В чем же состоит сущность и смысл искусства?
Человеческое жизнетворчество уже само по себе «искусство». Искусство не сразу стало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до великого древнегреческого философа Платона искусством называлось и умение строить дома, и врачевание, и управление государством, и философствование… Это широкое толкование слова: умение, мастерство, ловкость, высокая оценка способности выполнять какую-либо работу.
Что же такое искусство как таковое?
Искусство – особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах. Предметом искусства является мир и человек в совокупности их отношений друг с другом. Форма существования искусства – художественные произведения (поэма, картина, спектакль и пр.). Искусство использует особые средства для художественного воспроизведения жизни: для литературы - слово, для музыки – звук (а часто и со словом), для живописи – рисунок и краски и т.п.
В чем отличие искусства от других феноменов культуры, которые также предоставляют человеку возможность реализовать свои потребности? Ответ на этот вопрос следует искать в неразрывной связи искусства с реальностью. Жизнь человека полна изменчивости, человек оказывается втянутым в это вечное изменение внешней действительности и внутреннего мира. Человек может искать способы приспособления или преодоления этой изменчивости: накапливая и применяя знания, он выстраивает вокруг себя мир культуры, защищающий его от непредсказуемости природы. Так деятельность человека превращается в борьбу за выживание. Но человек открыл для себя иной способ существования – не приспосабливаться и бороться с окружающей реальностью, но играть с ней.Умение играть, присущее даже животным, человек начинает использовать не только как способ научения чему-то или передачи знания, но как универсальный способ сосуществования человека с миром и другими людьми.
Игровая сущность искусства сложна и многогранна. Во-первых, игра как основа искусства – это способ раскрытия творческих способностей человека, его освобождение от социальных условностей и личных комплексов. Игра – сфера эмоционально насыщенного общения, поэтому она может объединить людей разных возрастов, различного социального статуса и профессии. Т.о., игра выступает как позитивное творческое начало.
Высшая ценность любой игры не только в результате, но и в самом процессе. Здесь важны 2 момента: острые эмоциональные переживания участников и наблюдателей и четко установленные правила. Поэтому в искусстве, как в игре важно, чтобы обе стороны не только были максимально вовлечены в игру, но и соблюдали правила игры.
Искусство – это художественная деятельность, основанная на мастерстве и умении. Искусство – это диалог с миром.
Искусство – бесконечно разное художественное достраивание мира по законам Правды, Добра и Красоты. По словам французского писателя М.Пруста: «Мир создавался не однажды, а столько раз, сколько появлялось великих произведений искусства». Благодаря искусству порождается принципиально новый феномен действительности. Искусство отличает небывалый уровень свободы творческого духа. В результате в художественном произведении невозможное в реальной действительности становится возможным, а должное - сущим.
В слове «искусство» заложено другое ключевое слово культуры: «искусность», индивидуальное мастерство – то, что отделяет креативную, духовную сущность человека от инстинктивной биологической запрограммированности Природы. Искусство рождается от удивления миром, от неудовлетворенности им, от острой потребности в самовыражении и собеседнике. Художественное чувство заложено в каждом человеке как его сущностная, родовая черта. Различается лишь «градус» художественности (великое искусство или посредственное, профессиональное или любительское).
Искусство всегда носит глубоко авторский характер, пронизано индивидуальностью своего создателя.
Искусство давно было осознано как эффективный способ трансляции идей, что рождало намерение поставить его себе на службу (политике, религии и пр.). Однако, сама природа искусства противилась такому использованию: для передачи уже готовых философских, религиозных или политических идей. Эти идеи все равно, так или иначе, преобразуются в сфере искусства, проходят интерпретацию, эмоц ионально окрашиваются в зависимости от художника.
Искусство стало уникальным средством восполнения неполноты и ограниченности обычной человеческой жизни. Искусство служит дополнением реальности своеобразной компенсацией нехватки чего-либо в жизни. Искусство удваивает реальность, а иногда пытается предложить ей замену. В искусстве человек как бы живет дополнительно искусственно сотворенной жизнью, помогает выплеснуть эмоции и восполнить их недостаток. Воспринимая художественное произведение, мы живем вместе с любимыми героями, качествами которых не обладаем. Т.е. наши нереализованные возможности компенсируются при общении с искусством.
Только в искусстве возможен особый эффект присутствия и самоотождествления с реалиями (событиями) художественной жизни; только здесь возникает возможность примерить на себя множество иных (художественных) жизненных судеб, исторических ситуаций. Тем самым, искусство «лепит», воспитывает личность («а я смог бы так?», «приемлю ли я это?» и т.п.), становясь действенным средством умножения жизненного кругозора и опыта человека. Искусство – это своеобразная «конденсация» культуры: в нем концентрированно представлено неизмеримо больше жизненных явлений, чем представляет нам жизнь в ее реальном измерении.
