ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. РАННЕГРЕЧЕСКИЕ (СТАРШИЕ) ТИРАНИИ
Литература.
1) Виноградов Ю.Г. Политическая история Ольвийского полиса, М., 1989.
2) Суриков И.Е. Античная Греция. Политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика.
3) Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции
4) www.antic-yar.ru – адрес центра антиковедения
ПЕРВЫЙ ВОПРОС. В VIII веке греческое общество вторично вступает в стадию цивилизованной жизни. Это уже полисная цивилизация. Общество и государство формируется в форме суверенной гражданской общины. Формирование государственности в период VIII-VI вв. проходило постепенно и прошло 2 этапа:
1) VIII – 1-я пол. VII вв. – ранняя архаика, когда сохраняются пережитки родовых отношений, когда сохраняется и усиливается господство родовой знати, увеличивается ее богатство, растет количество зависимых от нее людей, растет ее политическое могущество, а экономика еще примитивна и основывается на натуральном обмене.
2) 2-я пол. VII – VI в. – это бурное экономическое развитие, рост городов, увеличение материального благосостояния человечества, рост уровня жизни. Эту вторую половину мы и рассмотрим.
Сначала скажем о ремесле. Это период бурного экономического развития, и сдвиги происходят в ремесле. Керамическое производство во втором периоде идет уже не в домашних условиях, а в специальных мастерских грамотными мастерами и вазописцами, производство получает гончарный характер и идет уже на рынок. Ремесленники образуют влиятельный социальный слой, ведут оседлый образ жизни, возрастает количественно и улучшается качественно их продукция. В наиболее экономически развитых и крупных городах (а мы знаем, что с VIII века начинается революция, превращение сел в города) появляются особые ремесленные кварталы, где селятся люди одной профессии. Появляются кварталы гончаров (Коринф VII в, а в VI в Афинах), которые называются Керамик. Разная у них была продукция. Обработка металлов. Если в предшествующее время обработку металлов проводили при помощи форм, а склепывали их молотком, то теперь стали появляться способы свайки и спайки железа. Железные и медные руды стали добываться в самой Греции, на Эвбее, в городе Халкида, в Лаконике. К концу периода дифференцируется ранее нераздельное ремесло литейщика и кузнеца. В VI веке среди ремесленников металлургов происходит специализация на производстве одного вида ремесла. У кузнецов появляются мастера, которые отдельно изготавливают серпы, ножи, панцири. Производство железного вооружения приводит к перевороту в военной технике, в VII, а особенно в VI веках набирает силу пехота гоплитов, они были вооружены тяжелым копьем и щитом – хапломом.
В это время идет развитие кораблестроение. Были использованы достижения финикийцев: были пентаконтеры (имели 50 гребцов, палубу, помещение для воинов, а впереди на уровне палубы таран, обитый медью.
С конца VIII века стали строить триеры – быстроходные корабли сложной конструкции, с 3-мя рядами весел. Не понятно, на каждое весло 1 гребец, или одно весло на трех гребцов. Вместимость триеры до 60 тонн, по признанию, триеру (а также якорь) изобрели в Коринфе.
Торговля. Какие тут сдвиги? На втором этапе архаики становится торговля очень важной, появляется монета. Геродот доносит предание, которые приписывает изобретение монеты лидийцам, а потом чеканная монета распространяется в малоазийских греческих городах. Придание к аргосу относит первую чеканку греческих монет.
На Эвбее монеты появляются в дух самых крупных городах Халкида и Эретрия, делаются они из электры (сплав золота и серебра).
