Древнерусское государство и право

У восточных славян высшей ступенью развития первобытнообщинного строя явилась военная демократия. Для ведения войны и обороны стали образовываться союзы племен со значительными территориями. Их было около 14: тиверцы, древляне, волыняне, поляне, уличи, бужане, хорваты, дулебы, северяне, вятичи, радимичи, кривичи, ильменьские славяне.

Большую роль в союзах племен играли предводители -вожди и дружина, т.е. отряд боеспособных воинов. Дружинники были связаны родовыми и имущественными интересами. Народные собрания, советы старейшин постепенно преобразовываются в правление предводителя-князя, поддерживаемого дружиной. Таким образом, существовавшие ранее органы общественного управления, трансформировались в органы государственного управления. Так появляется публичная власть в лице князя.

Возникает вопрос, почему у восточных славян после разложения первобытнообщинного строя не возникло рабство? Этому не позволили следующие условия:

1. Холодные климатические условия, в которых содержание

раба дорого обходилось бы хозяевам.

2. Значительно высокое развитие орудий для пашенного земледелия и не было необходимости применять массовый труд рабов.

3. Задерживала развитие рабство и сама община селян.

4. Не было источника рабства, т.е. близко заселенных территорий. Племена жили достаточно изолировано.

Далее союзы племен объединяются в союзы союзов. Истории известны 3 таких союза:

Куяба - южные поляне, в центре - Киев.

Славия - словены Новгород.

Артания - вятичи - Рязань.

Начало древнерусского государства положила область славян Среднего Приднестровья, так называемая Куяба. Древние традиции, давние связи с экономическими и культурными центрами северного Причерноморья, влияние Рима и Византии не могли не выделить этот край среди остальных восточно-славянских земель.

В "Повести временных лет" указывается, что Киевское княжество было основано потомками князя Кия, который впервые не заплатил дань хазарам, то есть дал отпор.

Традиционно 882-ой год считается годом образования Древнерусского государства. Киевское княжество объединилось с Новгородом под названием Киевская Русь. Это событие связано с именем Олега, предпринявшего поход на Киев.

Существует, так называемая, норманская теория возникновения Древнерусского государства. В основе этой теории лежит легенда о призвании варяжских князей для правления в Киевскую Русь.

Действительно, в Новгородской летописи существует предание о том, что какой-то старейшина Новгорода по имени Гостомысл пригласил на помощь в борьбе с другими старейшинами варяжского викинга Рюрика. Викинг овладел Новгородом и правил там 3 года. Произошло это путем переворота, помимо воли и желания самих новгородцев.

Позже в других летописях упоминается, что у Рюрика было еще 2 брата, которые стали княжить на Руси. Потом появились сведения того, что слово «Русь» вообще не славянского происхождения, а так называлось племя викингов. Можно сделать вывод, что сведения о норманском происхождении Руси вымышленные. Такие измышления также объяснялись необходимостью противопоставить Русь Византии, которая стремилась к господству над Русью, и показать «заморское» происхождение русских князей.

Так же норманская теория проявила свою несостоятельность и в том, что Скандинавские страны IX-XI веков по уровню экономического, общественно-политического развития были не выше Руси, а далее ниже. Не может быть и речи о культурной колонизации Руси варягами.

2 Общественный строй Киевской Руси.

В структуру общества включались:

феодалы;

свободные общинники;

свободное городское население;

феодально-зависимое население.

С момента образования Древнерусского государства (IX век) зафиксировано в письменных источниках появление феодальной собственности.

Развитие феодализма привело к тому, что только князья, бояре и церковь имели право собственности на землю.

Появился институт полюдье - это прямое внеэкономическое принуждение населения.

Хозяйственным центром феодальных владений был феодальный двор. В зависимости от иерархической структуры феодального общества дворы делились на:

Великокняжеский. Находился в Киеве. Мог быть и в других городах. Управлял великокняжеским двором - тиун. Там же проживали дружинники, челядь и т. д. Приближенные ко двору князья - огнищане - огнище - очаг - дом.

Дворы местных князей. Например, Новгород, Чернигов, Смоленск, Ростов.

Дворы бояр. Образовывались за счет княжеских пожалований и захвата пустых земель.

