ПЕРВЫЙ ВОПРОС. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ АХЕЙЦЕВ В ГРЕЦИЮ. АХЕЙСКИЕ ЦЕНТРЫ.

ВТОРОЙ ВОПРОС. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В АХЕЙСКОЙ ГРЕЦИИ.

ТЕРТИЙ ВОПРОРС: ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ.

Литература.

1) Молчанов А.А., Нерознак В.П., Шарыпкин С.Я. Памятники древнейшей греческой письменности, введение в микенологи. М., 1988

2) Гиндлин Л.А. Население гомеровской Трои. М., 1993

3) Блаватская Т.В. Греческое общество II тысячелетия и его культура М., 1976

4) Поляков Г.Ф. Социально-политическая структура пилосского общества. М., 1978

5) Кравчук А. Троянская война (миф и история) / пер. с польского. М., 1991.

ПЕРВЫЙ ВОПРОС.

Археологическая периодизация материковой истории Греции:

1) 3000 – 2000 гг. Раннеэлладский период

2) 2000-1650 (1550) – среднеэлладский период;

3) 1650 (1550) – 1 100 позднеэлладский.

До греков тут жили пеласги – население Балканской Греции до прихода ахейцев. Геродот: «На каком языке говорили пеласги, сказать не могу. Они говорили на варварском языке». Пришлое население было примерно на одном уровне с пеласгами. Часть пеласгов была истреблена, часть – ассимилирована. И начался процесс политогенеза.

К XVI веку в Балканской Греции возникает несколько дворцовых центров, они представляли первые очаги ахейской государственности и были слабо связаны между собой.

Фукидид говорит о политической раздробленности центров в это время: «Эллины, жившие отдельно по городам, понимавшие друг друга и в последствии названные общим именем, до Троянской войны не совершили ничего сообща».

Фукидид считал, что политические центры Балканской Греции были разрознены. И действительно поселения в Греции называют городами. Почти все ахейские города были расположены в нескольких километрах от береговой полосы (по Фукидиду – из-за боязни пиратов). К I веку возникают следующие главные очаги ахейской государственности:

1) Афины в Аттике,

2) Фивы в Беотии;

3) Микены и Тиринф в Арголиде;

4) Пилос – в Мессении.

Кроме того, были центры на островах: Родос, Хиос, Лесбос, Самос, Лемнос. Они известны по поэмам, раскопкам. Наиболее сильным с течением времени становится государство в Арголиде.

Это государство называют Микенским. Почему мы объединяем Крит и Микены?

1. Как и на Крите, основные центры культуры – это дворцы.

2. Близость в архитектуре и искусстве. Мегарон – прямоугольное здание. А главный мотив оформления - это мотив спирали и изломанной кривой линии Меандр.

3. Важна такая общая черта, как фресковая живопись.

4. Общность линейного письма.

5. Общность экономической жизни – система дворцовой экономики.

Влияние Крита на ранних этапах становления микенской цивилизации не подлежит сомнению. Потому историки говорят, что моделью для микенского мира послужила дворцовая цивилизация Крита. Но микенский дворец – это крепость, цитадель с крепкими стенами, а на Крите дворцы делали неукрепленными. Как и на Крите, дворцы ахейцев – это и резиденция царя, и сакральный центр, т.е. им присущ полифункциональный характер. Но тут добавляется еще военная функция. Царь объединял центры политической власти. Но центры были бюрократическими государствами, где была сложная иерархия дворцовых сановников, различные надсмотрщики.

Ахейское государство похоже и на общества государств ДВ. Но есть и отличия: на ДВ и царская власть, и хозяйство возникали как потребности в ирригационных работах, а в Греции ирригационные работы проводились только в Беотии. В Арголиде и в Аттике их не было. Самая близкая аналогия из ДВ. царств - аналогия с хеттским царством. Но главное сходство, что там и там - индоевропейцы. Потому общие черты, связанные с индоевропейским миром, есть.

Конфликты между государствами ахейцев были частными, когда несколько дворцовых центров объединялись и нападали на один. Ок. 1270-1260-х гг. нападениям подвергались центры в Беотии. Поход назван «Походом 7-ми против Фив». «Семивратными» назывались греческие Фивы в отличие от «стовратных» египетских. Эти Фивы представляют большой интерес для исследователей, т.к. существует мнение, что они были основаны финикийским царем Кадмом. Якобы Зевс похитил его сестру Европу, Кадм пустился на поиски сестры и основал этот город.