В VI в. в Греции были приняты два стандарта Эгинский (по острову Эгина) и Эвбейский (по острову Эвбея). В основу монетного чекана была положена одинаковая единица денежная – талант. Но таланты были разные по весу, но из 1 таланта серебра чеканилось 6 000 монет, называвшихся драхмы(тетрадрахма – 4 драхмы). Эгинский талан весил больше эвбейского, весил 37 кг, эвбейский весил 26 кг. Драхмы чеканились из серебра. Драхмы делились на разменную единицу, она называлась обол. Вместо слитков металла, вместо брусьев стала применяться чеканная монета, и это изменение открыло для торговли огромные горизонты:
1) Стало легче проводить денежные операции;
2) Деньги проводили торгово-денежные операции и ускорили начавшийся процесс расслоения общин. Чеканная монета – это стимул и во многом двигатель древности и развития товарно-денежных отношений. Символом эпохи стало изречение, которое приписывают спартанцу Эристадему: «Деньги делают человека»
Сделки купли-продажи распространяются на все виды деятельности, продается и покупается все (в т.ч. и деньги). Богачи стали давать деньги в долг под высокий процент, появляется ростовщичество и долговая кабала. На первых порах экономический прогресс для греков обернулся своей теневой стороной, осложнениями в социальной жизни. И в первую очередь, усилилась родовая знать, т.к. у нее стартовые возможности были лучше. Характерными чертами этого времени стало укрепление значения аристократии, поляризация собственности, расслоение имущественное, расслоение местных землевладельцев и их порабощение за долги.
Развитие торговли способствовало росту числа частновладельческих рабов, главными образом, за счет покупных рабов, и стали их использовать не просто в услужении, греки стали использовать рабский труд в производстве
По преданию, это раньше всего случилось на острове Хиос. Сложилась такая картина: труд рабов-должников использовала родовая знать, а труд привозных рабов использовали, прежде всего, торгово-ремесленные слои. В связи с развитием торговли, их мощь возрастает, и эти греки были заинтересованы в дальнейшем развитии ремесла, торговли (прежде всего, морской), и в этих стремлениях они находили поддержку у свободных бедняков, у низов демоса, которые хотели разбогатеть, и они для себя видели только этот путь обогащения. Чтобы обеспечить себе благоприятные условия для деятельности, торгово-ремесленные слои нуждались в законах, чтоб защитить свою деятельности. Чтоб такие законы принять, им нужны были более демократические формы правления, они должны были потеснить родовую знать, которая не была заинтересована в том, чтоб делиться властью. Потому она противилась реформам. Но рост экономики и рост торгово-ремесленных слоев привели к тому, что борьба зажиточных греков с родовой аристократией стала неизбежной. Против аристократии выступил и городской, и сельский демос, прежде всего, его часть, связанная с торговой деятельностью. Первоочередными требования демоса были:
1) Отмена долгов и долговой кабалы;
2) Передел земли;
3) Установление политического равноправия и фиксация его гарантий в писаных законах;
4) Издание законов, направленных на активизацию внешней политики и развитие морской торговли.
5) Издание законов, направленных на активизацию внешней политики и морской торговли.
Борьба демоса и аристократии – это реальная борьба, ее нельзя преуменьшать, но и не нужно сильно преувеличивать. В нашей литературе при советской власти нужно было найти где-то классовую борьбу, и ее представляли в гипертрофированном виде. Нужно относиться к такой драматизации критично. Борьба демоса и аристократии не принимала форм вооруженных столкновений, не превращалась в вооруженную войну, она велась политическими методами и имела вид борьбы за принятие законов. Забегая вперед, скажем, что демос победил в борьбе. На примере Афин мы поймем, как это произошло. Сейчас скажем, какие факторы, по мнению историков, способствовали победе демоса:
1) Во-первых, это формирование городов и укрепление нового слоя горожан. Часть демоса была горожанами, и они разбогатели и все больше заявляли о своих притязаниях на власть;
2) Изменение в военном деле: возрастание роли гоплитов (а гоплит – это, по факту, зажиточный крестьянин, ремесленник, торговец, который1 может обеспечить себя копьем и щитом). Власть не могла обойтись без них на войне и вынуждена с ними считаться.
3) Наличие у демоса энергичных, развитых политически и интеллектуально лидеров. Что это за лидеры? Это выходцы из аристократической среды, как правило, это были младшие дети аристократических семей, не надеявшиеся на наследство. Они могли их подготовить народ и объяснить ему причины своих желаний.
ВТОРОЙ ВОПРОС.
