Экономическая роль интеллектуального труда
Таким образом, человеческая деятельность, как образующая стоимость, с одной стороны, связана с природой, а с другой стороны, регулируется человеческим интеллектом. В этом плане научно-техническая, творческая, культурная и образовательная деятельность в экономике создают стоимость через постоянное развитие умения и способностей людей, хотя чисто физический труд немыслим без определенного умения, способности, квалификации индивидов. Поэтому, строго говоря, в экономике нет чисто физической или чисто интеллектуальной работы. Но оба принципа образования стоимости, проникающие друг в друга, в хозяйственной практике должны быть осмыслены каждый в отдельности. Труд интеллектуальный рационализирует труд физический, тем самым уменьшая долю последнего в общем производстве, однако нельзя сказать, что труд физический при этом обесценивается совсем, хотя по мере развития производительных сил общества денежное выражение его результатов стоит все меньше. В развитых странах Запада «работа руками» несоизмеримо дешевле, чем «работа мозгами».
Экономия труда физического означает, по сути, что люди высвобождаются для деятельности иного характера, т.е. предпринимательской, творческой, духовной, интеллектуальной. Экономию труда физического в обществе надо рассматривать как своего рода кассу, капитал, который можно выдать взаймы для иного применения, в нашем случае - для духовно-интеллектуальной деятельности. Значит, интеллектуальная организация труда возникает там, где имеет место разделение труда благодаря рациональному, интеллектуальному воздействию человека на организацию труда физического.
В экономике труд интеллектуальный играет двоякую роль: с одной стороны, он рационализирует труд физический и помогает тем самым увеличить производство материальных и нематериальных услуг, а с другой стороны, он все время создает новые потребности через бесконечное развитие новых видов продукции, услуг, работ.
2.3. Социально-экономическое и правовое содержание понятия «интеллектуальная собственность»
Все вышесказанное имеет непосредственное отношение к проблеме интеллектуальной собственности. Понятие «интеллектуальная собственность» является новым не только для Республики Беларусь, но и для всех стран, возникших после развала СССР. Это понятие не было принято в национальном законодательстве бывшего Союза и, соответственно, не учитывалось на практике.
Любая собственность есть отношение между людьми по поводу владения - распоряжения - использования - присвоения результатов человеческой деятельности, включая деятельность духовную, творческую. Любая собственность, в том числе и интеллектуальная, развивается по свойственным ей законам. Сегодня речь идет о новом для постсоциалистических стран процессе: впервые интеллектуальная деятельность человека у нас на глазах превращается в самостоятельную область экономического анализа.
Собственность всегда свято защищали все цивилизации, но это была собственность материальная: земля, транспорт, техническое оборудование, здания, сооружения и т.д. Сегодня материальной силой, защищаемой правом, стал сам интеллект человека, который генерирует огромный поток информации, постоянно ее перерабатывает, впитывает, анализирует, обобщает и в результате генерирует самые неожиданные предложения и идеи.
Перевести сейчас этот вопрос в плоскость практики для постсоциалистических стран очень сложно, так как советский опыт был неадекватен новым реалиям 20 века. Более 70 лет социалистическая экономика полностью игнорировала закономерности развития товарного производства. Бал правили плановые директивы и административно-командная система управления. Кроме государства, этого единственного конкретно заинтересованного собственника, никаких других собственников не было. Таким образом, обеспечивалось полное право государства на использование, распоряжение и присвоение результатов физической и интеллектуальной деятельности. Они объявлялись общественными и становились в этом смысле дармовыми, т.е. принадлежащими государству и обществу в целом.
Интеллектуальная собственность очень тонкая материя. По мере развития научно-технического прогресса, науки, инноваций, законодательной базы, рыночной конъюнктуры содержание ее постоянно меняется. Значит, сам институт интеллектуальной собственности надо воспринимать как сложную, постоянно пополняемую систему правовых норм, правил, традиций, находящихся в динамике.
Чтобы понять сущность интеллектуальной собственности как экономической категории, как своеобразного института в национальной экономике, остановимся прежде всего на анализе различных точек зрения, которые по-разному трактуют сущность собственности как таковой.
