Культура первобытного общества

 

Эпоха первобытной культуры — самая длительная в истории человечества. Хотя жизнь древних племен в разных географических регионах имела свои особенности, существуют общие черты, характерные для культуры первобытного периода.

Важнейшая её особенность — синкретизм (нерасчлененность, недифференцированность форм первобытной культуры, свойственная их неразвитому состоянию).

Другая важная черта этой культуры — бесписъменностъ. Это обусловливает медленность накопления информации в обществе и вытекающие отсюда слабые темпы культурного и социального развития. На ранних стадиях первобытного общества, когда язык был еще очень примитивен, главным информационным каналом культуры была помимо естественно-биологической активности трудовая деятельность. В ней сочетались воедино прагматический и информационный аспекты. Освоение и передача смысла трудовых операций происходили в невербальной форме, без слов. Показ и подражание были основными средствами обучения и обращения. Действия, после которых наблюдался какой-либо полезный эффект, становились образцами, которые копировались и передавались от поколения к поколению и превращались в затверженный ритуал.

Вся жизнь первобытного человека проходила в выполнении множества ритуальных процедур и обрядов. Значительная часть из них на самом деле имела рационально необъяснимый, магический характер. Но для древних людей такие магические ритуалы представлялись столь же необходимыми и эффективными, как и любые трудовые акты.

Мир смыслов, в котором жил человек на заре своей истории, задавался ритуалами. Они были невербальными «текстами» его культуры. Ритуальные операции выступали как символы, знание которых определяет уровень овладения культурой и социальную значимость личности. Подражательность ритуального поведения требовала от каждого индивида следования образцам и исключала творческую самостоятельность. Индивидуальное самосознание в этих условиях развивалось слабо и почти полностью сливалось с коллективным. Проблемы нарушения социальных норм поведения, непослушания, противоречия между личными и общественными интересами не существовало. Индивид не мог отступать от ритуальных требований, налагаемых на его поведение. Особую роль здесь играли табу, охранявшие жизненно важные для существования племени устои коллективной жизни. Культура начинается с введения запретов, которые пресекают асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживают личную предприимчивость.

С развитием языка и речи формируется и приобретает важность новый информационный канал — устное вербальное общение. Это сопровождается развитием мышления и индивидуального самосознания. Индивид перестает отождествлять себя с коллективом, у него появляется возможность высказывать, предлагать и обсуждать различные мнения, хотя самостоятельность мышления долгое время остается очень ограниченной.

На этом этапе духовным основанием первобытной культуры становится мифологическое сознание. Оно отличается тем, что человек переносит на окружающий мир свойства, которые он замечает в себе. В мифах сочетаются вымысел и реальность. Они объясняют все, в них все делается понятным. Словесная символика мифов проникает в ритуалы и придает им смысл. В свою очередь, мифотворчество порождает новые магические ритуалы. Мифы окутывают все формы жизнедеятельности людей и выступают как основные «тексты» первобытной культуры. Их устная трансляция обеспечивает установление единства взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир.

У всех первобытных народов существует довольно богатая мифология (от гр. myphos – повествование, сказание и logos – учение). Мифотворчествородилось как наивная попытка объяснить то или иное явление окружающей действительности, и им пронизано все мировосприятие первобытного человека.

В традиционном архаическом коллективе в мифы верили безусловно и безоговорочно. В них видели как повествование о том, что было, так и указание на то, как должно быть. И в эпоху зарождения, и в последующие периоды своего существования мифы воспринимались как актуальная программа, организующая действия и поведение людей в определенных ситуациях. Прерогативы мифов получали высшую санкцию в человеческом обществе, и люди старались следовать божественным образцам не только в ритуалах, но и в повседневном быту.

Поэзия мифов — первая форма литературного творчества. Мифологическая символика воплощается как в словесной форме, так и в знаковых структурах обрядов, пения, танца, рисунка, татуировки и т. д. В результате мифология образует атмосферу, в которой зарождаются разнообразные виды первобытного искусства. В мифах закрепляются и освещаются практические сведения и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче от поколения к поколению накопленный в течение многих веков опыт сохраняется в социальной памяти и образует первичный уровень знаний и способов мышления, от которого начинается путь, ведущий к развитию философии и пауки. В мифологических рассказах о божествах зарождается религиозное мировоззрение.

Таким образом, в слитном, недифференцированном виде первобытная мифология заключает зачатки основных областей духовной культуры, которые выделяются из нее на последующих ступенях развития человеческого общества, — религии, искусства, философии, науки.

