать, подгонять участников передачи. В итоге получается не обсуждение злободневной темы, а лишь ее предложение. В то же время некоторые заявленные в прямом эфире передачи могут «брать» дополнительное время. Это касается, в первую очередь, спортивных передач, где обстоятельства поединка требуют выяснения победителя в дополнительное время, и ни один транслятор такого события не осмелится не продолжить, иначе он рискует потерять аудиторию, тем более что существуют современные конкурирующие информаторы - тот же Интернет, куда эта аудитория и уйдет. Впрочем, такие моменты заранее просчитываются, и сетка вещания, хотя и нарушается, но на рейтинг транслятора это негативно не влияет, даже наоборот. В прямом эфире также нередко транслируются официальные мероприятия (пресс-конференция президента, запуск космического корабля, открытие социально- значимого проекта и пр.), чрезвычайные события, имеющие огромный резонанс (известен факт, когда телекомпания НТВ сняла сетку вещания и несколько суток неотрывно показывала ситуацию вокруг одного из театров в Москве, на спектакле которого «Норд-Ост» террористами были захвачены сотни заложников, впрочем, ничего динамичного за несколько суток «телебдения» НТВ ничего не добилось, зрительский интерес к одной и той же «картинке» (фасад здания театра) постепенно угас, а сама компания понесла значительные финансовые потери из-за нарушения договоров по сетке вещания с инвесторами и рекламодателями).
И, наконец, третье специфическое отличие заключается в том, что многие электронные проекты должны «вестись» известными и профессиональными ведущими, которые узнаваемы и почитаемы аудиторией. Профессиональный ведущий известен сегодня также как и знаменитый радио- или тележурналист, и от него во многом зависит рейтинг передачи, а значит, привлечение соответствующего финансирования. Кстати, поэтому заметно увеличение в качестве
ведущих количества известных актеров, спортсменов, бизнесменов и
политиков в различных проектах, мало ассоциирующихся с их первоначальной профессией.
На радио все программы также можно разделить на ранее записанные и на идущие в эфир в формате on line. Первые включают в себя достаточно большой спектр разнообразных передач. Это могут быть интервью, беседы, чтения, радиорепортажи и пр., которые уже смонтированы под определенное время и запускаются как блоки. Прямой эфир чаще всего представлен какой-либо дискуссией, публицистикой, которые привлекают внимание, прежде всего, актуальностью и динамичностью. На радио стараются предельно использовать возможности аудио и насыщают эфир различными аудиоэффектами, звуковыми заставками и т.д., к тому же, например, дискуссия на радио более эмоционально и экспрессивно окрашена, потому что собеседники не находятся под давлением телекамеры и чувствуют себя более раскованно. Правда, стоит отметить, что и здесь особая роль в «раскрутке» темы и живости ее обсуждения принадлежит ведущим. В качестве образца здесь можно привести пример радиостанции «Эхо Москвы», обладающей множеством квалифицированных ведущих и блестящей плеядой журналистов, способных держать в напряжении аудиторию слушателей на протяжении всей программы. Большая роль в ведении радиоэфира так4же принадлежит ведущим, которые обязаны быть своего рода связующим звеном между проходящими радиоматериалами, уметь анонсировать эти программы, уметь завлекать аудиторию иными способами, по сути дела - уметь говорить интересно, динамично, связно.
Производство телепрограмм также имеет «записанную историю» и прямой эфир. Записанные программы ставятся в телеэфир согласно сетке вещания (от шоу-программ до сериалов), в прямом эфире тяжесть успеха передачи ложится на ведущего, на его умение распределить роли участников. на его способность отслеживать время передачи и на способность грамотно логически связывать ход передачи в начале, в кульминационном периоде и в концовке так, чтобы не возникло телевизионного «базара», от которого у зрителя остается чувство крайней неудовлетворенности.