Прямой и непосредственной причиной бурного развития во вторую половину архаической эпохи явилась великая Греческая колонизацияю Изучение этого процесса в научном отношении включает в себя ряд вопросов:
1) Причины.
a. Во-первых, важную роль в решении этого процесса сыграл обострившийся на рубеже VIII-VII вв. земельный голод. Он был обусловлен демографическим взрывом. Рост население привело к тому, что все пригодные для существования людей области оказались занятыми. Возникает перенаселенность, демографическая напряженность, которая порождает напряженность социальную. Дошло до того, что многие греческие полисы встали перед выбором: гражданская война, истребление части населения, передел земли, либо отток части населения за пределы полисов. И заставить греческого крестьянина (а любой крестьянин консервативен и тяжел на подъем в участии в авантюрах) найти счастье далеко от дома должны были важные причины: голод (его повлек земельный голод) и перенаселенность.
b. Во-вторых, это было стремление торгово-ремесленных слоев получать новые рынки сбыта, осваивать новые территории в поисках ресурсов для развития и нового производства – все это тоже способствовало освоению новых территорий.
c. Политическая борьба в Греции остро поставила вопрос о политической эмиграции: те, кто терпел поражения в борьбе, вынуждены были целыми родами покидать родной полис. Проще говоря, грекам надо было избавиться от «лишнего» политически и экономически населения.
2) Направления.
a. На запад – направление в южную Италию и на Сицилию. Активны были Халкида, Эритрия. Халкида основала город Кумы в Италии. Активны были Коринф, Мегары, остров Родос. У побережья Тарентского залива образовались многие колонии, основали их выходцы из Ахайи, а жители Спарты около 700 г. основали город Тарент. Эта территория стала так густо заселяться, что колонии не просто разрастались, а постоянно делились, образовывали дочерние поселения. Кстати, Тарнет был основан по политическим соображениям. Люди, которые поселились в Кумах, основали другой город – Неаполь. Благодаря этой реакции колонии на берегу Тарентского залива получили название велиикая Греция. Также это колонии стали Массалия и на берегу Пиренейского полуострова. Но основание колоний на берегу Италии вызвало сопротивление финикийцев, они стали тут обосновываться тут с 9 века. Не заинтересованы были в продвижении греков и этруски, жившие в Центральной Италии, казавшиеся им не без основания опасными конкурентами.
b. На север и северо-восток. Северное направление стало основываться еще на полуострове Халкидика: там была основана колония Потидея. Северное направление приобрело северо-восточный крен, активность проявляет тут город Мегары, и Мегары вывела современный Стамбул. Двигаясь в этом направлении, греки стали проникать со второй половины VIII века на берега Черного моря (сначала они дошли до южного берега). Первой их колонией там, вблизи железных рудников, была основана Синопа. Сама она вывела дочернюю колонию Трапезунт. Затем, начиная с VII века, греки стали обживать берег западный, а уже потом и северный. Активность на берегах Черного моря проявляли ионийские, малоазийские греки. Колониями Милета стали города конца VII – начала VI века: Истр, Томы, Одес, Аполония. На восточном берегу Ольвия, Кира, Феодосия, Пантикопей. На западном берегу возникают Диоскуриада (современный Сухуми) и Фасис. У Египетского фараона Псаметтиха I были греческие воины, они создали на египетской службе поселение Дафны. В конце VII века, в самой дельте, возникает колония Навкратис (она была основана 12 греческими городами). В Египте греческие колонисты находились под контролем египетских чиновников. В этом направлении Восточное Средиземноморье называется историками Левант. Он стал местом вывода колоний с острова Эвбеи. Мнения о том, кто выходил колонии, разделились, но на основе анализа керамики установили, что глина в ее составе из Халкиды. Греческие поселения в Леванте не имели самостоятельного городского статуса: ведь сюда колонии выводились не на пустую территорию. Тут издревле много городов и высокая плотность населения. Потому греки-колонисты в этой территории были больше заинтересованы во вселении в другие города. Такие вселения назывались у греков энойкии. Основание энойкии начинается на рубеже VII-VI веков.
c. Юго-восток. Малоазийские города. Поначалу это было возможно, но потом миграционный отток в Малую Азию прекратился. Дело в том, что в середине VII века началась экспансия в Малую Азию Лидийского царства, они подчиняли себе лидийские города, и последним таким городом был Милет. Конечно, лидийцы не сильно притесняли греков, но нас не это интересует, а интересует то, что дальнейшее переселение греков с Балкан в Малую. Азию оказалось невозможным. Потому грекам пришлось искать другие территории для вывода колоний.
