Мелодико-синтаксические структуры
Периодическая повторность мелодико-ритмического оборота служит важным фактором закономерно упорядоченного расчленения небольших построений. В связи с этим в основе классификации мелодико-синтаксических (мелодико-тематических) структур лежит соотношение мотивной повторяемости или неповторяемости (подобие или неподобие).
1. Периодичность – последовательность элементов одинаковой продленности (за количеством тактов – 4+4, 2+2+2+2, 1+1+1+1).
2. Сложение (суммирование) – сопоставление двух или нескольких построений со следующим объединительным построением, которое равняется их сумме (2+2+4, 4+4+8 и так далее).
3. Дробление – сопоставление построения со следующими за ним более короткими построениями, которые равняются ему в сумме (4+2+2, 8+4+4 и так далее).
4. Дробление с замыканием (или суммированием) (2+2+1+1+2, 4+4+2+2+4 и так далее).
5. Двойное суммирование (1+1+2+4, 2+2+4+8).
Период
Период – это изложение законченной или относительно законченной музыкальной темы, завершенное кадансом.
Термин «период» идет от древнегреческой метрики и означает буквально «круговой ход».
Основное применение периода – часть более крупной формы. Основная функция – экспозиционная, дополнительная – неэкспозиционная.
Период выступает и как самостоятельная музыкальная форма, начиная с эпохи романтизма, где появилась эстетика фрагмента, сказавшаяся также и в возникновении кратчайших стихотворений. В музыке традицию периода в качестве формы отдельного сочинения заложил Шопен в цикле «Прелюдий».
Признак окончания периода – полная совершенная каденция.
Классификация структурных видов периода делается на основе нескольких критериев:
I. По количеству предложений или отсутствию делений на предложения:
1) период из двух или трех предложений;
2) период единого строения (слитный):
А
(а).
Период единого строения может иметь непрерывное гармоническое развитие с единственным кадансом в конце.
II. По тематическому сходству или несходству начал предложений:
1) период повторного строения (а+а).
(а+а') Штрих означает несущественные фактурные изменения: перенесение в другой регистр, орнаментику, распевание.
(а+а1) Единица означает существенные структурные или тонально-гармонические изменения;
2) период неповторного строения (а+b);
3) период секвентно-повторного строения (иногда не выделяют как самостоятельный вид периода) – второе предложение повторяет первое на другой высоте (а+а1);
III. По метрическому признаку:
1) квадратный (количество тактов кратно 4):
(а + a) или (а + b)
4 4 8 8;
2) неквадратный.
Неквадратность может возникать из-за:
a) расширения (внутри периода, до каденции, за счет секвенции, прерванного оборота, интенсивного внутреннего развития):
(а + а1) |
4 5. |
Расширение следует отличать от дополнения: последнее повторяет уже достигнутую заключительную каденцию и возможно лишь после окончания периода:
(а + а) доп |
4 4 2; |
б) сжатия (усечения) второго предложения (редко) (Мендельсон, Песня без слов №30);
в) наложения (совпадение окончания предыдущего построения с началом следующего):
(а+ а1) |
8 8; |
└─┘
г) органической неквадратности (характерно для русской музыки, где количество тактов в предложениях может быть равно 5, 6, 7 и т.д.).
IV. По тонально-гармоническим признакам:
1) однотональные (начинаются и заканчиваются в одной тональности);
2) Модулирующие (заключительный каданс в иной тональности, нежели начало периода);
3) при одинаковом серединном и заключительном кадансах образуется период из тождественных предложений (используется часто в пьесах для детей, в музыке с народным оттенком);
4) завершенные неустойчивым кадансом (редко).
V. По степени тематической развитости:
1) элементарные (построение типа периода);
2) развитые.
В элементарных периодах тема только излагается, а в развитых – не только излагается, но и содержит мотивную разработку, больше во втором предложении.
VI. По степени завершенности:
1) замкнутый (заканчивается тонической функцией в основной или побочной тональности):
(а+а)
D T;
2) разомкнутый (заканчивается не на тонике):
(a+a)
D D.
Разомкнутый период может в самом конце вообще избежать какой-либо каденции и перейти в следующий раздел формы. Это часто встречается в темах средних частей, эпизодах рондо и т.д. (Бетховен, соната №20, менуэт).
VII. По взаимодействию с другими формами, возникающему при совпадении периода с произведением (с чертами простых форм, рондо, вариаций, сонатной формы):
1) аналогия с двухчастной формой (ааba) (Бетховен, 7 соната, II ч.; Чайковский, 6 симфония, I ч., ПП). Такой же эффект создает расширение третьего предложения:
(a+b+b1) – Бетховен, финал 8 сонаты;
4 4 8.
2) черты простой трехчастной формы естественны для периода из трех предложений, где переход от второго к третьему идентичен соотношению середины и репризы трехчастной формы:
(a+a1+a2) – Шопен, прелюдия №9; Чайковский, симфония №5, II ч.;
3) с чертами вариационности: Шопен, Ноктюрн Es-dur;
4) с сонатными отношениями – чаще в сложном периоде:
(ab+ab)
D T.
В XIX–XX веках:
(а доп + a1 доп) |
→D D T T (Шопен, Ноктюрн ор. 72 №1). |
Классическим видом является период повторного или неповторного строения, квадратный, с полным совершенным заключительным кадансом, несущий экспозиционную функцию.
Форма периода в существенной мере организуется гармоническими кадансами предложений. Предложения – это наиболее крупные части периода. Между двумя кадансами периода образуется функциональное тяготение на расстоянии.
Сложный (двойной) период имеет две структурные разновидности:
1) из 4 предложений, объединенных попарно в 2 сложных предложения с 4 кадансами;
2) из 2 сложных предложений, не делящихся на простые, с двумя кадансами. При этом первое предложение модулирует.
Сложный период отличается от простого повторного (или варьированно повторенного) тем, что при простом повторе заключительный каданс остается тем же, хотя могут быть небольшие изменения в фактуре, а в сложном периоде меняется заключительный каданс.
Периоды могут быть очень больших размеров. Например, в Скерцо h-moll Шопена период состоит из двух предложений по 60 тактов с разными каденциями.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 2168;