Культура первобытного мира – это такая форма организации жизни людей, которая соответствует слаборазвитым общественным отношениям. Начало человеческой культуры, когда человек полностью выходит из животного мира, принято связывать с появлением первого подлинно человеческого сообщества – первобытной родовой общины. Это событие явилось базой дальнейшего развития человека на новой, социальной основе.

Первобытная родовая общинакак первая упорядоченная форма организации общества была коллективом родственников, связанных общим происхождением по материнской линии, т. е. материнским родом.

Женщины играли важную роль в хозяйственной жизни (занимались собирательством и воспитанием детей). С женщиной постепенно стало ассоциироваться само понятие жизни и продолжения рода. Это нашло выражение в поклонении женщине как хранительнице крова и очага. Возник древнейший культ (объект поклонения) матери-прародительницы.

Материнская родовая община характеризовалась также экзогамией – строжайшим запретом (табу) кровосмешения. Брачные отношения устанавливались только с представителями других родовых общин.

Проблема зарождения у первобытных людей религиозных представлений и искусствапредставляется очень важной и значимой.

Искусство и религиозные представления возникают одновременно на одной и той же линии развития общества и связаны с одним и тем же стремлением человека – прочнее укрепиться в мире. Психологически человек не мог существовать в мире, где все непонятно, таинственно, враждебно. Религиозное осмысление мира и себя в нем заполнило вакуум, создало определенную гармонию между человеком и средой.

Появляются многочисленные памятники изобразительного искусства: скульптура, живопись в пещерах, имеющие явное отношение к религиозным представлениям и магическим обрядам. Однако искусство первобытной эпохи не исчерпывалось изобразительным. Люди изготавливали различного рода украшения, пели, танцевали, сочиняли музыку, но вся эта деятельность отражала магические действия, что позволяет сделать вывод о ритуальном характере всего первобытного искусства и его неразрывной связи с религиозными верованиями.

К основным формам первобытных религиозных представленийотносятся:

1) Тотемизм (от слова «ототеман», на языке североамериканских индейцев – род его) – вера в родственную связь людей с каким-либо видом животных, рыб, растений, который считается тотемом (покровителем-родоначальником) данной группы людей, наименование которого она носит.

2) Магия (от гр. mageia – волшебство) – вера в способность человека с помощью особых действий или слов воздействовать на окружающий мир и других людей. В зависимости от целей применения известны: промысловая, лечебная, охранительная (белая), вредоносная (черная), любовная и другие виды магии.

3) Анимизм (от лат. anima – дух, душа) – вера в сверхъестественные существа в виде заключенных в какие-то тела душ и самостоятельно действующих духов. В более общем смысле – наделение окружающей природы свойствами человеческой души.

4) Фетишизм (португальское feitico – волшебство, фр. fetiche – идол) – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. В качестве пережитка фетишизма принято рассматривать разного рода амулеты, талисманы, обереги.

Примерно 9-7 тыс. лет назад часть человечества перешла от присваивающего хозяйства к производящему. Возникли животноводство и земледелие, а охота, рыболовство и собирательство начали отходить на второй план. Этот крупный перелом в развитии первобытной культуры именуют агрикультурной, или неолитической, революцией.Впервые в истории человечества производящее хозяйство возникло в Передней Азии.

Агрикультурная революция повлекла серьезные изменения в социальной и духовой жизни. Происходит постепенный переход к отцовскому роду и патриархальной семье. Изменяется и система духовных ориентации. Зародились культы природы: солнца, земли, воды, огня; культы плодородия, широко известные в образах умирающих и воскресающих духов; культы вождей, свидетельствующие о начавшемся социальном расслоении и усилении роли вождей. Впоследствии культы различных сил природы и вождей превратились в культы богов, возник политеизм, или многобожие. Возникло и такое сложное культурное понятие, как «бог».

Бог – сверхъестественное всемогущее существо, сотворившее мир и управляющий им, верховная сущность, наделенная высшим разумом, абсолютным совершенством.

На рубеже IV-III тыс. до н. э. возникли древнейшие на земле государства, именуемые также древнейшими цивилизациями, ознаменовав собой кардинальные изменения принципов организации человеческого общества.

К древнейшим цивилизациям принято относить древние государства Двуречья (Месопотамии), Египта, Индии, Китая, а также античные Грецию и Рим.