Телевизионная съемка в студии и на сцене по сути технически совпадают. Студийная телесъемка обычно проводится тремя стационарными телекамерами (они могут перемещаться на колесиках
или на тележках, если есть необходимость смены ракурса) - одна
напрямую направлена на главный объект съемки, две остальные справа и слева обычно под углом 45 градусов. Также проводится телесъемка сценических действий (КВН, концерт, шоу и пр.), только камеры расставляются дальше, но ракурсы сохранены. К тому же на сценических площадках могут быть добавлены еще несколько телекамер - непосредственно переносная на сцене (у оператора на плечах). На спортивных мероприятиях количество снимающих телекамер может варьироваться в зависимости от целесообразности. Известно, что на прошедшем в начале века чемпионате мира по футболу в Германии каждый матч снимало 12 телекамер, установленных по периметру стадиона, позволяя и зрителю стать участником грандиозного события. Одни камеры снимали непосредственно игру, другие выхватывали красочные фрагменты трибун, третьи следили за реакцией тренеров, планы и объекты съемок часто менялись и тем самым создавалось одно удивительно зрелищное представление.
Свою специфику имеют новостные программы на телевидении и
на радио, соответственно и - свои особенности производства.
Жанры теле- и радиожурналистики, также отличаются своей спецификой, хотя в большей степени сходны с теми, что готовятся для печатных изданий. То есть, - информации, отчеты, репортажи, зарисовки, публицистические программы (здесь своего рода аналог газетной статьи) и т.п. Но это сходство чисто внешнее, основанное на едином произношении понятия жанра. Сами же подготовка, производство и выход электронного материала в свет в корне отличаются от привычных методов работы печатных изданий.
Главное качественное свойство телевидения - визуальность. И этим сказано все. Упор в любой телевизионной программе делается на изображение, на «картинку». Даже в новостных программах, когда, кажется, именно тексту придается ведущее значение (если он не сопровождается соответствующим видеорядом), потребитель немалое внимание уделяет внешнему виду ведущего, его поведению, жестам. Голосовая (текстовая) информация, конечно же, тоже воспринимается телезрителем, но как дополнение, как разъяснение, пояснение, комментарий к «картинке». Сегодня потребитель настолько свыкся с феноменом ТВ, что считает звук и изображение единым информационным процессом, которым он пользуется. Но уберите у
телевидения изображение¼
Радио, безусловно, уступает телевидению по популярности,
возмещая интерес к себе иными достоинствами, например, доступностью и дешевизной. У него нет «картинки», но у него есть преимущество звука. Именно этот фактор и используется как основа
при составлении различных радиопрограмм и производстве
радиожанров.
При выборе того или иного телевизионного или радиоканала, потребитель данной продукции, как и в случае выбора печатных изданий, руководствуется традиционными правилами отбора.
Рассмотрим основные.
Рейтинг теле- или радиоканала. Во многих регионах России
сегодня есть возможность широкого выбора телевизионных и радио продуктов. Спутниковое и кабельное ТВ, обычные телеканалы,
работающие в метровом и дециметровом диапазонах.
Среднестатистический россиянин, даже не имеющий «тарелки», тем не менее, может сегодня принимать до 35-40 телевизионных каналов, от федеральных до кабельных. В радиоэфире, например, Северной столицы, задействовано свыше 30 радиостанций, преимущественно работающих в диапазоне FM частот. не говоря о тех, что ведут передачи на средних и длинных частотах, а также в диапазонах КВ и УКВ.
Понятно, что такой спектр предполагает достаточную возможность выбора. Но это поспешное суждение. Попасть в сетку вещания теле- или радиоканала довольно, а порой чрезвычайно сложно. И большую роль в этом играет рейтинг соответствующего канала. Чем солиднее рейтинг канала, тем тщательнее происходит отбор информации (в любом смысле этого слова, включая не только новостные, но и игровые, развлекательные, художественные и т.д. проекты). Например, информационные сообщения в новостных передачах телеканалов 1-го, РТР и НТВ отличают общественная общезначимая константа, то есть - насколько предложенная к эфиру информация интересует максимальную часть общества.
