Древнеперсидская культура
Население Персии (Ирана), защищенное со всех сторон горами, довольно долгое время жило, как в крепости, куда мало проникала культура соседних народов. Лишь на севере оно тесно соприкасалось с родственными восточноиранскими племенами, заселившими часть Средней Азии. Племена Ирана позднее других народов Древнего Востока заявили о себе на политической арене. Горные районы между Месопотамией и Иранским нагорьем ко II тыс. до н. э. были заселены племенами касситов, которых греки называли коссаи или каспии (отсюда Каспийское море). Севернее, в горных областях, жили лулубеи, которые очень многое унаследовали из шумеро-аккадской культуры. В юго-западной части Ирана с глубокой древности проживало темнокожее население. О племенах мидян и персов, занимавших территории Западного Ирана и образовывавших союзы племен, впервые упоминается в ассирийских надписях IX в. до н. э. Персы относятся к группе западноиранских племен.
Население занималось мотыжным земледелием и кочевым скотоводством, разводя лошадей, коров, коз и овец. Корова и собака долгое время считались у персов священными животными. Наличие в этом регионе залежей руд различных металлов: железа, меди, олова, золота и др. — привело к раннему развитию металлургии.
Здесь существовали различные формы оросительного земледелия. В долинах рек строились шлюзы и плотины, создавались искусственные водоемы и рылись каналы. Для сбора подпочвенных вод сооружались подземные каналы — кяризы. Для их систематической очистки возводились на определенном расстоянии друг от друга специальные смотровые колодцы. Хлебные злаки, среди которых наибольшее распространение получили ячмень, пшеница и просо, считались священными. Виноград, произраставший здесь в диком виде, способствовал появлению виноделия, процветало садоводство. Торговля велась с Закавказьем, с Бактрией, с Месопотамией, со Средней Азией, с Индией и даже с Китаем.
Процесс классогенеза привел к тому, что возникли аристократические роды, к одному из которых принадлежал и первый царский род Ахеменидов.
В ассирийских надписях часто упоминаются племена парсуа — так ассирийцы называли персов, с которыми ассирийские цари вели многочисленные войны.
Основателем персидского государства согласно исторической традиции и многочисленным сообщениям античных авторов считается Кир II (558 — 529 гг. до н. э.).
Персидские войска под предводительством Кира II захватили столицу Мидии — Экбатану и выиграли войну. Далее Кир развернул широкую завоевательную деятельность. В короткое время ему подчинились Армения, Каппадокия, Лидия и даже Вавилон. Далее Финикия, Египет. Когда Кир II был убит во время неудачного похода против массагетов, населявших территорию между Каспийским морем и Сырдарьей, управление Персидским государством перешло в руки его старшего сына Камбиза (529 — 523 гг. до н. э.). Этот царь покорил Египет в 525 г. до н. э. Опасаясь персидского нашествия, добровольно покорились персам ливийцы. Камбиз мечтал покорить также Эфиопию и Карфаген, но в основном это так и осталось мечтами.
Персидская держава пережила свое второе рождение при Дарии I (522 — 486 гг. до н. э.). Им были проведены самые широкие реформы, что привело к появлению практически нового типа государства: Ахемениды сумели создать одну из самых полиэтничных (многонациональных) империй в Древнем мире. Начиная с 559 г. до н. э., за 30 лет (менее чем за одно поколение) персы создали огромное государство с населением в 10 млн человек, которое простиралось от Греции до Эфиопии и от Ливии до Индии. На Среднем Востоке это была первая крупномасштабная империя с единым правителем и единым государственным языком — арамейским. В результате сложилась новая административная система, которая до конца правления Ахеменидов практически не менялась. Данная система позволила достичь расцвета экономики и повысила жизненный уровень населения. Почти 200-летнее правление династии Ахеменидов характеризовалось беспрецедентным перемещением людей, вещей и идей, что было совсем не характерно для «азиатской формы» правления. А Вавилон, один из наиболее крупных городов, вновь превратился в космополитический центр культуры.