Сконцентрированная в искусстве жизнь воздействует на все «этажи» человеческого сознания: на разум, чувства, волю. Человеческие поступки, отображенные в произведении, предстают уже пройденными через призму общественных идеалов. Поэтому, искусство одновременно и изображает жизнь, и дает ей оценку, и учит, и моделирует.
Искусство – признанная форма «воспитания чувств» в человеке, особенно литература. В самом деле, именно искусство настраивало в человеке особую, высокую шкалу культурного отношения к жизни: признания в любви, красивого, поэтического восприятия природы, Родины и т.п.
Искусство – одна из форм образного познания жизни и человека. Одни формы общественного сознания опираются на мышление понятиями: это мир фактов, логики, теоретических абстракций. Таков путь философии и науки. Другие – на мышление образами, живыми, эмоциональными, цельными. Таковы миф, религия и искусство.
Понятийное мышление – вторично, искусственно, кратковременно, требует специальных логических усилий и специального терминологического аппарата исследования. Образное же мышление исходно, первично, естественно: с него и начиналось осмысление и освоение человеком мира. Именно образный мир – свой для человека. Не случайно, ситуация отдохновения, релаксации немедленно погружает человека в свободную игру воображения и ассоциативных параллелей. Даже речь наша – насквозь образна. Понятно, что «неба»» в строгом смысле слова нет, однако, смотрим мы «на небо», говорим: «снег кружится», «мороз рисует», «звезда упала», а «вулкан проснулся». Ничто не может изменить нашей потребности образно воспринимать и выражать мир. Это и создает вокруг нас ощущение обжитого, родного «культурного дома».
Наука основана на системе специализированного, дробного, расщепленного знания. Это – анализ в первую очередь, «чистое», рассудочное знание, т.к. целью его является проникновение в тайны материи. В свою очередь, философия тяготеет к обобщению и всеобщности, абстрагированию. И научное, и философское знание лишено эмоционально-чувственных характеристик, в нем нет, и не может быть «живого человека».
Искусство, кем и где бы оно ни создавалось или воспринималось, создает особое пространство. Художественное пространство пронизано различными границами: это может быть театральная рампа, рама картины, телевизионный экран, первая страница книги и так далее – все это разные варианты границы вымышленного и реального мира. Это хорошо видно на примере театра как особого пространства, в котором переплетается максимально возможное количество границ. Первое – «отграничение» реальное: театр как здание, совокупность разных сценографических объектов… Второе – «отграничение» культурное: человек приходит в театр, воспринимая его как особое культурное учреждение, в котором действуют определенные законы, правила поведения, традиции. Театр в этом случае выступает как особое замкнутое культурное пространство. Третье – «отграничение» художественное: театр как место, в котором «зарождается жизнь» в виде спектакля, оказываясь отграниченным от остального мира за счет переживания зрителями и актерами художественных образов в художественном пространстве. Способность преодолевать границы между своим восприятием мира и восприятием художника напрямую связана с подвижностью внутреннего мира человека.
Граница, разделяющая вымышленный и реальный мир, не может преодолеваться полностью, иначе это приводит к нарушению художественного пространства и исчезновению искусства. Очень важно для потребителя продукта художественной культуры понимать, что этот продукт – не реальность, а лишь авторское видение реальности. Иначе – игра может приниматься за реальность и вызвать неадекватную реакцию.
Искусство – это «изображение жизни в форме самой жизни», когда порождается небывалый эффект жизненной правды, а художественные истории эмоционально переживаются как самые настоящие. А.С.Пушкин сказал, что в искусстве доминируют три главные эмоции – Смех, Жалость, Ужас, породившие целую палитру художественных жанров (комедия, трагедия, мелодрама).
Искусство на протяжении всей истории мировой культуры является специфической системой накопления и передачи опыта в особой языковой системе, использующей в качестве инструментов цвет, ритм, формы, объемы, звуки и т.д. Информация хранится в образах, знаках, символах, в текстах и вещах и т.д. Существуют институты, занимающиеся накоплением и сохранением культурной информации: музей, галерея, театр, филармония. Т.е., художественная культура – естественная память общества, коллективная память и индивидуальные впечатления.