Большими земельными собственниками становятся церкви за счет дарений князей и бояр, и захвата земель свободных общинников.

2. Свободные общинники.

В письменных источниках того времени употребляется термин «люди», который обозначал, все свободное население. Кроме феодальной собственности на землю существовала и общинная собственность на землю. В начале дань уплачивали с

дома. Потом с владельца каждого земельного участка в зависимости от размера и плодородности земли. Размеры податей были очень высоки и это вело к разорению крестьянства. Так происходил процесс установления феодальной зависимости. Смерды - незначительная группа, промежуточная между людьми князя и "людьми".

В Русской правде «свободные общинники» носят название смердов. Смерды обладали своим хозяйством, имели землю, скот. Занимались земледелием или вели лесные промыслы (бортничество). Смерды могли передавать свое имущество по наследству, то есть имели гражданские права. Достаточно высокий штраф за причинение «муки» смерду дает основание полагать, что смерды - свободные люди.

3. Свободные горожане.

Городская аристократия; ,

- князья;

- бояре;

- духовенство;

- купцы;

низы:

- ремесленники;

- мелкие торговцы;

- духовенство.

В основном городские низы были лично свободными и платили налоги в казну и должны были участвовать в общих делах города (строить городские укрепления, мосты и т. д.)

4. Феодально-зависимое население.

1) Закуп - это человек, попавший в долговую кабалу и обязанный своей работой в хозяйстве землевладельца вернуть полученную у него «купу». За побег или кражу он превращался в холопа. Землевладельцы требовали купу в увеличенном размере, работа являлась платой по процентам, но не погашала купу.

2) Изгои - выбитые из привычной колеи, эта группа

образовывалась за счет выкупившихся холопов. Они несли

феодальную зависимость от бояр, князей, церквей. Ими заселяли

села. Изгои несли отработочную и продуктовую ренту.

3) Челядь и холопы. Челядь - военнопленный раб. Бесправны. Холоп - соплеменник (продажа в рабство, женитьба.

на рабе, побег закупа). За них отвечали хозяева. Холопы могли быть свидетелями в суде.

3 Государственный строй

Древнерусское государство существовало с IX по XII века как раннефеодальная монархия. Отношения в обществе основывались на сюзеренитете-вассалитете.

Возглавлял государственную власть Великий Киевский князь.

Функции:

Князь является военным вождем, организатором, и командующим военными силами.

Защита внешних границ (организация сторожевой службы, строительство укреплений).

Дипломатическое достижение внешней безопасности.

Руководство строительством дорог, мостов.

Юрисдикционная.

Способствование распространению христианства.

Материально обеспечение духовенства.

Князь имел свою администрацию в лице посадников, их функции:

юрисдикционная;

сбор различных пошлин;

ведание политическими делами;

руководство военными силами: города.

При князе существовал феодальный совет старейшин.

Местные князья.

Местные князья находились в послушании от Великого Киевского князя, выставляли по его зову войска, передавали ему часть собираемой с подвластной территории дани.

Позже князьями становятся сыновья Великого князя, чтобы обеспечить единство политики. Местные династии меняются.

Местные князья возглавляли администрацию и войско. К ним перешло и право суда.

Итак, сложилась дворцово-вотчинная система управления. Это означает, что уже нет различия между органами управления государственными и личными делами князя, и всякий, кто входил в состав двора (княжеского или боярского) и ведал какой-нибудь отраслью хозяйства, мог осуществлять и государственные функции. Дворцово-вотчинная система являлась главным признаком феодального землевладения, так как вся власть, в том числе и судебная, принадлежала собственнику земли.

До нас дошли сведения о следующих административных лицах при феодальном дворе:

Воевода - руководитель вооруженных сил княжества;

Тиун-огнищный - управлял княжеским двором и выполнял по поручению государственные функции;

Тиун конюший - обеспечивал княжеское войско конским составом.

Старшие дружинники стали называться боярами и оседать на земле. Со временем они превратились в крупных землевладельцев. Между ними и князьями устанавливались вассальные отношения.