Кроме силового давления Персидская держава основывала свою территориальную целостность на отлаженной административной системе, прекрасных коммуникациях, высокой терпимости к местным законам и традициям подвластных персам народов. Религиозная терпимость также была свойственна персам. В период правления Дария I проводилась огромная работа по изучению и кодификации законов покоренных народов. Они унифицировались в масштабах сатрапии и обязательно изменялись в связи с царской политикой. Сатрапия — военно-административный округ (провинция) в древнем Персидском царстве, управляемый сатрапом.
Геродот упоминает, что главное, чему учили персидских юношей, — это ездить на коне, владеть луком и говорить правду. А в политической жизни правдой считалась преданность царю. Обычные преступления рассматривались царскими судьями — знатными персами, наследовавшими эти должности. Подобная практика уже существовала при Камбизе II. Геродот упоминает случай расправы с судьей за взяточничество. Преступления против царя и членов его семьи карались смертной казнью. В ходу были изощренные пытки, например скорпионами. Часто наказывали всю семью. В целом персидское законодательство носило достаточно суровый характер. Очевидно, что многие жестокие наказания вошли в него из законов народов, находящихся в составе империи.
Согласно Геродоту, воздвигать статуи, храмы и алтари (богам) у персов было не принято. Тех же, кто это делает, они считали глупцами... Совершали они жертвоприношения... солнцу, луне, огню, воде и ветрам. Первоначально они приносили жертвы только этим божествам, затем от ассирийцев и арабов персы научились почитать Уранию... Персы не воздвигали алтарей и не возжигали огонь. Приносящему жертву не дозволялось просить о даровании благ только себе одному: он молился за всех персов и за царя... Самым большим праздником у персов признавался день рождения каждого человека... Люди богатые тогда подают на стол целиком зажаренного в печи быка, коня, верблюда или даже осла, а бедные выставляют лишь голову мелкого рогатого скота. Обеденных яств у них немного, зато в изобилии подаются десертные блюда одно за другим... Персы — большие любители вина. За вином они обычно обсуждают самые важные дела. При встрече двух персов на улице по их приветствию легко можно распознать, одинакового ли они общественного положения: ведь в таком случае вместо приветствия они целуют друг друга в уста. Если один лишь немного ниже другого по положению, то целуются в щеки. Если же один гораздо ниже другого, то низший кланяется высшему, падая перед ним ниц... Персы больше всех склонны к заимствованию чужеземных обычаев. Они носят даже мидийскую одежду, считая ее красивее своей, а на войну надевают египетские доспехи... У каждого перса много законных жен, а, кроме того, еще больше наложниц... После военной доблести большой заслугой считается иметь как можно больше сыновей. Тому, у кого больше всех сыновей, царь каждый год посылает подарки... Собственные имена их, по значению соответствующие их телесной силе и величию, всегда оканчиваются на одну и ту же букву — син... Сведения о погребальных обрядах персы передают как тайну. Лишь глухо сообщается, что труп перса предают погребению только после того, как его растерзают хищные птицы или собаки.
Ко времени создания мировой державы у персов остались сильные пережитки родоплеменных отношений. Они славились умеренностью, воздержанностью, храбростью и сплоченностью. Первоначально одежда у древних персов изготовлялась из шкур животных, на голове носили войлочные тиары.
Семья у персов, что явствует из многих источников, не была моногамной. Можно было официально иметь наложниц и жениться на близких родственницах. Женщинам нельзя было появляться при посторонних, поэтому на рельефах Персеполя, города, где жили персидские цари, нет ни одного женского изображения. Плутарх упоминает в своих трудах о дикой ревности персов.
Широко известен библейский рассказ о том, как персидский царь Ксеркс I (486 — 465 гг. до н. э.) (именуемый в Библии Артаксерксом), поспорив во время пира со своим вельможей Аманом, что его жена царица Вашти явится перед гостями по его приказу, проиграл. За отказ показаться на публике она была низведена до рядовой наложницы. А царицей стала одна из наложниц Ксеркса — еврейка Эсфирь, добившаяся со временем ряда привилегий для своего народа.
