Роль вербальной коммуникации в человеческой деятельности
Вербальная коммуникация носит главенствующий характер в любой области человеческой деятельности. Профессиональное владение речью становится важной составляющей успеха во множестве профессий. Голос Александра Лебедя стал его важной характеристикой. Шамкающая речь Л. Брежнева уничтожала любые усилия пропагандистов.
В памяти всплывают строки из «Пигмалиона» Бернарда Шоу:
«Женщина, которая издает такие уродливые и жалкие звуки, не имеет права быть нигде... вообще не имеет права жить! Вспомните, что вы - человеческое существо, наделенное душой и божественным даром членораздельной речи, что ваш родной язык - это язык Шекспира, Мильтона и Библии! И перестаньте квахтать, как осипшая курица».
Мы живем в мире слов. Чарльз Сноу, говоря словами одного из своих героев, пишет:
«На своем веку я составил немало подобных речей и хорошо знал, какое значение придают им парламентские заправилы и промышленные магнаты. Составляешь черновик за черновиком, добиваешься немыслимого, высшего совершенства стиля, какого не достигал и Флобер, читаешь и перечитываешь каждую фразу, чтобы, не дай бог, не сказать лишнего, - и в конце концов по законам бюрократического языка, построенного на недомолвках, любая речь неизбежно становится куда более расплывчатой, чем была в первом наброске. Я всегда терпеть не мог составлять речи для других и в последнее время совсем отделался от этой работы».
Обратим внимание на оптимальные стратегии вербального воздействия, разрабатываемые в рамках таких наук, как психолингвистика, социолингвистика, теория пропаганды. Исследования показали, что детали политических сообщений через короткое время забываются, но долгое время хранится общее впечатление от сообщения.
Есть выработанные в рамках психотерапии эффективные стратегии построения доверия. Например, следующее: «Для начала - установить контакт, установить раппорт, встретить пациента в его собственной модели мира. Сделайте ваше поведение, словесное и несловесное, таким же, как у пациента. Я вам примерно это и показывал - депрессивного пациента должен встречать депрессивный врач».
Воздействие осуществляется на каждом из уровней языка, начиная со звукового. Существующая сегодня наука фоносемантика открывает те или иные значения звуков, высчитанные по ассоциациям носителей данного языка. Так, для русского языка гласные получили следующие типы значений:
А - ярко-красный,
О — яркий светло-желтый или белый,
И - светло-синий,
Е - светлый желто-зеленый,
У — темный сине-зеленый,
Ы - тусклый темно-коричневый или черный.
(См. также стихотворение А. Рембо «Гласные» в Приложении 8).
Есть свои шкалы и для согласных, соответствующая формула, сводящая оценки для всего слова в единое целое. К примеру, слова получают следующие оценки (иногда совпадающие со значением, иногда - нет):
взрыв- большой, грубый, сильный, страшный, громкий;
вопль- сильный;
гром- грубый, сильный, злой;
гул- большой, грубый, сильный;
лепет- хороший, маленький, нежный, слабый, тихий;
рык- грубый, сильный, страшный;,
свирель- светлый;
треск- шероховатый, угловатый;
шепот - тихий.
8% впечатления, которое вы производите на окружающих, зависит от голоса. Мирче Элиаде говорит о языке шамана как об имитации криков птиц и других животных:
«Как правило, во время ритуала шаман говорит высоким голосом, используя лишь «головной резонатор», или фальцетом, показывая этим, что говорит не он, а дух или бог. Но необходимо отметить, что такой же высокий голос обычно используется для монотонно-распевного произнесения магических заклинаний. Магический и распевный - в особенности, в птичьей манере исполнения - часто выражаются одним и тем же термином».
Типы голосов оцениваются аудиторией как приятные или нет. Так, французская газета «Экспресс» пишет о турецком премьер-министре Эрбакане: «С притворной небрежностью хитрого торгаша на стамбульском базаре Эрбакан способен кого угодно заворожить своим певучим голосом, угощая приглашенных вишневым соком». Жена Брежнева иронизировала над ним, когда слышала его «шамканье» по телевизору.