После введения христианства на Руси церковь становится крупным земельным собственником. Еще при князе Владимире Святославовиче устанавливается налог в размере 1/10 части княжеских доходов, взимаемый в пользу церкви. Священнослужители наделялись большими полномочиями в государственном управлении. Например, осуществляли контроль в торговле за правильностью торговых мер.

Образовался высший орган государственной власти - снемы т.е. съезды князей, бояр., иногда церковной знати.

Функции снемов:

законодательная;

объявление войны и мира;

распределение подданных территорий;

определение мер по охране торговых путей.

Продолжало также действовать народное собрание - вече. Но вече уже не племенная сходка, а собрание горожан.

Особую роль играло вече в Новгороде и Пскове.

Функции вече:

комплектование народных ополчений во время осады города;

выражение протеста против политики князя и решения примириться.

Собирается редко. Вече постепенно отмирает.

Для защиты свободных крестьян и осуществления местного самоуправления существовала вервь - крестьянская община, объединяющая несколько населенных пунктов.

В судебную систему Киевской Руси входили: Великий князь (место суда - княжеский двор). Пополнялась казна.

Представители местной администрации (посадники).

Суды землевладельцев (вотчинные суды).

Церковный суд (епископы, митрополиты). Рассматривали дела относительно монахов, населения, зависящего от монастырей, дела о брачно-семейных отношениях, о колдунах и т. д.

Общинный суд - существовал в крестьянских общинах. Там, где все крестьяне были связаны круговой порукой перед феодалами.

Можно сделать вывод о том, что укрепление земельных частных владений вело к усилению княжеской раздробленности.

Становление древнерусского права "Русская правда"

Русскую Правду можно определить как кодекс частного права — все ее субъекты явля­ются физическими лицами, по­нятия юридического лица закон еще не знает. С этим свя­заны некоторые особенности кодификации. Среди видов преступ­лений, предусмотрен­ных Русской Правдой, нет преступлений против государства. Однако это не означает, что выступления против княжеской власти проходили безнаказанно. Просто в таких случаях применялась непосредственная расправа без суда и следствия. Личность самого князя как объекта пре­ступного посягательства рассматривалась в качестве физиче­ского лица, отличавшегося от других только более высоким по­ложением и привилегиями.

Уголовное правонарушение не отграничива­лось в законе от гражданско-правового. Объектами преступ­ления были личность и имущество. Понятия преступления не существовало, под преступлением понималась «обида», имущественный или моральный ущерб.

Объективная сторона пре­ступ­ления распадалась на две стадии: покушение на преступ­ление (например, наказывался человек, обнаживший меч, но не ударивший) и оконченное преступление. Закон наме­чал по­нятие соучастия (упомянут случай разбойного нападения «ско­пом»). ноете не разделял ролей соучастников (подстрекатель, укрыватель и т.д.). В Русской Правде уже суще­ствует представление о превышении пределов необходимой обороны (если вора убьют после его задержания, спустя неко­торое время, когда непосредственная опас­ность в его действи­ях уже отпала). К смягчающим обстоятельствам закон относил со­стояние опьянения преступника, к отягчающим — корыст­ный умысел. Законодатель знал понятие рецидива, повторности преступления (в случае конокрадства).

В Русской Правде отражены только два вида преступлений: против личности (убийство, телесные повреждения, оскорбления, побои) и против собственности (разбой, кража, нарушение земельных границ, не законное пользование чужим имуществом). Закон защищал интересы индивидуума, который, выделившись из общинной системы, нуждался в охране как своей личности, таки своего хозяйства..

Первичная форма наказания в Древней Руси — месть, осуществляемая потерпевшим и его ближними. Сначала она был, крайне неравномерна, так как определялась степе­нью разгневанного чувства и силами пострадавших. Позднее месть начинает подвер­гаться различным ограничениям, благодаря которым при­обретает публичный характер, потому что подлежит контролю общественной власти. Ограничения мести сводятся: к сокраще­нию числа преступлений, за которые допускается месть, уста­новлению срока, в течение которого можно мстить, сужению круга мстителей.

«Русская Правда» знает месть за убийство, увечья, кровавые» синие раны, даже за удар рукой или каким-либо не воинским оружием, а также за кражу. За увечья мстят дети, за раны и побои может мстить лишь сам потерпевший и притом только вслед за нанесением удара.