Архитектура Персии испытала на себе иностранные влияния. Первые здания были построены индийскими зодчими, затем появились архитекторы из Ассирии, Вавилонии, позднее — из Египта. Большое разнообразие строительного материала в Персии (глиняные кирпичи, тесаный камень, мрамор, глина, асфальт, древесина) привело к тому, что различные заимствования и архитектурные стили не слились в один, а остались каждый сам по себе, соприкасаясь в зависимости от назначения здания. Древнеперсидские здания состояли из нескольких соединенных между собой обширных залов, иногда без потолков, иногда с потолками на тонких колоннах, и толстостенных помещений с окнами и дверями, расположенных произвольно. Самостоятельность древнеперсидского стиля выразилась в широком применении стройных каменных колонн. Древнеперсидская колонна увенчивалась капителью в виде двух каменных быков, которым золотили рога и уши. Они играли важную роль в постройке любимых персами просторных залов, олицетворявших собой шатры, в которых жили их предки. Поэтому зданиям персы старались придать вид шатра.
Архитектура — ведущий вид искусства в Древней Персии. В зодчестве был наиболее ярко выражен характер ахеменидского стиля, призванного прославлять персидских царей. Наибольшее развитие получила дворцовая архитектура, богато украшенная скульптурными рельефами. К особенностям древнеперсидской архитектуры можно отнести широкое применение камня, а также создание тронного зала — ападаны. Дворцы в плане, как правило, представляли собой многоколонный зал с четырьмя портиками и башнями по углам здания, всегда ориентированного по сторонам света. Из культовых сооружений известны храмы огня, «башни молчания», гробницы. У древних персов огонь и земля считались священными стихиями, поэтому умерших нельзя было ни кремировать, ни хоронить в земле. Трупы относили на крыши специально построенных башен, где их расклевывали птицы-падалыцики.
Резиденцией Ахеменидов были Пасаргады. Со временем понадобилось более обширное и роскошное помещение для двора персидского царя. Поэтому Камбиз переносит столицу в богатые, «по-вавилонски» отстроенные Сузы. Со времен Дария I стали обычными для царского двора ежегодное летнее путешествие в более прохладную Экбатану и зимнее — в Вавилон, где был более теплый климат. Соответственно там также были отстроены царские резиденции. Но старинные Пасаргады не были забыты, тем более что там по обычаю проходили коронации. Греческие авторы назвали этот город Персеполем (городом персов).
На рубеже VI—V вв. до н. э. оформляются основные черты искусства Ахеменидов: строжайшая канонизация, достигающая даже монотонности; стремление к абсолютной симметрии: зеркальное построение одних и тех же сцен; отсутствие изображений женщин и круглой скульптуры.
Эти черты характерны для всех рельефов Персеполя. Не только фигуры по обе стороны дверей, но и надписи к ним полностью совпадают. Все рельефы этого дворца — некое единое повествование. Рельефы всегда высекались по строгому канону, включавшему в себя обобщенность изображения, отсутствие его конкретных характеристик, но при этом скульпторы были предельно точны в мельчайших деталях. В Персеполе был создан имперский «ахеменидский стиль», который затем был распространен по всей империи. Ахеменидское искусство было придворным монументальным искусством, оно должно было символизировать могущество державы и величие царской власти. Сюжетов было мало: царь у жертвенника с пылающим огнем (символ Ахурамазды); борьба царя-героя с чудовищем (аллегория борьбы света и тьмы); различные гении и демоны; летопись побед или охоты царей и воинов.
Основным видом изобразительного искусства ахеменидской эпохи, что видно из описания дворцов Персеполя, был рельеф. Круглая скульптура, как правило, не создавалась. Рельефы, расположенные вдоль пандусов и стен подобно узору, по ритму движения высеченных фигур совпадали с ритмом реально идущего шествия.