Чем радиус действия радио- или телеканала уже, тем ниже его рейтинг. И такой канал показывает информационные передачи применительно к региону охвата. Таковыми каналами можно назвать,
например, - телеканал 100 (Санкт-Петербург), радиостанция
«Серебряный дождь» (Москва), которая, кстати, недавно начала «экспансию» захвата новых территорий. Эти каналы востребованы той
частью населения, которое предпочитает местные новости
всероссийским и глобальным - мировым.
Аналогично обстоят дела и с предлагаемыми аудитории проектами. Так, рейтинговые, в том числе, крупнозатратные ток-шоу и другие программы (например, «Comedy Club» ТНТ, «Своя игра» НТВ, «Самый умный» СТС и др.) федеральных телеканалов, собирающие массового зрителя, практически невозможны в плане производства для местных телеканалов, которые возмещают эту невыгодную для них объективную реальность созданием программ, всецело рассчитанных на интерес местного зрителя.
Следует также учесть, что последние несколько лет ведущие федеральные телеканалы активно развивают собственную сеть филиалов, которые имеют собственную сетку вещания в выделенном формате времени, отличную от основной московской (центральной). В основном, эти филиалы имеют ярко выраженную новостную ориентацию, причем на местные события.
Специфика теле- и радиоканала также имеет значение при выборе оптимального канала и для потребителя, и для субъекта, желающего разместить на нем своей информации. Электронные СМИ, как и остальные средства массовой информации, подразделяются на
общественно-публицистические, рекреативные (спортивные,
музыкальные и т.д.), учебно-познавательные, документально- художественные и универсальные.
Так, информация о милицейских буднях уместна в программах ТСБ, «Дежурная часть», «Чрезвычайное происшествие», «Петровка- 38» и т.д. Информация о новых гастролях или выходе нового альбома какой-нибудь российской поп-звезды легче всего «найдет» себя на музыкальных каналах. Информация о деятельности спортивного общества или клуба - на спортивных каналах или в новостных спортивных блоках и т.д.
Время выхода передачи, в том числе новостной информации, в эфир также следует считать существенным моментом при выборе канала. Разумеется, большинство программ имеют устоявшееся время выхода в эфир, и если соответствующая информация в имиджевых
интересах какой-либо организации «выбрана» какой-либо
программой, то больше никаких усилий не требуется, они излишни, ибо вряд ли какая организация обладает такими ресурсами, чтобы диктовать каналам условия смещения сетки вещания в пользу их информации. Но можно добиться переноса времени выхода
информации в том или ином новостном блоке, хотя это сопряжено с
большими сложностями из-за планового графика новостей. Например, в свое время сюжет об итоговой коллегии прокуратуры Санкт- Петербурга был показан в новостной передаче питерского филиала РТР «Вести плюс» в 17.30, когда заинтересованные в этом сюжете лица объективно увидеть его не смогли, ибо находились на работе. Попытка пресс-службы прокуратуры повторить данный сюжет в вечернем блоке новостей не увенчалась успехом, так как график вечерних новостей уже был сверстан. Таким образом, освещение прошедшего мероприятия можно назвать неудачным, потому что из-за неудобного времени этот сюжет не возымел ожидаемой реакции аудитории, на которую был рассчитан. Разумеется, лучший вариант показа сюжета об организации в любом телевизионном проекте - прайм-тайм. Однако это время сегодня чрезвычайно дорого стоит и отводится (если говорить о новостных передачах) только самым общезначимым фактам и событиям (или же хорошо проплаченным), к тому же прайм-тайм практически всех ведущих телеканалов ныне
«забит» демонстрацией самых разнообразных телесериалов,
среди которых важная информация об организации может просто- напросто раствориться (пройти незамеченной для аудитории).
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 1469;