«Русская Правда» Пространной редакции упоминает только о мести за убийство и кражу и не облагает наказанием того, кто ткнет мечом за причиненный удар. Все случаи правонарушений из мести могли подлежать судебной оценке. Суд проверял соблю­дение правил мести. При этом сам суд мог присудить месть. На­мек на послесудную месть со­держится в Краткой редакции «Правды» и в летописном рассказе о суде над суздаль­скими кудес­никами. Помимо указанных ограничений, важную роль в смягче­нии мести играло право убежища. Местами убежищ прежде всего являлись церкви, о чем сохра­нилось несколько летописных указа­ний. «Русская Правда» в одном случае упоминает об убежище 8 частном доме: холоп, ударивший свободного, мог укрыться в хо­ромах, и господин мог его не выдать.

Постепенно ограничиваемая месть все более и более вытесня­ется системой выку­пов.

Выкуп — это денежное вознаграждение, уплачиваемое право­нарушителем и его родственниками потерпевшему и его ближним при условии отказа их от мести. Такая замена одного обычая другим. по существу противоположным, могла произойти лишь постепенно. Отказ от мести сопровождался при этом обрядами, устранявшими всякое подозрение в трусости перед противником.

Упрочившись, выкупы слагаются в довольно сложную систе­му правил. Размеры вы­купа, определяемые сначала соглашением сторон, постепенно фиксируются соответст­венно причиненным ущербам. Вмешательство общественной власти в систему выкупа влечет за собой установление штрафов и в пользу власти, и в пользу пострадавших. Так возникают: вира — штраф за убийство, поступающий в пользу князя; плата за голову, головщизна или головничество, поступающая в пользу родственников убитого;

продажа — штраф за другие правонарушения, кроме убийства и увечья (за увечье взымалось полувирье), также взимаемый в пользу князя.

В пользу потерпевших от других преступлений, помимо убийств, уплачивался урок, протор, пагуба и т.п. Система выкупов - господствующая форма наказания по «Русской Правде» и со­временным ей памятникам, но не единственная.

В «Русской Правде», кроме мести, упоминается наказание, назначаемое за убийство в разбое, поджог и казнокрадство,— это поток и разграбление.

Разграбление означало насильственное изъятие имущества. Поток же предусматривал различные формы личных наказа­ний: изгнание, обращение в рабство и даже убийство. Отсюда могли развиться такие формы наказания, как смертная казнь, те­лесные наказа­ния и лишение свободы, известные у нас по визан­тийским образцам после принятия христианства. Уже Владимиру епископы советовали казнить разбойников, хотя потом они же предложили восстановить старый порядок взымания вир. В лето­писях, однако, можно найти и указания, что осужденные на смерть могли от нее откупиться.

 

Право собственности, наследственное и обязательственное право. Древнерусское законодательство знало довольно развитую систе­му норм, регулирующих имущественные отношения. В законе отражаются отношения собственности, предусмотрена правовая защита как недвижимого, так и движимого имущества. Фе­одализм характеризуется наличием полной собственности феодала на средства производства и неполной собственности на работника. При этом феодально-зависимый крестьянин также наделен определенны­ми средствами производства. Феодальная собственность на Руси воз­никает на базе распада первобытнообщинных отношений.

Обязательства возникали из причинения вреда и из догово­ров. Например, человек, нанесший ранение другому человеку, кроме уголовного штрафа должен был оплатить убытки потерпевшего, в том числе услуги врача. Для древнерусского обязательственного права характерно обра­щение взыскания не только на имущество, но и на саму личность долж­ника, а порой даже на его жену и на детей. Так, злостного банкрота можно было продать в холопы.

Русская Правда знает определенную систему договоров. Наибо­лее полно регламентирован договор займа. Это явилось следствием восстания киевских низов в 1113 г. против ростовщиков. Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению процентов по долгам, несколько ограничив ап­петиты ростовщиков. Закон в виде объекта займа предусматривает не только деньги, но и хлеб, мед. Существуют три вида займа: обычный (бытовой) заем, заем, совершаемый между купцами, с упрощенными формальностями, заем с самозакладом — закупничество. Постановления о займах различают заём с процентами и без процентов. Заём с процентами, превышающий три гривны, требовал свидетелей, удостоверяющих договор в случае спора. В займах до трёх гривен ответчик очищал себя присягой. В статьях о ''резе'' – процентах упоминаются займы денег, люда и жита, соответственно которым проценты называются резом, наставом и присопом. Проценты были месячные третные и годовые.

