Западная культура XX в.
В XX в. европейский тип культуры распространился далеко за пределы Европы, охватив другие континенты. Имея в виду, что культура европейского типа характерна уже не только для Европы, ее обычно называют «западной культурой». Хотя в разных странах у нее имеются свои особенности, можно говорить о наличии общих черт, типичных для западной культуры в целом.
Прагматизм.Современная западная культура – это культура, основанная на предпринимательстве, бизнесе, деловитости. Облик ее формирует экономика, которая, в свою очередь, определяется развитием технологической культуры. Последняя выходит на авангардное место в культурном развитии современного Запада. Социальная и духовная культуры попадают в зависимость от нее. Происходящие в них процессы все более становятся откликами и ответами на запросы экономики и технологии, финансирование и техническое обеспечение определяет условия, средства, формы художественной деятельности, функционирования правовой системы, политической борьбы и т. д.
Прагматический дух западной культуры настраивает людей на погоню за жизненными благами. Стремление к материальному благополучию, комфорту, наслаждению разнообразными удовольствиями, которые можно получить за деньги, становится главенствующей чертой, характеризующий тип личности человека западной культуры. Приобретательство, накопительство, «вещизм» выдвигаются на вершину его иерархии жизненных ценностей. В современном западном обществе насаждается массовый культ потребления, который сродни религиозному культу. Рынок – храм этого культа, а товары – идолы, которым люди поклоняются. Поэтому нынешний западный мир называют потребительским обществом.
Динамизм.Современная западная культура необычайно динамична. В ней чрезвычайно быстро меняются условия жизни, техника, моды. Идет беспрерывная погоня за новизной. От вещей уже не требуется, как прежде, долговечность. Они морально изнашиваются быстрее, чем физически. Покупатель компьютера уже через 1-2 года начинает задумываться над его обновлением. Все большее распространение получают одноразовые изделия. Нынешний западный мир, по остроумному замечанию А. Тоффлера, – это мир «одноразовой» культуры.
Скоротечность охватывает все сферы культуры. Особенно ярко это видно в области искусства. Его ведущим течением в XX в. становится модернизм, для которого характерно калейдоскопическое мелькание идей, школ, направлений, быстро входящих в моду и столь же быстро выходящих из моды.
Динамизм культуры изменяет саму психологию людей. Стремительный поток обновлений порождает подспудные сомнения в надежности их благополучия и заставляет жить в постоянном напряжении сил, чтобы быть на уровне быстро растущих стандартов потребления. «Психология скоротечности» затрагивает и сферу человеческих контактов, приобретающих мимолетный характер.
Нарастающие темпы жизни связаны со стремительным и безудержным техническим прогрессом. Он доводит противоречие между культурой и природой, возникшее еще на заре антропогенеза, до крайности. Общество впервые сталкивается с экологическими проблемами, грозящими ему гибелью.
Плюрализм.Никогда прежде не было такого обилия и разнообразия культурных систем и подсистем, взглядов и направлений. Существует множественность религий, философских концепций, научных теорий, художественных стилей и т. п. Спутником этого плюрализма становится толерантность, терпимое отношение к различным идеям и мнениям. В результате чуть ли не по любому вопросу высказывается множество суждений, что ведет к своеобразной «избыточности» возникающего вокруг него информационного поля. Это расширяет область поиска решения, но вместе с тем часто погружает дело в пучину бесконечных обсуждений. Способствуя установлению мирных и дружелюбных отношений между людьми, толерантность имеет своим негативным следствием то, что в культуре любые взгляды могут признаваться одинаково приемлемыми. Таким образом, теряются ориентиры, позволяющие отличить ценности от антиценностей, ненормальное представляется нормальным, заблуждение может «на равных правах» соседствовать с истиной.
Демократизм.Идеи гуманизма, автономии и самоценности человеческой личности, признание недопустимости насилия над человеком, индивидуализм как принцип, утверждающий право личности ставить свои интересы выше общественных, либерализм, провозглашение свободы и равенства в качестве нравственных, правовых и политических условий, без которых личность не может реализовать свой потенциал, – эти представления начиная с эпохи Возрождения постепенно проникали в европейское сознание, но воплощались в жизнь медленно и неуверенно. Внимание к ним в западноевропейском обществе резко возросло в XX в. – оно было реакцией на германский и советский тоталитаризм. После Второй мировой войны демократия, либерализм, индивидуализм стали не только общепризнанными ценностями западной культуры, но и практически осуществляемыми в жизни (хотя и далеко не всегда в должной мере) принципами организации западного общества.
Внутренняя конфликтность.Эта черта западной культуры проявляется в том, что все ее вышеперечисленные (и другие) особенности подвергаются критике и им противопоставляются альтернативы, которые тоже так или иначе входят в ее содержание. Протестные движения –непременное «приложение» к любой тенденции, претендующей на господство в культуре.
Западная литература XX в. наполнена призывами к отказу от потребительских идеалов жизни. Христианская церковь и многие сектантские движения, священники, педагоги, психологи, социологи пропагандируют альтруизм, необходимость праведной жизни, греховность и гибельность культа потребления. «Зеленые» борются за спасение природы от разрушающего ее ради сиюминутных выгод технического прогресса. В противовес плюрализму выступают религиозный фундаментализм и фанатизм, расизм и национализм с их воинственной ксенофобией.
Разгул преступности и терроризма – антиподов гуманизма, либерализма, демократии – в какой-то мере их следствие. Свобода и демократия – замечательные принципы, но они фактически облегчают задачу тех, кто пользуется насилием для достижения своих целей. Ибо эти принципы в равной мере оберегают и жертву, и насильника. Сторонники идеалов свободы, демократии, либерализма, исключая насилие, лишают себя права противопоставить ему ответное насилие со своей стороны и рискуют остаться беззащитными перед ним. Давние споры о «добре с кулаками» до сих пор не завершены. Но очевидно, защита личности от насилия далеко не всегда может обойтись без насилия и репрессий против тех, кто покушается на свободу людей. Это противоречие принимает подчас очень болезненные для общества формы.
В течение всего XX столетия философы, писатели, художники говорят о загнивании западной культуры и предрекают ее гибель. Они, видимо, совсем не напрасно бьют тревогу: современная западная культура, несомненно, страдает опасными недугами, которые угрожают свести на нет все ее достижения. Однако она продолжает существовать. Более того, творческие потенции западной культуры не только не истощились, но еще более возросли. И, несмотря на свои пороки, она активно распространяется по всему миру. Экспансия ее принципов и идеалов играет важнейшую роль в происходящем ныне процессе глобализации и становлении культурного единства человечества.
Экспансионизм– это характерная черта западной культуры, во многом определяющая облик современного этапа человеческой истории.
Есть основания предполагать, что западная культура к настоящему времени уже прошла через глубокий, опасный, трагический кризис, который диагностировался многими ее исследователями, и сейчас «больной выздоравливает». Как бы то ни было, но можно надеяться, что в ней найдется достаточно разума и силы, чтобы не довести до гибели ни западный мир, ни человечество.
Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 491;