Системы организации метра
Музыкальная система берет основу из античной стиховой системы – системы стиховых стоп. В ритмике античности наименьшей единицей времени, связанной с пульсом человека, была мора(примерно равная 0,5–1 секунде).
Мора ⌣, макродисемос –.
Соотношение долгого и краткого слогов давали стопы, при этом акценты не имели смысла. Из них возникли музыкальные стопы с соотношением сильного и слабого времени в мотивах.
Двухсложные стопы: ⌣ᅳ – ямб, ᅳ⌣ - хорей.
Трехсложные стопы: ᅳ⌣⌣ - дактиль, ⌣ᅳ⌣ - амфибрахий, ⌣⌣ᅳ- анапест.
Четырехсложные стопы: ᅳ⌣⌣⌣ - 1 пеон, ⌣ᅳ⌣⌣ - 2 пеон, ⌣⌣ᅳ⌣ - 3 пеон, ⌣⌣⌣ᅳ - 4 пеон.
Последование двух долгих слогов в языке называется спондеем, двух кратких – пиррихием.
В античном мире это была квантитативная система, т.е. основанная на количественном времени (времяизмерительная ритмика). В конце XIX – начале ХХ века проявляется интерес к античной ритмике (А.С. Аренский, цикл пьес ор. 28 на античные ритмы).
В XII–XIII веках образуется модальная система – свод обязательных ритмических формул (модусов). Всего существовало 6 модусов, каждый из которых основывался как бы на трехдольности:
1 модус – hqhq|hqh;
2 модус – qhqh|qhqh|;
3 модус – h.qh|h.qh|;
4 модус – qhh.|qhh.|;
5 модус – h.h.|h.h.;
6 модус – qqqqqq|qqqqqq.
Каждый модус выражал определенный аффект: 1 – радость, 2 – скорбь, 5 – торжественность. 5 модус использовался преимущественно в теноре (cantus firmus); 6 употреблялся редко.
В XII–XVI веках существовала мензуральная система – система длительностей, возникших с делением на 2 или 3 более мелких длительности.
К XVII веку сложилась тактовая система с соотношением ударных и безударных долей (сильных и слабых). Здесь главную роль стало играть расстояние от одного ударного до другого. Это квалитативная (качественная) система.
В музыке XVII–XVIII веков размеры не менялись. Позже возник переменный размер, но при этом не изменилась сущность данного метра. Внутри тактовой системы мы можем говорить о стопах, но несколько в ином смысле, нежели в античности.
Мельчайшей единицей темы становится мотив (это единица, как правило, включающая одну сильную долю). Если есть две доли, то речь идет о сдвоенном мотиве.
Мотив может делиться на более мелкие ритмические группы – субмотивы (В.А. Моцарт, Симфония №40, 1 ч., ГП).
В музыке со строгой метрикой сильные времена разных тактов не равны по тяжести. Можно различать легкие и тяжелые такты – стопы высшего порядка (по определению Г.Э. Конюса, «такты высшего порядка»).
Границы мотивов и тактов могут не совпадать, но количество их одинаково. Часто мотив противоречит такту (гемиола).
Для уяснения метра надо услышать по крайней мере 2 мотива, поэтому наименьшим элементом, определяющим метр, является фраза.Иногда фраза может не делиться на мотивы.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 693;