В Русской Правде упоминается и договор купли-продажи. Закон больше всего интересуют случаи купли-продажи холопов, а также кра­деного имущества.

Русская Правда упоминает также о договоре хранения (поклажи). Поклажа рассматривалась как дружеская услуга, была безвозмездной и не требовала формальностей при заключении договора.

Феодализму не свойствен наемный труд. Тем не менее, Русская Правда упоминает об одном случае договора личного найма: наем в тиуны (слуги) или ключники. Если человек поступал на такую работу без специального договора, он автоматически становился холопом. В законе упоминается также о наймите, однако некоторые исследовате­ли отождествляют его с закупом.

Можно, очевидно, говорить о существовании в Древнерусском государстве договоров перевозки, а также комиссии. Русская Правда в статье 54 упоминает о купце, который мог пропить, проиграть или испортить чужой товар, данный ему то ли для перевозки, то ли для продажи. Отчетливо виден договор комиссии в следующей статье, где иностранный купец поручает русскому продать на местном торге свои товары.

Уже краткая редакция Русской Правды содержит «Урок мостникам», где регламентируется договор подряда на сооружение или ре­монт моста. Исследователи полагают, что закон имеет в виду не толь­ко мосты, но и городские мостовые. Археологи нашли, например, в Новгороде многочисленные деревянные мостовые. Интересно, что этот элемент городского благоустройства возник в Новгороде раньше, чем в Париже.

Надо полагать, что на Руси существовал такой древний договор, как мена. Договоры купли-продажи и мены признавались действительными, когда совершались между людьми трезвыми, а кто покупал, продавал или менял что-либо в пьяном состоянии, тот, протрезвившись, имел право требовать аннулирования совершённой сделки. То же можно ска­зать и об имущественном найме.

Другим условием действительности договора купли-продажи было отсутствие пороков продаваемой вещи.

Порядок заключения договоров был преимущественно простым. Обычно применялась устная форма с совершением некоторые симво­лических действий, рукобитья, связывания рук и т. п. В некоторых случаях требовались свидетели. Имеются определенные сведения и о зарождении письменной формы заключения договора о недвижи­мости.

Наследственное право характеризовалось, открыто классовым подходом законодателя. Так, у бояр и дружинников насле­довать могли и дочери, у смердов же при отсутствии сыновей имущес­тво считалось выморочным и поступало в пользу князя. В науке был спорен вопрос о существовании в Древней Руси наследования по заве­щанию. На мой взгляд, следует согласиться с теми авторами, которые решают данный вопрос положительно. На это указывают законода­тельство, а также практика. Завещания были, конечно, устными.

При наследовании по закону, т. е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего. При их наличии дочери не получали ниче­го. На наследников возлагалась лишь обязанность выдать сестер за­муж. Наследственная масса делилась, очевидно, поровну, но младший сын имел преимущество, — он получал двор отца. Незаконные, дети наследственных прав не имели, но если их матерью была роба-налож­ница, то они вместе с ней получали свободу.

В законодательстве нет указаний на наследование восходящих родственников (родители после детей), а также боковых (братьев, сес­тер). Другие источники дают основание предполагать, что первое ис­ключалось, а второе допускалось.

Закон нигде не говорит о наследовании мужа после жены. Жена тоже не наследует после мужа, но остается управлять общим хозяйст­вом, пока оно не будет разделено между детьми. Если это имущество будет делиться между наследниками, то вдова получает определенную сумму на прожиток. Если вдова вторично выходит замуж, она ничего не получает из наследства первого мужа.

Древнерусское право еще не знало достаточно четкого разгра­ничения между уго­ловным и гражданским процессом, хотя некото­рые процессуальные действия (напри­мер, гонение следа, свод) могли применяться только по уголовным делам. В целом и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный процесс, при котором стороны равноправны и сами являются двигателем всех процессуальных действий. Даже в судебном про­цессе обе стороны назывались истцами.