Идут дискуссии о роли финикийской, или восточной культуры в развитии Европы. Действительно, алфавитное греческое письмо – то, которое сложится к VIII в. –произойдет от финикийской письменности. Греческая буква альфа происходит от финикийского «Алеф» - бык. В любом случае, связи Фив с востоком были более тесными, чем у других ахейских центров. Означает ли это, что финикийское поселение предшествовало здесь греческому? Ответ пока не найден. Но пока никто в принципе не отвергает возможности колонизации финикийцами Средней Греции уже в XII в. до н.э. К XIII веку наблюдается единство ахейских центров во внешней политике. Отдельная дружина ахейских центров принимает участие в больших войнах на ДВ. И, вероятно, ахейцы были в составе хеттских союзников, воевавших с Рамсесом 2. В Хеттских клинописных текстах упоминается царство, название которого звучит как Аххиява. Исследователи по-разному пытались его локализовать, но где оно находилось? Предлагали остров Родос, остров Лесбос, но в последнее время наметилась тенденция, что термин Аххиява – собирательный ко всем ахейским центрам.

ВТОРОЙ ВОПРОС. Первый вопрос, который встает перед исследователями: какова роль Микен как политического центра?

Нет вопроса о том, что Микены – самый могущественный центр. Но каковы взаимоотношения Микен с другими центрами? Были ли Микены столицей всего Пелопоннеса? Или такого государства не было?

Одни исследователи считают, что властители Микен объединили под своей властью весь Пелопоннес и приводят поэмы Гомера, где правители Микен называются «повелителями народов». Дальше, указывается на то, что в эпосе правители всего Пелопоннеса должны были участвовать в походах с правителями Микен. Также есть и археологический материал, подтверждающий эту теорию: богатые дворцы, мощные стены, хорошие украшения. Расходящиеся во все стороны от Микен дороги, которые были вымощены огромными каменными плитами. Это наводит на мысль, что Микены – столица государства. Вряд ли это могло быть построено, если б не было централизованной власти.

Противники теории единого государства указывают на то, что в Арголиде рядом с Микенами есть другой центр Тиринф. Сторонники данной теории говорят, что даже в Арголиде правители делили свое господство с правителями Тиринфа. Они тоже ссылаются на гомеровский эпос, что поход на Трою был под предводительством Агамемнона. После дешифровки табличек линейного письма В больший вес получила теория централизованной власти в Пелопоннесе. Дело в том, что в табличках линейного письма в Пилосе правитель Пилоса назван «ванакт» («ванака»), а правитель Миккен назван «перекуванакт» («перекуванака»). Отношения Микен с другими городами не установлены. У Гомера есть еще термин «анакт», который тождественен понятию «ванакат».

Правителей дворцовых центров назывались ванактами. Но нас еще интересует термин басилеи. Его значение в разные эпохи менялось. В ахейский период это не царь и не человек, не входящий в дворцовую администрацию, это чиновники местного уровня. Видимо, родовая знать окрестных общины включалась в бюрократический аппарат на местном уровне, и они служили правителям дворцовых центров и назывались «басилеи». В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» правители названы басилеями. О каких еще органах власти мы знаем в ахейских центрах? Мы знаем на примере Пилоса «ванакт», «демос» (народ), «левагет».

Для Микен XVI-XVII вв. археология дает неоценимый материал. Это гробницы, в которых были захоронены люди знатного рода. Были вырыты могилы-шахты, над ними ставили надгробные стрелы. Почти в каждой из шахтовых гробниц было найдено по нескольку захоронений. В XIV веке, когда границы Микен расширились, шахтовые гробницы оказались внутри городских стен, это место было обозначено кругом диаметром 28 м из камней, поставленных на ребро. Самым удивительным из того, что нашел Шлиман, были золотые маски и гробницы правителей. Они воспроизводили индивидуальные черты лица. Золотыми пластинами были покрыты голова и грудь умерших. В шахтовых гробницах было найдено много оружия, значит были частые войны. На исходе XVI в. шахтовые гробницы перестали возводить, а стали делать толосы. Это круглое здание, и диаметр основания равен высоте. Самая известная – гробница Атрея (хотя была построена лет за 90 до его рождения). В купольных гробницах впервые встречаются среди золота и бронзы железные изделия. Железо в XV в. считалось дорогостоящим материалом. На пальце одного погребенного нашли три кольца – золотое, бронзовое и железное. В 1-ой пол. XIII в. дворцы в Микенах и Тиринфе погибли от пожаров. После этого полностью был восстановлен только Микенский дворец.