Колония, по-гречески, – это апойкия. Первые апойкии были выведены на остров под названием Халкидика городами Халкида и Эретрия. Это были, видимо, самые развитые города к тому времени, они имели выгодное географическое положение, хорошие природные ресурс, и они располагали самым большим в Греции флотом. Эти два развитых города были и передовыми культурными центрами в Греции. У них был свой халкидский алфавит, который окажется впоследствии основой латинского алфавита. В конце VII века между этими городами происходила длительная Лелантская война. Лелантская долина лежала между городами, и из-за земли поссорились. Война превратилась в общегреческую. На стороне Эретрии выступили Мегары. И в этой войне отчетливо видны противоречия из-за торговой конкуренции между городами. Лелантская война демонстрирует причины греческой колонизации.
3) Периодизация (вторая четверть VIII – конец VI в. до н.э.).
a. Приблизительно 775-675 гг. – преобладание аграрных мотивов колонизации;
b. Приблизительно 675-500 гг. – нарастание торговых интересов.
Но выделение этих двух фаз всегда условно! Колонизация всегда была сложным, переплетающимся процессом, торговые интересы присутствовали всегда.
4) Процесс. Выселение части жителей из родного города происходило не стихийно, а организованно. Прежде всего, греки обращались в Дельфы к оракулу Аполлона. Жрецы этого бога накапливали запас географических знаний о бассейне Средиземного моря. Собирали они информацию от купцов, которые совершали дальние плавания. Благодаря тому, что жрецы Аполлона в Дельфах располагали такими знаниями, они со знанием дела советовали куда плыть. Потом на общие средства полисной казны погружался корабль, на который погружали маленькие запасы продовольствия и инструмента, чтоб уже на чужбине сформировать апойкию. Группа переселенцев из своей среды выбирала ойкиста – лидера, который организовывал коллектив. Принципы, которыми греки руководствовались при выборе региона:
a. Хорошо укрепленный участок;
b. Удобство для жизни – наличие источников пресной воды, равнины, пригодной для с/х., наличие полезных ископаемых;
c. Удобство для торговли (морская гавань, возможность сухопутную дорогу проложить).
На новом месте коллектив должен был действовать сплоченно: нужно было строить дома, укрепления, осваивать земельные угодья, налаживать отношения с местными жителями. Когда коллективу нужно было сообща этим заниматься, на второй план отходили какие-то трения между людьми и родами, сословные предрассудки. Сплоченность коллектива способствовала очень быстрому развитию большинства колоний. Затем, когда колония основывалась, прибывали добавочные колонисты – эпойки, и с ними у членов первоначального коллектива у членов могли возникать трения. Им нередко доставалась худшая земля, они могли себя чувствовать ущемленными.
5) Отношения греков с местными. В.П. Яйленко выделил 4 типа взаимоотношения греков с местными:
a. Древнейший тип – приведение местного населения к зависимости от переселившихся греков. Это население, побежденное пришлыми греками, как правило, оставалось на своей земле, но попадало в зависимость от греческого коллектива.
b. Превращение местного населения в пероиэков – живущих вокруг. Обе стороны в дела друг друга стараются не влезать. Периодически греки с пеориэков определенные поборы взимали.
c. Порабощение части населения (VI век).
d. Добровольная трудовая кооперация. Это был один из самых распространенных и продуктивных способов взаимодействия греков с местным населением. Что это такое? Более высокий уровень жизни в греческих колониях, по сравнению с туземным уровнем жизни, привлекла местное население, и местное население стремилось получить работу в греческом полисе с тем, чтобы и свой уровень жизни повысить. А у греков была потребность в рабочих руках, потому и образовывалась такая кооперация. На основании того, что это был саамы распространенный способ взаимодействия, Яйленко сказал, что между греками и туземцами быдла мирная конвергенция.
Э.Д. Фролов в жесткой форме оспорил выводы Яйленко: он считал, что контакты греческого и туземного миров были навязаны греками туземцам, потому контакты носили империалистический (захватнический) характер.