Древнерусское право знало две специфические процессуальные формы досудебной подготовки дела — гонение следа и свод.

Гонение следа — это отыскивание преступника по его следам Закон предусматри­вал специальные формы и порядок проведены этого процессуального действия. Если след привел к дому кон­кретного человека, счита­лось, что он и есть преступник. Если след привел просто в село, ответственность несла вервь, т.е. тер­риториальная община. Если след терялся на большой дороге, то на этом поиск прекращался.

Если ни утраченная вещь, ни похититель не найдены, потер­певшему ничего не оста­валось, как прибегнуть к закличу, т.е. объ­явлению на торговой площади о пропаже, в надежде, что кто-то опознает украденное или потерянное имущество у другого лица. Человек, у которого обнаруживалось утраченное имущество, мог, однако, заявить, что он приобрел его правомерным способом, на­пример, купил. Тогда начинался процесс свода. Владелец вещи должен доказать добросовестность приобретения, т.е. указать ли­цо, у которого он ее приобрел. При этом требуются показания двух свидетелей или мытника — сборщика торговых пошлин.

Система доказательств. Закон предусматривал определенную систему доказательств. Среди них важное место занимали показания свидетелей. Древне­русское право различало две категории свидетелей — видоков и послухов. Видоки — это свидетели в современном смысле слова, очевидцы факта. Послухи — более сложная категория свидетелей: это лица, слышавшие о случившемся от кого-либо, имеющие све­дения из вторых рук. Иногда под послухами понимали и свидете­лей доброй славы стороны. Они должны были показать, что от­ветчик (или истец) — человек, заслуживающий доверия. Не зная даже ничего о спорном факте, они просто как бы давали характе­ристику той или иной стороне в про­цессе. Впрочем, уже «Русская Правда» не всегда выдерживает четкое различие между послухами и видоками. Характерно, что и в применении свидетельских пока­заний по­является элемент формализма. Так, по некоторым граж­данским и уголовным делам тре­бовалось определенное число сви­детелей (например, два свидетеля заключения дого­вора купли-продажи, два видока оскорбления действием и т.д.).

В Древнерусском государстве появляется целая система фор­мальных доказательств — ордалии. Среди них следует назвать су­дебный поединок — «поле». Победивший в поединке выигрывал Дело, поскольку считалось, что Бог помогает правому. В «Русской Правде» и иных законах о «поле» не упоминается.

Другим видом суда Божьего были испытания железом и водой. Испытание железом применялось тогда, когда не хватало доказа­тельств,— в более серьезных случаях, чем испытание водой. «Рус­ская Правда», посвящающая этим ордалиям три статьи, не раскрывает их содержания, порядка проведения.

Особым видом доказательств была присяга — «рота», приме­нявшаяся по неболь­шим делам при отсутствии дополнительных доказательств. «Ротой» можно было под­твердить наличие какого-нибудь события или, наоборот, его отсутствие.

В некоторых случаях определяющее значение имели внеш­ние признаки и вещест­венные доказательства. Так, наличия си­няков и кровоподтеков на теле было достаточно для доказательства избиения. При краже существенное значение имело нахож­дение краденого.

В церковном суде, как полагают многие исследователи, при­менялся инквизицион­ный (розыскной) метод со всеми его атри­бутами, в том числе и пыткой.

 

Феодальные государcтва на территории Руси (XII ­– первая половина XV вв.)

Со втор. полов. 11в намечается процесс формирования феодального государства. Ярослав мудрый разделил Киевскую Русь между 3 сынами в удельное правление. Местные князья противопоставляли себя великокняжеской власти и вступают в междоусобную борьбу. В 1097 на съезде князей в Любече постановили, чтоб каждая семья наследств. владела своими землями. Это начало перехода к новой полит ситуации. Феод. раздробленность – процесс дробления единого государства на отдельные государственные образования. Это закономерно в эпоху раннего феодализма. С конца 11 –12вв. наступает период развитого раннего феодализма. Наблюдается подъем произв. сил в с/х и ремесле, появление новых феод .центров. Но в политической области – раздробленность. Причины: 1) в условиях натурального хозяйства территории огромных областей экономически не связаны; 2) с ростом производства росли города – центры; 3) роль Киева как общерусского центра падала. Там рядом находились половцы.. Феодальная раздробленность – 30-е годы 12в по 15в. Последствия: на начальном этапе облегчалась возможность дальнейшего развития каждой из земель: -прекратились перемещения князей в поисках более почетного престола, -правители перестали воспринимать города как временные источники ресурсов, -власть приблизилась к человеку, -князья больше заботились об областях; 2) политическое дробление не повлекло культурной разобщенности. Церковь была единая, и это явилось предпосылкой для возможности будущего воссоединения.