Т.о., искусство – особая, художественная «знаковая система», по - своему соединяющая субъекта с внешним миром, благодаря которой человек упорядочивает, истолковывает и осмысливает мир. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо научиться, прежде, чем он станет понятен. Язык искусства – неповторим, само искусство – поле экспериментов, прибежище талантов и гениев, творящих новые правила и формы. Художник взрывает существующие художественные границы и одновременно он - производная величина своей культуры, ограниченный ценностно-нормативной базой искусства своего времени.
Искусство стало результатом двух встречных процессов в деятельности человека: внешнего: через труд, познание. Общение и оценку и внутреннего: через самосозидание, самопознание, самообщение (внутренний диалог), самооценку.
В художественном произведении социально значимое субъективируется, принимает личностную форму (тысячи возможных жизней собираются в едином «Я» автора), а затем этот обогащенный художественно-авторский опыт возвращается к людям, публике.
У искусства 2 главные особенности: его мир – не есть сугубо порождение чистого вымысла, он всегда воспринимается как реальность, настоящая жизнь. Но одновременно эта реальность – лишь более или менее правдоподобное изображение жизни, но не сама жизнь. Художник интуитивно вкладывает в свое произведение и нечто, идущее из сферы бессознательного. В результате подлинное произведение искусства содержит неисчерпаемость истолкований, будто автору было присуще бесконечное количество замыслов. Зачем же необходимо человеку искусство? В отличие от других видов деятельности искусство – это выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. Только в искусстве человек свободно и полновластно творит особый мир, так же как творит свой мир природа. В отличие от научного, «фрагментарного», «специального» мышления о мире, искусство активизирует в человеке все его духовные силы: и ум, и интуицию, и чувства, и воображение.
Искусство реализует потребность человека в диалоге (про себя). Искусство и рождается как диалог: произведение это исповедь автора о том, что гнетет его дух, о том, каким должен быть мир. Искусство не создается самодовольными людьми, а только людьми, способными удивляться миру, ищущими, переживающими. Освобождение достигается через исповедь, через приобщению к своим мыслям других людей, способных к сопереживанию. В этом – великая этическая миссия искусства. Эффект катарсиса в искусстве означает духовное сопереживание художественной истории и как результат – собственное морально-эстетическое самоосвобождение, самоочищение.
Диалогическая функция напрямую связана с функцией обновления культуры. Искусство – есть диалог автора и зрителя (слушателя, читателя), в результате которого появляется нечто новое (эмоция, идея, мысль, смысл). Т.о., каждая встреча с искусством потенциально является своеобразным экспериментом.
Т.о., восприятие произведения искусства – это всегда диалог: обе стороны соучаствуют в обмене идеями. Произведение искусства становится посредником между автором и зрителем, одновременно являющимся соавтором.
Главным механизмом создания произведений искусства является открытие автором художественных образов.
Что же такое художественный образ?
Чтобы быть общедоступным, художественный образ должен обладать узнаваемой формой, но при этом не потерять своей уникальности. Художественный образ является наглядным, т.е. доступным для восприятия и чувственным, т.е. непосредственно воздействующим на чувства человека. Т.о., он выступает как наглядно-образное воссоздание реальной жизни.
Художественный образ может быть разным по масштабу и уровню обобщения (микрообраз, макрообраз, мегаобраз). Художественная образность одновременно и жизненно конкретна и типизирована (Остап Бендер, Дон Кихот, Е.Онегин – и индивидуальны, неповторимы, и узнаваемы, типичны для своего времени). Для художника важно ухватить и отразить срез жизни в целом.
Таким образом, в художественном образе сбалансированы индивидуальное и типическое, этнонациональное и общечеловеческое, рационально-логическое и эмоциональное (А.Блок: «И хлад ума, и жар души»). Типизация стала для искусства средством выявления сущностного в многообразных и изменчивых явлениях жизни.
С точки зрения способа бытия художественный образ есть единство чувственных, материальных и смысловых, идеальных аспектов. Так, скульптура О.Родена «Мыслитель» представляет из себя художественный образ в единстве внутреннего духовного содержания (мучительно рефлексирующий человек) и внешнего материального, бронзового воплощения.
У каждого художника – своё отношение к действительности, свой «магический кристалл» личного восприятия и отражения жизни. Только фиксируя жизненно-значимое, существенное, а не случайное, совершается художественное открытие. Художественное творчество – это единство противоположных сторон: отражения и созидания. Материальное превращается в идеальное, а затем идеальное вновь трансформируется в материальное, но на качественно новом (художественном) уровне. Таким образом, осуществляется: 1) «общее через личностное»; 2) «общее в форме индивидуального и конкретного».