Города, которые выводили колонии, назывались метрополиями. Обычно 2-3 города еще кроме основной метрополии высылали своих людей. Колонисты перевозили в колонию из метрополии жрецов основных культов своих полисных богов, также перевозили священный огонь, колонисты должны были посылать своих представителей в метрополию, колония не должна была воевать с метрополией. Обычно, в колониях формировался сходный с метрополией политический строй, отношения, похожие на те, что были в метрополии. Несмотря на всё это и в силу того, что колонии сильно удалены от метрополии, они становились самостоятельными и независимыми. Сохранился источник «Клятва основателей» - это колонисты, которые выводили метрополию в Кирену (30-е годы VII века). Чем интересен текст? «На равных и одинаковых основаниях отплывать от каждого дома, и брать от каждой семьи по одному дому, и плыть возмужалым. Если кто-нибудь предназначенный городом к отплытию, не захочет плыть, пусть его убьют, и имущество конфискуют в пользу государства. Тот, кто укрывает человека (сын сына, брат брата), понесет такое же наказание, как и не желающий плыть. Колонисты состояли из молодежи. Главой этих Ференских колонистов был человек по имени Батт. Клятву приносили те, кто оставался и уплывал: «Если колонисты прочно обоснуются на новом месте, пусть родственники приплывают к ним и получат равные гражданские права, занимать должности и держать наделы на незанятой земле. Ежели же колонисты не утвердятся на новом месте, и феряне не смогут им помочь, то в силу необходимости они переносят тяготы в течение 5 лет, а потом пусть возвращаются без страха и стать полноправными гражданами». В процедуре клятвы принимали участие и дети тоже. Дело в том, что дети через пять лет должны были вырасти и принимать неудачливых колонистов.
Мы сказали, что в колониальных мероприятиях принимала участие и молодежь, а из-за того, что молодежь отправлялась, рост населения происходил быстро. Пик демографического взрывал происходил лет через 50. Это происходило к тому, что колония начинала делиться. Колонисты вступали во взаимоотношения с местным населением.
Расцвет многих греческих колоний пришелся на VII-VI вв. В VII веке греческая торговля приобрела международный характер: греки стали осуществлять широкий сбыт изделий своего ремесла, и греческая продукция стала пользоваться спросом сначала, на удаленных рынках (где редко появлялись финикийские купцы), а потом и в традиционных районах финикийской торговли. Почему греческая продукция стала вытеснять финикийскую? Греческая продукция была распространеннее и дешевле. В Грецию из колоний стал поступать хлеб и другие продукты, повезли рабов, зерно, в Греции земледельцы отказались от выращивания хлеба и перешли к выращиванию оливок и винограда. Колонизация вывела греческий мир из состояния изоляции, сделала греческое общество подвижным, открыла простор инициативе, разбудила творческую энергию народа. Самым важным стало распространение очагов греческой колонизации и греческой культуры. Колонизация способствовала распространению городской жизни. И все это способствовало постепенному втягиванию в общий процесс социального и культурного развития племен и народов средиземноморья.
ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. Вопрос посвящен раннегреческим, или старшим тираниям. В обстановке всеобщей усталости возникает стихийное стремление к порядку, к миру (это всегда у всех народов). Обстановка нестабильности порождает желание получить эту самую стабильность. Достижение стабильности в массовом сознании всегда связывается с фигурой сильного правителя. И как тип власти древнегреческая тирания открывает вереницу режимов личной власти. Само слово «тиран» не греческое, оно либо лидийское, либо фригийское. У лидийцев слово «тиран» означало «царь», а греки под тиранией понимали режим власти, который установлен насильственными методами, когда единоличная власть устанавливается силой оружия и свержением прежней власти. Тиран – правитель, который устанавливал единоличную власть и правил, не считаясь с традиционными законами и органами власти, потому тиранией в Греции называлась форма власти, основывавшаяся на политическом насилии. Политика тиранов, когда они приходили к власти, нередко была направлена против родовой власти. Почему? Знать представляла для тирана наибольшую опасность: она была влиятельная, хорошо организована, они знали тайные и явные стороны жизни. Он расправлялся со многими представителями знатных родов, знатных людей ссылали без суда, наказывали, казнили. Но когда мы говорим, что политика тиранов была направлена против родовой знати, не следует это абсолютизировать. Последние исследования показывают, что отношения между тираном и знатными родами часто были подвержены колебаниями и могли двигаться в стадию поддержки и дружбы или, наоборот, в стадию вражды. Сами тираны были выходцами из среды полисной аристократии, представляли знатные земли и в качестве опоры имели знать. В этом заложена двойственность политики тиранов по отношению к знати. Вопросы, которые в историографии особенно остро стоят, - это вопросы о том, означает ли направление политики тиранов против знати политику тиранов в интересах демоса? Были ли тираны выразителями чаяний демоса? В историографии он по-разному решался.