Греческая традиция к этому периоду относит смену династий. Примерно до 1270 г. правила династию Персеидов (8 царей), ее сменяет династия Пелопидов. Сыновья Пелопса Атрей и Фиест правили во второй половине (или в середине) XIII века. Сыном Атрея будет Агамемнон.

Флот Микенского правителя при Агамемноне будет превосходить другие флоты, и власть при нем распространится на другие города Эгейского моря. Некоторые Ахейские центры за пределами Пелопоннеса были крупные: Афины в Аттике и Пиллос в Мессении. О Пиллосе мы знаем больше, т.к. архив Пиллоса сохранился. Пиллос – это крупный центр, дворец в Пиллосе сходен с дворцами в Микенах и Тиринфе. Архив в Пиллосе дает нам сведения об ахейских центрах. Картина представляется следующая.

Второй вопрос - экономическая жизнь Микен. Основным занятием в Микенах было земледелие. Земля «кекемена» находилась у народа в распоряжении у «демоса» (у народа). Земля «китимена» находилась в распоряжении отдельных лиц. Что значит распоряжении? Они были собственниками или нет?

Народ «демос» свою землю «кекемена» мог предоставлять как вознаграждение за службу либо в аренду. Те, кто распоряжается землей «китимена» тоже могли сдавать ее в аренду. Размеры участков при этом измерялись по количеству мер высеваемого зерна. Что значит земля, полученная за службу? Не вполне ясно, остается ли народ собственником. Исследователи нередко пишут, что это была общинная земля, которая переходила в разряд государственной. По-видимому, наделение такой землей происходило по решению народного собрания. Правитель Пилоса Ванактформально получал землю за службу от народа. Ему выделялся участок площадью 1 800 мер зерна. Лавагет, помощник ванакта, получал участок 600 мер зерна. Участки, которые выделялись ванакту и ловагетиу, назывались теменями. Другие должностные лица в аппарате управления получали меньшие участки. Т.е. мы можем говорить, что в пилосском обществе и в других центрах была похожая ситуация. Получается сложная и непонятная для нас система землевладения и землепользования. Видимо, общинная традиция угасала. А частная собственность нарождается. Видимо, роль госсектора маскируется в табличках. Роль государства- собственника не ясна. Может, это уже формальное владение. Пилосские надписи свидетельствуют об учете и контроле над дворцовыми землями со стороны госаппарата.

В пилосском царстве высокого развития достигли ремесла, в табличках содержатся списки ремесленников, и мы можем судить, что важные отрасли ремесла находились под контролем государства. Есть надписи об учете ремесленников, мастеров и контроле количества металла, который им давался. Более того, сказано, что у ванакта и у лавагета свои ремесленники.

Важнейшей стороной хозяйственной жизни была организация налоговой системы. В ряде табличек речь идет о поставке натуральных продуктов в виде налогов. Складывается впечатление, что подати у всех были натуральными. Есть серия табличек, в которых налоги указываются в видах продукции. В связи с налогообложением упомянуты «кореторы». Кто они? Непонятно. Кто-то считает, что это чиновники в податных округах. Другие считают, что это сельские старосты, которые тоже участвовали в сборе налогов. При этом мы знаем, что отдельные категории населения (ремесленники, корабельщики, плотники, кузнецы) имели освобождение от уплаты налогов.

Известно, что были в дворцовом хозяйстве и у частных лиц в услужении рабы (по преимуществу женщины). При этом они не главное население, они использовались как слуги. Вообще, рабы делились на две категории:

1) Рабы отдельных лиц;

2) Рабы бога.

И те, и другие рабы имели права на аренду земли. Они были арендаторами и у «демоса» и у отдельных лиц. Допускались браки между свободными и рабами. Исследователи предполагают, что в дворцовом хозяйстве применялась отрядная организация труда рабов. Так они мололи зерно, пряли шерсть, шили одежды (в основном, женщины). Рабы и дети рабынь чаще использовались во дворце ванакта на дворцовых работах.