Религиозные воззрения персов претерпели определенные изменения. Об их религиозных представлениях и обрядах известно из трудов Геродота, Страбона, Ксенофонта, Плутарха и др. Первоначальные верования индоиранских племен (древних ариев) восходят к одним истокам. Древние иранцы поклонялись божествам природы: Митре — богу Солнца и света, Анахите — богине воды и плодородия и др. Отдельные обряды, имена богов, сословие магов, по своему положению фактически идентичное положению сословия брахманов, напоминают об Индии.
Но религия персов постепенно начала изменяться. Две ее отличительные черты — поклонение огню и почитание верховного бога, творца мира Ахурамазды. Основатель новой религии — Заратустра родился в одном из селений Мидии. Заратустра (Греки звали его Зороастр, персы — Зардушт) жил на рубеже VII—VI вв. до н. э. Покинув отчий дом в двадцатилетнем возрасте, Заратустра стал вести жизнь отшельника. Десять лет аскезы, непрерывных размышлений и ожидания божественного откровения привели к тому, что ему открылась истина. Есть лишь один бог — Ахурамазда, стоящий превыше всего и открывающийся людям в семи своих проявлениях, «все сущее создавший духом святым». Отныне Заратустра становится его пророком. Персидские природные божества были отвергнуты согласно новой религии. Маги стали учениками и последователями Заратустры.
Есть мнение, что Заратустра не изобрел совершенно новую религию, а лишь коренным образом реформировал существовавшую до него. Он полностью изменил ритуал, отказавшись от пышных храмов, до предела упростив культовые сооружения и обрядность, что иногда называют «древним протестантизмом». Богослужение проходило под открытым небом, часто перед естественными возвышениями (алтарями), покрытыми простой циновкой, где, как считалось, и восседало божество. Главным в ритуальных обрядах считалось почитание огня, являющегося символом Ахурамазды и его царства света. Позднее стали возводиться постоянные храмы. Они устраивались по единому плану: в центральной части сооружалась изолированная темная комната, где горел священный огонь. Её окружали залы для молитв и собраний. Возле храма всегда строили бассейн для ритуала очищения, а позади него разбивался небольшой сад.
Учение Заратустры было изложено в «Гатах» — древнейших частях священной книги «Авесты». «Авеста» в переводе значит «знание». Считается, что текст «Авесты» получен Заратустрой от самого Ахурамазды. «Авеста» сложилась на основании проповедей Заратустры. Как и другие подобные своды, она составлялась на протяжении ряда веков. К VII в. «Авеста» состояла из 21 книги различного содержания, вобравшей в себя все виды знания тех времен.
Важной чертой зороастризма является практически-этический характер. Самое главное, что заложил Заратустра в основы нового вероучения, — это понятие дуализма — борьбы двух божественных принципов, определяющей все, что происходит во Вселенной. Это борьба добра и зла, которые существуют изначально и представлены богами-близнецами Ахурамаздой и Ангро-Майнью. Ахурамазде помогают добрые боги ахуры и язаты, Ангро-Майнью — злобные демоны — дэвы. Главной целью Ангро-Майнью является подчинение всего материального мира, разрушение и опустошение его. Он владыка болезней (в мир им было выпущено 9999 болезней) и хозяин смерти.
В зороастризме была развита эсхатологическая доктрина, где повествовалось о воскрешении мертвых и Страшном суде, а также о последней битве, которую должен выиграть Ахурамазда. Согласно зороастризму существует четыре мировых цикла, каждый длительностью 3 тыс. лет, на протяжении которых происходит борьба Ахурамазды и Ангро-Майнью. Она должна закончиться поражением сил зла, очищением мира в расплавленном металле от всей скверны и наступлением эры вечного блаженства.
Ахурамазда, даже в семи своих воплощениях, не один управлял миром. Ему в этом помогали младшие боги, среди которых его сын и дочь — Митра и Анахита; Аши — бог удачи и изобилия, Сраоша — бог порядка и Рашну — бог справедливости. Зороастрийское учение требовало от каждого своего последователя ненавидеть ложь и говорить только правду, быть справедливым, хранить верность, соблюдать чистоту, быть трудолюбивым и сострадательным к людям.