Киевская Русь распалась на 1,5 десятка новых гос. образований. Большинство монархии в виде княжеств: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Смоленское, Черниговское. В Новгороде – боярская республика. В 1384г. Псков выделился из Новгородской земли и стал центром 2-ой феодальной .республики. НФР – от ледовитого океана до Волги, от Балтийского моря до Урала. Особенности: 1) развитая торговля; 2) земледелие не слишком эффективно, зато безопасно. Промысловые занятия очень успешны; 3) выгодное географическое положение – торговые пути; 4) большую роль играло вече. Вече избирало органы исполнит власти: 1) посадник – председатель вече, суд, войско – из бояр; 2) тысяцкий – налогообложение, ополчение 3) архиепископ – казна, эталоны мер, гос. земли. 4) князь – военачальник.

Владимиро-Суздальское (междуречье Волги и Оки) – защищено естественными преградами. Постоянный приток населения. Выгодные торговые пути – волжский путь. Возникло сильное местное боярство. Галицко-Волынское (северо-восточные склоны Карпат и территория. между Днестром и Прутом). Плодородные земли, леса, каменная соль. Города – Галич, Холм, Берестье, Львов, Владимир-волынский. Проводили активную внешнюю политику. Защищены от кочевников. Сначала Галицкое и Волынское княжества были отдельно. Подъем Галицкого при Ярославе 1 Остромысле (1153 – 1187). Объединились при Романе Мстиславиче (1170 – 1205) в 1199. В 1203 Роман взял Киев. Сын Даниил утвердился только в 38 году. В 1240 взял Киев – объединил юго-западную Русь и Киев.

Эти гос образования сложились на се­веро-западе Руси. Для них были характерны особенности общественного строя и фео­д отношений: значительные социальный и экономический вес новгородского (псковского) бо­ярства, имеющего давние традиции, и его активное участие в торговой и промысловой деятельности. Основным экономическим фактором была не земля, а ка­питал. Это обусловило особую социальную структуру общества и необычную для средневековой Руси форму госправления.

Новгородское (псковское) боярство организо­вывало торгово-промышленные предприятия, торговлю с за­падными соседями (городами ганзейского торгового союза) и с русскими княжествами. По аналогии с некоторыми регионами средневековой Запад­ной Европы (Генуя, Венеция) в Новгороде и Пскове сложился республиканский (феод) строй. Развитие ремесел и торговли, более интенсивное, чем в других рус зем­лях (что объяснялось выходом к морям), потребовало создания более демократического госстроя. Основой для та­кой полит системы стал довольно широкий средний класс общества: житьи люди занимались торговлей и ростовщичеством, своеземцы (своего рода хуторяне или фермеры) сдавали в аренду или обрабатывали землю, купечество объединялось в несколько сотен (общин) и торговало с русскими княжествами и с «заграницей» («гости»). Городское население делилось на патрициат («старейших») и «черных людей». Новгородское крестьянство состояло, как и в Других русских землях, из смердов-общинников, половников- зависимых крестьян, работающих «из полу» за часть продук­та на господской земле, и закладчиков, «заложившихся», по­ступивших в кабалу, и холопов.