Первые государства возникли на Востоке – в тех странах, где основную часть территории составляли долины крупных полноводных рек: Тигра и Евфрата, Нила, Инда и Ганга, Хуанхе, поэтому их иногда называют «речными цивилизациями».

Древнейшим на земле государством считают Шумер, появившийся на рубеже IV-III тыс. до н. э. в Месопотамии. В III-II тыс. до н. э. возникли государства в Египте и Индии, во II тыс. до н. э. – в Китае.

Основой общественной и хозяйственной жизни этих государств была сельская община и общинное землевладение. С сельскими общинами и ирригационным земледелием была связана и своеобразная форма политического устройства общества – восточная деспотия. Именно деспотический характер власти правителей этих государств позволял осуществлять грандиозные общественные работы по созданию ирригационных систем, строительству дворцовых и храмовых комплексов, оборонительных и культовых сооружений – таких, как, например, Великий канал и Великая Китайская стена, египетские пирамиды, индийские храмы и т. п.

 

Культура Древних цивилизаций (Месопотамия, Египет)

Месопотамия

Месопотамия в переводе с древнегреческого означает «междуречье» (mesos — середина, potamos — река). Так с древности стали называть территорию, расположенную между реками Тигр и Евфрат в Юго-Западной Азии.

В долине рек Тигра и Евфрата на рубеже V и IV тыс. до н. э. зародилась древнейшая цивилизация шумеров. Города, расположенные в низовьях рек, были мало зависимы друг от друга, поэтому единого государства у шумеров так и не сложилось. Но на основе однотипной культуры городов-государств (Ур, Урук, Умм, Ниппур, Лагаш, Сиппар и др.) возникло единое культурное пространство.

Уже в самой далекой древности из-за нехватки полезных ископаемых и леса шумеры были вынуждены таким образом сориентировать свою экономику, чтобы посредством торговли получать необходимое сырье. В связи с этим у них рано возникло и стало быстро развиваться ремесло. Изделия ремесленников шли на продажу. Ремесленники изготовляли изделия из золота, оружие, цветное стекло. Считается, что шумеры изобрели колесо к повозке, гончарный круг и бронзу, цветное стекло. Также ими были созданы клинопись и первые правовые кодексы.

Месопотамия с глубокой древности являла собой территорию, через которую проходили миграционные волны как с запада — семиты-кочевники с Аравийского полуострова, так и с востока — индоевропейцы. Это были аккадцы, эламиты, амореи, арамеи, халдеи. Именно из Двуречья открывались торговые пути во все части цивилизованного мира древности. И любая идея здесь очень быстро прогрессировала. Недаром Двуречье часто называют генератором идей в древности. Высокие темпы развития культуры в самой Месопотамии оказывали цивилизующее влияние в первую очередь на субцивилизации Западной Азии: Элам, Хеттское царство, Митанни, Ассирию, Финикию и др.

В Междуречье было своего рода «экономическое чудо», основой которого явились ирригационные системы. Без поддержания сложной системы каналов и дамб, помогающих осушать болотистую почву на юге и сохранять влагу в засушливое время года, невозможно было бы само существование и развитие данной цивилизации.

Во всех городах Междуречья возводились ступенчатые храмы Зиккураты. Зиккураты стали строить к концу III тыс. до н. э. на тщательно выбранных священных участках и никогда не переносили на другое место. Это были святыни, принадлежавшие всему населению. Их строили из необожженного кирпича и покрывали изразцами. Как правило, зиккураты имели от 3 до 7 ступеней, каждая из которых была посвящена определенному божеству и покрывалась изразцами иного цвета. Наверху сооружался небольшой храм в честь бога-покровителя города. Зиккураты также использовались как обсерватории. Кроме зиккуратов возводились в городах и храмы. В Вавилоне одним только великим богам было воздвигнуто 53 храма. Что же касается мелких святилищ и уличных алтарей, где каждый мог принести благодарственную жертву, то их насчитывалось сотни. Храмы Двуречья были скупо декорированы снаружи, так как росписи ввиду плохой сохранности в условиях влажного климата не применялись. Но интерьеры дворцов украшались мозаичными орнаментами, стены инкрустировались перламутром, в отделке колонн, потолков и дверей использовались золоченая медь и дерево.

Из-за дефицита камня практически все постройки в Междуречье были из глиняных необожженных кирпичей. В самом Вавилоне из камня были лишь основания ворот богини Иштар и известных садов Семирамиды. В центре города в свое время возвышалось самое высокое сооружение в Междуречье – знаменитая Вавилонская башня (зиккурат Этеменаники), воздвигнутая около 1000 г. до н. э.