Кроме социально-экономических отношений дворцы Пилоса дают нам сведения о военных организациях. Пилос обладал армией и флотом. Из табличек Пилосского архив известно, что были гребцы отряда береговой охраны. Организация военного дела была в ведении дворцовой администрации. Говорится о количестве людей, которые выставляются на военную службу, с одной стороны, селениями, «демосом», а, с другой стороны, лавагетом.

Также из табличек известно, что жители почитали таких богов, которые будут наиболее популярны: Посейдон, Зевс, Гермес. Знакомых имен немного. Они тонут в массе каких-то нам неведомых богов.

Итак, в крито-ахейский период население Балканской Греции не было однородным в социальном отношении. Процессы политогенеза протекали неповсеместно. Можно говорить об отдельных центрах, об отдельных очагах. Эти дворцовые центры были островками цивилизованного общества в море первобытных отношений. Основная масса Балканской Греции жила еще по родовым отношениям, а к цивилизованной жизни эти островки перешли позже.

ТРЕТИЙ ВОПРОС. О Троянской войне мы знаем из эпической поэмы Гомера «Илиада». В поэмах, соотносимых с именем Гомера, город, куда греки-ахейцы пошли войной, носит название Тролля и Илион. Возможно, даже не два города совместились в описании, а три – Троя, Иллион и Пергам. Мы знаем из «Илиады» о Троянской войне, но сюжет ее – не вся Троянская война. Сюжет - это ссора Ахилла с Агамемноном. Агамемнон выступает как предводитель ахейцев во время похода. О самой войне сведений немного при том, что источник – литература художественная. Трудно отличить реальные события от вымышленных. «Илиада» была источником для последующих античных авторов. Фукидид говорит о войне тоже во многом на основании Гомеровского эпоса. И вопросов, связанных с тем, что такое Троянская война, много. Они могут быть сведены к трем главным «Что? Где? Когда?».

ЧТО? Была ли Троянская война таким крупным событием? Эпос рисует Троянскую войну как крупное событие, в котором участвовали выдающиеся герои и обычные воины. Действительно ли это так? Возможно, это серия не столь масштабных экспедиций. А вдруг это вообще плод фантазии Гомера?

ГДЕ? Вопрос сводится к тому, в Гиссарлыке ли была та Троя, где провел раскопки Шлиман? Или где-то в иных местах надо искать Трою?

Где именно была Троя? Шлиман в 1870 – 1890м гг. раскопал холм Гиссарлык. И определил это место как Трою, т.к. нашел крепость в поперечнике 200 м. Описания и вид местности совпали с топографическими указаниями «Илиады». Однако не факт, что война шла именно тут. Возможно, автор только поместил сюда место действия. А дальше начинаются археологические виражи, история раскопок. Поселение, которое раскопал Шлиман и отнес к нему Троянскую войну, другим немецким археологом Вильгельмом Дёрпфельдом в 1890 г. было отнесено к 3-му тыс. Всего в Гиссарлыке было найдено 9 слоев, позже еще три (всего 12) слоев поселений и 46 строительных фаз. Дерпфельд сказал, что это Троя. Его гипотеза продержалась всего 40 лет. Затем другой археолог – уже американский – Карл Блеген (или Бледжен) составил еще более точный стратиграфический разрез и датировал как относящийся к периоду войны другой слой. По его начальной датировке этот слой был датирован с 1300 – 1250-й годы. Предыдущая Троя-6 погибла из-за землетрясения около 1300-го года. И продатировав сначала так, Блеген написал, что нет сомнений, что война происходила именно тут. Некоторые обстоятельства помешали историкам поверить, что место войны – Троя-7.

Во-первых, Троя-7 – маленький бедный поселок, несколько десятков домишек. Нет ни одного примечательного строения, никаких слоев несметных богатств. Историкам не верится, что 100 000-ая армия простояла под стенами деревеньки 10 лет.

Во-вторых, как вообще доказать, что Троя была взята и разрушена ахейскими греками? Не будь эпоса, мы по археологическому материалу не скажем, что Троя именно тут! Мозес Финли – английский историк – писал, что нет ни одного клочка, показывавшего, что ахейцы разрушили Трою. Конечно, микенской керамики много, но это точно свидетельствует лишь о хорошем торговом обмене! Единственный предмет из этой серии – бронзовый наконечник стрелы, не вполне микенский, но похожий на микенский.

