Тема. Государство и право южных и западных славян (Болгария, Польша, Сербия, Чехия) в Средние века

Оформление государственности и формирование феодальных отношений на территории Польских земель произошло на рубеже IX-X вв.

В X-XI вв. раннефеодальное Польское государство усилилось, превратившись в одно из крупных государств в Восточной Европе. При сыне Мешко I Болеславе I Храбром (992-1025 гг.) после присоединения в 999г. Кракова и Краковской земли процесс объединения польских земель завершился. В 996г. Польша принимает христианство. Вслед за тем в 1000 г. Болеславу удалось добиться согласия императора на утверждение архиепископства Польши. Происходят значительные сдвиги в классовой структуре польского общества, сопровождаемые ростом крупного землевладения. Феодалы в Польше назывались можновладцы – нобили, рыцари и духовенство. Можновладцы и духовенство имели земли в пожизненном владении, а рыцари – на условиях несения военной службы. То есть, светские и духовные феодалы являлись феодальной знатью, рыцари же составляли служилую прослойку феодального класса.

Раннефеодальное государство Чехия берет свое начало от Великоморавского княжества, возникшего в начале IX в. Еще до падения Великой Моравии из ее состава выделяется часть Чешских земель, образовавших в дальнейшем Чешское княжество с центром в г. Праге.

Князь Барживой из рода Пржемысловичей покорил племена проживавшие на территории Чехии. В 895 г. Пржемысловичи перестали подчиняться Великоморавскому государству. Болеслав I (935-967 гг.) подчинил большинство чешских племен, а при его приемнике Болеслава II (967-999) границы государства расширились до рубежей Киевской Руси.

Княжество Пржемысловичей развивалось в обстановке постоянной борьбы с Германской империей. В 1041 г. князь Бржемыслов I (1037-1055г.) был вынужден присягнуть на верность императору Генриху III. С этого времени Чехия хоть и вошла в состав Священной Римской империи германской нации, но фактически сохранила свою внутреннюю независимость.

Процесс феодализации в Чехии начался в IX-X вв. Основным видом собственности стала феодальная земельная собственность в форме крупного землевладения. Класс феодалов был организован в феодальную иерархию. Самым крупным землевладельцем стало католическое духовенство. К светским феодалам принадлежали крупные землевладельцы – паны (произошли от племенных вождей) и хоруговые. Средние и мелкие феодалы назывались владыками и земанами. Эти два слоя феодалов объединялись общим названием – шляхта. Феодалы были жалованы грамотами, закрепляющими иммунитет землевладения.

Во главе Болгарского государства стоял монарх, именовавшийся раньше ханом, по-славянски – князем. Власть передовалась по наследству от отца к сыну или брату. Князь являлся верховным главнокомандующим, высшим законодателем и судьёй, а также верховным жрецом. Для решения наиболее важных вопросов созывались “конвенты” – съезды “всех болгар”, т.е. съезды болгарской знати.

В X в.в. в годы правления Симеона(893 – 927 г.) государство достигло зенита своего политического могущества и максимальной централизации, а сам Семеон впервые в болгарской истории принял титул царя. Войны царя против Византии привели к значительному увеличению территории Болгарии. Её владения простирались от Чёрного моря до Адриотического, северная граница – далеко за Дунаем.

Развитие феодальных отношений способствовало росту центробежных стремлений феодалов Болгарии.

В Сербии среди всех источников права важное значение имел Законник Стефана Душана, принятый в 1349 г. на Соборе сербской феодальной знати в г. Скопле. Основное внимание в нем было уделено уголовному праву и судопроизводству. В 1354 г. к Законнику были приняты добавления. Законник предусматривал религиозные преступления, преступления против государства (разбой и др.). Превалировали в качестве наказания не штрафы, а членовредительские наказания, различные формы смертной казни. В Законнике основными способами доказывания являлись свидетельские показания, соприсяжничество, поединок, ордалий.

После смерти Стефана Душана Сербия попала в зависимость от Турции. В XV в. были ликвидированы остатки сербской независимости. Во время турецкого владычества на территории Сербии в качестве главного источника права был распространен шариат.








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 691;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.