К особенностям Древнего Междуречья можно отнести четко прослеживаемую преемственность в области культуры. Очевидно, что жители Вавилонского царства, существовавшего с XIX по VI в. до н. э., многое унаследовали из культуры шумеров. Например, в основе письменности вавилонян лежала шумерская клинопись.

В культуре Месопотамии была выработана мифологическая концепция жесткого детерминизма человеческой жизни, который предполагал фатализм. В вавилонском искусстве совсем не встречается изображение погребальных сцен. Религия не обещала бессмертия в царстве мертвых, но в случае послушания определенные блага и радости подданные государства могли получить при жизни. Искусству Древнего Междуречья присущ динамизм. Во многих произведениях вавилонского изобразительного искусства главенствует магический образ зверя как наследие доисторических времен. В молитвенных песнопениях нередко мощь богов сравнивали с силой дикого быка, а их ярость — с львиной. Поэтому не случайно изображение этих животных вавилонскими ваятелями и живописцами. Шеду — гении-хранители в образе крылатых быков — часто украшали ворота дворцов и храмов. Многочисленные статуи царей, жрецов и воинов устанавливали в храмах. Нередко выдающиеся люди удостаивались таких же почестей, как и боги. Шумеры развивали пластику в металле. Золото использовали в сочетании с ляпис-лазурью, серебром, раковинами и бронзой. Стиль шумерского искусства был воспринят аккадской, ассирийской и вавилонской (халдейской) цивилизациями. Многие достижения шумеров были ассимилированы другими культурами. Древние евреи и персы заимствовали ряд сюжетов из их мифологии, отголоски чего можно найти в Библии. Это и рассказ о райском саде, прообразом которого, по всей вероятности, были висячие сады Семирамиды, повествование о Всемирном потопе и др. Так, Эдем, где согласно Библии «насадил Господь Бог рай» раннехристианские авторы помещали в верхнем течении Тигра и Евфрата.

Народы Древней Месопотамии были создателями высокой материальной и художественной культуры. Именно в Месопотамии в середине III тыс. до н. э. Саргоном Великим была сформирована первая в мире профессиональная армия. Они были пионерами и в создании почтовой службы: письма на глиняных табличках запечатывались в глиняные конверты, а специальные гонцы доставляли их адресатам. Первые книги (в частности, первые словари) и библиотеки появились также на земле Древнего Двуречья.

Еще со времен Шумера мастера делали изумительные по красоте и технике изготовления ювелирные изделия. Жителям Месопотамии были известны чеканка, зернь и филигрань, они делали сплавы драгоценных металлов. А месопотамские жрецы умели совершать расчеты, пользуясь порядком триллион. Вместе с тем культура Междуречья заимствовала и достижения культур своих соседей, в частности Древнего Египта.

 

Древний Египет

Культура Древнего Египта насчитывает несколько тысячелетий. Сформировавшись на рубеже IV — III тыс. до н.э., она просуществовала, практически не изменяя своих основных черт, почти три тысячелетия, оказав огромное влияние на развитие цивилизационных черт у народов, населявших огромные территории как в Африке, так и на всем Ближнем Востоке.

Цивилизация египтян возникла в долине Нила. Египет называли «даром Нила», так как необыкновенное плодородие почв в долине реки и дало возможность развить на этой базе высокую культуру. Название «Египет» происходит от греческого Aegyptus — так греки произносили одно из названий столицы страны — Мемфиса, звучавшее на языке древних египтян как «Хэ-ку-Птах». Первоначальные поселения были, как бусины, нанизаны вдоль Нила. Египтяне вели оседлый образ жизни, занимаясь земледелием и загонным скотоводством. Необычайное плодородие нильской долины давало возможность получать богатый урожай. Но для того чтобы стабильно получать высокие урожаи, надо было создать, а затем поддерживать в идеальном порядке ирригационную систему, включавшую многочисленные каналы и дамбы. Уже в III тыс. до н.э. подобная система функционировала в общегосударственном масштабе. Государство было заинтересовано в ее отлаженном состоянии. Когда требовался ремонт или создание новых ирригационных сооружений, то чиновники могли рекрутировать для этих целей жителей любого поселения Египта. Не случайно именно у египтян, первых в мире, процесс политогенеза завершился созданием государства.

Специалисты полагают, что земледелие в Древнем Египте уже пять тысяч лет тому назад было главным занятием. Так появились условия для размышлений и последующего суммирования знаний, а затем и первые попытки человека осознать себя как личность.

