Этапы работы по обучению восприятию сюжетной картины
1. Знакомство детей с содержанием картины, уточнение или формирование представлений об изображенных объектах.
2. Обеспечение осмысленности восприятия сюжета.
Правильное осмысление картины зависит, прежде всего, от адекватного восприятия слабовидящими детьми действий человека и его эмоциональных состояний.
2.1. Примерная схема обучения воспринимать и осмысливать действия и движения персонажей сюжетных картин
1. Восприятие и воспроизведение разнообразных движений по подражанию с обязательным проговариванием.
2. Выполнение и называние движений по заданию тифлопедагога.
3. Имитация разнообразных движений на игрушках и специально изготовленных моделях.
4. Узнавание и называние графически изображенных движений.
Примерная схема обучения умению соединять движения с конкретными предметами в сюжетной картине
1. Восприятие и называние действий с предметами, производимых тифлопедагогом.
2. Выполнение конкретных действий с предметами по заданию тифлопедагога.
3. Имитация действий с предметами на игрушках и моделях.
4. Подбор конкретного предмета из нескольких к заданному движению.
5. Поиск движения и позы к действию с заданным предметом.
6. Узнавание разнообразных действий человека и животных, графически изображенных на карточках, «прочитывание» элементарных ситуаций.
Дети с нарушениями зрения в условиях специального обучения вполне овладевают умениями правильно воспринимать и осмысливать эмоциональные состояния, позы и жесты персонажей картин. Как показывает опыт, подгрупповые занятия по развитию восприятия сюжетных картин рационально включать в работу, начиная со средней возрастной группы.
Обучение проводится в 4 этапа:
1. На первом этапе дети слушают стихотворения, тексты рассказов, музыкальные отрывки, которые вызывают у них определенные эмоции. Затем им предлагается посмотреть друг на друга, на свое изображение в зеркале и отметить у себя и у других детей те изменения в лице, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Каждое эмоциональное состояние обозначается словом и характеризуется набором изменений в лице по сравнению с лицом спокойным.
2. На втором этапе детям предъявляется для восприятия несколько карточек с изображением различных эмоциональных состояний человека, каждое из которых акцентировано изобразительными средствами. Дети должны научиться с помощью положения и формы рта, глаз, бровей определять различные эмоциональные состояния. Эти карточки можно использовать как сигнальные при определении настроения, которое вызывается различными текстами или музыкальными отрывками.
3. Следующий этап работы связан с распознаванием конкретных эмоциональных состояний людей, изображенных на отдельно подобранных карточках. Дошкольники называют настроение, объясняют, почему они так думают, и по заданию тифлопедагога придумывают возможные причины конкретного настроения персонажа.
4. Последний этап обучения предполагает распознавание эмоциональных состояний персонажей, непосредственно включенных в смысловые ситуации. На картинке изображены персонажи с конкретными эмоциями и причины, их вызвавшие. Дети составляют рассказы по картинам, обосновывая свои решения ситуаций.
Таким образом, специально организованное обучение совершенствует процесс восприятия дошкольниками эмоций и жестов, изображенных на картине, способствует коррекции восприятия и процессу доразвития перцептивных функций.
Восприятие сложных сюжетных рисунков и картин включает в себя:
- подробное описание сюжетной композиции;
- выделение главного на рисунке;
- определение объекта и субъекта действия, характера и направленности действия;
- установление причинно-следственных связей и пространственно-временных отношений;
- определение основной сюжетной канвы сложного изображения, установления ассоциативных связей и актуализация их в процессе описания;
- обучение пониманию внутреннего действия сюжетной композиции, определение по внешним признакам эмоционального состояния персонажей;
- знакомство с произведениями изобразительного искусства;
- понимание условностей стилизации художественного произведения, авторского замысла, манеры исполнения картины;
- развитие эмоционального восприятия произведений искусства.
Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 901;