Никакой иной способ познания, кроме художественного, не даёт эффекта непосредственного присутствия при восприятии изображаемого. Художественный образ эмоционально окрашен и реально представим. Конкретный эпизод или единичное происшествие («Собачье сердце» М.Булгакова, «Котлован» А.Платонова, рассказы А.Чехова…) могут одновременно раскрывать смысл грандиозных социальных потрясений.
Художественный образ обладает способностью достраиваться в сознании адресата, достраиваться силой его собственного воображения. Восприятие художественного образа помогает извлечь из нашего сознания мир ранее неведомых нам мыслей, чувств, эмоций. Автор (художник) нажимает лишь три клавиши, а в сознании его адресата должна зазвучать целая мелодия, только найти эти три искомые клавиши – удел гениев. «Великое – в малом», «Чтоб словам было тесно, а мыслям просторно», «Искусство рождается в неволе, а умирает на свободе»- вот принципы искусства.
Концентрированному образному обобщению сложных процессов действительности способствуют различные операции с художественным временем (остановки, растягивания, поворот вспять, начало «с конца», соединение различных временных потоков и т.п.) и пространством. М. Бахтин ввел понятие художественного «времени-пространства» или «хронотопа» в произведении.
Творчество и восприятие произведений искусства немыслимо без богатства художественного воображения. Согласно Й.Гете, художественное воображение – это «фантазия об истинности реального». Художественный образ с трудом, если вообще поддается объяснению и пониманию со стороны. Он не доступен аналитическому расчленению по частям (деталям). «Разобранные детали» художественного образа ничего не дают к объяснению его феномена. Существует «тайна образа». Но существует и общая «формула» художественного созидания: «всё через немногое», свобода через художественное самоограничение. «Болтливая обстоятельность» свойственна лишь ремесленникам от искусства. Гений назовёт лишь минимум штрихов создаваемого образа («тайна отбора»), но таких, которые в адресате искусства вызовут представление о его полножизненном и всеобъемлющем богатстве и многогранности. Один (автор) стимулирует творческое воображение других (читателей, слушателей, зрителей). Нажатие «3-х клавиш» вызывает звучание – в нас – целой симфонии»:
«… У тётушки княжны Елены
Всё тот же тюлевый чепец,
Всё белится Лукерья Львовна,
Всё так же лжёт Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семён Петрович так же скуп,
У Пелагеи Николаевны всё тот же друг мосье Финмуш
и тот же шпиц, и тот же муж…»
(здесь: художественное обобщение в нескольких штрихах застоявшейся московской дворянской среды «скучных тётушек», куда попадает Т.Ларина в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина).
Т.о., возникает феномен художественного со-участия адресата в произведении.
Если автор всё делает за адресата, «тычет» ему готовые выводы, перечисляет массу ненужных признаков и лишних эпитетов, то, перегруженный такой информацией, художественный текст теряет свою «художественность». Искусство, как и все настоящие человеческие чувства, строится скорее на недомолвках. Великие художественные образы демонстрируют и возможность видеть в «банальном» неповторимое (например, эпизод образа Лунной ночи в чеховской «Чайке»).
Таким образом, избранный художником «волшебный признак» способен безошибочно мобилизовать множество других, отражение которых хранятся в «кладовых памяти» нашего личного жизненного опыта.
Создавая художественные образы, художник в этот момент полностью в них вживается. Этому помогает воображение и личный жизненный опыт. Не пережитый лично, образ не будет обладать необходимой степенью убедительности.
Так, Г.Флобер, описывая в романе сцену отравления Эммы Бовари, ощутил в тот момент вкус мышьяка во рту и действительно сам чувствовал себя очень плохо. П.Чайковский, сочиняя музыкальную сцену смерти графини в опере «Пиковая дама», ощущал в этот момент весь ужас положения своего героя Германа и, по собственному признанию, плакал.
Однако, полное самоотождествление себя с создаваемыми героями опасно для автора: необходима всё же «дистанция», ощущение невидимой грани реального и условного миров, присутствие голоса собственного «Я». Психологическое «раздвоение» автора вызвано необходимостью внешнего самоконтроля, самокритики.
Поэтому то, в создании художественного образа так велика роль воображения: просто житейский опыт, наблюдение или реальная история, как бы захватывающа она не была, не дают ничего готового. Всё должно быть найдено самим художником. Только художественное воображение перечеркнёт неважное, выделит существенное во имя целостности, живой убедительности образа.
М.Гончаров: «Художественная правда и правда действительности не одно и то же. Учёный ничего не создаёт, а открывает готовую и скрытую в природе правду, а художник создаёт подобие правды, т.е. наблюдаемая им правда отражается в его фантазии и он переносит эти отражения в своё произведение. Явление, переносимое целиком из жизни в произведение, потеряет истинность действительности и не станет художественной правдой».