Государственное управление осу­ществлялось через систему вечевых органов: в столицах су­ществовало общегородское вече, отдельные части города (стороны, концы, улицы) созывали свои вечевые собрания. Формально вече было высшим органом власти (каждое на своем уровне), решавшим важнейшие вопросы из экономической, политической, военной, судебной, административной сфер. Вече избирало князя. В вечевых собраниях участвуют­ все свободные люди города. К собраниям подготавливалась повестка дня, кандидатуры избираемых на вече дол­жностных лиц. Решения на собраниях должны были прини­маться единогласно. Имелись канцелярия и архив вечевого собрания, делопроизводство - вечевыми дья­ками. Под­готовка законопроектов, вечевых решений, контрольная де­ятельность, созыв веча осуществлял боярский совет («Оспода»), включал наиболее лиц (представителей го­родской администрации, знатных бояр) и работавший под председательством архиепископа. Высшими должностными лицами были посадник, тысяцкий, архиепископ, князь. Посадник — исполнит орган веча, избранный им на один-два года, руководил всеми должн. лицами, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, ко­мандовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, представит во внешних сношениях. Тысяцкий занимался вопросами торговли и торг суда, возглавлял народное ополчение. Архиепископ был хранителем гос казны, кон­тр торговых мер и весов (основная его роль- духовное главенство в церкви иерархии). Князь приглашался гражданами на княжение, выполнял функции главнокомандующего и организатора защиты горо­да. Военную и судебную деятельность разделял с посадником. По договорам с городом (известно около 80 договоров XIII-XV вв.) князю запрещалось приобретать землю в Новгороде, раз­давать землю своим приближенным, управлять волостями, вершить суд за предела­ми города, издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Ему запрещалось заключать договоры с иноземцами без по­средничества новгородцев, судить холопов, принимать закладников из купцов и смердов, охотиться и рыбачить за предела­ми отведенных ему угодий. В случае нарушения договоров князь мог быть изгнан. Территория делилась на волости и пя­тины, управлялись на началах местной автономии. Каждая пятина была приписана к одному из пяти концов Новгорода. Центром самоуправления пятины был пригород. Когда-то таким пригородом был Псков, в ходе упорной борьбы выросший в самостоятельный полит центр, вокруг которого сложилось Псковское государство. Полит и гос организации Пскова повторяли нов­городские: вечевая система, выборный князь, но вместо тысяцкого - два степенных посадника. Существует шесть кон­цов, 12 пригородов. Административное деление - на округа (губы), волости, села.

Источником права в регионе были: Русская правда, вечевое законодательство, договоры города с князьями, судебная практика, иностранное законодательство. В результате модификации XV века появилась Новгородская и Псковская судные грамоты.

От Новгородской судной грамоты сохранился фрагмент, дающий представление о судоустройстве и судопроизводстве. Судебными правами обладали все органы власти и управления: вече, посадник, тысячник, князь, Боярский совет и т.д. Судебными полномочиями наделялись купеческие и цеховые корпорации (братчины). Судебными чинами были: дьяки, приставы, писцы, межники, подверники и другие.

Псковская судная грамота 1461 г. состояла из 120 статей. По сравнению с Русской правдой в ней более обстоятельно регламентировались гражданско-правовые отношения к институту, обязательное право, судебное право, рассматриваются некоторые виды политических и государственных преступлений.

Вещное право предусматривало деление вещей на недвижимые ("отчина") и движимые ("живот"), различало наследственное ("вотчина") условное землевладение. Были определены способы возникновения права собственности: истечение срока давности владения, переход по наследству, пожалованием.

Обязательное право регламентировало договоры купли-продажи, дарения, займа, личного найма. Формы договора могли быть устной и письменной. Оформление осуществлялось в присутствии священника или свидетелей. При закреплении некоторых договоров требовался заклад, поручительство – если сумма менее одного рубля обязательное письменное оформление.

ПСГ знает два вида наследственности: по закону и по завещанию. Завещание нуждалось в государственном утверждении. Прямо перечисления только наследники по закону.

Закон знает следующие виды преступлений: против государства, против судебных планов, имущества, краже церковного имущества, поджог, конокрадство, грабеж, разбой.

Судебное право регламентировано в ПСГ более обстоятельно чем в Русской правде. Роль судов усилилась: сохраняются упомянутые в Русской правде судебные доказательства, но появляются новые – судебный поединок и письменные доказательства. Возникает институт судов представляющих в судебном поединке, которыми могли пользоваться только женщины, подростки и старые люди. Рассмотренные судом для пересмотра не подлежащие.

 








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 689;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.039 сек.