Первые крупные исследования по раннегреческой тирании принадлежат немецкому историку Хельмуту Берве. Он в 1920-е – 1940-е годы изучал тиранические режимы. Доминантой тирании было стремление к власти, и тирания означала более легкое или более жесткое насилие над общиной. Притом Берве считал, что тирания привела к нивелированию социальному, нивелированию сословий: знать была ослаблена, городские слои приобрели материальные выгоды при тиранических режимах. Но, поскольку тирания – это всегда насилие, оно могло принимать более мягкие или более жесткие формы, и при приемниках первого тирана происходило обострение, а тираны всегда старались создать свои династии. Тиран правил, не считаясь с законами полиса. Тут точка зрения в историографии.
В отечественной науке первые исследования по тирании принадлежали Соломону Яковлевичу Лурье. Лурье пришел к выводу, что тирания – это вид демократической диктатуры и рассматривал тиранию как неизбежную ступень на переходе от господства родовой аристократии к демократии. Лурье характеризовал тиранов до прихода к власти как вождей демоса, после установления своего режима, будучи вождями демоса, они стремились сгладить классовые противоречия, затушевать имущественные контрасты. Впрочем, они могли и кормить демос обещаниями. Конфискованное имущество знати тираны распределяли его между беднотой.
Затем с течением времени эта характеристика в нашей историографии стала претерпевать некоторые изменения. Стали считать, что деятельность тиранов в основном велась в интересах народа: тираны давали демосу народа, строили общественные сооружения, но не надо рассматривать тиранию как нечто сугубо положительное. Тирании характеризуются двойственностью. Такой вывод сделал Яйленко. Затем, на вопрос о том, были ли тираны вождями демоса, Ю.В. Андреев дал всецело отрицательный ответ: нет, не были! Он считал, что тираны не были борцами за народное дело, и главная их цель – это укрепление их собственного владычества над полисом. Это личные амбиции, стремление к власти. Но, чтоб осуществить свои амбиции к личной власти, тирану нужно было сломить сопротивление знати и получить поддержку демоса. Но, вместе с тем, никто из тиранов не сделал шага к тому, чтоб демократизировать общественный строй. По отношению к народу тираны вели политику подачек. Но тираны боялись народа, окружали себя телохранителями.
Э.Д. Фролов сделал вывод, что корнем тирании была демагогия. Тираны только обещали демосу, таким образом заручаясь его поддержкой и получая власть.
В оценке тирании еще есть момент: была ли тирания важным этапом на пути становления полисной организации? Или таким этапом она не была? Точку зрения о том, что мы должны рассматривать тиранию как необходимый этап на пути к демократии – это точка зрения современного латвийского исследователя Хайриса Туманса. Он считает, что это важный этап, т.к. тирания уменьшила влияние аристократии, привела к нивелированию населения в полисе и способствовала демократическим установлением, которые на смену тирании придут. Противоположную точку зрения, что никакой это не необходимый этап, высказывал Ю.В. Андреев. Илья Макаров считает, что тирания – это авторитарная модификация правления аристократии. И, в какой-то мере, он делает свой вывод как антипод швейцарскому ученому Я. Буркхарду, который считал, что тирания – это демократия, представленная пока еще только одним человеком. В чем тут сложность оценки тиранических режимов? Исследователи наталкиваются тут на то, что меры по развитию экономики, внедряемые тиранами, способствовали не только экономическому развитию полиса, но и хорошо сказывались на положении людей. Потому объективно, независимо от целей, которые тиран преследовал, экономические мероприятия его зачастую отвечали интересам демоса. И ничего тут исторически необычного нет. Почему? Есть масса примеров, когда правление совершенно авторитарное, а экономическая политика способствует и развитию государства, и положению людей.