Согласно марксистской теории, собственность надо рассматривать как исторически определенную форму присвоения материальных благ. К. Маркс считал, что собственность есть форма отношений между людьми по поводу владения - распоряжения - использования - присвоения средств производства. И только эта форма, писал он, разделяет общество по классам, группам, слоям и т.д. Отсюда - классовый подход К. Маркса к анализу экономических процессов, протекающих в обществе, и к анализу самого общества со всеми вытекающими из этого последствиями.
Но жизнь развенчала такой однобокий подход к оценке собственности. В развитых странах мира сегодня происходит бурное перераспределение национального дохода не только на основе отношений между людьми по поводу владения — распоряжения - использования - присвоения средств производства. Сегодня перераспределение национального дохода через налоги и цену весьма серьезно повышает благосостояние и потребление людей, которые вовсе не наделены материальной собственностью как таковой. Следовательно, при всем значении факта материальных благ и средств производства, которые традиционно определяли положение, состояние и размеры потребления людей, тем не менее, сводить абсолютно все только к этим категориям нельзя. И жизнь это подтвердила.
Западные экономисты, в отличие от последователей марксизма, наоборот, видят в собственности не отношения между людьми по поводу владения материальными благами и средствами производства, а отношение самого человека к вещам, средствам производства, ресурсам. Отношения собственности они рассматривают скорее как отображение реального взаимодействия собственника со своим имуществом (распоряжение им, использование его и т.д.).
Поэтому, анализируя категорию «собственность», важно иметь в виду, что исторически собственность развивается в двух формах: частная форма с массой ее разновидностей и общая форма, также имеющая свои разновидности. Обе эти формы соотносятся как разности. Если различия развиваются только до уровня разности, тогда все в порядке: одна разновидность данной формы легко переходит в другую. Форма как таковая сохраняется. Но если различия развиваются до уровня противоположностей - мирный переход исключается, его заменяет преобразование в иную форму собственности. Приватизация, например, не есть переход из одной разновидности в другую, приватизация - это преобразование одной собственности в антиподную. Национализация - такой же переход, но с обратным действием.
Собственности без присвоения нет. Сегодня присвоение имеет сложную структуру, а главное - свои законы развития, которые адекватны законам собственности. Существует два закона собственности: собственность на продукцию своего труда и собственность на продукцию чужого труда. В паре с ними действуют два закона присвоения. Первый закон заключается в том, что изначальный способ присвоения есть труд. Второй закон присвоения говорит, что изначальный способ присвоения есть товарное обращение. А присвоение через товарное обращение вместо присвоения через труд превращает частную собственность в собственность, созданную капиталом. Таким образом, радикально меняется содержание собственности, а с ним и характер присвоения.
В наши дни на Западе появляется также немало рассуждений не просто о собственности, а о праве собственности. Это альтернативная марксизму точка зрения. Согласно ей не отношения по поводу владения самим ресурсом (средством производства, материальным благом) являются собственностью, а совокупность или доля прав по пользованию ими. Думается, что это более зрелый подход к трактовке собственности.
Полная совокупность прав состоит из одиннадцати элементов:
право владения;
право пользования;
право управления;
право на доход от использования (присвоения результатов);
право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение, физическое уничтожение блага;
право на безопасность, т.е. иммунитет против экспроприации;
право на передачу по наследству или завещанию;
бессрочность прав собственности;
запрещение вредного использования, т.е. обязанность воздержаться от использования собственности во вред другим;
имущественная ответственность;
возвратный характер прав собственности, т.е. возврат правомочий, переданных другим, при нарушении ими каких-то условий.
Другими словами, право собственности есть поведенческие отношения между людьми, которые санкционируются законами общества, его традициями и обычаями.
Применимо ли это все к интеллектуальной собственности? Безусловно да, поскольку интеллектуальная собственность подчиняется общим законам развития. Проблема в том, чтобы законодательно обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности и грамотно коммерциализировать результаты интеллектуальной деятельности, превращая их в товар, имеющий рыночную стоимость и благополучно находящий своего потребителя [8, с. 16-21].
Наиболее сложным моментом для понимания и практического использования является соотношение категорий «собственность» в вещном праве и «интеллектуальная собственность».
Рассмотрим последовательно сходства и различия права собственности на вещь и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности - интеллектуальной собственности.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 997;