Э.Делакруа видел в природе «Словарь», в котором художник ищет нужные «слова» для своей поэмы.
Л.Толстой: «Я думаю, если писать прямо с натуры одного какого-либо человека, то это выйдет совсем не типично, а получится нечто единичное, исключительное и неинтересное. Нужно наблюдать многих людей, чтобы создать определённый тип».
Не случайно, любил бесцельно бродить по Петербургу Ф.Достоевский, присматриваясь к незнакомым прохожим, изучая по их лицам характеры, рисуя в воображении возможные жизненные судьбы. Любил ходить в лондонские предместья и Ч.Диккенс. Гельвеций писал: «Гений – это продолженное внимание».
А.Пушкин рассказывал Вяземскому, что если ему нравилась на балу какая-то женщина, то уходя, он мысленно моделировал дальнейшую ситуацию знакомства, продолжал быть с нею…
Значимость реального житейского опыта для автора очень велика: так, Бальзак служил у адвоката, занимался торговлей, был печатником и пивоваром, участвовал в судебных процессах, имел дело с ростовщиками и к возрасту 29 лет собрал колоссальный материал для написания своей «Человеческой комедии».
У художника обострённое чувство памяти (закон «психологического сохранения»). Здесь действует принцип: «Найти – значит вспомнить». В частности, у него обострена «ассоциативная память».
Историография нередко воспроизводит прошлое фрагментарно, произвольно, тенденциозно толкует ход событий. Художественное же произведение, в свою очередь, вносит в мир исторических фактов порядок, последовательность, сближает разъединённое, делает всеобщее – индивидуально сопричастным, показывает внутреннее единство событий, концентрирует в немногих образах и типических ситуациях главные силы эпохи. Тем самым, художник в своем произведении приводит в порядок «хаос» окружающего мира.
И.Гете: «Искусство не стремится состязаться с природой во всей её широте и глубине, оно держится на поверхности явлений природы, но у него есть своя собственная глубина, своя собственная сила. Оно фиксирует высочайшие моменты этих поверхностных явлений, обнаруживая то, что в них есть закономерного – совершенство целесообразных пропорций, вершину красоты, достоинство смыслового значения, высоту страстей. Так, художник, признательный природе, которая произвела и его самого, приносит ей обратно некую вторую природу, но природу, рождённую из чувства и мысли, природу, человечески завершенную».
Во имя создания убедительного художественного образа Художник вправе и отступить от исторической достоверности (таковы, например, драма «Борис Годунов» А.Пушкина и одноименная опера М.Мусоргского, такова картина «Утро стрелецкой казни» Сурикова). Художник вправе отказаться от «фотографической точности» изображения ( например, в картине «Меньшиков в Березове» Сурикова).
Т.о., в искусстве своя – художественная правда, которая никогда не совпадает с реальной. Искусство не существует вне условности, поскольку у него своя природа, свои законы создания и восприятия. Условность означает нетождественность искусства – реальности. Происходит создание новой – художественной реальности, но создание психологическое. Стремление некоторых авторов к абсолютному жизненному правдоподобию в искусстве оборачивается чудовищной фальшью. Об этом отлично сказал Г.Гегель: «Существуют портреты, до отвратительности похожие».
Искусство выработало свои законы отражения и восприятия мира. Где нашли свое место и фантастика, и гротеск, и абсурд. Но познание сущности жизни от этого способно стать более глубоким, сущностным. Задача искусства не копировать жизнь, но проникать в него, передавая, - по словам О. де Бальзака, - «не букву, но дух событий»,
Формула восприятия искусства превосходно передана А.С.Пушкиным: «Над вымыслом слезами обольюсь».
Произведения искусства возникают во времени, а существуют вне времени. Искусство призвано поддерживать в людях чувство исторической памяти, способствовать диалогу ушедших и будущих поколений. Искусство показывает, что в истории преходяще, а что вечно. Поэтому, произведения искусства не способны состариться, они всегда будут актуальны: одновременно и несут дух своего времени, и способны к новому историческому прочтению, новой художественной интерпретации.
Настоящее искусство не опускается до уровня обслуживания низменных вкусов толпы. Оно не угодничает перед властью, не служит частным политическим интересам, в противном случае оно становится ангажированным или конъюнктурным.
Главная тема искусства – ускользающая из жизни человечность. Речь идет о драме людского равнодушия, малодушия, предательства. Однако, художник всегда (явно или неявно) предлагает для своего адресата-собеседника пути выхода из самой тяжелой жизненной ситуации. Поэтому, искусство – это всегда художественное человековедение.
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 2491;