Характеризуя тиранические режимы как режимы, направленные на утверждение личной власти, Ю.В. Андреев опирался на Фукидида, который говорил, что тираны направляли общественные заботы на возвеличивание собственного дома и защиту своей личности. Определенной популярности тиранических режимов способствовало тому, что тираны стремились придать блеск своему правлению, увековечить свое имя, и с этой целью привлекали художников, поэтов, музыкантов, занимались меценатством, превращали этих музыкантов и поэтов в придворных служителей искусства. Но при них многие города приобрели роскошные постройки, общественные сооружения. Еще один инструмент, способствовавший поддержке демоса, - это успехи во внешней политике тиранов. Некоторые тираны действительно достигали немалых высот. Поликарт Самосский подчинил немалую часть островов Эгейского моря. Конкретные мероприятия во внешней политике – это конкретные меры, как, например, введение с/х. кредитов на выгодных условиях, когда населению давали ссуды инвентарем, семенами, скотом. Это приводило к тому, что достаточно жесткие режимы имели экономические, культурные и внешнеэкономические успехи. Картина тут очень противоречива.
Нам с вами нужно привести конкретные примеры тираний. Различают два вида старшей тирании:
1) Тирании в независимых греческих полисах – в Балканской Греции и на островах. Исторически такая тирания возникает на небольшой территории Истмийских полисов: Мегара, Коринф, Сикион. Позже такая тирания появляется в средних полисах.
a. В Коринфе власть тиранов длилась больше 70-ти лет. В 657 или около 620 г. (мы не знаем точную дату) к власти приходит тиран Кипсел. По Аристотелю, он происходил из числа лидеров демоса. Придя к власти, он начал активный ввод колоний, и развитие колоний Коринфа связывают с ним (кстати, правителями колоний он нередко устанавливал своих сыновей). Если Кипсел пришел к власти в 657, то Периандр сменил его и правил в 627-585 гг. При нем усиливается экономическая экспансия Коринфа, и выводится колония Керкира и колония на полуострове Халкидика. При Периандре Коринф начинает чеканку собственной монеты, начинает брать пошлины за провоз товаров через порты Коринфа. Геродот и Аристотель писали о злодеяниях Периандра, считали его жестоким. Периандр ввел наблюдательный совет в Хоре, который следил за тем, чтоб расходы сельских жителей не превышали их доходы. Видимо, этим подчеркивалась забота тирана о демосе. Периандр провел действия по ослаблению знати. Суды знати были заменены судами по территориальным округам. Был принят закон против праздности: запрещалось иметь много рабов. Вместе родовых фил, было введено территориальное деление. Были даже уничтожены совместные трапезы знати.
b. В Сикионе была тирания с 670 по 570 г. Клисфен провел реформы родовых фил. Он переименовал родовые филы в «ослятников», «свинятников».
c. Мегара. Во 2-ой пол. VII в. правил тиран по имени Феаген. По преданию, он перебил стада, которые принадлежали родовой знати, тиран Поликарт Самосский.
d. В Милете Фрасибул Самосский. При нем Милет начинает чеканить свою монету. Поликарт захватил власть на острове Самос ок. 540-530 гг. Поликрат не был аристократом. Отец его занимался морской торговлей. Он навербовал дружину в 50 чел. и при их помощи захватил власть. Правил сначала с братьями, а потом один. Поликарт изгнал с острова своих противников. Изгнанные им саммияне прибыли в Спарту и долго просили жителей о помощи. Спартанцы не поняли речей, они говорили кратко. Тогда аристократы принесли пустой мешок спартанцам, чтобы дать понять, что нуждаются в пище. Спартанцы ответили, что и без слов обо всем догадались, помогли аристократам, но Поликарт удержал власть. При Поликарте аристократические округа сменяются территориальными округами. У города Самилос строятся оборонительные укрепления, строится флот, строится канализация. С именем Поликарта связана легенда о поликартовом перстне. Он, желая испытать свою судьбу, бросил золотой перстень, являвшийся символом удачи. Через какое-то время рыбак принес ему рыбу, в которой нашли этот перстень, и легенда подчеркнула, что Поликарт удачлив. Тиранам античные авторы противопоставляли Эсимнетов. Нам надо знать различия слов эсимнетия и тирания. Эсимнеты – это не узурпаторы власти, они насильно не свергали власть. Эсимнеты избирались народом для форсированного решения острых проблем насильственными методами.
2) Тирании персидских ставленников в греческих полисах Малой Азии. В этом случае тираны были ставленниками персов, назначались персидскими чиновниками из числа крупных греческих землевладельцев, торговцев.