Переходя к словесному уровню, обнаруживаются иные коммуникативные особенности. Так, анализ выделения ключевых слов для описания сюжета сказки «Муха-Цокотуха» показал следующее:
«Два первых эпизода, являющихся завязкой и занимающих в сказке всего лишь 4 строчки (около 4% текста), переданы 110 ключевыми словами в ответах испытуемых (это 60% всех ключевых слов из «другой половины» - самовар, базар, денежка и др.), а все изложение дальнейших событий (121 строчка) передано лишь 72 ключевыми словами, особенно пострадали при компрессии эпизоды Нападение и Веселье. Самые длинные, многословные в тексте сказки, они оказались беднее всего представленными в наборах ключевых слов».
Отсюда можно сделать существенный для коммуникативных видов деятельности вывод: значимыми (воздействующими и теми, что останутся в памяти) является лишь незначительное количество ключевых слов, на которые и следует обратить основное внимание.
Отдельной областью становится определение трудности восприятия текста (так называемые формулы читабельности). Однако набор вербальных характеристик достаточно широк, и это надо учитывать при подготовке текстов для определенной аудитории.
Т.А. ван Дейк, анализирует как прессу, так и сферу повседневного общения с точки зрения «отсыла» к группе и групповой солидарности: «Говорящие выступают не (только) как индивидуумы, но, главным образом, как члены белой группы, как составная часть нас. Они почти никогда не говорят: «Мне это не нравится», но: «Мы к этому не привыкли». Они также настаивают обычно на том, что «другие» (живущие по соседству) тоже так думают».
В другой своей работе Т. ван Дейк приводит примеры того, как грамматические возможности языка используются для приглушения отрицательной роли правящей элиты. В заголовке «Police kills demonstrator» - «Полиция убивает демонстранта» - полиция стоит на первом месте, что указывает на роль деятеля. В пассивной конструкции «Demonstrator killed by police» - «Демонстрант, убитый полицией» - полиция также в роли деятеля, но на первое место уже вынесен сам демонстрант. В предложении «Demonstrator killed» - «Демонстрант убит» - есть и значение «Демонстрант убил», полиции вовсе отдана имплицитная роль.
Другие важные сведения показывают зависимость восприятия вербального сообщения от иных компонентов: «Эмоциональная оценка сообщения на 55% зависит от мимики докладчика, на 38% от фонетико-артикуляторных свойств речи и только на 7% - от лексического наполнения доклада».
Элери Сэмпсон приводит результаты исследований, в соответствии с которыми определены характеристики, позволяющие нам принимать решение о человеке при первой встрече:
содержание — 7%,
голос - 38,0%,
внешность - 55,0%.
Не только язык одежды, но и те или иные характеристики голоса становятся основными для нашего решения, «кто есть кто» перед нами.
Владение публичной речью стало важным компонентом общественной жизни со времен античности. И Демосфен, имевший исходно не только физические недостатки, но и изъяны произношения, вывел эту профессионализацию на новый уровень.
«Занимаясь с редкой энергией соответствующими упражнениями, Демосфен дисциплинировал свой язык и свое дыхание, а также свое плечо, пораженное тиком. Его первые речи вызывали смех у народа; однако он вскоре стал оратором, которого в народном собрании слушали более, чем кого-либо другого».
Владение речью становится важной профессиональной составляющей человека. Результаты социологического опроса бизнесменов о том, какие качества кандидатов они ценят больше всего, показали, что на первом месте стоит способность к устной коммуникации (83%). Далее следуют: чувство ответственности (79%), собранность, внутренняя дисциплина (65%), энергичность (53%), организаторские способности (42%), внешние данные (30%), инициативность, творческий элемент (19%).
Таким образом, вербальная коммуникация формирует основные характеристики сфер деятельности, связанной с системой субъект-субъектных отношений, поскольку публичная сфера требует определенных объемов публичности.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 1587;