КОГДА? Как мы должны датировать Троянскую войну?

В сообщениях античных авторов падение Трои датировалось по-разному. Разброс дат большой: 1198 г.; по Паросскому камню – 1209 г.; 1184 г. – греческий ученый Эратосфен; по анонимному жизнеописанию Гомера - 1270 г.; были другие датировки: 1193, 1334. Современная историография датирует войну не позднее начала XII века. Троянская война считается исторической преамбулой вторжения народов моря на ДВ. Как мы должны рассматривать войну, в русле каких предшествующих событий?

Современные авторы говорят, что Троянскую войну надо рассматривать в русле европейской колонизации Малой Азии, осуществлявшейся на закате крито-ахейской и хеттской цивилизаций. Проникновение ахейцев на побережье Малой Азии начинается в XV-XVI вв. В XIV в. ахейские поселения были основаны на юге Малой Азии, в районе Милета. В табличках хеттского архива мы встречаем письмо известного хеттского царя Муваттали царю Аххиявы: «Я посетил Милеет, преследовал своего непокорного вассала, прошу царя Аххиявы о дружбе, нехорошие послы хеттские испортили отношения между тиранами, послов надо придать суду, убить, тела разрубить, а после жить в дружбе!». Несмотря на это предложение дружбы, хетты были не заинтересованы в продвижении греков-ахейцев в Малую Азию, поэтому оно ограничивалось югом, областью Троада. Это широкая береговая полоса, равнина, пересекающаяся отрогами гор. Этнически население довольно пестрое: фракийцы, лувийцы. Почва плодородная, положение выгодное. Что обещало овладение Троадой? Захват плодородных земель. Фукидид упрекает ахейцев, что они не занялись осадой Трои, а стали обрабатывать землю, вытащили корабли на сушу. Города тут были крупными, пользовались славой и богатством. В этом смысле это тоже была привлекательная территория. Согласно эпосу, Агамемнон возглавил войско ахейцев, и это позволило ему создать крупную военную коалицию из материковых и островных правителей. Это первый, по Фукидиду, поход крупных ахейских центров. У Гомера имеется «каталог кораблей» - перечисление местностей, принявшей участие в походе. Тут 184 места, 130 из них найдены археологами. Количество кораблей, отправившихся к Трое, обозначено цифрой 1200. Многие историки считают цифру преувеличенной. Припасов для войска было взято немного (Фукидид). Троянский царь Приам получил помощь от многих соседей, и лишь на 10-м году Троя хитростью была взята.

После своих исследований Блеген сместил датировку Трои с 1250 года к концу XIII в. Уточняя датировку, Блеген пришел к выводу, что это конец XIII в. Тогда, сказали историки, нужно вообще отказаться от версии, что Трою разрушили ахейцы. Тогда деревенька могла стать добычей любой варварской армии! Но если действительно Троя-7 была разрушена какой-то ордой, можно предположить связь между разрушением Трои и «Илиадой». Например, Финли допускал, что в составе орды были греки-ахейцы. Австрийский ученый Шазхермайр допустил, что в эпосе совместились два события: гибель трои-6 и разрушение Трои-7. Более того, доказать, что Троя-7 была разрушена врагами, трудно. Она могла сгореть от молнии или от иного пожара.

Чедуик написал: «Искать у Гомера подлинные исторические факты – столь же плодотворное занятие, что и искать в микенских текстах поэзию. Поэзия и правда принадлежат к разным мирам».

Итак, вне зависимости от того, что собой представляла Троянская война, была ли она военным мероприятием или нет, в это время, к которому мы можем ее отнести, ахейская цивилизация была на грани исчезновения. В XIII в. грозная сила подходила к дворцам самих ахейев. Как предполагают историки, конгломерат греческих, фракийских и фессалийских племен продвигался к Пелопоннесу, и местные жители укрепляли стены, сооружали способы доставки воды. Но враг уже был у ворот. Пришла катастрофа, после которой авхейская цивилизация рухнула. Видимо, ахейская цивилизация оказалась внутренне непрочной, и внешнего толчка было достаточно для ее падения. Видимо, таким толчком и был вторжение варварских племен.


 

ТЕМА 4: ГРЕЦИЯ ПЕРИОДА ТЕМНЫХ ВЕКОВ (XI – IX ВЕКА ДО Н.Э.)








Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 1169;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.