Через тиранию прошли многие полисы, в т.ч. и Афины, но нигде это режим не был долговечен. Геродот писал, что дельфийский оракул говорил «Тиран правит сам, и его дети, но не дети детей». По представлениям греков, тирания держалась не больше 2 поколений. Аристотель подчеркивал неустойчивость тирании. Анализируя примеры тирании, он говорил, что тираны удерживали власть двумя способами, двумя путями:
1. Традиционный способ. Большинство тиранов именно традиционным способом действовали. Что должен делать такой тиран?
§ Убирать с дороги всех, кто отличается свободным образом мысли и заставить людей не доверять себе и друг другу;
§ Чтоб все люди в городе постоянно были на виду. Тогда им трудно будет скрывать свои действия. Для этого нужно держать соглядатаев и доносчиков
§ Сеять среди сограждан вражду: сталкивать друзей, бедняков с богачами, простолюдинов со знатью
§ Создать у подданных отсутствие свободного времени и бедность. А с этой целью устанавливать высокие налоги, чтоб большая часть собственности подданных уходила на уплату податей.
§ Такой тиран должен вести войны, чтоб народ постоянно нуждался в предводителе.
§ Такой тиран не должен доверять друзей (в отличие от царя, власть которого поддерживается друзьями). Тут друзья скорее осуществят то, чего желают многие.
§ Такой тиран должен держать в почете льстецов. Тираны рады, когда им льстят, а ни один свободный человек, обладающий разумом, льстить не будет.
§ Тиран должен больше всего времени проводить с иноземцами. Свои соотечественники для него враги.
§ Три цели:
· вселить малодушие в подданных,
· Поселить взаимное недоверие,
· Лишить людей политической энергии.
2) Нестандартный способ.
a. Тирану нужно заботиться об общественном состоянии, не тратить деньги на то, что возбуждает в народе недовольство. Делая так, тиран будет казаться скорее домоправителем.
b. Тирану надо делать так, чтоб подати в глазах народа взимались для того, чтоб поддержать государственное хозяйство, и этих поступлений должно быть много на случай войны.
c. Держаться такому тирану следует не надменно, но величественно, чтоб его встречные не боялись, но уважали. Тирану следует заботиться о военной доблести и вселять им представления о себе как о доблестном полководце.
d. Такой тиран не должен позволять себе наглых поступков в отношении подданных, воздерживаться от всякого рода насильственных действий по отношению к молодежи.
e. Такому тирану следует показывать особое рвение во всем, касающемся религиозного культа;
f. Людей, которые отличаются чем-либо от других, тиран должен окружить таким почетом, чтобы им в голову не приходило, что от людей они могут получить больший почет. Почести должен оказывать сам тиран, а кару поручать другим лицам.
g. За людьми, которые могут посягать на жизнь тирана, последнему нужно пристально наблюдать.
h. Так как государство состоит из двух частей: неимущих и состоятельных, нужно тем и другим внушать, что их благополучие опирается на власть тирана.
i. Главная цель тирана при таком подходе к делу – стать в глазах подданных не тираном, а домоправителем. Для этого надо вести скромный образ жизни.
В глазах большинства греков тирания была оправдана, т.к. нередко она была направлена против аристократии. И демос вначале такой политике симпатизировал. Но в конце концов, демос был разочарован политикой тирана, т.к. его требования либо не удовлетворялись, либо удовлетворялись формально. Тирания теряла социальную опору, поддержку. И последние тиранические режимы в городах балканской Греции к концу VI века будут ликвидированы. В Великой Греции тирания продержится дольше: ‘то будет обусловлено военной угрозой в конце VI – начале V в.
Независимо от того, как мы с вами ответим на вопрос, была ли тирания необходимым этапом на пути от аристократии к демократии, мы не скажем, что это было потерянное даром время. Почему? Дело в том, что тирания показала грекам, что путь насилия и террора не выведет греческое общество из состояния тирании. Андреев писал, что тирания не столько создавала новое, сколько разрушала старое. Тирания способствовала политическое воспитание греков. Они на своем опыте поняли опасность единоличной властью. И последующая демократия будет реакцией на тиранический режим.
ТЕМА 6: ГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС АРХАИЧЕСКОГО И КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДОВ.
Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 698;