В Ахеменидской державе царила атмосфера, способствующая развитию культуры. Например, Гераклит из Эфеса или Геродот, который часть жизни провел в Галикарнасе, были подданными персидских царей. На территории этого государства были созданы два из «семи чудес света»: храм Артемиды в Эфесе и Галикарнасский мавзолей. Здесь продолжала развиваться и древняя культура египтян, вавилонян, эламитов и др. Продолжала совершенствоваться наука. В частности, больших высот достигла медицина, но в ней было много мистики. Часто использовали во время болезни такой прием: из глины лепили изображение злого духа, поселившегося в человеке, а затем разбивали эту статуэтку, надеясь, что человек поправится.
В Персии начала развиваться и философия, но в отличие от Древней Греции она не выделилась в особую отрасль знания, самостоятельную от религии. Так, в «Гатах» содержатся абстрактные философские воззрения, согласно которым борьба добра со злом заложена в человеке, он должен нести ответственность за свои поступки. Выдающийся древнегреческий философ Гераклит, живший в конце VI в. до н. э., высказывал предположение, что основой всего сущего является огонь, который вечен и не сотворен богами. В этом видны отголоски зороастризма.
В правление династии Ахеменидов (558 — 330 гг. до н. э.) в Междуречье был всплеск математической астрономии. Вавилонский ученый Набуриманн без телескопа, механических часов, современной математической техники двадцать шесть веков назад вычислил лунные фазы, солнечные и лунные затмения. Другой вавилонский астроном Кидиннув в V—IV вв. до н. э. составил множество астрономических текстов и вычислил солнечный год с ошибкой всего в 7 минут. Впоследствии многие из этих астрономических достижений были заимствованы древними греками.
Религия персов впитала ассиро-вавилонские воззрения: легенда о вселенской катастрофе очень созвучна мифу о Всемирном потопе. Бог огня вступает в схватку с драконом Дахакой, как Мардук с Тиамат. Ахурамазда многими чертами напоминает Ашшура. Много заимствований было и в художественной культуре. Рельефы на стенах дворцов схожи и по сюжетам, и по технике, и по художественному стилю с ассиро-вавилонскими. Террасы и лестницы, огромные статуи гениев-охранителей дворцов в виде фантастических животных подобны месопотамским. Широкое использование персами колонн объясняется влиянием египетской архитектуры. Но в отличие от полутемных египетских храмов у персов все было буквально залито светом. Безусловная заслуга персов состояла в творческой переработке всех заимствованных культурных достижений. Поэтому можно говорить об особом художественном стиле Персеполя.
Персия также являла собой культурный мост. Очевидно взаимодействие ее культуры с греческой и индийской. Древнегреческие статуи нередко находят в Индии, куда они попали в качестве военных трофеев, так как войны между Персией и индийскими государствами не были редкостью.
Античная культура
Эпоха античной культуры начинается с образования греческих полисов – городов-государств в начале I тыс. до н. э. – и завершается падением Римской империи в V в. н. э.
Античная культура на протяжении всего своего существования остается в объятиях мифологии. Она сливает разрозненные племенные мифы в единую религиозно-мифологическую систему, которая становится основой всего античного мировоззрения.
Однако динамика общественной жизни, усложнение социальных отношений, рост знаний подрывают архаические формы мифологического мышления. Необходимость поддерживать общественный порядок в государстве требует замены племенных норм поведения упорядоченными кодексами законов. Публичная политическая жизнь стимулирует развитие ораторского мастерства, культуры мышления и речи. Совершенствование ремесла, строительства, военного искусства все больше выходит за рамки освященных мифами образцов.
Таким образом, расцвет мифологии в античную эпоху сопровождается борьбой против архаических традиций мифологического сознания, сковывающих свободу мысли, рост знаний, развитие трудовой деятельности. Стремление разрешить это внутреннее противоречие античной культуры составляет движущую силу ее развития.