Первыми в истории человечества определили длину года (365 дней) жители Древнего Египта. Знание продолжительности года нужно было для предсказания разливов Нила, от чего зависел урожай, а значит, и вся жизнь людей. Также в Египте были накоплены важнейшие практические знания в области математики и астрономии: деление суток на 24 часа, определение так называемых «знаков зодиака», открытие принципа вычисления площади круга и др.

Религия Египта была в основе своей мифологична. Религиозной культуре древних египтян соответствовало целое собрание богов различного ранга. Каждый из них имел свою область забот и свою «специализацию». Некоторые боги имели облик, намекающий на их животное происхождение. Для этого использовались, в частности, образ сокола, а также шакала и др. Повелителем царства: мертвых, согласно египетской мифологии, был бог Анубис. Он приводил умерших на суд бога «справедливости» Осириса. Самого бога Анубиса всегда изображали с телом человека и черной головой шакала. На чудесные ноля царства мертвых попадали лишь достойные люди. Но для их вечной жизни нужны были тепло, жилье и пища. Фараонам же для вечной жизни полагались пирамиды. Только во II тыс. до н. э. египтяне перестали строить пирамиды и начали хоронить своих фараонов в скалах и подземельях. Из погребальных росписей на стенах гробниц люди узнают сегодня об особенностях быта древних египтян. На этих рисунках можно видеть ритуальные сцепы охоты, сцены работ на полях, сцены ритуального пира и пр. Существует даже детальное изображение строительства дома. Роспись в гробнице царицы Нефертари (Фивы, Долина цариц) могла бы удивить нашего современника. Содержание ее не совсем обычно: «царица Нефертари за шахматным столом».

Росписи в погребениях знатных египтян свидетельствуют о развитии музыки и изобразительного искусства. Сохранилось также сравнительно небольшое число древних текстов. И росписи, и тексты говорят о том, что духовный мир древнего египтянина не был исключительно религиозным, не в меньшей мере людей занимали и «светские» интересы.

Так, судя по памятникам дошедшей до нас далекой культуры, у египтян было развито чувство красоты. Существовал и соответствующий термин («нефер»), означающий «прекрасное». Он был постоянным эпитетом богов и богинь. Знаменательно, что понятие «прекрасного» в сознании египтян всегда соотносилось только с обликом человека. Оно никогда не употреблялось в отношении священных животных.

Свет и красота в представлении древних египтян были едины. На фресках гробниц, в пространстве изображений присутствие солнечного света как бы само собой разумелось. Нередко само Солнце в качестве бога присутствовало в сценах царственной жизни. Формируется цветовой канон изобразительного искусства. В нем присутствуют простые цвета: белый, красный, зеленый. Вырабатываются также и понятия, связанные с идеей созидания прекрасного, — это «пропорция», а также «гармония». Как и во многих древнейших культурах, «прекрасное» для древних египтян ассоциируется с благом и добром. До нашего времени дошли некоторые тексты, имеющие облик литературного произведения. В них говорится о духовных устремлениях человека в пределах его личного существования. Иногда в них можно заметить мотивы скептицизма и разочарования автора в том, что его окружает. Иногда — это напоминание слушателю о радостях жизни, к которым должен стремиться всякий человек.

Интересно понимание мудрости древними египтянами. Оно связано как с религиозной мифологией, так и с изобразительным искусством.

Египтяне пользовались рисуночным письмом, и потому идея «мудрости» для египтян была теснейшим образом связана с изобразительным искусством. Древнеегипетские иероглифы нужно было рисовать. Писец не мог не быть еще в какой-то мере и художником-рисовальщиком. Его так и называли: «писец образов». Искусство писцов высоко ценилось. Выучить иероглифы, а затем пользоваться ими было крайне трудно. Умеющий читать казался египтянам настоящим мудрецом. Потому отношение к записанному тексту было крайне уважительное. Постепенно в культуре Древнего Египта утвердило себя понятие, близкое к нашему понятию «книга» (реально это был, конечно, свиток папируса, а не книга!).

Древнеегипетское искусство пережило древнеегипетское государство Воздействие художественного наследия Египта на страны, имевшие с ним непосредственный контакт, было огромным даже тогда, когда Египет оказывался в роли побежденного. Египетская культура исторически не дожила до этапа своего «средневековья»,завершившись на стадии эллинизма, которая стала последней фазой ее развития.

 








Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 1936;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.