История античной эпохи разделяется на две фазы – греческую и римскую античность.
Главными сферами греческой культуры становятся философия и искусство. Они вырастают из мифологии и пользуются ее образами. Но вместе с тем приобретают значение, выходящее за ее пределы.
Древнегреческая философия создала принципиально отличный от мифологического тип мышления. Мифологическое сознание удовлетворяется описаниями, философское же требует доказательств, стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения с помощью логических понятий.
Искусство Древней Греции, как и философия, исходит из мифологии и черпает из нее свои темы и сюжеты. Однако оно начинает служить не только ритуально-мифологическим целям. Произведения искусства приобретают свою собственную, эстетическую ценность, которая определяется не их культовым назначением, а художественными достоинствами.
Римская античность заимствует многие идеи и традиции греческой культуры. Римская мифология дублирует греческую, философия использует различные идеи учений греческих мыслителей.
Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права. Управление огромной державой потребовало разработки системы государственных органов и юридических законов. Древнеримские юристы заложили фундамент правовой культуры, на который до сих нор опираются современные правовые системы. Характерной чертой римской культуры является ее политизированность.
Античная культура сохраняет мифологическую оболочку и при этом развивает формы культурной жизни, не вмещающиеся в эту оболочку и разрывающие ее. Это противоречие проявляется в антиномиях, которые пронизывают всю античную культуру.
1. Чувства и разум. Для античного человека весь окружающий мир был наполнен чувственно данными, видимыми и осязаемыми вещами. Греков отпугивало все, что недоступно взору, что превосходит возможности наглядного представления. Но жизнь античного общества ставила перед людьми проблемы, которые можно было решать лишь на основе рациональных, логически последовательных рассуждений. Авторитет разума, его приоритет над чувствами становился необходимым условием достижения успеха в экономике, правовом законодательстве и т. п. Античная философия все глубже погружалась в дебри абстрактного мышления. Все это привело к тому, что разум в сознании античного человека превратился в верховного властителя и арбитра, устанавливающего истинное положение вещей, в главную силу, управляющую миром. Вера в мощь человеческого разума, в его великие возможности была отличительной особенностью античной культуры.
2. Судьба и борьба («ананке» и «агон»). Греки возлагали ответственность за события своей жизни на богов. Они считали, что каждому предопределено прожить жизнь в соответствии с предначертаниями судьбы. Ананке (судьба, рок, неотвратимость) властвует над всем миром. Казалось бы, представление об ананке должно обрекать человека на полную пассивность. Однако людям не дано знать заранее, что написано в книге судеб, и они действуют по собственному разумению. Но если человек пытается нарушить волю богов и уклониться от выпавшей на его долю судьбы, жизнь его неизбежно превратится в трагедию. Появление трагедии в античной культуре – результат осознания греками способности человека нарушать предписания судьбы, несмотря на наказание за это. Поведение трагического героя показывало еще не изведанные потенции человека.
3. Социальность и индивидуальность. В Древней Греции на смену прежним родоплеменным общинам пришло объединение людей по месту поселения – полис. Полис для грека был единственным местом, где он чувствовал себя в безопасности. Возникло понятие свободного человека, принадлежащего к сообществу граждан полиса. Общественная жизнь в полисе, с одной стороны, вела к усилению социальных связей и зависимостей. А с другой – она стимулировала развитие самосознания личности, имеющей свободу действовать согласно своей собственной воле независимо от требований общества. Эти две тенденции весьма противоречиво сочетались друг с другом. Граждане полиса стали осознавать, что «человек» и «гражданин» – это не одно и то же, что «человеческое» в личности подчас вступает в конфликт с «гражданским». Сократ отверг приоритет социального над индивидуальным. Он поставил суд совести выше народного суда, самосознание личности – выше коллективного сознания. Однако для античной культуры в целом все же было характерно преобладание общественного над личным, социального над индивидуальным.
Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 2256;